№ 5 (81), 2022

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 12. № 5 (81), 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Скиперских А.В. Политика как игра: российская проекция

Камалетдинова Д.Р. Политический ислам: проблемы определения

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Осин Р.С. Проекты образа будущего в свете идеологических ориентиров марксистской мысли в СССР на рубеже 1940-1950-х годов

Зурнаджян Г.С. Духовно-политическое учение митрополита Филарета (Дроздова) в современной историографии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Кадышева К.В. Социальные сети как инструмент формирования имиджа главы региона (на примере глав регионов Приволжского федерального округа)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Магадиев М.Ф. Защита информации и цифровая подпись в системе электронного правительства Российской Федерации

Брега А.А. Создание и распространение фреймов как способ легитимации властных решений

Бударин Я.С. Форсайт цифровой трансформации в законодательной власти или «Умный парламент Российской Федерации»

Дильмухаметова А.А. Совершенствование информационного обеспечения деятельности исполнительных органов власти по развитию сети образовательных учреждений

Куликова Д.В. Противодействие коррупции как инструмент политической борьбы в Республике Корея

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Равочкин Н.Н. Трансформация практик политического управления в реалиях цифровизации (часть 3)

Хлопов О.А. Цифровые технологии как движущая сила обеспечения энергетической безопасности

Гончарова Д.А. Цифровые параметры обеспечения национальной безопасности

Миронова С.А. Некоторые особенности правового регулирования лоббистской деятельности нефтегазового бизнеса в Российской Федерации

Хазели Реза. Трудовая иммиграция и возможности ее регулирования в условиях санкций

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Ванковска Б. The Macedonian Chairmenship with OSCE 2023: Dark Clouds Looming on the Horizon/ Председательство Македонии в ОБСЕ 2023: туманные перспективы

Большаков А.Г. Урегулирование территориальных конфликтов в Центральной Азии: позитивные практики и кейс кыргызско-таджикского противостояния

Возжеников А.В., Цыбаков Д.Л. Становление системы коллективной безопасности ОДКБ в условиях многополюсного мира

Дубровина О.В., Дубровина О.Ю., Плотников В.С. Регионы государств Евразийского экономического союза как инструмент расширения границ интеграции

Кулешова Н.С., Хао Лун. Западные экономические санкции и «долгосрочный» ответ России после крымского кризиса

Ба Алави Мурад Мохаммед. Новый переходный период в Йемене: основные сценарии развития событий

Дмитриева Н.И., Дун Цзычао. Суверенитет киберпространства как национальный суверенитет

Майстат М.А., Деннис Гитау Мванги. Механизмы расширения участия женщин в политике в странах Восточной Африки

Мирзазянов Р.Х. Россия и международные организации в борьбе с глобальными угрозами экстремизма и терроризма

Рахимов К.Х., Лушина А.А., Холов С.Х. Сотрудничество стран ШОС с Исламской Республикой Афганистан по урегулированию афганского вопроса: до и после вывода войск США

Шанченко Е.П. Миротворческие операции ООН в контексте теории справедливой войны

Ван Ян. Российско-китайское сотрудничество в сфере инноваций в научно-образовательной среде

Казарян С.А. Политические аспекты американской модели корпоративной социальной ответственности транснациональных корпораций

Кривошеева Н.И., Подуруева-Милоевич В.Ю. Демократические ресурсы современной публичной сферы: от социальных сетей до макрекерства

Суй Тао. Оценка развития китайско-американских отношений на основе анализа политики Трампа и Байдена

Тан Цуйчжу. Перспективы углубления военно-стратегического взаимодействия Китая и России: основные сценарии

Штрасбургер М.Л. История изучения политического участия русскоязычной диаспоры в США в период трех волн эмиграции

Юэ Жуйшуан. О поддержании стратегической стабильности в китайско-американских отношениях

Язан Хирбейк. Китайские инвестиции в Африке как составляющая геоэкономической стратегии

Суй Тао, Воронин В.А. Китайско-американские отношения (анализ действий администраций Трампа и Байдена в их стратегическом соперничестве с Китаем)

Чжао Лу, Го Вэй. Современная китайско-американская и российско-американская стратегическая конкуренция и трансформация международного порядка

Алексеенко Ю.А. Предпосылки к эволюции режима управления Антарктикой

Миронов К.А. Анализ признаков националистических партий в Европейском союзе

Дун Цзычао. Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

Мусиева Д.М. Новый виток напряженности между Россией и США

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Ли Цзинин. Противостояние Китая и России с Америкой в условиях санкций

Густырь А.А. Эволюция российской мягкой силы в период 2008-2013 гг.

Проценко А.Л. Роль пропаганды в условиях тоталитаризма

Тарасочкина Д.Д. Сравнительный анализ итогов конкурса «Лидеры России» с 2017 по 2020 года

Корольков К.А., Швырков В.С. Государственное управление Исламского Эмирата Афганистан в социально-культурной сфере

Комаров К.С. AUKUS: перспективы трехстороннего партнерства

Наши авторы № 5-2022

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.001

УДК 32

А.В. СКИПЕРСКИХ доктор политических наук, профессор кафедры философии и социальных наук ЕГУ им. И.А. Бунина, Россия, г. Елец

ПОЛИТИКА КАК ИГРА: РОССИЙСКАЯ ПРОЕКЦИЯ

Целью данной статьи является специфическая технология легитимации политических акторов.

Автор ставит задачу изучения эволюции российской политики в контексте производства зрелища, что предполагает его обращение к историческому методу. Игра пронизывает все структуры власти, сказываясь на образах всех ветвей российской власти. Автор считает, что производство зрелища становится важным условием политической жизни конкретных политиков, поэтому создание привлекательных декораций для политического действа со временем превращается в определенную технологию политической легитимации. Данная задача решается с помощью конкретных кейсов, к которым обращается исследователь в рамках метода case-study.

Автор приходит к выводу, что игровой характер политики становится способом отвлечения общества от реальных проблем. Запрос на зрелищную компоненту только увеличивается. Это предъявляет дополнительные требования к политикам, которые все чаще заигрывают с избирателями, вовлекая их в игру. Власть начинает доминировать в сфере игры, охватывая ею все больше общественных пространств. Как результат, производство игры становится своеобразным тренажером, с помощью которого политики пытаются управлять общественными настроениями на местах. Вместе с тем, политика симулируется незначительными, локальными акциями, производящимися в популистских интересах конкретных акторов. Реальная польза от таких акций кажется довольно сомнительной, если не брать в расчет вывод общества из стрессового состояния.

Ключевые слова: власть, игра, легитимация, общество, Россия.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.002

УДК 327

Д.Р. КАМАЛЕТДИНОВА аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Появившийся в рамках исламского возрождения в начале XX века феномен политического ислама не сразу привлек к себе внимание со стороны научного сообщества, что было связано со всеохватностью ислама, заключавшейся в единении и неразрывности религиозной, политической и социально-экономической сфер. В свою очередь ускорение процессов глобализации, сопровождавшееся всеобщей унификацией ценностей и культуры, а также давлением на мусульманскую умму привело к резкой политической мобилизации под исламскими религиозными лозунгами в разных частях мира. Попытки осмысления научным сообществом начавшегося исламского возрождения не привели к появлению единого, монолитного подхода к определению нового явления, что приводило к невозможности выработки универсальных путей взаимодействия с новым явлением. В связи с этим автором статьи предпринимается попытка анализа политического ислама в западно-центричном дискурсе. В первой части статьи рассматривается использование различных терминов для характеристики явления исламизма в период с XVIII до XX века. Вторая часть статьи посвящена изменениям интерпретации политического ислама
после трагических событий 11 сентября 2001 г. В конце статьи сделан вывод о том, что в силу отсутствия гомогенности рассматриваемого явления расширение терминологического аппарата и смыслового поля понятия политического ислама происходило в соответствие с изменениями внутри арабского мира и глобального контекста в целом.

Ключевые слова: политический ислам, джихадизм, такфиризм, фундаментализм, исламофашизм.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.003

УДК 123.1

Р.С. ОСИН кандидат философских наук, доцент кафедр фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Университета «Синергия», Россия, г. Москва

ПРОЕКТЫ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СВЕТЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ МАРКСИСТСКОЙ МЫСЛИ В СССР НА РУБЕЖЕ 1940-1950-Х ГОДОВ

Идеологические ориентиры построения образа будущего крайне актуальны для современного российского общества в условиях новых внешнеполитических и внутриполитических вызовов. В этой связи представляется продуктивным обратиться к идеологическим проектам образа будущего в советском прошлом.

Целью статьи является рассмотрение различных подходов в рамках дискуссий в среде ведущих идеологов СССР на рубеже 1940-1950-х годов. В те годы, после восстановления от разрухи войны политическое руководство советского государства смогло вернуться к стратегическим вопросам теории преобразования советского общества из социалистического в коммунистическое и поставить многие вопросы теории в практической плоскости. При написании работы использованы как общефилософский метод материалистической диалектики, так и ряд конкретно-научных методов: контент анализа, сравнительный, исторический и пр. Основу методологии статьи составляет материалистическое понимание истории.

В результате исследования автор приходит к выводу о том, что, несмотря на внешнюю приверженность марксизму, советская идеологическая элита не была полностью монолитной. В рамках дискуссии просматривались разные подходы и точки зрения на процесс становления коммунистической формации. Советские идеологические работники пытались сочетать реализм достижимых целей с провозглашением скорого приближения коммунистического общества. Если при И.В. Сталине указанные подходы были жестко ограниченны политическими и идеологическими реалиями того времени, то в дальнейшем многие из озвученных на закрытых совещаниях в конце 1940-х годов идеи нашли отражение в партийных документах КПСС и стали широко применяться в агитации и пропаганде.

Ключевые слова: коммунизм, социализм, отчуждение, общественное разделение труда, товарно-денежные отношения, рабочий день, классы, обобществление, собственность.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.004

УДК 322

Г.С. ЗУРНАДЖЯН аспирант факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ДРОЗДОВА) В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

В настоящей работе осуществляется исследование литературы посвященной митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) как религиозно-политическому деятелю. В поле зрения автора работы отечественных и зарубежных ученых, которые содержат исторический, богословский, социологический, политический, филологический подход к исследованию творчества митр. Филарета. Особый интерес представляют работы, в которых авторы описывают и анализируют государственно-церковные отношения синодального периода, взаимодействие митрополита и общественно-политических деятелей эпохи.

Ключевые слова: митрополит Филарет (Дроздов), духовно-политическая мысль, государство и Церковь.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.005

УДК 32.323

К.В. КАДЫШЕВА ассистент кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Казанского федерального университета, Россия, Республика Татарстан, г. Казань

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГЛАВЫ РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ ГЛАВ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

В данной статье предпринята попытка рассмотреть результативность ведения социальных сетей главы субъекта РФ при формировании его имиджа. В работе использованы данные, полученные в ходе проведенного автором контент-анализа публикаций социальных сетей глав регионов Приволжского федерального округа. На основе проведенного анализа определены проблемные зоны имиджевой компоненты глав региона в социальных сетях, а также сделан вывод о значимости информационного освещения политической активности лидера, поскольку она задает темп постановки и решения проблем региона, а также способствует повышению лояльности как со стороны федерального центра, так и со стороны населения.

Ключевые слова: политический имидж, глава региона, политический лидер, социальные сети.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.006

УДК 32.323

М.Ф. МАГАДИЕВ кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН, Россия, г. Москва

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Все государственные структуры Российской Федерации функционируют в рамках платформы «Электронного правительства», которая представляет собой систему электронного взаимодействия между разными органами власти, оснащена разнообразным функционалом, а также эффективной системой коммуникации между разными подразделениями и структурами государственной власти. Электронное правительство было создано несколько лет назад и постепенно интегрируется в работу всех государственных структур Российской Федерации, что значительно упрощает процесс государственного управления и снижает потери и риски их функционирования. Однако в условиях бурного развития технологий повышается и степень рисков утери государственной информации. Наличие огромного количества хакерских атак на государственные сайты и информационные системы усиливает обеспокоенность Правительства РФ данными фактами. В статье приведено описание систем «Электронного правительства» и его уязвимых мест ввиду использования на платформе цифровой электронной подписи. Приведены варианты защиты от кибермошенничества, а также возможности усиления крипто защиты цифровой подписи, используемой в системе «Электронного правительства».

Ключевые слова: информационно-аналитические системы, цифровизация, государственное управление, развитие информационных технологий, электронная цифровая подпись, защита информации.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.007

УДК 32.323

А.А. БРЕГА аспирант Института социологии Российской академии наук, Россия, г. Москва

СОЗДАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФРЕЙМОВ КАК СПОСОБ ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТНЫХ РЕШЕНИЙ

В статье рассматривается проблематика создания фреймов как способа легитимации власти. Обращается внимание на специфику фрейм анализа, предпосылки его активного использования на современном этапе. Выявлены типы легитимности, которые обеспечиваются путем создания и распространения фреймов. Отмечается, что фреймы зависят от общественного мнения, и поэтому политики используют их в своих целях. Для успеха своей политической деятельности политики должны иметь представление относительно расстановки социальных сил в стране, уметь должным образом оценить реальность выполнения запросов общества. Как правило, политики выдвигают идеи, которые пользуются наибольшей популярностью в обществе, а не инициируют новые, тем самым в основном распространение фреймов носит характер воспроизводства или минимального видоизменения существующих фреймов.

Ключевые слова: фейм, фреймирование, легитимация, власть, властные решения, политика, коммуникации.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.008

УДК 32.323

Я.С. БУДАРИН слушатель Института государственной службы и управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ФОРСАЙТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ «УМНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Описываются ключевые недостатки законодательной власти в контексте государственного строительства. Отслеживается последовательность решения проблем граждан России в парламенте и возникновение производных проблем под влиянием информационных капсул. Анализируется влияние административных и экономических акторов на принятие законопроектов. Выдвигается базовая концепция Умного парламента Российской Федерации на основе цифровых технологий.

Умный парламент Российской Федерации (Smart-парламент) – это единая инициативная платформа граждан Российской Федерации, созданная с целью обобщения/структурирования и формирования целостной социально-экономической стратегическо-оперативной повестки многонационального народа России в единой информационной инфраструктуре органов государственной власти и местного самоуправления. Платформа должна обеспечить централизованный комплексный подход по вопросам государственного строительства в контексте создания и обеспечения цифровой нормативно-правовой архитектуры Российской Федерации. Акторами государственного строительства в Smart-парламенте выступают инициативные граждане России, которые идентифицируются через платформу «Госуслуги» с полной верификацией. Smart-парламент позволяет гражданам создать инициативу в соответствии с установленным шаблоном, обсудить ее с другими пользователями и получить мотивированный ответ от органов государственной власти и местного самоуправления, а при прохождении ее на уровень муниципального/регионального/федерального значения – возможность защитить свою инициативу в очном формате и получить консультацию от ведущих экспертов Российской Федерации. Кроме этого, предполагается наличие системы политического кредита. Под политическим кредитом стоит понимать многоуровневую систему льгот и предложений, закрепленную на законодательном уровне, для активных граждан Российской Федерации, участвующих в государственном строительстве. Политический кредит ранжируется по степени значимости и исчисляется в виде условных единиц.

С целью формирования повестки многонационального народа России на качественно высоком уровне инициативы проходят процедуру фильтрации на предмет соответствия интересам государственного строительства. Все инициативы анализируются в контексте интеграции в международную нормативно-правовую базу и законодательную базу Российской Федерации.

Ключевые слова: Государственная Дума Российской Федерации, законодательная власть, актор, политическая экосистема граждан, институт власти, Smart-парламент, органы государственной власти.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.009

УДК 32.323

А.А. ДИЛЬМУХАМЕТОВА ассистент кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, Республика Татарстан, г. Казань

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В данной статье рассматриваются основные аспекты совершенствования информационного обеспечения деятельности исполнительных органов власти по развитию сети образовательных учреждений. Изучены современные направления развития образования в России. Методом экспертного опроса среди представителей региональных органов управления образованием выделены основные проблемные аспекты информационного обеспечения деятельности исполнительных органов власти по развитию сети образовательных учреждений, а также предложены наиболее эффективные тренды для совершенствования процессов в данной сфере.

Ключевые слова: информационное обеспечение, система образования, инновации, образовательные учреждения, тренды.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.010

УДК 32.323

Д.В. КУЛИКОВА аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

Целью исследования стало выявление и описание взаимосвязи между особенностями противодействия коррупционным преступлениям и политической сферой Республики Корея. В статье рассматривается основной антикоррупционный закон Республики Корея и его слабые стороны, а также наиболее известные коррупционные дела, демонстрирующие применение антикоррупционной риторики в политическом контексте.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, политическая борьба, политика.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.011

УДК 316.334

Н.Н. РАВОЧКИН доктор философских наук, доцент, доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева; доцент кафедры педагогических технологий Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии, Россия, г. Кемерово

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАКТИК ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (ЧАСТЬ 3)

Цифровизация становится одной из сложных детерминант, моделируя варианты постиндустриального транзита современного мира, оказывая влияние на все сферы и области общественной жизни. Современная политика уже не может быть представлена без цифровых сервисов, а государственное управление и борьба за власть претерпели множественные метаморфозы. Преобразования практик политического управления и изменение функционала институтов представляются для национальных правительств не иначе как витальными, поскольку именно релевантность актуальным вызовам позволяет рассчитывать на эволюционные сценарии развития, ремоделирование политических практик и деятельности властных структур. В третьей части исследования резюмируются особенности цифровизации политической сферы в Европе. Автор рассматривает опыт Китая по использованию информационно-коммуникативных технологий в политической деятельности. Подчеркиваются высокая роль государственного регулирования Интернета и значимость цензуры хоть сколько-нибудь относящей к властным практикам информации. Выявлены отличительные особенности китайского пути цифровизации политики. В заключение приведены основные результаты и намечены траектории будущих исследований по цифровизации политической сферы в мировых регионах.

Ключевые слова: политическое управление, власть, цифровизация, общество, взаимодействия, политическое участие, гражданское общество.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.012

УДК 327.8

О.А. ХЛОПОВ кандидат политических наук, доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Россия, г. Москва

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье представлен анализ взаимосвязи цифровизации, энергетики и безопасности, анализируется влияние процесса цифровой трансформации в бизнесе и государственном секторе на энергетическую безопасность. Цифровые технологии играют решающую роль в повышении энергетической безопасности, а цифровизация государственных услуг способствует достижению энергетической устойчивости. Использование современных цифровых технологий, таких как большие данные, облачные вычисления, крайне важно для обеспечения безопасности энергосистемы, и доступности энергии. Автором отмечается важность деятельности по цифровому преобразованию, происходящей в различных секторах по различным энергетическим аспектам энергетической безопасности, включая доступность, приемлемость цены, способность к устойчивому развитию.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергетические ресурсы, устойчивое развитие, цифровизация, цифровые технологии, Россия.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.013

УДК 32.323

Д.А. ГОНЧАРОВА аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЦИФРОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Введение. Независимо от политических и социальных систем, существование сектора и организаций национальной безопасности можно считать универсальным практически во всех государствах. Основной задачей организаций национальной безопасности в каждой стране является поддержка лиц, принимающих решения в стране, точной, актуальной информацией. Их основными задачами являются получение и анализ информации. В XX в. для осуществления этой деятельности в отрасли развивались специфические направления сбора информации (например, SIGINT – Signal Intelligence, HUMINT – Human Intelligence, OSINT – Open Source Intelligence и MASINT – Measurement and Signature Intelligence). В то же время, помимо своего специфического назначения и секретности, эти области претерпевают постоянные изменения, и одним из наиболее важных формирующих факторов является внешняя технологическая среда. Соответственно, мониторинг изменений внешней среды играет важную роль, и органы, принимающие решения в области национальной безопасности также реагируют на них, совершенствуя свои методы. Цифровые технологии, с одной стороны, позволяют ускорить и упростить процесс получения информации, с другой стороны, ведут к возникновению рисков.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования, такие как синтез, анализ, сравнение, a также специальный метод исследования, такой как контент-анализ официальных документов.

Результаты исследования. В исследовании доказывается, что цифровизация несет в себе как выгоды, так и риски для национальной безопасности, поэтому каждой стране необходимо принимать ответные меры и поддерживать технологическое обеспечение национальной безопасности. Россия отстает от США по ключевым цифровым параметрам. Отставание России говорит o том, что требуется работа на уровне законодательства, a также на уровне разных подразделений для повышения конкурентоспособности экономики, развития ИКТ в разных регионах России, принятие соответствующих инициатив, которые бы способствовали более быстрому распространению широкополосного доступа в интернет, более активному внедрению электронных услуг на уровне разных секторов и органов власти.

Обсуждение. Цифровизация как процесс создает значительные риски для сохранения текущего положения в системе национальной безопасности, ориентированной на физические угрозы. Основными угрозами новой социальной организации являются: цифровой терроризм; преступность в виртуальной среде; психоэмоциональная незащищенность человека, отсутствие личного пространства в цифровой среде; фальсификация информации; угроза национальному суверенитету в цифровом пространстве.

Заключение. В перспективе технологическое превосходство будет играть важную роль, обеспечивая непредсказуемые преимущества странам с самыми современными возможностями и решениями. Государственные органы власти осознают всю необходимость перехода на использование цифровых технологий, которые применяются для обеспечения национальной безопасности, но также и в смежных отраслях, в частности, для обеспечения информационной, технологической, финансовой и экономической безопасности.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, вызовы, национальная безопасность, цифровизация, цифровая трансформация, индекс развития ИКТ, цифровой терроризм.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.014

УДК 32.323

С.А. МИРОНОВА аспирант кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются различные подходы к проблематике правового регулирования лоббистской деятельности, в том числе непосредственно в нефтегазовой отрасли, показана взаимосвязь между мировым и отечественным взглядами на лоббизм, рассмотрена российская специфика лоббизма по сравнению с зарубежным опытом, обосновывается проблематика правового регулирования лоббизма в современной России.

Цель данной статьи – на основе контент-анализа текущего законодательства, материалов научных исследований определить особенности правового регулирования лоббизма в нефтегазовой отрасли в Российской Федерации, обозначить возможные пределы этого регулирования.

В ходе исследования автор приходит к выводу, что правовое регулирование лоббизма представляется возможным не во всяких обществах, поскольку оно подразумевает транспарентность не только в сфере лоббизма, но и в целом в рамках регулирования отношений государства и общества, будь то вопросы распределения социальной поддержки, налогообложения или, узко, государственных закупок.

По мнению автора, заслуживает внимания европейская модель регулирования лоббизма, предполагающая участие групп интересов в работе специальных консультативных учреждений с тем, чтобы эффективно влиять на принятие политических решений. В этой связи необходимо дать правовое определение лоббизма и лоббистов применительно к реалиям современной России, установить на основе закона правила финансирования политического процесса, регулирования деятельности соответствующих организаций и бизнес-ассоциаций, а также определить степень их влияния на развитие политической системы, процесс формирования государственной политики.

Ключевые слова: группы интересов, лоббизм, органы государственной власти, взаимодействие бизнеса и власти, нефтегазовый комплекс, технологии коммуникации.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.015

УДК 32.323

ХАЗЕЛИ РЕЗА аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ТРУДОВАЯ ИММИГРАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Целью данной статьи является выявление особенностей трудовой миграции в РФ в условиях постпандемийного периода и новых санкционных мер. Работа базируется на трудах отечественных и зарубежных исследователей, на статистических и фактологических данных, освещающих миграционные процессы, трудовые ресурсы, демографическую динамику, социальную структуру населения. Представленные данные систематизируются по различным направлениям, рассматривается влияние санкционных мер на структуру современного миграционного процесса, на проблемы экономического и социально-политического развития РФ.

Ключевые слова: международная трудовая миграция, санкционные меры, социально-политическое развитие, трудовые ресурсы, политико-правовой анализ.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.016

УДК 32.327

Б. ВАНКОВСКА профессор политологии и международных отношений факультета философии Университета Святых Кирилла и Мефодия, Македония, г. Скопье

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО МАКЕДОНИИ В ОБСЕ 2023: ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются вызовы и перспективы предстоящего в 2023 году председательства Македонии в ОБСЕ, которое сочетает в себе серьезные проблемы как в ОБСЕ, так и слабости македонской дипломатии. Данное сочетание не дает особых оснований для надежды в контексте ситуации на Украине, которая, по всей видимости, будет доминировать в повестке дня. С одной стороны, ОБСЕ переживает экзистенциальный кризис как организация, которая явно не смогла сохранить мир и сотрудничество на европейском континенте. С другой стороны, во время самого серьезного глобального кризиса безопасности за последние десятилетия председателем Организации должно стать одно из ее малых и самых слабых государств. Ключевые вопросы выглядят следующим образом: имеет ли значение, кто председательствует в ОБСЕ в ситуации, когда государства-члены уже заняли чью-то сторону, а процесс принятия решений зашел в тупик? Насколько актуальна сегодня ОБСЕ и каковы ее перспективы?

Ключевые слова: ОБСЕ, председательство, Македония, дипломатия, архитектура европейской безопасности.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.017

УДК 32.327

А.Г. БОЛЬШАКОВ доктор политических наук, доцент, заведующий кафедры конфликтологии института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, Россия, Республика Татарстан, г. Казань

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПОЗИТИВНЫЕ ПРАКТИКИ И КЕЙС КЫРГЫЗСКО-ТАДЖИКСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Статья посвящена территориальным конфликтам постсоветского периода в Центральной Азии. Территориальные конфликты возникли в данном регионе в связи с отсутствием четких государственных границ, наличием многочисленных анклавов и эксклавов, поскольку раньше границы были только административными на территории одного государства – Советский Союз. Целью статьи является определение наиболее эффективных методов решения территориальных конфликтов в регионе. К ним могут быть отнесены, прежде всего, длительные переговоры участников спора, делимитация и демаркация границ. Подобных практик регион накопил немало, и они постепенно ведут к тому, что процесс обретения государственных границ заканчивается. Наиболее успешными в этом плане являются Казахстан и Узбекистан. Однако Ферганская долина является наиболее сложной территорией для решения приграничных проблем и споров между странами региона и на это есть целый ряд причин, который подробно представлен в данном тексте.

Прямое российское посредничество, создание зон экономического сотрудничества, отмена границ пока являются менее эффективными способами урегулирования конфликтов. При этом российское союзничество, обеспечение безопасности для ряда стран Центральной Азии обеспечивает их успешное продвижение к постепенному снижению территориальной конфликтности.

Кейс конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном пока не имеет своего решения. Наиболее интенсивный конфликт между странами произошел в 2021 году, что вывело приграничный конфликт на общенациональный уровень для двух государств региона. Но поскольку конфликты между этими странами не являются этнорелигиозными, то они не относятся к трудноразрешимым и, по всей видимости, будут урегулированы до 2030 года.

Ключевые слова: территориальный конфликт, пограничный конфликт, анклав, эксклав, переговоры, посредничество, делимитация границ, демаркация границ.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.018

УДК 327.51; 327.88

А.В. ВОЗЖЕНИКОВ доктор политических наук, профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

Д.Л. ЦЫБАКОВ доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России, Россия, г. Химки

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЮСНОГО МИРА

В статье анализируется развитие системы коллективной безопасности на пространстве бывшего СССР в период 1990-х-2000-х гг. Авторы определяют целью своего исследования рассмотрение формирования институциональной и концептуальной основ обеспечения стратегических интересов России и ее союзников в постсоветском геополитическом регионе на фоне процессов формирующейся многополярности. Для достижения поставленной цели используются исторический, компаративистский, диалектический методы. Проводится анализ этапов функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве в контексте развития институтов СНГ и формирования Организации Договора о коллективной безопасности. Оценивается содержание «Ташкентского пакта» 1992 г. и причины корректировки, изданных на его основе доктринальных актов в области обеспечения региональной безопасности. Значительное внимание уделяется процессу преобразования ОДКБ в многофункциональный субъект поддержания международной стабильности в ареале СНГ.

Описываются кризисные ситуации в процессе эволюции системы коллективной безопасности, имевшие место на рубеже ХХ-ХХI столетий. Выявляются предпосылки деструктивных проявлений в интеграционных стратегиях России и ее союзников в сфере региональной безопасности. Обобщается, что в основе кризисов институтов ее обеспечения на постсоветском пространстве пребывали такие факторы, как этноконфессиональная напряженность в новых независимых государствах СНГ, незавершенность их национального суверенитета, а также политика евроатлантического сообщества по установлению своей геополитической гегемонии на пространстве бывшего СССР. Определяются предпосылки и условия расширения сферы ответственности ОДКБ, итогом чего стало переформатирование этого объединения из классического военно-политического союза в региональную организацию безопасности нового типа.

Ключевые слова: постсоветское пространство, коллективная безопасность, региональная безопасность, Договор о коллективной безопасности, СНГ, НАТО, ОДКБ.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.019

УДК 32.327

О.В. ДУБРОВИНА доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

О.Ю. ДУБРОВИНА кандидат политических наук, доцент, координатор Национального союза политологов России, Россия, г. Москва

В.С. ПЛОТНИКОВ кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения, Россия, г. Новосибирск

РЕГИОНЫ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА КАК ИНСТРУМЕНТ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ ИНТЕГРАЦИИ

Данная статья посвящена актуальным проблемам развития Евразийского экономического союза и возможного участия в данном интеграционном процессе регионов государств. В статье рассмотрены теоретические и прикладные аспекты проблемы. Цель статьи – показать, что международная экономическая интеграция в современном мире является необходимым условием успешного экономического роста стран, а субгосударственные регионы становятся ключевым уровнем политического действия и диалога, местом, где наднациональные и национальные силы встречают региональные требования и нужды. Регионы государств играют все более важную роль в национальном и надгосударственном политическом процессе, в том числе и интеграционном.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционные процессы, регионы государств (субгосударственные регионы), приграничное сотрудничество, трансграничные регионы и пространства, межтерриториальное сотрудничество, интеграционная политика.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.020

УДК 32.327

Н.С. КУЛЕШОВА доктор философских наук, профессор кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ХАО ЛУН кандидат политических наук МГУ, доктор политических наук Пекинского Университета, преподаватель Института гуманитарных и социальных наук Харбинского инженерного университета, Китай, г. Пекин

ЗАПАДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ И «ДОЛГОСРОЧНЫЙ» ОТВЕТ РОССИИ ПОСЛЕ КРЫМСКОГО КРИЗИСА

Современная международная ситуация осложнена российско-украинской ситуацией. Коллективный Запад продолжает вводить новые санкции против России, используя санкции в качестве инструмента политического давления, однако санкционный эффект пока далек от ожидаемого. Антироссийские санкции создают беспрецедентные вызовы для экономики России и катастрофические последствия для мировой экономики. Текущие тенденции и методы реагирования России в кризисной ситуации привлекают пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых. Предметом нашего исследования является контрсанкционная политика РФ, как целостная система государственных решений против санкционных принуждений Запада.

Ключевые слова: Россия, тотальные санкции Запада, международные отношения, финансовые институты, политическая стабильность.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.021

УДК 32.327

БА АЛАВИ МУРАД МОХАММЕД кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии Хадрамаутского государственного университета, Йемен

НОВЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В ЙЕМЕНЕ: ОСНОВНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

В статье рассматривается политическая ситуация в Йемене, в частности, объявление о создании президентского совета как результат переговоров, проводимых в Эр-Риаде с 29 марта по 7 апреля 2022 г. Также анализируются причины отказа «Ансар Аллах» от участия в переговорах. В данной работе предложены три сценарии развития событий в Йемене в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: президентский совет, Йемен, Ансар Аллах, йеменские переговоры, Саудовская Аравия.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.022

УДК 32

Н.И. ДМИТРИЕВА кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и технологии управления факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ДУН ЦЗЫЧАО аспирант кафедры теории и технологии управления факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СУВЕРЕНИТЕТ КИБЕРПРОСТРАНСТВА КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Статья посвящена современному состоянию безопасности киберпространства и государственному регулированию данной сферы как на национальном, так и на двухстороннем и многостороннем уровнях. Акцент в исследовании делается на необходимости определения «цифровых границ» для обеспечения национального приоритета в кибербезопасности, т.е. сфер в которых руководство страны имеет право использовать различные меры защиты информационных данных для формирования национального суверенитета киберпространства.

Ключевые слова: киберпространство, концепция суверенитета, национальный суверенитет киберпространства, защита информационных данных, цифровая среда, цифровой суверенитет, цифровые границы.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.023

УДК 32.327

М.А. МАЙСТАТ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

ДЕННИС ГИТАУ МВАНГИ студент кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического университета, Республика Кения

МЕХАНИЗМЫ РАСШИРЕНИЯ УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

Статья посвящена анализу механизмов достижения гендерного равенства в политике восточноафриканских государств (на примере, Кении, Руанды, Танзании и Уганды) в исторической ретроспективе (постколониальный период) и на современном этапе.

Авторами выделяются внутренние и внешние причины необходимости расширения прав и возможностей африканских женщин в политике, структурные и иные препятствия, особенности и последствия внедрения гендерных квот в Кении, Руанде, Танзании и Уганде.

Авторы приходят к выводу, что для демократизации и формирования управленческих структур, норм и ценностей в африканских государствах в дополнение к численному политическому присутствию женщин и прогрессивных норм Конституции требуется привлекать сильных и взаимно ответственных избирателей и создать соответствующие механизмы внутри и вне формальных структур управления.

Ключевые слова: гендерная политика, женщины в политике, гендерные квоты, Кения, Руанда, Уганда, Танзания, Восточная Африка.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.024

УДК 327

Р.Х. МИРЗАЗЯНОВ начальник учебной части кафедры специальной подготовки военного учебного центра при МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В БОРЬБЕ С ГЛОБАЛЬНЫМИ УГРОЗАМИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

В статье анализируются документы международных и региональных организаций, посвященные противодействию экстремизму и терроризму, или имеющие упоминание этого вопроса. Выделяются факторы, препятствующие созданию мировой антитеррористической (антиэкстремистской) коалиции. Показано, что сегодняшние ожидания по борьбе с экстремизмом и терроризмом (помимо национально-государственных структур) следует отдавать региональным и субрегиональным объединениям. Выявлено, что принципиальные векторы антитеррористической деятельности ШОС и ОДКБ по большей части совпадают или содержательно близки. Делается вывод, что оптимальным выглядит усиление межрегионального взаимодействия уже существующих структур (например, ШОС и ОДКБ), по «антитеррористической повестке» в евразийском ареале.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, РФ, ООН, ШОС, ОДКБ, Глобальная контртеррористическая стратегия, стратегирование борьбы с проявлениями антигуманизма.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.025

УДК 32.327

К.Х. РАХИМОВ кандидат исторических наук, ассистент-аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, специалист Центра исследований постсоветских стран (ЦИПС), Россия, г. Москва

А.А. ЛУШИНА магистрант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

С.Х. ХОЛОВ магистрант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ШОС С ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ АФГАНИСТАН ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ АФГАНСКОГО ВОПРОСА: ДО И ПОСЛЕ ВЫВОДА ВОЙСК США

В данной статье анализируется опыт решения Афганской проблемы, который накопила Шанхайская Организация Сотрудничества (далее – ШОС). В частности, в статье рассмотрены дипломатические усилия этой организации, ее гуманитарные акции, и попытки развивать инфраструктуру в Афганистане. Также в статье показаны отличия подхода участников ШОС от других стран и организаций, и проанализирована общая эффективность предложенных решений. Суть Афганской проблемы с точки зрения участников ШОС заключается в том, что основная часть государственной границы Афганистана приходится на страны-члены Организации. Поэтому все риски, которые исходят от Афганистана – терроризм, экспансия радикального ислама, а также организованная преступность (в том числе и контрабанда наркотических средств), являются серьезными угрозами для стран-участниц организации. Дополнительная сложность заключается еще и в том, что официальное афганское правительство не контролирует всю территорию страны, и на протяжении длительного времени ведет напряженную войну с радикальным исламским движением. 15 августа 2021 года, власть в Афганистане перешла под контроль «Талибана» (организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность). В обмен на поддержку мирового сообщества движение обещало создать инклюзивное правительство и уважать права человека. Пока эти слова остаются обещаниями: из региона периодически приходят сообщения о нарушениях прав человека, расправах над представителями прежнего режима и подавлении инакомыслия. В статье дан комплексный анализ проблематики влияния ШОС и попыток ее участников разрешить афганский конфликт.

Ключевые слова: ШОС, региональная безопасность, Афганистан, война в Афганистане, радикальный ислам, терроризм, экономическая и энергетическая безопасность.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.026

УДК 32.327

Е.П. ШАНЧЕНКО младший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; соискатель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Россия, г. Москва

МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ООН В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЫ

В данной статье автор подробно анализирует теории справедливой войны. Обращаясь к классическим постулатам данных теорий (принципы вступления в войну и принципы ведения военных действий), автор анализирует, насколько «справедливым» является задействование миротворческих контингентов ООН при урегулировании конфликтов. С одной стороны, проведение миротворческих операций имеет своей целью остановить кровопролитие, а «справедливость» участия миротворческих контингентов также связана с задействованием мирового сообщества в урегулировании конфликта через миротворческие силы ООН. В то же время ООН не является актором-государством, в отличие от того, как это представлено в рамках классических постулатов теории справедливой войны. Для анализа действий негосударственных акторов автор прибегает к неклассическому подходу американского эксперта Н. Фоушина. Автор поднимает вопросы о соблюдении принципа легитимности власти (представленность стран в Совете Безопасности ООН, активное финансирование западными партнерами Фонда ООН, Фонда Комиссии по миростроительству, а также фонда Управления по координации гуманитарных вопросов), а также об отсутствии корреляции между списком стран, предоставляющих миротворческий контингент и кругом государств, принимающими политические решения относительно мандатов операций. Также с проведением миротворческих операций связано соблюдение принципов jus post bellum, появившихся в научном дискурсе относительно недавно (пропорциональность требований по отношению к проигравшей стороне, восстановление прав суверенитета и территориальной целостности проигравшей стороны, пропорциональность наказания политического руководства и военных в соответствии с долей ответственности за принимаемые ими решения, вопросы компенсации и репараций, вопрос политической реконструкции и восстановления политической системы проигравшей стороны). Вследствие возможного несоблюдения ряда принципов справедливой войны (принцип легитимности, принцип правого дела, принцип вероятности успеха, принципы jus post bellum), отдельные миротворческие операции могут не оцениваться рядом политических акторов как «справедливые».

Ключевые слова: «справедливая война», справедливость, ООН, jus ad bellum, jus in bello, jus post bellum, миротворческие операции.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.027

УДК 32.327

ВАН ЯН преподаватель Вэйфанского университета, Китай

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Стратегическое партнерство РФ и КНР требует развития инноваций в образовательной сфере, поскольку напрямую влияет на подготовку современных кадров в целях устойчивого развития и всестороннего стратегического партнерства. Статья посвящена проблемам совершенствования научно-образовательной среды КНР и РФ. В статье охарактеризованы направления сотрудничества в условиях цифровизации, его основные компоненты, представлены результаты российско-китайского сотрудничества c учетом национально-политических особенностей развития. В предпринятом автором политологическом анализе новых тенденций в сотрудничестве двух государств в образовательной сфере четко определяются различия в потребностях стран в данном аспекте, также приводятся национальные статистические данные.

Ключевые слова: научно-образовательная среда, модернизация системы образования, цифровизация, инновации, тенденции развития университетского образования в Китае.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.028

УДК 32.327

С.А. КАЗАРЯН аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Статья посвящена изучению политических аспектов американской модели корпоративной социальной ответственности (КСО) транснациональных корпораций (ТНК). Автор статьи представил разносторонние труды российских и зарубежных ученых по изучению разных аспектов данной проблемы. Проведенный в статье анализ внешней политики США, реализуемой через американскую модель КСО ТНК, показал, что последняя позволяет Вашингтону ускорить процессы глобализации в мире и распространить собственные стандарты социально ответственного функционирования бизнеса на развивающиеся и наименее развитые страны. При этом США удается влиять на политику данных государств вследствие зависимости их национальных экономик от деятельности американских ТНК на их территории, в том числе управления предприятиями добывающей и обрабатывающей промышленности, контрольными пакетами акций который владеет транснациональный бизнес США.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, корпоративная социальная ответственность, американская модель, политическое влияние, развивающиеся и наименее развитые страны.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.029

УДК 32.327

Н.И. КРИВОШЕЕВА аспирант кафедры государственного управления и менеджмента Волгоградского института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Волгоград

В.Ю. ПОДУРУЕВА-МИЛОЕВИЧ аспирант кафедры государственного управления и менеджмента Волгоградского института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Волгоград

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ: ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДО МАКРЕКЕРСТВА

В статье обосновываются характерные черты современной публичной сферы в контексте трех важнейших институтов демократии, таких как, свобода выражения, альтернативные источники информации и автономия ассоциаций. Утверждается, что ядром современной публичной сферы являются следующие ресурсы: демократизация информации, социальные сети, трансграничная публика, лидеры мнений, макрекерство. Анализируется влияние этих ресурсов на демократические институты. Концепция публичной сферы Ю. Хабермаса и концепция «коммуникационного изобилия» Дж. Кина предлагаются в качестве методологического инструмента, выявляющего взаимосвязь между современной публичной сферой и ее демократическим потенциалом.

Ключевые слова: публичная сфера, демократия, Интернет, СМИ, гражданское общество, демократические ресурсы, социальные сети.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.030

УДК 327

СУЙ ТАО аспирант факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОЛИТИКИ ТРАМПА И БАЙДЕНА

Китайско-американские отношения резко ухудшились во время администрации Трампа. Под руководством президента Трампа Вашингтон отказался от четырехдесятилетней политики взаимодействия с Пекином, обозначил Китай как великую державу, стремящуюся изменить региональный и мировой порядок, ввел широкие тарифы на китайские товары, усилил контроль за китайскими инвестициями в Соединенных Штатах.

Ключевые слова: китайско-американские отношения, стратегическая конкуренция, основы стратегического соперничества, внешняя политика США.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.031

УДК 32.327

ТАН ЦУЙЧЖУ аспирант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ПЕРСПЕКТИВЫ УГЛУБЛЕНИЯ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КИТАЯ И РОССИИ: ОСНОВНЫЕ СЦЕНАРИИ

В настоящей статье проводится анализ российско-китайского военного и стратегического аспекта партнерства, а также сценарии его развития. Автором приведена общая характеристика современного состояния взаимодействия двух государств в рассматриваемой сфере на основе актуальной научной литературы. Особое внимание уделяется Центральной Азии как важного стратегического пути развития отношений России и Китая, а также обмену военным учениями и обмену технологиями как важного аспекта дальнейшего взаимодействия государств. В статье также рассматриваются три сценария углубления взаимодействия двух государств: открытое соперничество, военный союз и стратегическое согласование. Три фактора делают вероятным то, что отношения приобретут характер стабильных и прочных отношений в ближайшие 10-15 лет. Вполне вероятно, что Китай и Россия продолжат твердо верить в продвижение многополярного мирового порядка. Страны будут и впредь придерживаться принципов государственного суверенитета и невмешательства, а также проявлять бдительность в отношении любого продвижения западных либеральных ценностей и норм.

Ключевые слова: Китай, Россия, военно-стратегическое партнерство, Арктика, учения, политика, мировой порядок.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.032

УДК 32.327

М.Л. ШТРАСБУРГЕР аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДИАСПОРЫ В США В ПЕРИОД ТРЕХ ВОЛН ЭМИГРАЦИИ

В настоящей статье автор рассматривает историю изучения политического участия русскоязычной диаспоры в США в период трех волн эмиграции. Автор предлагает периодизацию волн эмиграции из России/СССР в США, указывает основные этапы освещения этого процесса в научной литературе. Автор рассматривает освещение различных форм политического объединения диаспоры и выделяет мысль о том, что они, в первую очередь были нацелены на борьбу с соответствующим политическим режимом в России/СССР из-за рубежа, а не на оказание значимого политического влияния внутри страны. В заключении автор приходит к выводу, что после изучения основных работ по исследуемой теме и описания основных русскоязычных политических организаций, клубов и объединений трех волн эмиграции, можно констатировать, что, в отличие от культурного и экономического аспектов, политический аспект разработан слабо. Автор указывает причины, по которым русскоязычная диаспора не стала самостоятельным политическим игроком. Сюда относится «волнообразный характер эмиграции», кардинальные различия в политических убеждениях, классовая и социальная принадлежность переселенцев.

Ключевые слова: русскоязычная диаспора, эмиграция, политическое участие, волны эмиграции, США.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.033

УДК 327

ЮЭ ЖУЙШУАН аспирант факультета международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

О ПОДДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

В нынешнюю эпоху китайско-американские отношения являются одними из самых важных двусторонних отношений в глобальных международных отношениях. Абсолютно очевидно, что его направленность и содержание существенно влияют на глобальное цивилизационное, военно-политическое и экономическое развитие. Китаю и США нужно ослабить стратегические подозрения и построить взаимное доверие через сотрудничество, относясь к конфликту как к новой норме, установить прочные и стабильные стратегические отношения. После десятилетий развития международного и постоянного разнообразия внутренней ситуации, Китайско-американские отношения теперь сталкиваются с новыми вызовами, а также с беспрецедентными новыми проблемами. Общие интересы и экономическая и политическая взаимозависимость, включая взаимозависимость между Китаем и США и взаимозависимость двух стран от международной системы, является важным поддерживанием китайско-американских отношений. За последние несколько десятилетий Китай и Соединенные Штаты создали десятки механизмов межправительственного диалога, в частности, китайско-американский стратегический и экономический диалог.

Ключевые слова: китайско-американские отношения, общие интересы, глобальная стабильность, конкуренции, развитие.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.034

УДК 32.327

ЯЗАН ХИРБЕЙК аспирант Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В АФРИКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ

Стремление Китая к региональному и глобальному лидерству во многом будет достигнуто его геоэкономической стратегией. Инвестиции – один из геоэкономических инструментов в этом плане.

В статье представлены китайские инвестиции на африканском континенте, особенно в энергетическом и горнодобывающем секторе, которые стали геоэкономическим явлением в глобализованном мире, движущемся к изменению своей экономической системы.

Цель: роль инвестиций Китая на африканском континенте в контексте Геоэкономической стратегии.

Подчеркивается большое значение проблем, с которыми сталкиваются эти инвестиции.

Ключевые слова: инвестиции, энергетика, Америка, Африка, Китай.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.035

УДК 327

СУЙ ТАО аспирант факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

В.А. ВОРОНИН аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

(АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИЙ ТРАМПА И БАЙДЕНА В ИХ СТРАТЕГИЧЕСКОМ СОПЕРНИЧЕСТВЕ С КИТАЕМ)

После реформ и открытости Китая в 1978 году, спустя 40 лет экономического развития, Китай стал второй экономической державой в мире. Всеобъемлющая мощь Китая привела к изменению стратегической позиции Соединенных Штатов, по отношению к КНР, – от прежней политики взаимодействия к стратегическому соперничеству. Это изменение произошло при администрации Д. Трампа и было продолжено администрацией Дж. Байдена. В статье анализируется китайская стратегия администраций Д. Трампа и Дж. Байдена и делается вывод о том, что Соединенные Штаты планируют применить три политических средства: соперничество, конфронтация и сотрудничество для урегулирования своих отношений с Китаем. США также будут полагаться на своих партнеров по альянсу для ведения долгосрочного, стратегического и жесткого соперничества с Китаем.

Ключевые слова: китайско-американские отношения, стратегическая конкуренция, основы стратегического соперничества.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.036

УДК 32.327

ЧЖАО ЛУ аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ГО ВЭЙ аспирант социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ И РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОРЯДКА

Китай, Россия и США являются одними из важнейших держав в мире. Стратегические отношения между Китаем и США, Россией и США, и их эволюция представляют собой важную веху в наблюдении для изучения международных политических проблем. В условиях обострения конкуренции между Китаем и США, возникновения российско-украинского конфликта, «конфронтация» между США и Россией предвещает серьезное изменение стратегической модели международного порядка.

В статье рассматриваются вопросы стратегического соперничества между Китаем и США, Россией и США. Также проводится анализ конкуренции за трансформацию международного порядка во главе с основными игроками в роли Китая, США и России.

Исследовав тему конкуренции между Китаем, Россией и США можно сделать вывод о том, что Китай, конкурируя с США, также в определенной степени извлекает выгоду из существующего международного порядка, но в то же время выдвигает некоторые собственные стратегические предложения. Роль России в нынешнем международном порядке двойственна: она с одной стороны пытается сохранить мир, а с другой нарушает его. Основанный на правилах международный порядок, возглавляемый США, приходит в упадок. Китаю, России и США посредством ООН и других международных организаций, необходимо установить более справедливый международный политический и экономический порядок. В отличие от американо-китайских и американо-российских отношений, вступающих в «период сурового застоя», китайско-российские отношения становятся все лучше и лучше. Однако, с точки зрения США, более тесное всеобъемлющее стратегическое партнерство Китая и России в новую эпоху представляет собой серьезный вызов интересам США, их союзникам и партнерам.

Ключевые слова: Китайско-Американская конкуренция, Российско-Американская конкуренция, стратегическая конкуренция, международный порядок, Китайско-Российско-Американские отношения.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.037

УДК 328

Ю.А. АЛЕКСЕЕНКО магистр по международным отношениям; аспирант кафедры международной безопасности факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПРЕДПОСЫЛКИ К ЭВОЛЮЦИИ РЕЖИМА УПРАВЛЕНИЯ АНТАРКТИКОЙ

Договор об Антарктике, заложивший основы международно-правового режима Южного приполярного сектора, должен был оградить его от сценария, разыгравшегося на противоположном конце земного шара. Документ, согласно расхожей в науке формулировке, «заморозил» существовавшие в регионе территориальные претензии. Логика коллективного международного управления Антарктикой состояла в том, чтобы преодолеть опасную точку трения в межгосударственных вопросах – спорах за территории. Однако с проблемами управления Антарктика начала сталкиваться сразу после того, как на ее территории появилось нечто больше «палаточного лагеря». В данной статье анализируются современные территориальные притязания государств в Антарктике и то, как соотносятся они с Договором 1959 года. Рассматривается Система Договора об Антарктике и выявляются предпосылки к изменению режима управления регионом.

Ключевые слова: Антарктика, Антарктида, Система Договора об Антарктике, режим управления Антарктикой, международное соуправление, международная безопасность.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.038

УДК 32.327

К.А. МИРОНОВ аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Россия, г. Москва

АНАЛИЗ ПРИЗНАКОВ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

В статье исследуются различные черты националистических партий в Европейском Союзе. Анализ научной литературы и политических программ партий определил основные свойства, которые отделяют националистов от других политических сил. Главным свойством националистических партий является стремление выполнить принцип Эрнеста Геллнера, согласно которому националисты выступают за совпадение политических и этнических границ. Попытки соответствовать этому принципу заставляют политические партии выдвигать территориальные требования к соседним странам, или бороться за независимость отдельных регионов. Поскольку принципы Европейского Союза запрещают территориальные конфликты между странами-членами, то националисты поддерживают свою этничность за рубежом, стараясь интегрировать соотечественников в общее экономическое и культурное поле. Также важными отличительными свойствами националистических партий в Европейском союзе являются: отношение к мигрантам и этническим меньшинствам, скепсис по поводу европейских и глобальных институтов. Важно отметить, что современные националистические партии прибегают к популистским практикам. Националисты стигматизируют «чужого», роль которого играют представители других наций, и выступают против элит.

Ключевые слова: национализм, Европейский союз, политические партии, популизм.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.039

УДК 32.327

ДУН ЦЗЫЧАО аспирант кафедры теории и технологии управления факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

На данный момент времени международные отношения достаточно интенсивно эволюционируют, что приводит к возникновению новых политических и глобальных проблем. Современными проблемами являются сохранение мира, терроризм, проблемы кибербезопасности, негативные изменения климата на Земле и сохранение окружающей среды, неконтролируемая миграция населения, угроза трансграничных эпидемий. Глобальные проблемы неизбежно приводят к столкновению интересов разных стран, все больше приобретая политическую окраску. Последующие годы несомненно будут проблематичны, поскольку разрушительные последствия пандемии, как человеческие, так и экономические, будут существенными.

Ключевые слова: глобальные проблемы, сохранение мира, экология, кибербезопасность, эпидемии.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.040

УДК 327

Д.М. МУСИЕВА аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

НОВЫЙ ВИТОК НАПРЯЖЕННОСТИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США

В статье проводится анализ особенностей современного этапа развития отношений России и США как закономерного результата структурных проблем в мировом развитии, характеризующегося экономическим спадом и ростом социально-политических противоречий как внутри стран, так и в отношениях между ними. Закономерность данных процессов определяется тем, что на данный момент происходит переход от пятого экономического цикла к шестому, который традиционно сопровождается серьезными геополитическими последствиями, что подтверждается фактами из истории. На основе этого, еще до развития украинского кризиса делались прогнозы о возможных конфликтах и столкновениях крупнейших держав за передел мира. «Гибридная война» США и их союзников в отношении России в связи со специальной военной операцией в Украине является таковым конфликтом. Переход к новому мировому порядку сейчас достиг острой фазы противостояния США, стремящихся сохранить прежний порядок и России, стремящейся его изменить.

Ключевые слова: российско-американское противоборство, циклы Кондратьева, новый мировой порядок, «гибридные войны».

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.041

УДК 32.327

ЛИ ЦЗИНИН магистрант Белорусского государственного университета, Республика Беларусь, г. Минск

ПРОТИВОСТОЯНИЕ КИТАЯ И РОССИИ С АМЕРИКОЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Международные санкции против России продолжают усиливаться. Все большее число западных лидеров, включая президента Украины Зеленского, надеются, что Китай сможет использовать свое влияние на Россию для прекращения войны в Украине или, по крайней мере, для сохранения «нейтралитета», как выражается сам Китай. Это одна из целей европейских лидеров. Однако аналитики утверждают, что Китай не будет «нейтральным» и тем более не откажется от России. Некоторые даже отмечали, что для того, чтобы Россия сохранила свое положение ключевого стратегического партнера Пекина, «чем хуже будет положение Путина в Украине, тем больше Китай будет его поддерживать». После вторжения России в Украину Китай пытается «сделать ставку на обе стороны», по публичному выражению китайского правительства, «сохранить нейтралитет». По этой причине Китай активно поддерживает Россию в борьбе с санкциями.

Ключевые слова: Россия, США, Китай, санкции, борьба.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.042

УДК 32.327

А.А. ГУСТЫРЬ магистр международных отношений МГИМО МИД России, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ МЯГКОЙ СИЛЫ В ПЕРИОД 2008-2013 ГГ.

В статье рассматривается эволюция российского мягкосилового воздействия и каналов его трансляции в период 2008-2013 гг. Анализируя сформировавшуюся за это время структурную и институциональную основу для российского мягкого влияния, автор характеризует поворот к «умной» внешней политике, произошедший во время президентства Дмитрия Медведева, выделяет основные этапы в ее развитии, и оценивает степень ее успешности. На основании проведенного анализа делается вывод об эффективности предпринятых Россией мер в ряде направлений, особенно в том, что касается модернизации и цифровизации российской дипломатии. Вместе с тем, отмечается ограниченность достигнутого успеха, связанная с вертикальной направленностью сформированных институтов мягкосилового воздействия.

Ключевые слова: мягкая сила, дипломатия, модернизация, информационное обеспечение, позиционирование.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.043

УДК 32.327

А.Л. ПРОЦЕНКО магистрант кафедры глобального управления и международных организаций МГУ им М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРИЗМА

Целью исследования является определение роли пропаганды в условиях тоталитаризма. В результате проведенного исследования формулируются определения тоталитаризма и пропаганды, описываются основные характерные черты тоталитаризма. Делается вывод о том, что пропаганда играет ключевую роль в тоталитарных режимах и принимает массовый масштаб, с ее помощью происходит проникновение идеологии во многие сферы жизни общества. Были выявлены важные черты пропаганды в тоталитаризме: стремление пропаганды к контролю общественных процессов за счет распределения ролей членов общества в политической системе, централизованная организационная структура пропаганды, использование образов, которые уже существуют в обществе: образы героя, врага, друга.

Ключевые слова: тоталитаризм, пропаганда, цифровой тоталитаризм, СМИ и тоталитаризм, манипулирование общественным мнением.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.044

УДК 323.3

Д.Д. ТАРАСОЧКИНА студент-бакалавр Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИТОГОВ КОНКУРСА «ЛИДЕРЫ РОССИИ» С 2017 ПО 2020 ГОДА

Элитологическая проблематика формировалась на протяжении нескольких веков, трансформируясь и изменяясь на фоне развития и преобразования политических систем и процессов в обществе. Вопросами образования и развития политической элиты занимались различные философы и мыслители Древнего мира, эпохи Возрождения, Нового времени. Помимо этого, важным для изучения является процесс рекрутирования элит как основного фактора отбора высшего класса, а также их привлечения в деятельность формирования современного политического процесса в государстве. Рекрутирование помогает не только выделить возможности правящей элиты, но и исследовать направления для повышения их деятельности и формирования их профессиональной компетенции. В данной работе представлен сравнительный анализ результатов конкурса «Лидеры России» с 2017 по 2022 года. Автор полагает, что данный вид поиска вовлеченных людей в политику является одним из механизмов рекрутирования российской политической элиты. За основу написания исследовательской работы был использован компаративистский анализ, который позволил оценить итоги конкурса за несколько лет. Автор опирался на традиционные теоретические принципы при изучении политических элит, где были использованы работы основоположников теории элит Г. Моска, В. Парето. Несмотря на то, что вклад ученых в изучение данной проблематики достаточно велик, элиты и по сей день остаются достаточно неизученной структурой.

Ключевые слова: политическая элита, высший класс, привилегированное общество, административная элита, региональная элита, бизнес-элита, конкурс «Лидеры России», рекрутирование элит, кадровый резерв.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.045

УДК 351

К.А. КОРОЛЬКОВ студент по направлению подготовки политология Восточного института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета ДВФУ, Россия, Приморский край, остров Русский, п. поселок Аякс

В.С. ШВЫРКОВ студент по направлению подготовки политология Восточного института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета ДВФУ, Россия, Приморский край, остров Русский, п. поселок Аякс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ЭМИРАТА АФГАНИСТАН В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена анализу государственного управления Исламского Эмирата Афганистан в социально-культурной сфере и сосредотачивается на рассмотрении трех его направлений: регулировании общественной жизни, политике в сфере образования и СМИ. В центре внимания находятся предпринимаемые новым правительством меры, нацеленные на обеспечение всесторонней исламизации: изучаются масштабы и характер проводимых преобразований, а также препятствия, возникающие на этом пути, подчеркивается неопределенный правовой статус вводимых ограничений. Особое место в контексте исследования уделяется специфике функционирования профильных министерств и ведомств, отвечающих за реализацию избранного курса, на основании чего делается вывод об отсутствии единой согласованной социокультурной политики и неупорядоченности системы государственного управления.

Ключевые слова: Афганистан, государственное управление, социально-культурная сфера, Исламский Эмират Афганистан, Талибан.

DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.046

УДК 32.327

К.С. КОМАРОВ бакалавр Московского государственного лингвистического университета, Россия, г. Москва

AUKUS: ПЕРСПЕКТИВЫ ТРЕХСТОРОННЕГО ПАРТНЕРСТВА

В статье в рамках широкого политического дискурса по актуальным проблемам глобальной безопасности предложено авторское осмысление динамично формирующейся новой реальности (на примере англосаксонского партнерства AUKUS) в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Активизация региональных форматов в духе минилатерализма актуализирует проект институционализации ИТР. Индо-тихоокеанское пространство превращается в эпицентр одного из процессов, которые будут определять параметры не только регионального, но и глобального миропорядка. Концентрация в «Индо-Пацифике» значительной части конфликтного потенциала планеты неизбежно выдвигает на первый план вопросы свободы мореплавания, безопасности морских и воздушных коммуникаций. Расположение целого ряда ядерных и «пороговых» государств обостряет проблему ядерного распространения. Формирование нового конструкта AUKUS – эксплицитный материал для дальнейшей разработки постбиполярной модели международных отношений.

Ключевые слова: AUKUS, Индо-Тихоокеанский регион, геополитика, партнерство в области безопасности, минилатерализм, глобальное противостояние, постбиполярный мир.