Научный журнал «Вопросы политологии». № 3 (15). 2014.

СОДЕРЖАНИЕ

РУДН 55 лет

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ РУДН

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА МЕДВЕДЕВА Н.П.

Наши авторы № 3-2014

РУДН 55 лет

В 2015 году исполняется 55 лет одному из самых известных университетов мира – Российскому университету дружбы народов.

Российский университет дружбы народов – это уникальный университет, крупный международно-ориентированный учебно-научный центр, широко известный в мире своими достижениями в организации учебного процесса, научными исследованиями, международными связями.

В стенах Российского университета дружбы народов ежегодно учатся и проходят подготовку на постградуальных формах обучения граждане из 145-152 стран мира.

В 2014 году в РУДН обучаются около 28000 студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров из 152 стран мира. В Университете работает коллектив, состоящий более чем из 4500 сотрудников, из них – около 2300 преподавателей, в том числе более 500 профессоров и докторов наук, свыше 1200 доцентов и кандидатов наук.

За свою 55-летнюю историю РУДН получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как классический университет, многие годы занимающий самые высокие места в числе лучших российских вузов и стремительно поднимающийся в международных рейтингах.

В Мировом рейтинге вузов QS (Quacquarelli Symonds) РУДН и в 2013, и в 2014 году входит в ТОП-500 лучших университетов мира (из России только 10 вузов входят в TOP-500).

По рейтингу агентства «Интерфакс» РУДН в 2011-2014 годах ежегодно занимает 4-6 места среди всех (более 1000) российских вузов.

Российский университет дружбы народов входит в ТОП-100 университетов стран БРИКС по версии Информагентства «Интерфакс» в совместном проекте с рейтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS). В составленном ими рейтинге вузов стран России, СНГ и Балтии, РУДН занял в 2013 году 7 место, а по показателю «интернационализация» РУДН занял первое место среди всех вузов России, стран СНГ и Балтии.

Следует отметить, что Университет занимает высокие места в международных и российских научных рейтингах благодаря активной научной деятельности ученых РУДН. По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) по количеству научных статей РУДН занимает 6-е место среди всех научных и образовательных организаций России (их более 10500), 4-е место среди всех высших учебных заведений Российской Федерации (их более 1000), третье место – среди университетов Москвы, а по индексу цитируемости – 17-е место по России и 5-е место – по Москве.

РУДН принимает активное участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным научным направлениям в тесном сотрудничестве со многими научно-исследовательскими институтами Российской академии наук и другими ведущими научными организациями России, ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно в 30 диссертационных советах РУДН проходят сотни защит кандидатских и докторских диссертаций.

В РУДН развиваются не только фундаментальные науки, но и такие актуальные прикладные исследования, как телекоммуникационные системы, математическое прогнозирование, фармакология, нанобиомедтехнологии, геоинформатика, тропическое сельское хозяйство, исследования космоса (РУДН имеет лицензию Роскосмоса на ведение космической деятельности) и многие другие. Традиционно сильны научные школы РУДН в области математики, химии, медицины, международных отношений, природопользования, лингвистики, русского языка как иностранного и многих других.

По данным агентства Tomson&Reuter (май 2014 г.), по количеству национальных патентов на изобретения за 2002-2012 гг., РУДН занимает второе место среди всех организаций Российской Федерации (первое место – ОАО «Росатом», третье место – Министерство промышленности и торговли России).

Характерное для ведущих центров мировой высшей школы сочетание факультетов и направлений подготовки от гуманитарных, социально-экономических до естественнонаучных, инженерно-технических, медицинских, аграрных и других, дает возможность получения в РУДН фундаментального высшего образования со знанием перспективных направлений развития политики, экономики, социально-культурной сферы, а также современных достижений в области медицины, физики, химии, техники и технологий.

Обучение в РУДН – это возможность одновременного получения нескольких дипломов: по основной специальности, по 1-3 иностранным языкам, по второму высшему образованию и по дополнительному профессиональному образованию.

Указом Президента России от 12 марта 2012 года Университету предоставлено право на самостоятельную разработку и реализацию собственных образовательных программ высшего образования, которые по уровню выше Государственных стандартов, что позволяет значительно поднять уровень обучения и дать не только фундаментальные знания, но и современные профессиональные навыки.

Качество образования, полученного в РУДН, подтверждается успехами более чем 90 тысяч выпускников, которые работаю почти во всех странах мира. Среди них – ряд президентов и премьер-министров, десятки министров, сотни известных политиков и успешных бизнесменов.

Университет имеет обширные международные связи, как с отдельными зарубежными вузами, так и международными организациями. РУДН – член Международной ассоциации университетов, Евразийской ассоциации университетов, Европейской Ассоциации университетов, Европейской Ассоциации международного образования. РУДН принимает активное участие в программах и проектах Совета Европы, ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития, имеет более 250 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами. РУДН является базовым вузом Сетевого университета СНГ (28 университетов из 9 стран) и Сетевого университета ШОС – Шанхайской организации сотрудничества (75 университетов из 5 стран ШОС).

В 2010 году за вклад в подготовку кадров для развивающихся стран мира РУДН был награжден Золотой медалью ЮНЕСКО.

РУДН является лидером среди всех российских вузов, как по количеству магистерских программ на английском языке (их более 30), так и по совместным магистерским программам (их более 100) с ведущими университетами мира, что позволяет студентам одновременно получать два диплома: РУДН и одного из 106 вузов-партнеров.

Миссия РУДН соответствует лозунгу «Мы готовим мировую элиту!». Для ее реализации в РУДН созданы все необходимые условия, в том числе и развитая инфраструктура. Кампус Российского университета дружбы народов является одним из лучших в России, что подтверждается победами на ежегодных смотрах-конкурсах студенческих общежитий вузов Москвы и России.

РУДН – это территория безопасности: все здания оборудованы современными системами пожаротушения и охраны, вплоть до системы электронного доступа в здания РУДН и круглосуточного видеонаблюдения за территорией Университета через 2000 видеокамер, при взаимодействии с созданным при РУДН отделением полиции.

Особое внимание в Университете уделяется охране здоровья студентов, преподавателей и сотрудников: у РУДН свои поликлиника, профилакторий и Медицинский центр, более 100 кафедр медицинского профиля, реализуется Комплексная программа «Здоровье». Ежегодно все сотрудники и студенты РУДН проходят комплексный профилактический медицинский осмотр.

Здоровый образ жизни в РУДН поддерживается возможностью правильно питаться и заниматься спортом: в студенческом городке более 20 национальных кафе и ресторанов, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), в котором 11 теннисных кортов и несколько футбольных полей, в том числе и зимних; работает более 30 спортивных секций, более 20 сборных команд Университета тренируется по различным видам спорта.

Среди студентов и аспирантов РУДН – чемпионы России и чемпионы мира по ряду видов спорта.

В Университете, куда на 5-10 лет для жизни и учебы приезжают иностранные граждане, создано все для полноценной жизни молодежи. Это не только достойные условия для учебы, но и творческая самореализация более чем в 30 студиях, ансамблях и кружках Интерклуба, воспитание лидерских качеств и активной жизненной позиции более чем в 200 национальных и интернациональных общественных организациях РУДН. Команда КВН РУДН – самая титулованная команда за всю историю международного Клуба КВН.

Качественная современная подготовка, знание иностранных языков, навыки ведения научно-исследовательской работы, личные контакты и широкие международные профессиональные связи обеспечивают востребованность выпускников РУДН на рынке труда, как в России, так и за рубежом.

Ректор РУДН – один из самых известных в мире российских специалистов по организации университетского образования и реформе высшей школы, экс-министр образования Российской Федерации, Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии образования, Председатель ВАК при Министерства образования и науки России, выпускник РУДН 1973 года.

Редакция журнала «Вопросы политологии» сердечно поздравляет Российский университет дружбы народов с наступающим 55-летним юбилеем! Желаем этому уникальному университету дальнейших успехов и процветания!

Председатель Редакционного Совета

журнала «Вопросы политологии»,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой политических наук РУДН,

Председатель Московской городской думы,

выпускник РУДН 1983 г.

В.М. ПЛАТОНОВ

главный редактор

журнала «Вопросы политологии»,

Президент Национального Союза Политологов,

доктор политических наук,

профессор кафедры политических наук РУДН

Н.П. МЕДВЕДЕВ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Т.В. КАРАДЖЕ доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой политологии и социологии Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В статье автор исследует политическую культуру, ее структуру, особенности функционирования. Рассматривая культуру как систему, автор не только исследует ее составляющие элементы, но и прослеживает их структурную взаимосвязь, диалектику их взаимодействия.

Ключевые слова: культура, политическая культура, содержание, структура, принципы функционирования.

А.А. ОЧЕРЕТЯНЫЙ кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой, Севастопольский городской гуманитарный университет, Россия, г. Севастополь

ПОЛИТОЛОГИЯ: КАК И ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ? (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

В статье поднята проблема объекта и предмета политологии, раскрыты методологические основания их анализа, взаимосвязи, поиска и трактовки. Высказано новое видение объекта и предмета политологии, основанного на ее базовой категории, каковой является понятие «политика». В статье особое внимание уделено обоснованию системного единства объекта и предмета политологии, без учета которого рассмотрение и трактовка этих базовых элементов логической структуры науки теряет сущностный смысл. В качестве объекта политологии предложено рассматривать политическую культуру общества, а предметом – ее закономерности.

Ключевые слова: объект, предмет, политика, система, целое и часть, абстрагирование, методологические принципы, наука, политология, общая наука, политическая культура.

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ

В статье проанализированы сущность, основные черты, особенности и направления политологического образования и нравственного воспитания в Царскосельском Лицее. Показана роль профессора Куницина в преподавании политических наук.

Ключевые слова: политическая наука, факультеты нравственных и политических наук, Царскосельский Лицей, Московский университет, А.С. Пушкин, император Александр I, М.М. Сперанский, А.П. Куницин.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

С.П. ВОСТРИКОВ директор ГБОУ СПО «Строительный техникум № 30», Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ

В условиях становления общества, основанного на знаниях, развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования для социально-экономического развития страны. Роль в современном обществе отрасли образования определяется тем, что в ней формируются компетенции, создаются и распространяются знания – ключевые ресурсы современного общества. Эффективность функционирования сферы образования все в возрастающей степени определяет успех социально-экономического развития. В статье автор анализирует государственно-частное партнерство как межсекторное социальное партнерство в образовании.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, образование, социальная политика, государство, механизмы ГЧП, социально-экономическое развитие.

А.А. РУМЯНЦЕВА кандидат политических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ СПО «Строительный техникум № 30», Россия, г. Москва

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Становится общепризнанным фактом, что в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости является ее внутренняя организация, включая способность быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, как отдельных регионов, так и страны в целом, осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики. Таким образом, требования к высокой организации локальных систем, как более мобильных в сравнении с глобальной системой, значительно возрастают. Этот процесс ставит остро вопрос разработки и реализации региональной инновационной политики, а также вопрос формирования инновационного микроклимата региона. В статье автор рассматривает кластерную политику как стратегию регионального развития.

Ключевые слова: кластерная политика, стратегия, региональная политика, кластер, кластерная инициатива.

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Ю.А. НИСНЕВИЧ доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ и РУДН Россия, г. Москва

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТСКИХ И ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2011-2012 гг. ЧАСТЬ VI. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2012: ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В данной части исследования автор заканчивает политико-правовой анализ выборов Президента России в 2012 году. Сценарий этих выборов определили объявление о рокировке на президентском посту Д. Медведева и В. Путина, что вызвало рост протестных настроений, и начавшиеся уже с 5 декабря 2011 года, как реакция на фальсификацию результатов парламентских выборов, массовые уличные акции протеста, получившие названия протест «рассерженных горожан». В качестве «избирательной машины» кандидата В. Путина выступила вся «вертикаль власти», которая традиционно злоупотребляла всеми видами административного ресурса и, в частности, для организации митингового противостояния с «рассерженными горожанами». Многие, из протестно настроенных избирателей, стали наблюдателями на участках в день голосования 4 марта, и хотя они активно противостояли, но в целом не смогли сдержать массовых фальсификаций, организованных «избирательной машиной» власти. Победа правящего режима на «парламентских выборах 2011» и «президентских выборах 2012» представляется пирровой, так как эти выборы окончательно развеяли миф о долговременной стабильности режима и породили существенные негативные социально-политические и экономические последствия.

Ключевые слова: выборы, президент, парламент, анализ, власть, оппозиция, избирательная кампания.

В.К. МЕДВЕДЕВА кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук РУДН, Россия, г. Москва

РОССИЙСКИЕ ВЫБОРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

В статье автор анализирует основные вопросы, связанные с ролью института выборов в становлении народовластия и институтов представительной демократии в постсоветской России, а также проблемы организации и проведения свободных и честных выборов.

Ключевые слова: представительная демократия, институт выборов, тайные выборы, свободные выборы, честные выборы, конкурентные выборы, избирательные права граждан, принципы демократической организации выборов.

П.С. ГЕЛЕРАНСКИЙ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Рассматривая выборы как важнейший компонент развития федеративных отношений, автор анализирует избирательное законодательство. Проводится мысль, что выборы – это стержневой механизм изменения и развития федеративных отношений и главная форма проявления политической воли населения региона как источника региональной власти. Далее дается краткий анализ различных этапов трансформации региональных выборов в постсоветской России и оценка их влияния на развитие федеративных отношений. Автор подробно разбирает региональные выборы как фактор, формирующий региональные политические элиты и стремится выявить тренды развития института выборов в России.

Ключевые слова: институт выборов, роль института выборов, федеративные отношения, гражданское общество, политическая система.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.А. ЛУЗАН доктор философских наук, профессор, академик Украинской академии политических наук, действительный член Российской академии политической науки, зав. кафедрой философии Донбасской государственной машиностроительной академии, Украина, г. Славянск

С.А. ЛУЗАН кандидат социологических наук, Россия, г. Москва

ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ И КОРРУПЦИИ В УКРАИНЕ И РОССИИ

В статье рассматривается трансформация политической деятельности в ходе исторического процесса, показано изменение сущности политической деятельности, субъекта политической власти на постсоветском пространстве. Исходя из этого осуществляется подход к анализу коррупции государственного аппарата.

Ключевые слова: политическая власть, политическая деятельность, приватизация, олигархия, коррупция, государственный аппарат, Майдан.

В.Ф. ПРЯХИН доктор политических наук, член Национального совета поддержки Римского клуба, Россия, г. Москва

ВМЕСТЕ К ПОЛИЦЕНТРИЧНОМУ МИРУ

Китайское направление во внешней политики России

Формирование новой политической архитектуры мира немыслимо без активного участия России и Китая – двух держав, четко обозначивших в своих внешнеполитических концепциях евразийские приоритеты. События вокруг политического кризиса на Украине в 2014 г. придали российско-китайскому взаимодействию в построении демократического полицентричного мироустройства особое звучание. С одной стороны администрация Б. Обамы как никогда откровенно внесла в глобальную повестку дня заявку на лидерство США в мировом политическом процессе. С другой, Россия и Китай однозначно подтвердили своими практическими шагами оппозицию любым концепциям доминирования в современном мире. Весьма важно, что «геостратегическая игра» в треугольнике Россия – Китай – США развертывается на фоне все более очевидных императивов глобализации, диктующих мировой политической элите необходимость перехода от геополитического соперничества к конструктивному взаимодействию в интересах упреждения глобальных проблем, угрожающих самому существованию человечества. Автор излагает ниже некоторые соображения относительно возможных сценариев динамики отношений в упомянутом выше треугольнике.

Ключевые слова: Россия, Китай, США, внешняя политика, миропорядок, глобализация, глобальные проблемы, Азиатско-Тихоокеанский регион, Восточные территории России.

В.А. ЧМЫРЕВА аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ТУРЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В статье проводится анализ основных подходов, разрабатываемых научно-политическим сообществом США касательно перспектив интеграции Турции в Евросоюз. Несмотря на то, что среди американских экспертов нет консенсуса касательно дальнейшей роли Турции в качестве союзника США и ЕС в ближневосточном регионе, а также перспектив политического развития Турецкой республики в целом, однозначно признается необходимость развития стратегических отношений с Турцией, а также использование «мягкой силы» и непубличной дипломатии в содействии процессу турецкой евроинтеграции.

Ключевые слова: внешняя политика, международные отношения, американская историография, политическое развитие, европейская интеграция, турецкая евроинтеграция, европейская идентичность, Турция, Европейский Союз, США.

М.В. КИРЧАНОВ доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран Воронежского государственного университета, Россия, г. Воронеж

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ ГРУЗИИ В НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ

Автор анализирует политические тренды в контексте развития северокавказских образов в идеологии современного грузинского национализма и в националистическом воображении. Автор полагает, что грузинский национализм имеет развитую политическую традицию и развивается как преимущественно гражданское движение. Поражение Единого национального движения содействовало трансформациям в идеологии грузинского национализма. Политический триумф «Грузинской мечты» стал триумфом умеренной версии национализма. Северокавказские проблемы относятся к числу популярных тем и сюжетов в грузинской националистической публицистике. Актуализация северокавказских трендов в контексте поляризации и фрагментации грузинского национализма стала результатом политических дебатов, связанных с ролью Грузии в регионе и с проблемами грузино-российских отношений.

Ключевые слова: Грузия, национализм, идентичность, cеверокавказские нарративы, гражданский национализм, националистическое воображение.

С.М. ПЛИЕВ аспирант кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: НАСТОЯЩЕЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье описана современная политико-социально-экономическая ситуация в Южной Осетии. Определены проблемы и даны рекомендации к их решению. Рассмотрены пути дальнейшего политического развития и предложен наиболее оптимальный из них.

Ключевые слова: Южная Осетия, экономика, политика, современность.

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ РУДН

Одним из главных направлений развития науки в социально-гуманитарной сфере во всем мире является создание научных школ, на базе которых разрабатываются основные направления научных исследований. В последние два десятилетия в Российском университете дружбы народов исследования в этой сфере проводятся в основном в рамках кафедр и других структур факультета гуманитарных и социальных наук. Большая роль в создании различных направлений научной деятельности в социально-гуманитарной сфере, получившей международное признание во многих университетах мира, принадлежит проректору по науке РУДН, заслуженному деятелю науки РФ, профессору, доктору философских наук, Кирабаеву Нуру Сериковичу. Одной из таких научных школ РУДН стала научная школа профессора кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, президента Национального Союза Политологов, Медведева Николая Павловича, которую сегодня мы и презентуем на страницах нашего журнала.

Редакция журнала

НАУЧНАЯ ШКОЛА

доктора политических наук профессора Николая Павловича МЕДВЕДЕВА

«ЭТНОПОЛИТИКА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Медведев Николай Павлович, доктор политических наук, профессор. Начал научно-педагогическую деятельность в Институте государства и права РАН, где защитил под научным руководством заслуженного деятеля РСФСР, доктора юридических наук Владимира Петровича Казимирчука кандидатскую диссертацию по теме «Предмет и функции национальной политики», а затем докторскую диссертацию по теме «Политический консенсус в условиях российского федерализма». С 2000 года по настоящее время профессор кафедры политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. Является одним из ведущих специалистов и разработчиков нового научного направления политической науки – «Политическая регионалистика и этнополитика».

Становление научной школы Н.П. Медведева происходит с начала 1990-х годов. Основные исследования, определившие научную направленность школы, связаны с изучением проблем политической регионалистики, этнополитики, политического консенсуса и этнополитической конфликтологии, а также вопросов федеративных отношений и многоуровневого управления. В 1993 г. в рамках научной школы была издана первая монография Н.П. Медведева «Национальная политика России: от унитаризма к федерализму». С 2007 г. ежегодно издается научный сборник «Труды научной школы профессора Н.П. Медведева». Выполнено несколько научно-исследовательских работ в рамках гранта НФПК и проекта «Аристотель. Политическое образование в XXI веке» (2003-2005 гг.), исследовательского проекта Института государства и права РАН «Открытое государство» (2005 г.), а также конкурса Министерства регионального развития России по проекту «Имплементация и ратификация Российской Федерацией Европейской хартии о региональных языках и языках национальных меньшинств» (2008-2009 гг.).

В качестве основных научных достижений и результатов, полученных в рамках научной школы Н.П. Медведева, можно выделить следующие:

– оценка влияния этнического фактора на стабильность территориально-политической системы Российской Федерации;

– разработка предложений по новой концепции государственной национальной политики в постсоветской России;

– разработка проекта Федеративного Договора (1992 г.);

– выработка рекомендаций по концепции современного российского федерализма и проекта третьей главы Конституции Российской Федерации «Федеративное устройство» (1993 г.);

– разработка основных положений общей теории политического консенсуса и проекта Федерального закона «О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (1997-1999 гг.);

– определение содержания и структуры новой научной дисциплины «Политическая регионалистика» (2001-2005 гг.);

– определение основных принципов осуществления региональной политики в условиях открытости государства (2005 г.);

– разработка рекомендаций по содержанию и структуре нового научного направления «Этнополитическая конфликтология» (2005-2008 гг.);

– анализ последствий централизации российской системы власти и перспектив модернизации современной модели российского федерализма.

Результаты научных исследований обобщены и опубликованы Н.П. Медведевым в 8 монографиях, 1 учебнике, 5 учебных пособиях и более 150 научных публикациях в ведущих российских и зарубежных изданиях на русском, английском, французском и немецком языках.

На сегодняшний день в рамках школы издано 22 монографии, 6 учебников и учебных пособий, более 10 учебно-методических пособий. В их числе: монографии Н.П. Медведева «Межнациональные конфликты и политическая стабильность» (1992 г.), «Национальная политика России: от унитаризма к федерализму» (1993 г.), «Национальное самоопределение или «этнические чистки»?» (1994 г.), «Становление федерализма в России» (1995 г.), «От консенсуса к стабильности: политические идеологии» (1997 г.), «Политический консенсус: теория и практика» (1999 г.), «Политические институты и процессы: сравнительные исследования» (2006 г.), «Субъект Российской Федерации в условиях государственно-правовых реформ» (2006 г.), «Политическая Россия: от централизации к бюрократизации» (2010 г.), монография В.Г. Казакова «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в современной системе политико-административных отношений» (2005 г.), монография А.И. Янчукова «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в условиях многопартийности» (2005 г.), монография А.Н. Ошкина «Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: проблемы правового статуса» (2005 г.), монографии Е.А. Куштавкиной «Этнополитические конфликты как фактор реформирования федеративных отношений в современной России» (2007 г.) и «Этнополитические отношения и конфликты: теория и практика» (2010 г.); монография С.Н. Гараева «Оптимизация системы многоуровневого управления в условиях российского федерализма» (2010 г.), монография Э.М. Коломейцева «Этнополитический процесс на Северном Кавказе в условиях трансформации федеральных округов» (2011 г.), монография Бекбосынова М.Б. «Российский федерализм: дилеммы политического выбора» (2011 г.), монография А.В. Ганичевой «Федеральные округа как основа новой модели российской региональной политики» (2012 г.), монография Г.В. Кетцяна «Этноязыковая политика в постсоветском пространстве: Армения, Россия, Украина» (2012 г.), монография П.С. Гелеранского «Трансформация регионального политического процесса в России в условиях политических реформ» (2012 г.), а также учебник Н.П. Медведева «Политическая регионалистика» (2002, 2005 гг.) и учебное пособие Н.П. Медведева и Е.А. Куштавкиной «Этнополитическая конфликтология» (2008 г.).

В 2014 году в Издательском Доме МИСиС в рамках научной школы Н.П. Медведева вышли в свет еще две монографии: Медведев Н.П., Перкова Д.В. «Постсоветский этнополитический процесс: проблемы языковой политики» (2014 г.), Медведев Н.П., Николаев К.В. «Парламентско-правительственные кризисы в современной России» (2014 г.).

В рамках школы под научным руководством профессора Н.П. Медведева в Российском университете дружбы народов, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институте государства и права РАН, Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина защитили диссертационные исследования 3 доктора политических наук и 30 кандидатов наук.

Как ученый и политик Н.П. Медведев неоднократно выступал по проблемам этнополитики и политической регионалистики в университетских и парламентских центрах Бельгии, Дании, Венгрии, Нидерландов, Польши, Швейцарии, США, Эстонии, Франции, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Молдовы и других стран.

Высокий научный уровень работ профессора Медведева Н.П. и его учеников, а также его авторитет в России и за рубежом, позволяют утверждать, что научная школа Н.П. Медведева получила общественное признание.