№ 9 (73), 2021

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 11. № 9 (73), 2021.

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Дубровина О.В., Дубровина О.Ю., Плотников В.С. Глокализация современных международных отношений: характеристика и особенности

Белов С.И. Методика изучения видеоигр как инструмента символической политики

ИСТОРИЯ РОССИИ

Чемшит А.А., Стаценко О.С., Чемшит Д.А. «Брежневский застой» как предпосылка кризиса советской государственности

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Большие выборы – 2021 как контекст упрочения гражданского единства и этнокультурного разнообразия российского общества

Конько С.Г., Славин Б.С. Особенности российской модели представительства групповых интересов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Цветкова О.В. Эволюция субнациональных политических институтов России

Осипов А.В. Проблема модернизации и развития кластера элиты в целях обеспечения консолидированной политики современной России

Суслонов П.Е., Третьяков А.В. Методология и практика формирования региональной социокультурной среды, препятствующей распространению идеологии терроризма (на примере Свердловской области)

Павшукова А.Ю. Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма: основные направления деятельности преступных организаций

Шевелёва Ю.Р. Коммуникационный режим как фактор воспроизводства политической власти

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Маматкобилов Т., Нормуратова М.К. Стратегическое значение социальной политики государства

Эгембердиев А.К. Государственная информационная политика в сфере миграции как часть процесса управления общественным развитием

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Михайленко А.Н., Ровчак П.Ю. Отношения России со странами африканского континента

Залысин И.Ю. Трансформация антитеррористических органов ООН в 2000-е гг.

Тушков А.А., Алехина А.П. Конфуцианский образ нравственного идеала в современном Китае

Мехмет Эмин Икбаль Дюрре. Экономическая политика иракского Курдистана до и после референдума 2017 г.

Амиантова И.С., Бакарюхина А.В. Соотношение региональной и национальной идентичностей в Германии

Кудашев Р.Ш. Европейский союз: наднациональное или межправительственное интеграционное сообщество?

Меркулов А.Л. Внешняя политика ФРГ на современном этапе

Макаров А.В. Геополитическая модель образовательного пространства национального государства

Шэнь Шань. Инструмент мягкой силы Россотрудничества в Украине

Нарышкин А.А. Основные подходы к задачам экономической дипломатии в отечественной научной литературе

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Го Сюнхао. Краудфандинговые технологии в устойчивом региональном развитии Китая

РЕЦЕНЗИИ

Слизовский Д.Е. Перестройка в СССР в историографии: актуальные предпочтения

Наши авторы № 9-2021

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.001

УДК 32.327

О.В. ДУБРОВИНА доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

О.Ю. ДУБРОВИНА кандидат политических наук, доцент, координатор Национального союза политологов России, Россия, г. Москва

В.С. ПЛОТНИКОВ кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела Сибирского государственного университета путей сообщения, Россия, г. Новосибирск

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ

Данная статья посвящена актуальным проблемам глокализации современных международных отношений, а исследование глобального, регионального и локального уровней мировых процессов позволяет осмыслить развитие международного взаимодействия. Цель статьи – показать, что в основе международных отношений лежит триада, в вершине которой находится глобализация, в основании – регионализация и локализация, а сами отношения можно представить в виде четырехуровневой системы, включающей в себя наднациональный, межгосударственный, субнациональный (региональный) и локальный уровни. Все участники этого многогранного и многоуровневого процесса наделены определенными компетенциями и полномочиями в международной сфере, и именно этот факт дает возможность звучать данному международному оркестру.

Ключевые слова: международные отношения, международные связи, международное сотрудничество, глобализация, регионализация, локализация, глокализация.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.002

УДК 32

С.И. БЕЛОВ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, Россия, г. Москва

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВИДЕОИГР КАК ИНСТРУМЕНТА СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В рамках представленного исследования была разработана универсальная методология оценки эффективности видеоигры как инструмента символической политики на основе системы количественных критериев. Интегральный показатель эффективности игры формируется путем суммирования четырех показателей – качества ключевых элементов нарратива игры, ее доступности, экономической эффективности продукта с точки зрения разработчика и его популярность среди сообщества пользователей. Каждый из выделенных индикаторов измеряется посредством множества критериев, обладающих количественным выражением. В факультативном порядке при интерпретации результатов оценки игры учитываются такие факторы, как дизайн, наличие консультанта, содержание образов, не включенных в основную часть игры, но демонстрирующие первоначальный замысел разработчиков, взгляды, взгляды сценариста игры, участие в разработке игры представителей официальных властей и связанных с государством бизнес-структур и общественных организаций, наличие идеологически окрашенных «достижений» за выполнение особых действий символического характера, интерпретация смыслов игры разработчиками или авторами первоисточника сюжета. Перспективы развития методологии связаны в первую очередь с разработкой системы классификации видеоигр на основе количественного показателя эффективности в качестве инструмента символической политики.

Ключевые слова: видеоигры, компьютерные игры, методология оценки, эффективность, символическая политика.

ИСТОРИЯ РОССИИ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.003

УДК 930.1.«19»

А.А. ЧЕМШИТ доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и международных отношений Севастопольского государственного университета, Россия, г. Севастополь

О.С. СТАЦЕНКО кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и история государства и права Севастопольского государственного университета, Россия, г. Севастополь

Д.А. ЧЕМШИТ кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Севастопольского государственного университета, Россия, г. Севастополь

«БРЕЖНЕВСКИЙ ЗАСТОЙ» КАК ПРЕДПОСЫЛКА КРИЗИСА СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Предпринимается анализ «брежневского» периода в советской истории, названного «застоем», с целью проследить политические процессы, важнейшие политико-правовые решения руководства и персональную ответственность лидера страны в контексте нарастающего кризиса советской государственности. Развивается мысль, что первым толчком к распаду СССР была «хрущевская оттепель» (первичная десталинизация), инициированная Н.С. Хрущевым.

Отмечается, что в брежневский период, по своей значимости делимый на ранний и поздний, ни одна из задач, диктуемых временем, во всей полноте решена не была. В первое десятилетие обнаружились некоторые позитивные тенденции, затормозившие кризис государственности, однако в поздний период отстраненности власти от решения назревших проблем произошло нарастание серьезного государственного кризиса. Подчеркивается, что упущенное время («застой») – стал и предпосылкой распада СССР.

Ключевые слова: Брежнев, «застой», «кризис государственности», СССР, социал-консерватизм, сталинизм.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.004

УДК 32.324

В.Ю. ЗОРИН доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям; член Общественной палаты РФ, Россия, г. Москва

М.А. АСТВАЦАТУРОВА доктор политических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований Пятигорского государственного университета, Россия, г. Пятигорск; профессор Хэйлунцзянского института иностранных языков, КНР, г. Харбин

БОЛЬШИЕ ВЫБОРЫ – 2021 КАК КОНТЕКСТ УПРОЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена проблеме этнизации партогенеза и партийного функционирования в теоретическом и в практическом плане в контексте выборов 2021 г. в России. Выявляются риски возможного образования политических партий по этническому признаку, а также тенденции включения в программы современных российских политических партий этнополитических сегментов. Сопоставляются этнополитические сегменты программ политических – главных конкурентов в выборах – 2021. Широкий контекст электорально-избирательной кампании рассматривается с точки зрения его ресурсов для упрочения гражданского единства российского общества и в то же время для удовлетворения этнокультурных интересов граждан РФ. Акцентируется этнополитическое сегментирование в отдельных регионах РФ, в частности, в субъектах Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевые слова: выборы, гражданское единство, государственная национальная политика, риски этнизации партогенеза, этнополитический сегмент партийной программы, этническое позиционирование в политике.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.005

УДК 32.328.184

С.Г. КОНЬКО аспирант направления политических наук и регионоведения Сибирского института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Новосибирск

Б.С. СЛАВИН студент направления подготовки «Международные отношения» Сибирского института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРУППОВЫХ ИНТЕРЕСОВ

В современной России действует множество заинтересованных групп, различающихся по своему составу, интересам, структуре, финансовым и политическим возможностям. Изучение этих групп с использованием существующих в политической теории классификаций позволяет более точно определить их роль и место в социально-политических процессах, происходящих в стране, и разработать направления совершенствования законодательства в этой сфере. Однако, применение существующих классификаций групп интересов не всегда позволяет в полной мере провести их оценку – это требует введения дополнительных критериев.

Цель данного исследования состоит в анализе особенностей Российской модели представительства групповых интересов. Для этого исследуются группы интересов, представленные в общественно-политическом пространстве современной России, согласно классификациям, признанным политической наукой, и вводится дополнительная классификация по уровню объекта лоббирования.

С помощью системного подхода проведен анализ групп интересов России и выявлена закономерность участия на глобальном и региональном уровнях групп интересов ассоциативных и институциональных типов, которые соответствуют корпоративной модели представительства групповых интересов. В свою очередь, неассоциативные и неупорядоченные группы в основном артикулируют свои интересы на местном и региональном уровнях и соответствуют признакам плюралистической модели.

Для изменения сложившейся ситуации в статье предложено усовершенствовать механизмы артикуляции групповых интересов через системы функционального и электорального представительства.

Ключевые слова: лоббизм, группы давления, группы интересов, корпоративизм, плюрализм.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.006

УДК 32.323

О.В. ЦВЕТКОВА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ СУБНАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ

Современная система субнациональных институтов власти существует более двух десятилетий и постоянно развивается. Региональная политическая система эволюционирует и данные процессы связаны со структурными различиями в субъектах Российской Федерации: республики, области, края, автономные округа и автономная область. В основном асимметрия связана с особенностями социально-экономического положения субъектов РФ и конституционно-правовым статусом каждого субъекта РФ, закрепленного в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: субъекты федерации, субнациональные политические институты, вертикаль власти, асимметрия, договорная практика, разграничение полномочий, централизация.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.007

УДК 32.323

А.В. ОСИПОВ кандидат политических наук, судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону

ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ЭЛИТЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье предложены решения проблемы модернизации и развития кластера элиты в целях обеспечения эффективности консолидированной идентификационной политики современной России. Опираясь на актуальные данные социального мониторинга, автор делает вывод, что в современной России актуальная консолидация элиты внутри элитного кластера, а также между кластером элиты и кластером гражданского общества по-прежнему осуществляется по преимуществу «сверху» по унифицирующему авторитарному сценарию, а не плюралистическому демократическому. Это чревато нарастанием тенденции отчуждения элиты от гражданского общества, внутриэлитными конфликтами (не только по линии федеральный центр – региональные элиты, но и по линии административно-политическая элита, опирающаяся на информационные ресурсы традиционных СМИ – новая элита социальных медийных электронных пространств), застоем демократических процессов в России, а также кризисом легитимации власти политико-административной элиты. Решение проблемы лежит в плоскости интеграции основных политических кластеров и их внутреннего содержания на основе стратегических целей-ценностей: общественного блага, национальной безопасности, социальной защиты населения, посредством демократизации возможностей и технологий инкорпорации граждан во власть, активизации культуры политического участия по всему социальному полю, демократического развития институтов образования, культуры, институтов лидерства, независимого экспертного мнения, интерактивных платформ для эффективной партнерской коммуникации основных политических акторов.

Ключевые слова: политическая власть, политическая элита, гражданское общество, политические кластеры, консолидация политической власти, социально-политический мониторинг, политические технологии, общественно-политический менеджмент, социально-политические тенденции и противоречия.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.008

УДК 32

П.Е. СУСЛОНОВ кандидат философских наук, доцент, консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма Департамента внутренней политики Свердловской области, доцент кафедры организации работы с молодежью Уральского федерального университета, доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета, Россия, г. Екатеринбург

А.В. ТРЕТЬЯКОВ директор Департамента внутренней политики Свердловской области, заместитель председателя межведомственной комиссии по профилактике экстремизма в Свердловской области, Россия, г. Екатеринбург

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются методологические основания и практические аспекты формирования в регионе социокультурной среды, препятствующей распространению идеологии терроризма. Раскрывается механизм взаимодействия региональных субъектов профилактики экстремизма и терроризма. Формулируются педагогические подходы к формированию антиэкстремистского и антитеррористического сознания. Делается вывод о приоритетности в противодействии идеологии терроризма мер культурно-просветительского и педагогического характера, реализуемых через взаимодействие с региональными институтами гражданского общества.

Ключевые слова: региональная социокультурная среда, идеология экстремизма и терроризма, экстремистские установки, экстремистские проявления, антиэкстремистское и антитеррористическое сознание, субъекты профилактики.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.009

УДК 32

А.Ю. ПАВШУКОВА аспирант факультета международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

ОТМЫВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Распространение террористической угрозы по всему миру напрямую зависит от уровня ее финансирования и материально-технической базы. Отмывание денежных средств и финансирование терроризма часто рассматриваются как отдельные виды деятельности. Изучение конкретных форм проявления и случаев современного терроризма, а также противодействие данному феномену со стороны всех институтов мирового сообщества невозможно без понимания механизма отмывания денежных средств.

Ключевые слова: отмывание денежных средств и финансирование терроризма, источники финансирования терроризма, противодействие финансированию терроризма, механизмы отмывания денежных средств, террористическая экономика.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.010

УДК 32

Ю.Р. ШЕВЕЛЁВА стажер Национального исследовательского института развития коммуникаций, Россия, г. Москва

КОММУНИКАЦИОННЫЙ РЕЖИМ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В статье рассматривается объективная необходимость институционализированного и структурированного управления коммуникациями в ходе осуществления власти в сложной адаптивной общественной системе. Описывается механизм властного влияния системного центра на социальную динамику с целью сохранения своей устойчивости посредством создания коммуникационного режима. Кроме того, предпринимается попытка рассмотрения политической системы как генератора такого режима за счет имеющейся у нее для этого основы и потребности в сохранении своего влияния, описываются функциональные особенности коммуникационного режима на «входе», «выходе», внутри политической системы и в социетальной системе интеракций. Регулированию и контролю работы «входа» и «выхода» автором отводится отдельное место при формировании коммуникационного режима, т.к. производимые именно на них взаимодействия позволяют политической системе самосохраняться и воспроизводить политическую власть. Практическая значимость статьи в современных геополитических условиях раскрывается в необходимости использования коммуникационного режима для сохранения национального суверенитета.

Ключевые слова: коммуникационный режим, политическая власть, политический режим, политическая коммуникация, коммуникационная система.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.011

УДК 32

Т. МАМАТКОБИЛОВ кандидат политических наук, доцент Академии Минстерства Обороны Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

М.К. НОРМУРАТОВА кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Академии Министерства Обороны Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Данная статья посвящена социальной политике государства как инструменту реализации стратегии социально-экономического развития. Эффективность деятельности органов государственной власти зависит от достижения стратегических целей и задач, реализации приоритетных направлений развития и решения социальных и экономических проблем в стране. В статье рассматриваются проводимые реформы в новой социально-экономической политике Узбекистана – как один из важных и ключевых аспектов углубления рыночных реформ и развития страны.

Ключевые слова: «Новый Узбекистан», социальная политика, стратегия, органы власти, государственная политика, экономические факторы.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.012

УДК 32.325

А.К. ЭГЕМБЕРДИЕВ аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ

В статье разбирается вопрос с определением понятия «государственная информационная политика», а также рассматривается роль и значение государственной информационной политики как части процесса управления развитием общества, как источник информации, как средство регулирования коммуникации и обмена информацией. Особое внимание уделяется важности двухсторонней коммуникации при осуществлении государственной информационной политики.

Ключевые слова: коммуникация, информация, государство, миграция.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.013

УДК 32.327

А.Н. МИХАЙЛЕНКО доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

П.Ю. РОВЧАК аспирант кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА

В условиях становления нового мирового порядка, России необходимо интенсивное развитие отношений с африканскими странами. Его теоретическим обоснованием может выступить система, состоящая из колониальных теорий, теорий модернизации, панафриканизма и мирового порядка. В концептуальном плане наиболее соответствующей интересам России в Африке представляется концепция устойчивого развития. На основе этих теорий и концепций крупные международные организации и ведущие страны мира проводят в отношении Африки активную политику, в которой выявляются ее сильные и слабые стороны. Россия достигла в отношениях со странами Африки определенных успехов. Вместе с тем, в этом направлении имеются и некоторые проблемы. Перспективы развития российско-африканских отношений зависят от эффективности их выстраивания в соответствии с целями устойчивого развития (далее – ЦУР). России следует развивать сотрудничество в соответствии со всеми семнадцатью ЦУР, при этом особый акцент сделать на цель устойчивого развития № 16 «Мир, правосудие и эффективные институты». Наиболее важными направлениями российско-африканского сотрудничества по этой цели могут быть миротворчество, военно-техническое сотрудничество и использование в обеспечении безопасности африканских стран российских частных охранных компаний.

Ключевые слова: деколонизация, постколониальность, неоколониальность, модернизация, панафриканизм, новый мировой порядок, концепция устойчивого развития, ЦУР, миротворчество, военно-техническое сотрудничество, частные охранные компании.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.014

УДК 32.327

И.Ю.ЗАЛЫСИН доктор политических наук, профессор Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, Россия, г. Москва

ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ ООН В 2000-Е ГГ.

Статья посвящена анализу процесса изменения организационных основ деятельности ООН, направленной на профилактику и пресечение международного терроризма. Выявлены основные направления реформы антитеррористических органов ООН в 2000-е гг. Раскрыты роль и значение Контртеррористического комитета, Контртеррористического центра, Контртеррористического управления ООН в реализации Глобальной контртеррористической стратегии, принятой Генеральной Ассамблеей в 2006 г. Рассмотрены трудности и проблемы, которые негативно влияют на эффективность борьбы ООН против терроризма.

Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, ООН, Совет Безопасности, Институциональная реформа ООН, Глобальная контртеррористическая стратегия, Глобальный договор ООН по координации контртеррористической деятельности, Контртеррористический комитет, Исполнительный директорат Контртеррористического комитета, Контртеррористическое управление ООН.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.015

УДК 32.327

А.А. ТУШКОВ доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток

А.П. АЛЕХИНА бакалавр кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток

КОНФУЦИАНСКИЙ ОБРАЗ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Данная статья посвящена актуальной теме, в которой рассматривается духовно-культурный вклад философии Конфуция в становление не только китайской, но и мировой цивилизации. Авторы исследуют конфуцианский образ благородного мужа «цзюнь-цзы», а также дается оценка его актуальности в реалиях современного Китая и его восприимчивости современным китайским обществом. Люди издавна создают образ совершенства, эталона на которого все должны ровняться, к которому все должны стремиться. Европейский человек создал себе гуманистический идеал совершенного человека в эпоху Возрождения. Философы и писатели того времени старались в своих работах описать как можно более подробно образ гармонического человека, примера и кумира для молодежи тех веков. Однако идеал был придуман еще задолго до этого в Древнем Китае, когда самой распространенной философско-этической системой являлось конфуцианство.

Ключевые слова: конфуцианство, цзюнь-цзы, китайская философия, гармония, семья, сыновняя почтительность.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.016

УДК 32.327

МЕХМЕТ ЭМИН ИКБАЛЬ ДЮРРЕ кандидат исторических наук, доцент кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), Россия, г. Москва

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА ДО И ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА 2017 ГОДА

Как и ожидалось, референдум на севере Ирака 25 сентября 2017 года подтвердил, что подавляющее большинство жителей Иракского Курдистана и прилегающих к нему территорий (свыше 90% принявших участие в референдуме при довольно высокой явке избирателей) выступают за независимость курдского региона. Причем голосовали не только курды, но и представители других этнических групп из числа местного населения (арабы, туркоманы, армяне, ассирийцы и др.). Референдум привел к углублению экономического кризиса в автономии: вслед за полным прекращением выплат зарплаты служащим региона Багдад, проведя военную операцию, лишил Эрбиль нефтяных месторождений в провинции Киркук, приносивших ему половину доходов от всего экспорта «черного золота». Проблем курдским властям добавили и свыше сотни тысяч беженцев, покинувших свои дома, расположенные на спорных территориях, после прихода туда иракских военных и шиитских ополченцев из аль-Хашд аш-Шааби. Несмотря на все это, есть и немалые перспективы экономического возрождения региона, который, разумеется, займет немало времени и будет зависеть от позиции властей и представителей всех народов его населяющих.

Ключевые слова: Иракский Курдистан, Киркук, референдум, конституция, партии, экономика, бюджет, потенциал, нефть, газ.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.017

УДК 32.327

И.С. АМИАНТОВА кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

А.В. БАКАРЮХИНА студент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

СООТНОШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В ГЕРМАНИИ

Идентичность населения современной Германии представляет собой амбивалентный комплексный феномен, проявляющийся как на региональном, так и на общенациональном уровнях. Такая сложность обусловлена историческим развитием государства, которое долгое время не обладало культурной, языковой и пространственной целостностью, чей характер веками формировался под влиянием самостоятельных княжеств. Процессы социально-политической и культурной интеграции территорий привели к формированию общенациональной идентичности немцев. И с этим возникает вопрос о соотношении двух источников самоидентификации.

В данной статье рассматриваются такие категории, как региональная и общенациональная идентичности, историческая обусловленность их формирования, способы их проявления в настоящее время, делается вывод относительно соотношения 2-х идентичностей.

Ключевые слова: региональная идентичность, национальная идентичность, Германия, племенные герцогства, немецкий язык, немецкие диалекты, немецкий менталитет, региональные стереотипы в Германии, Мартин Лютер, «культурная нация», национальное государство.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.018

УДК 32.327

Р.Ш. КУДАШЕВ аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ ИЛИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ СООБЩЕСТВО?

Определение Европейского союза (ЕС) представляется сложным, поскольку его нельзя отнести к федерациям, подобно Соединенным Штатам Америкам или к классическим международным организациями, как ВТО или ООН. В связи с этим возникает вопрос, как можно определить ЕС – как институт, стоящий над всеми странами Европы (наднациональный) или как объединение для сотрудничества между государствами ЕС (межправительственный). Цель данной статьи – ответить на вопрос, каким интеграционным сообществом ЕС является сегодня.

Для того чтобы классифицировать ЕС, необходимо определить понятия «наднациональный» и «межправительственный». Затем, будут рассмотрены некоторые из основных европейских институтов с точки зрения их состава и компетенции по отношению к государствам ЕС.

Ключевые слова: Европейский Союз, европейская интеграция, Европейская Комиссия, Совет министров, Суд Европейского Союза.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.019

УДК 32.327

А.Л. МЕРКУЛОВ аспирант кафедры международных отношений Северо-западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Санкт-Петербург

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Внешнеполитический курс ФРГ на современном этапе определяется рядом факторов, связанных с глобальными переменами, произошедшими в политике как во второй половине ХХ века, так и после событий 2014 года. К важнейшим из них, как известно, относятся окончание «холодной войны», распад социалистического лагеря и Советского Союза, объединение западной и восточной Германии в единое государство, а также участие Германии в санкционном режиме против РФ. Перед ФРГ, как и перед другими европейскими странами, встали задачи: усиление в условиях глобализации своей политической роли в Европейском Союзе, чтобы успешно противостоять растущей конкуренции в области экономики и внешней политики, наращивание военного сотрудничества в политической парадигме ЕС-НАТО (как инструмент обеспечения безопасности и обороны Европейского Союза). Таким образом, в данной статье будет рассмотрена современная внешняя политика Федеративной Республики Германии.

Ключевые слова: республика, внешняя политика, экономика, приоритеты, политика мира.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.020

УДК 32.327

А.В. МАКАРОВ аспирант кафедры государственного управления и национальной безопасности факультета национальной безопасности института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Россия, г. Москва

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются особенности и перспективы геополитического моделирования в разных плоскостях общественных отношений и измерениях международного взаимодействия. Особый акцент сделан на геополитическом моделировании в образовательной сфере, которая является эффективным инструментом реализации стратегии «мягкой силы». На примере России разработана геополитическая модель образовательного пространства национального государства, основу которой составляет многополярный подход, неразрывно связанный с производством разнообразия, в рамках которого становится возможной реализация управляемого и наблюдаемого гомеостата, предложенного Титовым В.Б.

Ключевые слова: образовательное пространство, государство, геополитическая модель, управляемый гомеостат, многополярный подход, институциональный механизм.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.021

УДК 32.327

ШЭНЬ ШАНЬ аспирант кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССОТРУДНИЧЕСТВА В УКРАИНЕ

После украинского кризиса дистанция в отношениях между Россией и Украиной увеличилась. Настоящая статья посвящена одному из аспектов взаимодействия России и Украины в гуманитарной сфере, исследовано понимание «мягкой силы» в России не только на основе трудов российских и зарубежных ученых, но и на основе российских официальных публичных документов и выступлений правительственных лидеров, проанализированы основные направления деятельности и цели представительства Россотрудничества в Украине и перспективы развития будущих отношений между Россией и Украиной. В конечном итоге автор заключает, что гуманитарные связи между Россией и Украиной являются наиболее прямым проявлением нынешних российско-украинских отношений. Тем не менее, даже в контексте напряженных отношений между Россией и Украиной, представительство Россотрудничества в Украине по-прежнему является эффективным инструментом и платформой для реализации внешней политики России и применения «мягкой силы», и по-прежнему имеет положительный потенциал для улучшения отношений между Россией и Украиной.

Ключевые слова: Россия, Украина, «мягкая сила», Россотрудничество, публичная дипломатия.

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.022

УДК 32.323

А.А. НАРЫШКИН кандидат политических наук, Россия, г. Москва

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЗАДАЧАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Что первично, нацеленность государства на экономические проекты, рост прибыли отечественных компаний, либо долгосрочные политические цели, для достижения которых возможно использовать экономические рычаги? Данный вопрос рассматривался многими видными отечественными и зарубежными исследователями. Актуальность данного вопроса исторически возрастала с развитием мирохозяйственных связей. Еще острее он поднимается в условиях мирового кризиса, вызванного совпадением сразу двух мировых тенденций: падением стоимости нефти и мировой пандемией COVID-19.

В данной статье рассматривается взаимосвязь отечественной экономической дипломатии и внешней политики в советский период и на протяжении последних десятилетий. Такой подход позволяет, по мнению автора, лучше понять опыт отечественной экономической дипломатии, определить ее особенности в прошлом и настоящем, разработать и сформулировать практические положения по повышению эффективности системы мер, направленных на взаимодействие государства и деловых кругов в целях достижения максимального эффекта при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, внешнеторговая деятельность, государственная поддержка экспорта, экономическое развитие, реальный суверенитет, практический опыт.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.023

УДК 32.327

ГО СЮНХАО магистрант Северо-Западного Института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Санкт-Петербург

КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСТОЙЧИВОМ РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ КИТАЯ

В данной статье рассматривается краудфандинг как инновационный механизм привлечения внебюджетных средств для осуществления развития региональной экономики в Китае. Целью является выявить положение краудфандинговых технологий в Китае и их роль и потенциальные возможности в развитии регионов. Рассматриваются как сильные стороны, так и вызовы, с которыми сталкивается этот механизм в Китае, его китайская специфика и перспективы. Хотя сейчас развитие краудфандинговых технологий в Китае несколько замедлилось, у них есть хороший потенциал, однако, для этого необходимо четко определить наиболее благоприятные сферы финансирования.

Ключевые слова: инвестиции, региональное развитие, Китай, краудфандинг, правовое регулирование, инновации, малый бизнес.

РЕЦЕНЗИИ

DOI 10.35775/PSI.2021.73.9.024

УДК 32

Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР В ИСТОРИОГРАФИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

По мотивам рецензии на статью Смирновой Юлии Валерьевны «Современная историография перестройки», опубликованной в журнале «Вопросы национальных и федеративных отношений». 2021. Том 11. № 9.

Понятие «перестройка», вошедшее в научный лексикон и отражающее события в СССР с 1985 по 1991 год, по истечении уже более тридцати лет по-прежнему не только вызывает научный интерес. Но и наука, (историческая, политологическая и прочие), ее представители еще не сформировали о перестройке системы знаний и представлений. Нет и теории, которая бы оформила хотя бы основные научные параметры перестройки. Этот, видимо, будет оформлено потом. Но перестройка наделила ученых фантастическим чувством, одних – благодарности, других – негодования. В связи с возможной публикацией издательством «Наука сегодня» в журнале «Вопросы национальных и федеративных отношений» 2021. Том 11. № 9 статьи Смирновой Ю.В. «Современная историография перестройки» есть возможность не только прокомментировать достоинства и недостатки этой статьи, но и предложить в этом контексте авторскую версию интерпретации главных и второстепенных проблем, освещаемых в историографии темы российскими и зарубежными исследователями. В результате наших рассуждений и нашего анализа имеющегося материала мы приходим к простому выводу: в России современной, в ее городах и весях живут и сейчас миллионы тех, для которых перестройка все еще является самой важной и реальной историей, а истолкование ее – существенной задачей их повседневной жизни и ближайшего будущего.

Ключевые слова: перестройка в СССР, историография перестройки.