№ 5 (69), 2021

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 11. № 5 (69), 2021.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Нисневич Ю.А., Орлов И.Б. Попытка демократического прорыва: взлеты и падения Государственной Думы первого созыва (1993-1995г.г.) (к 30-летию Российской Федерации). Часть I

Королева-Конопляная Г.И. Теория государства в трудах Джона Локка

Улугов А.Х. Взаимосвязь политического мировоззрения и культуры толерантности в стабилизации этнополитических отношений

Ананьев Н.А. Основные идеи социально-политической концепции В.А. Грингмута

Чжунбао Ли. Утопический и общинный социализм: сравнительный анализ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Бурда М.А., Гришин О.Е., Попов С.И., Иванова М.М. Технология «Умное голосование» как форма легитимного протеста в контексте политической стабильности (на примере выборов в Московскую городскую Думу)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Манойло А.В., Теличко В.И., Попадюк А.Э. Особенности организации противодействия фейковым новостям

Кулакова Н.Н., Аничкина В.В. Факторы формирования политической культуры молодежи

Равочкин Н.Н. Политико-правовая институциональная динамика нового и новейшего времени (часть 2)

Хаят М.И. Состоялось ли государство: к вопросу о ключевых функциях государства

Конько С.Г. Лоббисты в региональных парламентах России: пример Новосибирской области

Ушаков И.Н. Интернет как пространство политических коммуникаций

Трапезников В.О. Практики экологического лоббизма в современной России

Нешков С.В. Образ будущего как средство дестабилизации внутриполитической ситуации в России

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Мартынова М.Ю., Жолманов А.С., Гришин В.О. Государственное управление и политические решения в формировании антикоррупционной политики государства: опыт Французской Республики

Кисляков Е.А. Модели управления политической повесткой дня: теория и практика

Гуазаа Л.В. Обоснование современной актуальности НИР в политике обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Лебедева М.Л. Модель организации сообщества регионов Франции: аналогия политики

Воронина Н.А. Модели обеспечения прав трудовых мигрантов на постсоветском пространстве: Центрально-Азиатский регион

Васецова Е.С., Ло Линянь. Глобальное лидерство КНР и концепция мультилатерализма

Пареньков Д.А., Белякова А.О. Основные направления лоббистской деятельности религиозных организаций в США

Юйхань. Мягкая сила в политике КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Тураев К.С. Интернет-коммуникация и ее роль в формировании общественного мнения в контексте глобализации

Божков Г.А. Этапы трансформации миропорядка

Бузанов Н.А. Конверсия оборонно-промышленного комплекса в РФ и в КНР в девяностые годы. Результаты, различия, схожести

Иванов П.В. Некоторые предпосылки сецессионизма Сара в Республике Чад

Мохамади М.Х., Эйвази Х. Роль порта Чабахар в развитии ирано-пакистанских торговых отношений

Ровчак П.Ю. Зарубежный опыт развития отношений со странами африканского континента

Цой С.В. Факторы раскола и сближения государств Корейского полуострова на современном этапе

Комаров Н.А. Проблема отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова на современном этапе (2009-2020 гг.)

Розенберг В.И. Сирийский кризис: переговорные технологии в условиях вооруженного конфликта

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

Жигульская Д.В. Международный научно-практический онлайн-семинар молодых ученых «Этнорелигиозный фактор в политических процессах на современном Востоке»

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Ван Пин. Новые СМИ в практике медийной дипломатии России и Китая

Нгунди Нсуру Сантьяго Мбуэли. Возвращение России в Африку

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОЧИТАННЫМ

Медведев Н.П., Шуленина Н.В. Беспредельность природы и познания политического лидерства

Наши авторы № 5-2021

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.001

УДК 32. 321

Ю.А. НИСНЕВИЧ доктор политических наук, профессор, профессор департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ, Россия, г. Москва

И.Б. ОРЛОВ доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ, Россия, г. Москва

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРОРЫВА: ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПЕРВОГО СОЗЫВА (1993-1995 ГГ.) (К 30-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) ЧАСТЬ I

В первой части статьи, посвященной истории Пятой Государственной Думы РФ, рассматриваются основные проблемы историографии раннего этапа современного российского парламентаризма и показываются причины и основные направления дискуссий по вопросам деятельности Государственной Дума первого созыва. Авторы, давая краткий обзор существующей литературы (в том числе, мемуарной), определяют не только реперные точки дискуссии (прежде всего, между сторонниками институционального и стратегического подходов), но также фиксируют уровень достигнутого согласия в изучении данного феномена и наличие исследовательских лакун.

Авторы статьи не только реконструируют ход выборной компании осени 1993 г. и расстановку сил, но и анализируют существующие объяснительные модели относительного провала (по крайней мере, так итоги выборов оценивались президентской командой и сторонниками реформаторского пути развития новой России) демократических сил. Определяя политический контекст парламентских выборов 1993 года, можно как противостояние реформистско-демократических и антиреформистских, традиционалистских избирательных объединений, авторы полагают, что расклад сил в определенной мере отражал идейно-политические предпочтения, распространенные в тот период в политически неструктурированном российском обществе. При этом сомнительно отнесение «Выбора России» к прототипу «партии власти». Скорее, этому прототипу соответствовала созданная С. Шахраем с опорой на федеральных и региональных чиновников с целью поддержки действующей власти ПРЕС. Можно спорить о том, насколько реально было появление в Госдуме твердого реформаторского большинства, но очевидно, что заметную роль в результатах выборов и в дальнейшим развитии политического процесса сыграло дистанцирование Б.Н. Ельцина и большинства его команды от всех участников избирательного процесса, включая выступавшего в поддержку действующей власти «Выбора России».

Ключевые слова: парламентаризм¸ выборы, Конституция 1993 года, политические партии, избирательные блоки.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.002

УДК 32. 327

Г.И. КОРОЛЕВА-КОНОПЛЯНАЯ доктор политических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Московского экономического института, Россия, г. Москва

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ДЖОНА ЛОККА

В статье рассматривается взгляд английского философа Джона Локка на государство. Выявляется ряд основных положений теории общественного договора. Обозначаются революционные идеи теоретика, которые заложили основу для либерализации и демократизации общества, дали мощнейший толчок развитию государств.

Ключевые слова: Джон Локк, либерализм, теория государства, свобода, гражданское общество, общественный договор.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.003

УДК 32.327

А.Х. УЛУГОВ сотрудник Республиканского центра духовности и просвещения, Республика Узбекистан, г. Ташкент

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Данная статья посвящена современным факторам влияния локальных и глобальных тенденций на оптимизацию межэтнических отношений в эпоху глобализации.

Ключевые слова: политическое мировоззрение, культура, угроза, духовность, народы.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.004

УДК 32.323

Н.А. АНАНЬЕВ аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.А. ГРИНГМУТА

В статье рассматриваются основные аспекты политических взглядов отечественного общественного и политического деятеля В.А. Грингмута. Автор прослеживает влияние идеологических концепций В.А. Грингмута на развитие консервативного движения в начале ХХ века, характеризует базовые основы его идейно-политических воззрений. В статье используются принципы историзма, классификации, индукции и дедукции. Автор приходит к выводу, что социально-политическая концепция В.А. Грингмута представляет собой «концентрированное» выражение русского консерватизма применительно к российским реалиям начала ХХ столетия.

Ключевые слова: В.А. Грингмут, монархия, национализм, православие, русский консерватизм, самодержавие, черная сотня.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.005

УДК 32.321

ЧЖУНБАО ЛИ аспирант Института иностранных языков Ланьчжоуского университета, Китай, Ганьсу, г. Ланьчжоу

УТОПИЧЕСКИЙ И ОБЩИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В рамках исследования проводится сравнительный анализ утопического и общинного социализма. Автор делает вывод о том, что утопический социализм, в отличие от общинного, представляет собой достаточно разнородную концепцию, допускающую множество вариантов построения нового общества, многие из которых содержательно противоречат друг другу. Общинный социализм наиболее близок поздним вариантам утопического. Однако, в отличие от учений А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, русские народники в целом скептически относились к идее осуществления «революции сверху» и не рассматривали промышленников в качестве инициаторов соответствующих реформ.

Ключевые слова: утопический социализм, общинный социализм, народники, сравнительный анализ, социальный реформизм.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.006

УДК 32.324

М.А. БУРДА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

О.Е. ГРИШИН кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов (RUDN University); доцент гуманитарного факультета Российского государственного социального университета, Россия, г. Москва

С.И. ПОПОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов (RUDN University), Россия, г. Москва

М.М. ИВАНОВА магистрант кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

ТЕХНОЛОГИЯ «УМНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ» КАК ФОРМА ЛЕГИТИМНОГО ПРОТЕСТА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ)

В статье рассматривается реализуемая российской оппозицией технология так называемого «умного голосования», являющаяся одной из форм протестного электорального поведения, формой легитимного политического протеста. Имеющиеся дефиниции избирательного законодательства позволяют власти в некоторых случаях задействовать административный ресурс в целях ограничения политической конкуренции, путем снятия с выборов «неудобных кандидатов». Существующий достаточно высокий анти-рейтинг партии власти, позволяет консолидировать имеющийся протестный потенциал против выдвигаемых ею кандидатов, что позволяет оппозиционным политическим силам добиться локальных электоральных успехов в отдельных регионах. В этой связи авторы акцентируют внимание на выборах в Московскую городскую Думу осенью 2019 года, где применение технологии умного голосования позволило оппозиции существенно увеличить свое политическое представительство.

Ключевые слова: политические технологии, умное голосование, политический протест, политическая стабильность, оппозиция, выборы, цифровизация.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.007

УДК 32.323

А.В. МАНОЙЛО доктор политических наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

В.И. ТЕЛИЧКО кандидат технических наук, генерал-майор запаса, заместитель председателя Центрального Правления Российского Союза ветеранов Афганистана, член контактной группы в Трехстороннем минском переговорном процессе по Донбассу, Россия, г. Москва

А.Э. ПОПАДЮК соискатель факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФЕЙКОВЫМ НОВОСТЯМ

Настоящая статья посвящена методике противодействия фейковым новостям (методом запуска «встречной информационной волны») и технологии подготовке специалистов в данной области, успешно прошедшим испытания на площадке федерального молодежного форума «Дигория» в октябре 2020 года. Методика противодействия фейкам включает в себя шесть выполняемых последовательно действий: выявление и распознавание фейка, оперативный комментарий (осуществляющий функцию первичного перехвата информационной повестки у фейка), разоблачение фейка (вскрытие его анатомии), создание и вброс вирусного антифейка (способного перехватить повестку у фейка и замкнуть ее на себя), запуск «встречной информационной волны», способной сбить фейк с избранной им траектории, с одновременным вбросом поддерживающих «волну» мемов и иного вирусного контента, и оперативная социология. Каждому действию должен соответствовать свой узкопрофильный специалист (лидер, коммуникатор, аналитик, технолог, ньюсмейкер), отработавший его до автоматизма; все вместе эти специалисты образуют оперативную группу, способную сбивать фейки «на взлете». Апробация данной методики на площадке форума «Дигория» показала, что оперативная группа, владеющая данной методикой и прошедшая цикл 8-дневной подготовки, в режиме «неожиданных вводных» тратит на отражение фейка в среднем 7-10 минут.

Ключевые слова: политика, фейки, вбросы, информационные операции, встречная волна, безопасность.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.008

УДК 32.019.52

Н.Н. КУЛАКОВА кандидат политических наук, доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

В.В. АНИЧКИНА студентка Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

В последнее время в дискуссиях о перспективах развития российского общества проблема молодежи начинает занимать по праву достойное место. Однако внимание исследователей сосредоточено, прежде всего, на проблемах негативного девиантного поведения молодежи в обществе. Волна «твиттерных» революций, прокатившаяся по соседним странам, нарастание политической активности российских школьников и студентов, наглядно демонстрирует, что проблемы, транслируемые этой социальной группой, являются прежде всего отражением процессов, происходящих в обществе.

Студенческая молодежь представляет собой интеллектуальный и стратегический ресурс общества, приложение ее сил во многом зависит от социальной специфики государства. Цифровая среда сформировала принципиально новые условия социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни молодежи, оказывающих двойственный эффект. Учитывая высокую интенсивность потоков информации и коммуникации в онлайн-среде, необходимо принимать во внимание их влияние на развитие и формирование личности молодых людей. С каждым годом появляется все больше данных о том, что инфокоммуникационные технологии не просто дополняют и расширяют жизнь современного человека, но и влияют на всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне, определяют его жизненные установки. Именно поэтому государство не должно самоустраняться от формирования политической грамотности и мировоззренческих позиций молодежи. Процессе рекрутирования, социализации и адаптация новых акторов должен осуществляться на основе преемственности базовых политических ценностей и обеспечиваться синтезом культуры и новых цифровых трендов общественной жизни.

Ключевые слова: политическая культура, идеология, политическая социализация молодежи, политика, цифровизация, государство, граждане.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.009

УДК 32.323

Н.Н. РАВОЧКИН кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии; доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, Россия, г. Кемерово

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДИНАМИКА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (ЧАСТЬ 2)

Политико-правовые институты являются ведущими драйверами, на которые государства возлагают ответственность за социальный успех и эволюционные траектории своего развития. Современную ситуацию, наблюдаемую в мире, можно с легкостью увязать с неопределенностью, нелинейностью и непредсказуемостью. В этом ключе закономерно обратиться к идейным основаниям, фундировавшим современные нам политико-правовые институты. Вторая часть статьи завершает сопоставление политико-правовой институциональной динамику Нового и Новейшего времени через пару «либерализм-социализм». Автор сосредоточивается аналитике второго периода, где на примере Европы и США отмечается недостаточность современных идей, предлагающих преимущественно линейные сценарии развития. Отдельно рассмотрена нелинейность современности, влияющая на институциональные порядки. В заключение обобщаются итоги исследования.

Ключевые слова: политико-правовые институты, институциональная динамика, Новейшее время, идеи, власть, общество.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.010

УДК 321

М.И. ХАЯТ аспирант кафедры государственной политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СОСТОЯЛОСЬ ЛИ ГОСУДАРСТВО: К ВОПРОСУ О КЛЮЧЕВЫХ ФУНКЦИЯХ ГОСУДАРСТВА

В данном исследовании мы рассматриваем различные подходы к пониманию государственной состоятельности, которые сложились в политической науке. Ключевое внимание в статье уделяется идентификационной состоятельности государства, обосновывается тезис о зависимости данного аспекта состоятельности от того, насколько успешно реализуется государством его культурная функция. Автор полагает, что анализ культурной функции государства в качестве одного из базовых компонентов государственной состоятельности, позволит развить и усовершенствовать в методологическом плане анализируемый концепт и послужит критерием для проведения сравнительных исследований.

Ключевые слова: государство, государственная состоятельность, подсистема культуры, функции государства, идентичность.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.011

УДК 32.328

С.Г. КОНЬКО аспирант Сибирского института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Новосибирск

ЛОББИСТЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТАХ РОССИИ: ПРИМЕР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Региональные парламенты в современной России являются институтом представительства различных групп интересов, однако на практике происходит непосредственное включение групп давления в представительные и законодательные органы власти. Все чаще коммерческие компании формируют депутатский корпус напрямую из своих представителей, в том числе и руководителей. Зачастую такая политическая практика идет в разрез с интересами широких социальных групп.

Цель данного исследования состоит в анализе деятельности «внутренних лоббистов» в региональных парламентах. Для этого исследуются подходы к определению субъектов лоббизма и рассматривается политическая практика интеграции лоббистов в органы власти. Проводится анализ состава парламента Новосибирской области в разрезе непосредственного представительства менеджмента коммерческих организаций и соответствия профилей интересов и профилей комитетов.

С помощью системного подхода был осуществлен анализ основных аспектов представительства элит в региональных парламентах на примере Новосибирской области. Выявлено значительное влияние представителей агропромышленного и строительного комплексов на структуру Законодательного собрания Новосибирской области.

Применение метода политико-правового анализа позволило определить возможности нарушения антикоррупционного законодательства при замещении руководителями организаций должностей в профильных комитетах региональных парламентов. В результате проведенной работы обнаружено противоречие в субъектно-объектной природе лоббистской деятельности при исполнении руководителями предприятий депутатских полномочий в профильных комитетах и комиссиях, ведущих к возникновению конфликта интересов. Для изменения сложившейся ситуации в статье предложено исключить возможность занятия должностей председателей и заместителей председателей комитетов на освобожденной основе, а также необходимость законодательного закрепления применения принципа ротации при формировании структуры региональных парламентов.

Ключевые слова: лоббизм, группы давления, группы интересов, конфликт интересов, коррупция, региональные элиты, субъекты лоббизма.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.012

УДК 32.323

И.Н.УШАКОВ аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Россия, г. Москва

ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

В статье проведен анализ интернета в качестве источника пространства политических коммуникаций. В рамках представленной статьи исследован вопрос о существующих подходах коммуникативного пространства. Рассмотрены направления реализации коммуникативного пространства посредством использования сетей интернет. Методы исследования: аналитический метод, обзорный метод, индукция.

Ключевые слова: интернет, пространство, политические коммуникации, политика, коммуникативная политика.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.013

УДК 32.321

В.О. ТРАПЕЗНИКОВ аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПРАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛОББИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Цель данной работы заключается в выявлении механизмов и определении основных групп, вовлеченных в процесс экологического лоббизма в Российской Федерации.

Процедура и методы. В статье рассмотрены примеры экологического лоббизма в России. При проведении исследования применены методы историко-ретроспективного анализа, классификации, дифференциации и сравнения.

Результаты. В ходе работы были выявлены основные группы экологического лоббизма в современной России и механизмы, с помощью которых они реализуют свои интересы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию групп интересов.

Ключевые слова: лоббизм, экология, политическая система России, заинтересованные группы, властные институты.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.014

УДК 32.323

С.В. НЕШКОВ аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОБРАЗ БУДУЩЕГО КАК СРЕДСТВО ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

В рамках данного исследования раскрыт вопрос об использовании неконвенциональной оппозицией образа будущего в качестве средства дестабилизации внутриполитической ситуации в России. Автор приходит к выводу, что противники действующей власти достаточно эффективно используют этот ресурс. Однако их успехи обусловлены скорее дисфункциональностью государственной политики в отношении формирования образа будущего, а также реализации задач долгосрочного планирования. Образ будущего, продвигаемый государством, лишен символической основы и наделен конкретным смыслом (за исключением уровня микросоциальных ценностей). При этом уровень доверия к нему нивелируют периодические в сбои в реализации заявленных властью социально-экономических программ. На этом фоне эмоционально адаптированные к специфике политического восприятия россиян образы, продвигаемые оппозицией, приобретают высокую конкурентоспособность.

Ключевые слова: образ будущего, дестабилизация, внутриполитическая ситуация, Россия, оппозиция.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.015

УДК 32. 327

М.Ю. МАРТЫНОВА доктор политических наук, профессор, профессор гуманитарного факультета Российского государственного социального университета, Россия, г. Москва

А.С. ЖОЛМАНОВ аспирант кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

В.О. ГРИШИН студент факультета истории, политологии и права Московского государственного областной университета, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В исследовании авторы рассматривают подходы в области государственного управления и принятия политических решений в контексте выработки государственной политики, в том числе и в области противодействия коррупции. Реализация такой политической цели, как борьба с коррупцией связана с построением эффективной антикоррупционной системы, которая имеет свои отличительные особенности для каждого государства. Вместе с тем, авторы систематизируют базовые компоненты антикоррупционной системы, связанные с деятельностью специализированных органов власти, их взаимодействия с институтами общественного контроля и на основании выстроенной модели рассматривают опыт Французской Республики, антикоррупционная система которой имеет достаточно высокие показатели в международных рейтингах.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, государственное управление, политические решения, антикоррупционные органы власти, Французская Республика.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.016

УДК 32.321

Е.А. КИСЛЯКОВ аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; Советник Председателя комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Московской городской Думы Россия, г. Москва

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКОЙ ДНЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В данной статье автором анализируются существующие подходы к управлению политической повесткой дня. Делается вывод, что существует четыре вида моделей: классические, политико-акторные, трехполюсная модель конкуренции повесток, модель каскадной сети. Наиболее перспективной и современной моделью автор выделяет модель каскадной сети Р. Энтмана, более полно объясняющей современные технологические подходы к управлению политической повесткой с помощью фрейминга. В том или ином виде все модели объединяет наличие трех ключевых звеньев управления повесткой: власть/властные структуры, СМИ, общество. Классические модели основную функцию отводят СМИ, политико-акторные модели – политическим акторам, прежде всего реализующих официальный дискурс, трехполюсная модель – публичной повестке, которая возникает на стыке иных повесток, модель каскадной активации – фрэймингу, с помощью которого власть управляет общественным мнением.

Ключевые слова: политическая повестка дня, виды повесток, фрейминг, политико-акторные, СМИ.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.017

УДК 32.323

Л.В. ГУАЗАА аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ АКТУАЛЬНОСТИ НИР В ПОЛИТИКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье актуализируется обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в качестве важнейшей функции российского государства; анализируются факторы опасностей, угроз и вызовов, возникших для России в XXI веке; рассматриваются научные проблемы, обусловленные существующими для России опасностями, угрозами, вызовами; проведение НИР определяется как она из составляющих деятельностей обеспечения национальной безопасности; обосновывается актуальность комплексных научных исследований аспектов политики обеспечения национальной безопасности как одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности России; актуализируются конкретные направления НИР.

Ключевые слова: опасность, угроза, вызов, жизненно важные интересы личности, общества государства, национальные ценности, интересы, цели, национальная безопасность, концептуализация, теория, политическая культура, государственная политика, Российская Федерация.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.018

УДК 32.327

М.Л. ЛЕБЕДЕВА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры истории Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, Россия, г. Москва

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СООБЩЕСТВА РЕГИОНОВ ФРАНЦИИ: АНАЛОГИЯ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются вопросы соотношения возможных моделей построения региональных отношений с властью центра (на примере Французской Республики) в рамках проведенной автором аналогии политики. Цель написания статьи – на основе определяющих характеристик модели организации французского регионального политического пространства соотнести ее (модель) с понятием «аналогия политики». В статье раскрыто толкование названного термина, исходя из теоретического осмысления его содержания автором. Тема исследования – французская политика взаимоотношений центральной власти и власти регионов. В качестве объекта исследования выступают особенности отношений «центр» – «регионы».

В процессе работы автор использовал следующие методы современной науки: контент-анализ современных информационных источников теоретического и практического характера; системный метод, позволяющий раскрыть тему исследования в совокупности составляющих его элементов; исторический метод, который необходим автору с точки зрения изучения вопроса развития и трансформации властных приемов отношений центральной власти с регионами Франции, выделения особенностей взаимодействия уровня «центр» – «регионы», а также автор использует сравнительный (компаративный) метод, позволяющий соотнести специфику и уровни применения методов и форм принятия политических решений на примере отдельно взятой модели, провести своего рода параллель в предметном поле аналогии политики.

Внимание к вопросу организации сообщества субнациональных единиц территории Французской республики, несомненно, имеет актуальное значение перед вызовами трансформации политической реальности процесса взаимоотношений территориальных единиц любого государства, тех изменений, которые переживает современная политика в рамках определенного временем интереса к отношениям между регионами и центральной властью.

Построение некой модели развития регионального политического процесса позволит провести параллель с другими политическими системами, а соответственно, перенять наиболее эффективные технологии организации власти.

Ключевые слова: регион, модель, аналогия политики, унитаризм, федерализм, власть, трансформация.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.019

УДК 32.325

Н.А. ВОРОНИНА кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора прав человека Института государства и права РАН, Россия, г. Москва

МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ РЕГИОН

В статье исследуются модели обеспечения прав трудовых мигрантов и соотечественников за рубежом (этнических диаспор) государствами Центральной Азии, Дано современное определение понятия «диаспора». Рассмотрены вопросы защиты их прав в основополагающих международных документах в области прав человека, в актах двустороннего сотрудничества, в рамках региональных интеграционных объединений (СНГ, ЕАЭС) и внутреннем законодательстве. Раскрываются особенности основных подходов к политике защиты прав соотечественников государствами региона. Делается вывод о необходимости разработки механизма межгосударственного взаимодействия в современных условиях эпидемиологических катаклизмов.

Ключевые слова: трудовые мигранты, государства Центральной Азии, межправительственные соглашения, соотечественники за рубежом, диаспоры, национально-культурные центры, политика адаптации, пенсионное обеспечение иностранных работников.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.020

УДК 32.327

Е.С. ВАСЕЦОВА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, г. Москва

ЛО ЛИНЯНЬ аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Россия, г. Москва

ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО КНР И КОНЦЕПЦИЯ МУЛЬТИЛАТЕРАЛИЗМА

Система международных отношений переживает процесс глубокой трансформации, что сказывается в том числе и на изменении феномена политического лидерства, приобретающего глобальное измерение. Китай играет все более заметную роль в мире, и появляется все больше оснований для признания за ним статуса лидера. Китай прилагает значительные усилия по решению глобальных проблем, что проявилось в условиях пандемии и экономической рецессии, которые стали новой реальностью в 2020-2021 гг. Статья посвящена изучению феномена глобального лидерства КНР во взаимосвязи с концепцией мультилатерализма. Выявлено, что Китай является последовательным практиком мультилатерализма и многополярности, активно поддерживая партнерские отношения со многими странами.

Ключевые слова: глобальное лидерство, мультилатерализм, многополярность, Китай, Россия, США, пандемия COVID-19.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.021

УДК 32.322

Д.А. ПАРЕНЬКОВ старший преподаватель кафедры политической теории МГИМО МИД России, Россия, г. Москва

А.О. БЕЛЯКОВА студентка факультета управления и политики МГИМО МИД России, Россия, г. Москва

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В США

В статье рассматриваются ключевые вопросы политической повестки дня религиозных групп интересов в США. На примере Конференции католических епископов США и Комитета друзей по национальному законодательству анализируются приоритетные направления религиозного лоббизма в американской внутренней и внешней политике. В отличие от коммерческих организаций и некоммерческих групп интересов узкого профиля, религиозные организации представляют интересы верующих по широкому кругу вопросов от конкретных социальных программ, до проблематики нераспространения ядерных вооружений.

Ключевые слова: религиозные группы интересов, религиозный лоббизм, государственно-конфессиональные отношения в США, Римско-католическая церковь в США.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.022

УДК 32.327

ЮЙХАНЬ аспирант факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов; преподаватель факультета русского языка Педагогического университета Внутренней Монголии Китая, Китай

МЯГКАЯ СИЛА В ПОЛИТИКЕ КНР В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

В статье раскрываются основные инструменты мягкой силы Китая, применяемые в азиатско-тихоокеанском регионе. В первую очередь среди них выделяются такие как превентивная дипломатия, экономические проекты, участие в международных организациях, распространение китайского языка и культуры (посредством системы образования и пр.), использование института масс-медиа. Делается вывод об эффективности применяемых инструментов в АТР.

Ключевые слова: мягкая сила, Китайская Народная Республика, Азиатско-Тихоокеанский регион.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.023

УДК 32.327

К.С. ТУРАЕВ сотрудник Республиканского центра духовности и просвещения, Республика Узбекистан г. Ташкент

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье проводится научный анализ представлений о продвижении Интернета в условиях глобализации и его глобального потенциала в формировании общественного мнения. В статье также отмечается, что эскалация глобализации открывает путь к тому, чтобы информация стала мощным оружием во всем мире. Утверждается, что возможности Интернета оказывают более сильное влияние, чем газеты, радио и даже телевидение, на осуществление радикальных изменений в социально-политических процессах.

Ключевые слова: глобализация, политика, Интернет, информация, духовность, идея, идеология, газета, радио.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.024

УДК 32.327

Г.А. БОЖКОВ аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОПОРЯДКА

События, происходящие на мировой арене в наши дни, свидетельствуют об изменении баланса сил, о борьбе за сферы влияния, а также международные транспортные и логистические коридоры. Пандемия 2020 года обострила и ускорила кризисные явления в мировой экономике, политике, социальной сфере. Противоречивая и неадекватная политика новой американской администрации, а также европейских стран демонстрирует их неспособность противостоять современным вызовам и предложить позитивную повестку дня для мирового сообщества. На этом фоне ответственные шаги по сохранению мировой стабильности принимают Россия и Китай, что встречает противодействие со стороны стран Запада. В сложившихся кризисных условиях практически во всех значимых сферах жизнедеятельности общества возникает задача в описании процесса трансформации миропорядка. В данной работе представлен результат анализа видов мирового порядка, сложившихся после Второй мировой войны и вследствие распада Советского Союза. На основе циклов Кондратьева выявлено три этапа трансформации миропорядка с шестью подэтапами. Предложенная концептуальная модель трансформации миропорядка позволит своевременно предпринимать необходимые стратегические действия для защиты и продвижения национальных интересов.

Ключевые слова: миропорядок, циклы, система международных отношений, новый мировой порядок.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.025

УДК 32.327

Н.А. БУЗАНОВ аспирант факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

КОНВЕРСИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РФ И В КНР В ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ, РАЗЛИЧИЯ, СХОЖЕСТИ

Цель данной статьи – коротко описать и дать оценочное суждение первой волне конверсии оборонно-промышленного комплекса в Российской Федерации и Китайской Народной Республике, которая в обеих странах закончилась в конце девяностых годов. Сначала автор коротко объясняет ключевые термины, связанные с оборонно-промышленным комплексом и конверсией. В статье проводится сравнительный анализ состояния оборонно-промышленного комплекса двух стран. Выводятся их схожести и различия. Проводятся факторы, которые оказывали влияние на процесс конверсии и формирования новой идеи функционирования оборонно-промышленной системы в целом. Для данной цели проводится анализ правовой базы и статистики тех годов. Автор подтверждает общее мнение о том, что первая волна конверсии в Китайской Народной Республике прошла более успешно, чем в Российской Федерации и разбирает причины данного явления.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, конверсия, организационная реформа, Россия в девяностые годы.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.026

УДК 32.327

П.В. ИВАНОВ аспирант кафедры политологии и политического управления Школы политических исследований ИОН Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; член СМП РАПН, Россия, г. Москва

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СЕЦЕССИОНИЗМА САРА В РЕСПУБЛИКЕ ЧАД

В данной статье автор анализирует предпосылки запуска отделения южных провинций Чада как возможную попытку народа Сара создания собственной государственности. После прихода к власти клана Итно в 1990-х, Республика Чад приобретает очертания «типичной» центральноафриканской демократуры, а значит, роль главы государства крайне важна для чувствительных политических обменов в контексте поддержания стабильности системы. Представляя собой гетерогенное общество с конфликтогенными тенденциями, (в том числе претерпев многочисленные гражданские вооруженные противостояния), варьирование степени коэрции – манульно, непосредственно под руководством главы государства – видится витальным для поддержания паритета между дифферентными этносами. Смерть Идриса Деби 20 апреля 2021 года может означать начало конфронтационных флуктуаций как внутри чадских элит, активизацию контрэлит, так и эскалацию множественных внутригражданских проблем. Данный факт можно расценивать как причину, по которой некоторые крупные этнические группы, например, Сара – имеют перспективу сепарации от чадской государственности. Рассмотрим наиболее вероятные первопричины, с точки зрения идентификации Сара как самобытного этноса, стремления консолидированных гражданских масс к выходу из государственности Чада. Данная статья является экспресс анализом влияния историко-культурных закономерностей, примордиальных поведенческих элементов, а также соотношения репрезентации политических акторов и демографического, территориального аспектов. Кроме того, наличие транзиторного состояния чадской политии и конфронтации «наследия Сахель» и южных областей Сара. Описываются демографические пропорции указанного этноса и репрезентационное несоответствие количеству потенциальных политических акторов в гетерогенном социуме республики Чад.

Ключевые слова: Сара, Чад, политическая система, политический кризис, сецессионизм, этнические конфликты, этнический непотизм.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.027

УДК 32.327

М.Х. МОХАМАДИ аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН, Иран, г. Тегеран

Х. ЭЙВАЗИ магистрант кафедры теории и истории международных отношений (ТИМО) РУДН, Иран, г. Тегеран

РОЛЬ ПОРТА ЧАБАХАР В РАЗВИТИИ ИРАНО-ПАКИСТАНСКИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порт Чабахар, расположенный на юго-востоке Ирана, является единственным океанским портом в стране и важнейшим населенным пунктом стратегического региона, который называется Макранским побережьем. Уникальное географическое положение, такое как кратчайший и безопасный путь сообщения между Центральной Азией и открытыми водами, нахождение за пределами напряженного региона Персидского залива, 30% морской границы Ирана в Оманском море и, наконец, подходящая глубина побережья для швартовка крупных кораблей сделала этот порт жизненно важным для экономического будущего Ирана. Помимо роли этого порта в развитии внешней торговли Исламской Республики Иран, следует также учитывать его роль в торговле страны с ее соседями. Между тем, Пакистану можно уделить особое внимание из-за его близости к порту Чабахар. 200-километровое расстояние от 20-миллионного порта Карачи до Ирана и его 6-часовое морское расстояние от порта Чабахар, с одной стороны, и его разнообразный, и столь необходимый иранский товарный рынок, с другой, делают порт вдвойне важен для увеличения торговли Ирана Пакистан. С другой стороны, несмотря на серьезные ограничения Пакистана, такие как отсутствие транспортной инфраструктуры, неразвитость промышленности и отсутствие достаточных запасов энергии, Исламская Республика Иран не смогла использовать пропускную способность порта Чабахар для выхода на рынок, испытывающий сильную жажду. Были проведены различные исследования экономического потенциала свободной зоны Чабахар и побережья Макрана. Однако, несмотря на имеющиеся возможности для доступа к пакистанским рынкам и способность удовлетворять основные потребности Ирана через этот коридор, потенциал этого региона недостаточен. В настоящем исследовании делается попытка проанализировать роль порта Чабахар в развитии торговых отношений между Исламской Республикой Иран и Пакистаном с помощью аналитически-описательного метода, изучить существующие препятствия и возможности и, наконец, предложить решения, чтобы подчеркнуть его роль.

Ключевые слова: порт Чабахар, побережье Макрана, торговые отношения Исламской Республики Иран с Пакистаном, коридор Север-Юг, Открытые воды.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.028

УДК 32.327

П.Ю. РОВЧАК аспирант кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СО СТРАНАМИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

Африка переживает период стремительного роста, а взоры мирового сообщества обращены в сторону «континента возможностей». При этом крупные страны мира перерабатывают и уточняют свои стратегии действий на африканском направлении. В таких условиях России также необходимо сформировать прочную основу для выстраивания российско-африканских отношений, выработать новые пути и формы взаимовыгодного сотрудничества со странами континента. Россия не располагает сопоставимыми с крупными внешними акторами возможностями интеграции с Африкой, прежде всего в экономическом плане, поэтому важно учесть имеющийся зарубежный опыт взаимодействия со странами континента.

Наиболее широко представляют свои интересы на континенте страны Европейского Союза, Китайская Народная Республика и Соединенные Штаты Америки. В то время как США и ЕС акцентируют усилия на программах помощи развития континенту и увязывают их с выполнением ряда обязательных условий, Китай наращивает экономическое сотрудничество с африканскими странами, не затрагивая вопросы прав человека и демократического развития.

Целесообразным для России в таких условиях является выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с государствами Африки на основе концепции устойчивого развития и уважения принципов международного права. Такой подход позволит максимально использовать имеющиеся возможности взаимодействия и предоставит странам континента возможность вырваться из созданной и поддерживаемой Западом изоляции, а также создаст альтернативу социально-экономической монополии и обусловленному влиянию внешних игроков.

Ключевые слова: отношения Россия-Африка, ЕС-Африка, Китай-Африка, США-Африка, устойчивое развитие, российско-африканские отношения.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.029

УДК 32.327

С.В. ЦОЙ аспирант Астраханского государственного университета, Россия, г. Астрахань

ФАКТОРЫ РАСКОЛА И СБЛИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются основные факторы, обуславливающие раскол государств Корейского полуострова на современном этапе международных отношений, а также способствующие их сближению. К факторам раскола относятся возрастающие внутренние различия между обществами КНДР и РК в сферах политики, экономики, культуры. При этом аспекты взаимодействия в области совместных проектов и социального взаимодействия рассматриваются как основа для развития межкорейского диалога.

Ключевые слова: Корейский полуостров, КНДР, РК, раскол, диалог.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.030

УДК 32.327

Н.А. КОМАРОВ аспирант кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ МОЛДОВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2009-2020 ГГ.)

Работа посвящена изучению двусторонних политических отношений между Российской Федерации и Республикой Молдова. В исследовании рассматривается период с 2009 г. по 2020 гг. В 2009 году в Молдове произошла «цветная революция», в результате которой к власти в стране пришли проевропейские силы. С тех пор российско-молдавское сотрудничество находится в кризисе.

Целью работы является комплексный анализ межгосударственных отношений между РФ и РМ в указанный период.

По итогам анализа материалов на заданную тему можно сделать вывод, что проблема отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова зависит от многих параметров, начиная от непосредственно внутриполитической ситуации в Молдове, заканчивая внешними факторами.

Ключевые слова: Россия, Молдова, внешняя политика, СНГ.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.031

УДК 32.327

В.И. РОЗЕНБЕРГ аспирант кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СИРИЙСКИЙ КРИЗИС: ПЕРЕГОВОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

Последние несколько лет Сирийский военно-политический конфликт занимает ведущую роль в современной мировой политике. Благодаря таким факторам, как особенности географического расположения, этноконфессиональный состав и историческое наследие эта страна занимает одно из ключевых мест в Ближневосточном регионе. Одной из отличительных черт конфликта стали впечатляющие масштабы вовлеченности иностранных и негосударственных акторов. После того как конфликт Сирии перерос в активное вооруженное противостояние, то возможности его мирного урегулирования значительно усложнились и приобрели свою специфику.

Оценка данных специфичных факторов в условиях реального военно-политического конфликта поможет в выработке системы для урегулирования подобных конфликтов в будущем. Таким образом, цель данной статьи заключается в определении факторов, снижающих вероятность мирного урегулирования в военно-политических конфликтах. В качестве исследовательских задач: выявление особенностей Сирийского военно-политического конфликта и определение основных факторов, оказавших негативное влияние на проведение переговорных процессов по урегулированию конфликта.

В рамках данной научной статьи автором были выявлены основные проблемные факторы сирийского военно-политического конфликта, что может быть использовано в дальнейшем формировании модели реагирования в похожих столкновениях.

Ключевые слова: политическая конфликтология, международные переговоры, военно-политический конфликт, урегулирование конфликтов, Сирийская Арабская Республика.

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.032

УДК 32.327

Д.В. ЖИГУЛЬСКАЯ кандидат исторических наук, заместитель директора ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Отдела истории Востока Института востоковедения РАН, Председатель организационного комитета семинара, Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ОНЛАЙН-СЕМИНАР МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ НА СОВРЕМЕННОМ ВОСТОКЕ»

Статья представляет собой краткий отчет о работе Международного научно-практического семинара молодых ученых «Этнорелигиозный фактор в политических процессах на современном Востоке», который состоялся 23 апреля 2021 г. в режиме онлайн в Институте стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых-кандидатов наук МК-636.2020.6.

В семинаре приняли участие более 60 молодых ученых из разных областей гуманитарного знания. На открытии семинара, а также в качестве экспертов и модераторов секций выступили видные российские исследователи-востоковеды.

Семинар предполагал комплексный подход к рассмотрению этнорелигиозной проблематики и вызвал большой интерес среди российских и зарубежных ученых.

Ключевые слова: международный научно-практический семинар, этнорелигиозный фактор, современный Восток.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.033

УДК 32.327

ВАН ПИН студент кафедры международной журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникации» Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

НОВЫЕ СМИ В ПРАКТИКЕ МЕДИЙНОЙ ДИПЛОМАТИИ РОССИИ И КИТАЯ

Дипломатия является дисциплиной, основанной на практике, и каждая форма дипломатии имеет свой уникальный оперативный механизм. В зависимости от различных носителей СМИ, медийная дипломатия может быть разделена на традиционную медийную дипломатию и новую медийную дипломатию. В данной работе мы сфокусировали внимание на медийную дипломатию новых СМИ, так как считаем, что именно она является определяющим (характерным) сегментом новой публичной дипломатии.

Ключевые слова: медиа, дипломатия, Китай, Россия.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.034

УДК 32.327.56

НГУНДИ НСУРУ САНТЬЯГО МБУЭЛИ бакалавр Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ В АФРИКУ

Африка – второй по размерам материк мира, численность его населения, по данным на начало 2020 года, составляет более 1,3 млрд. человек. Для обывателя этот континент относится к категории «периферийных частей света», которые имеют незначительные экономические или политические показатели развития. Как следствие, на сегодняшний день сформировался стереотип неперспективности Африки, в связи с чем ее роль в геополитическом и экономическом измерении недооценивается. В России Африка с 2016 г. включена в состав ключевых векторов развития налаживания тесных отношений в ближайшей перспективе. На сегодняшний день сотрудничество России со странами африканского континента осуществляется через комплексную реализацию геополитических, геоэкономических и военно-политических целей РФ, достижение которых пересекается с потребностями в обеспечении реализации российских национальных интересов как за рубежом, так и во внутреннем геопространстве страны. В процессе исследования особый акцент сделан на экономической составляющей взаимодействия правительства России и стран Африки. В частности, акцентировано внимание на поддержке ключевых отраслей промышленного комплекса со стороны России, осуществлении инвестиций в перспективные сектора и сегменты стран Африки, налаживании торговых связей и взаимовыгодных обменов, развитии добычи полезных ископаемых, логистических центров и инвестиционных платформ, расширении рынка сбыта товаров и услуг, поддержке транс-энергетических путей. Кроме того, рассмотрены основные направления и инструменты реализации Россией задач соблюдения безопасности и поддержки мира в Африке. Полученные результаты позволяют прийти к выводу, что РФ в ближайшем будущем будет продолжать концентрировать усилия на усилении геополитического, геоэкономического, военно-политического влияния на страны Африки.

Ключевые слова: Африка, Россия, сотрудничество, экономика, безопасность, торговля, полезные ископаемые, промышленность, добыча, инфраструктура, инвестиции, противостояние, защита, интерес.

DOI 10.35775/PSI.2021.69.5.035

УДК 32

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, Россия, г. Москва

Н.В. ШУЛЕНИНА кандидат философских наук, доцент Департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ И ПОЗНАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

В рецензионной статье дается оценка актуальности темы исследования, результаты которого Меньшиковой Е.О. представлены для публикации в научном журнале «Вопросы национальных и федеративных отношений». Уточняется уровень разработанности проблемы. Критически анализируются содержание статьи и методы исследования. Предлагается автору в дальнейшем расширить рамки исследования монографическими работами и публикациями ученых – элитологов других российских университетов.

Ключевые слова: политическое лидерство, отечественная школа политической науки, разработанность проблемы, методы исследования.