Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 1 (101), 2024

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 14. № 1 (101), 2024

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Притула М.С. Государственный суверенитет как теоретическая и практико-политическая проблема

Ребров А.И. Локальная политическая идентичность

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Черныховская Е.В. Исторический контекст образа подвига и патриотизма в российских учебниках

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Корниенко О.Ю. Идентификационные особенности российских элит

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Венцель С.В. Роль субъектов профилактического воздействия в системе противодействия распространению политического экстремизма в среде новых медиа

Нгуен Тхи Ань. Национальная политика по обеспечению равенства между этническими группами как фактор, обеспечивающий политическую стабильность современного Вьетнама

Цвяк А.А. Политические факторы значимости Частных военных компаний

Фатихов Н.Д. Перспективы развития делиберативной демократии в системе городского местного самоуправления России

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Окуджава Х.З. Внедрение цифровых технологий в региональное управление (на материалах Московской области)

Поярков Р.А. Цифровые компетенции как ключевой элемент профессионального стандарта государственного служащего России

Жероков М.С. Совершенствование образовательной системы и системы мер по предотвращения террористических актов в школах

Ашмарина А.А. «Биобезопасность» и «биозащищенность» в России в условиях развития цифровых технологий

Литвин Л.А. Риски и перспективы внедрения электронного правительства в контексте трансформации государственного управления в Российской Федерации

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Смирнова А.С. Тенденции гуманитарной безопасности в современном мире

Ань Нань. Культурное и гуманитарное сотрудничество стран ШОС

Гребнев Р.Д. Предпосылки формирования мира ислама в контексте внешней политики Ирана

Свиридов А.А. Арктический вектор политики РФ

Сучкова А.А. Этапы развития двусторонних отношений между Республикой Корея и Новой Зеландией

Сюй Мэнчжу. Мягкая сила Китая: глобальные инициативы и взаимодействие с Россией

Тушков А.А., Аляева Л.А., Бухарова Ю.А., Пученков Д.О. К вопросу о некоторых подходах в методологии исследования российкого цивилизационного развития

Тюков Н.А., Шаповалов В.Л., Никулин Е.Р. Интерпретацитонные модели ценностного спектра российской молодежи: смыслы, персоны и слова-концепты

Фарах А.С. Розничные цифровые валюты центральных банков и преобразование управления, политики и общества

Чи Цинчжо, Калашникова Н.П. Роль Конгресса во внешней политике США (кейс Тайваня в период президентства Барака Обамы)

Юрченко П.С. Курдский вопрос как современная угроза Турецкой Республике

Антропова С.Ю., Иванова Н.В. Проблема беженцев и мигрантов в Германии на современном этапе

Епремян М. Особенности политической власти в современной Армении

Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Японский национализм как основная объединительная и защитная сила нации в новом миропорядке ХХI века (Часть I)

Люй Ваньцин. Интересы России в Центральной Азии

Мосакова Е.А., Золотарев И.А. Криптовалюты в сфере международных финансов: проблемы на пути становления мировой валютой

Муравьева А.Е. Роль Египта в решении палестино-израильского конфликта

Новицкая А.А., Тулупов Д.С. Принцип нейтралитета Швейцарской конфедерации через призму российско-украинского конфликта

Привалов В.А. Эволюция отношений России и Турции в периоды эскалации Нагорно-Карабахского конфликта

Сапрынская Д.В., Сыздыкова Ж.С. Между переписями 1897 и 1926 гг.: некоторые аспекты национального состава населения Казахстана

НАУЧНЫЕ БЕСЕДЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ

Медведев Н.П. К вопросу о предметном поле политической науки

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.001

УДК 34:342.3:004

М.С. ПРИТУЛА аспирант Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы государственного суверенитета. Развитие сферы цифровой демократии в значительной степени зависит от того, насколько правильно поняты концептуальные измерения и насколько четко определены понятия государственного суверенитета. Наблюдается недостаток научных исследований, направленных на выявление данной связи между цифровом государством и государственным суверенитетом в контексте современной Российской политической системы.

Цель работы – выявить особенности анализа проблемы государственного суверенитета как теоретической и практико-политической проблемы в контексте политологической теории.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

1) рассмотреть понятие государственного суверенитета;

2) сформулировать различные определения государственного суверенитета;

3) определить проблемы и перспективы развития государственного суверенитета.

Методологическая основа исследования предполагает использование сравнительного метода для определения общих оснований цифрового государства и государственного суверенитета в политологических взглядах Ли, Джонсона и других авторов.

Выводы. В ходе теоретического исследования было высказано предположение, что государственный суверенитет состоит, прежде всего, в выражении воли к самоопределению социокультурной общности, обозначившейся в нации. В статье был осуществлен анализ противопоставления международной свободы цифровой экономики и государственного суверенитета на примере России, а также взаимосвязи цифрового экономики и государственного суверенитета в современной России в свете последних событий СВО на Украине и в мире.

Результаты. Мы сделали вывод, что в случае государств (например, России) которые уже достигли политического единства, суверенитет проявляет себя лишенным спорного содержания, чтобы стать выражением воли «жить вместе», охраняя независимость и целостность страны.

Ключевые слова: государственный суверенитет, национальный суверенитет, государства, независимость страны, нация, власть.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.002

УДК 32.019.5

А.И. РЕБРОВ аспирант ИОН РАНХиГС, Россия, г. Москва

ЛОКАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

В статье представлен теоретический анализ феномена локальной политической идентичности. Рассмотрены и проанализированы подходы к изучению идентичности, принятые в российской и западной политической науке. Основываясь на методологии социального конструктивизма и концепциях А. Ассман, Р. Брубейкер и Дж. Уррии, автор предлагает модель локальной политической идентичности, состоящую из трех блоков. Первый блок – это элементы процесса идентификации, способы картографирования окружающей реальности и выбора стратегии поведения. В свою очередь состоящий из категорий, применяемых к себе и окружающим, а также их иерархическая связанность, социальные стереотипы, распространенные в локальном сообществе, относительно ожидаемого поведения его членов, ментальные схемы используемые для категоризации ситуации. Второй блок – материальная и информационная среда, в которой формируется и воспроизводится идентичность. В качестве элементов среды выделены нарративы о населенном пункте, в котором локализовано изучаемое сообщество, «места памяти» вокруг которых организованна идентичность сообщества (памятники, узнаваемые архитектурные объекты, ландшафты, топонимы), коммеморативные практики использующиеся для воспроизводства идентичности сообщества. Третий блок – вовлеченность локального сообщества в национальный и транснациональный контекст. Вовлеченность представлена, совокупностью сетей и потоков (туризм, экспорт товаров т.д.) присутствующих в локальном сообществе, структура и состав элит и общественных организаций, инфраструктура, «локализации» сообщества (локальные СМИ, краеведческие музеи и др.).

Ключевые слова: политическая идентичность, локальная идентичность, память, локальное сообщество.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.003

УДК 93/94

Е.В. ЧЕРНЫХОВСКАЯ кандидат исторических наук, Россия, г. Ставрополь

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОБРАЗА ПОДВИГА И ПАТРИОТИЗМА В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ

В статье представлен анализ учебной литературы для начальной, средней школы и гимназий царской, советской и современной России. Главный акцент в ней делается на то, как осмыслялось явление подвига в российской учебной литературе c конца XIX до начала 20-х годов XXI вв. в рамках изучения истории в начальной и средней школе, а также на то, как трактовалось в российских учебниках по истории этого периода понятие патриотизма. Статья представляет собой поиск модели возвращения к традиционным отечественным истокам воспитания патриотизма и гражданственности, внедрение которой в преподавании истории в школе является задачей государственной значимости.

Ключевые слова: подвиг, патриотизм, государственная идеология, патриотическое воспитание, гражданственность, исторический контекст.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.004

УДК 32.323

О.Ю. КОРНИЕНКО кандидат философских наук, доцент факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ЭЛИТ

В статье рассматриваются идентификационные особенности российских элит, связанные с системой их воспитания, национальными ценностями и установками русского народа, а также скачкообразный характер развития российских элит. В исследовании отмечается, что важнейшей составляющей формирования и развития элит является подход к их воспитанию на ценностях, присущих нации, который анализируется автором в диахроническом порядке.

Проанализированный материал выявил, что для России, начиная с домонгольского периода, характерен общеобразовательный подход в системе образования, основанный на нравственных и духовных принципах. Для российской традиции характерно делать упор на высокопрофессиональную, специализированную подготовку элит, уделяя меньше внимание развитию управленческих навыков.

Неравномерное развитие российской элиты определяется внешним контекстом, несколько бессистемным подходом к ее образованию и существенно зависит от вектора развития государства. Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о необходимости соотнесения воспитания элит с национальной идеей и идентификацией ценностей и установок, а также необходимости сочетания традиционного подхода к подготовке высокопрофессиональной специализированной элиты с развитыми управленческими навыками и способностями.

Ключевые слова: элиты, национальные ценности, установки, скачкообразность развития, профильное образование.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.005

УДК 32.323

С.В. ВЕНЦЕЛЬ начальник отдела аналитической и образовательной деятельности НЦПТИ ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика», Россия, г. Ростов-на-Дону

РОЛЬ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ НОВЫХ МЕДИА

Представленное исследование посвящено вопросу выстраивания эффективной системы противодействия распространению политического экстремизма в среде новых медиа. Важную роль имеют непосредственные субъекты профилактического воздействия, представленные на всех уровнях (федеральный, региональный и местный). Классификация субъектов основа на направлениях деятельности: реализация профилактической работы в реальном времени и проведение информационной работы в медиапространстве, включающей мониторинг, просветительскую работу и функционирование сообщества экспертов.

Ключевые слова: политический экстремизм, новые медиа, технологии, противодействие экстремизму, субъекты профилактики.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.006

УДК 32.323

НГУЕН ТХИ АНЬ аспирант Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВЕНСТВА МЕЖДУ ЭТНИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ КАК ФАКТОР, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВЬЕТНАМА

Исследования в области этнического равенства и политики этнического равенства становятся все более необходимыми и важными. Это связано с тем, что, как показывает современная практика, большинство крупных социально-политических изменений в странах связано с этническими проблемами и, конечно, каждая страна рискует прямо или косвенно столкнуться с этническими проблемами, даже замаскированными под этническую окраску. Будучи многоэтнической страной, Вьетнам всегда уделял внимание политике равенства между этническими группами и добился важных достижений. В статье ставится задача проанализировать основное содержание и доказать, что политика этнического равенства является фактором, обеспечивающим политическую стабильность во Вьетнаме сегодня.

Ключевые слова: политика этнического равенства, Вьетнам, политическая стабильность, саботаж, культура.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.007

УДК 327

А.А. ЦВЯК аспирант факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗНАЧИМОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ

Анализ частных военных компаний с точки зрения политических факторов их существования и развития является крайне актуальной темой на фоне динамичного расширения их деятельности, но в то же время всё ещё недостаточно разработанной в соответствующей научной литературе. Целью данного изучения является определение и конкретизация данных факторов. В статье рассматриваются ключевые элементы, определяющие повышенное политическое значение частных военных компаний в контексте вопросов функционирования военно-политических структур и государственных институций. Выделены и проанализированы ключевые подобные запросы, исходящие от государственных структур, такие как потребность в проекции силы, закономерные попытки избежания осуждения со стороны мирового сообщества в целом или отдельных государств, сокращение объема потенциальной критики внутри самого государства. Отображены механизмы их эффективной реализации, позволяющие политическим институциям достигать поставленных внешнеполитических и внутриполитических целей, при недопущении сопутствующих репутационных рисков или развития разнородных кризисных явлений.

Ключевые слова: политические факторы безопасности, частные военные компании, военно-политические институты.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.008

УДК 323.21

Н.Д. ФАТИХОВ электоральный юрист, независимый исследователь член Участковой избирательной комиссии № 292, Республика Башкортостан, г. Уфа

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛИБЕРАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

Предметом исследования в настоящей научной статье стали проблемы функционирования системы городского местного самоуправления в России в условиях информационного общества. Анализируется современное состояние социальной коммуникации с учетом имеющихся исследований в области участия граждан в политической деятельности. Выделены основные проблемы в развитии муниципальной власти в городских округах, их влияние на протестную активность граждан. Предложены способы развития демократических процедур, в основе которых делиберативная демократия.

Ключевые слова: делиберативная демократия, публичные слушания, местное самоуправление, территориальные органы самоуправления, политические коммуникации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.009

УДК 32.323

Х.З. ОКУДЖАВА аспирантка кафедры российской политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации системы регионального управления на примере Московской области. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества и оперативности работы органов региональной и муниципальной власти, роста удовлетворенности населения их деятельностью. Цель работы – на основе обобщения передового опыта Московской области выявить особенности применения цифровых технологий в региональном управлении.

В работе охарактеризовано современное состояние регионального управления в цифровой реальности, проанализированы ключевые документы и информационные системы Московской области. Особое внимание уделено Региональной географической информационной системе (РГИС) и «Доброделу», показана их роль в повышении эффективности регионального управления и улучшении коммуникации между органами власти и гражданами. Сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию процессов, связанных с цифровизацией, предложен проект стратегии «Цифровое управление Московской областью 2030», призванный решить задачи по переводу государственных и муниципальных услуг в цифровой формат, внедрению технологий искусственного интеллекта в управлении, созданию единой цифровой экосистемы взаимодействия граждан и представителей бизнеса с органами власти. Реализация проекта предусматривает 3 этапа: на первом планируется разработка стратегии, запуск пилотных цифровых платформ. Второй этап предполагает тиражирование успешных решений для их дальнейшего масштабирования. Третий этап предусматривает внедрение технологий искусственного интеллекта в ключевых сферах жизнедеятельности, предоставление широкого доступа для оказания государственных услуг населению. Реализация предполагаемого плана-проекта позволит Московской области сохранить лидирующие позиции в России по уровню цифровизации государственного управления и качеству оказания электронных услуг жителям региона.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, региональное управление, информационные системы, государственное управление, Московская область.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.010

УДК 32

Р.А. ПОЯРКОВ аспирант Среднерусского института управления – филиал (г. Орел), Россия, г. Орел; учредитель, ООО «Р групп», Россия, г. Москва

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИИ

В данной статье рассматриваются вопросы необходимости развития цифровых компетенций у государственных служащих России и их роли в повышении эффективности реализации концепции Электронного правительства. Авторы анализируют существующие образовательные программы и материалы, предназначенные для подготовки государственных служащих, и выявляют основные проблемы и препятствия в процессе повышения их цифровой квалификации. Отсутствие национальных стандартов для оценки необходимых цифровых компетенций в рамках Электронного правительства признается ключевым фактором, затрудняющим рост работоспособности и эффективности управленческой деятельности. Подчеркивается важность обновления квалификационных критериев для государственной службы и разработка новых стандартов знаний и навыков, отвечающих требованиям цифровой эпохи.

Ключевые слова: цифровые компетенции, государственная служба, Электронное правительство, образовательные программы, квалификационные критерии, информационно-коммуникативные компетенции, цифровая квалификация, профессиональные стандарты, инновационные технологии, управленческая деятельность.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.011

УДК 32

М. ЖЕРОКОВ аспирант Славяно-Греко-Латинской Академии, Россия, г. Москва

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ В ШКОЛАХ

В данном материале рассматриваются способы совершенствования образовательной системы и системы мер по предотвращения террористических актов в школах. Прежде всего, в этой работе выделяется значимость ответственности школы за воспитание детей. Целью работы является выявление недостатков существующих систем и рассмотрение способов их компенсации. Итогом материала является рекомендационный перечень мер по совершенствованию систем для предотвращения террористических актов.

Ключевые слова: общество, государство, безопасность, эффективность, управление, террористические акты, образовательная система.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.012

УДК 323

А.А. АШМАРИНА кандидат политических наук, старший преподаватель ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород

«БИОБЕЗОПАСНОСТЬ» И «БИОЗАЩИЩЕННОСТЬ» В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются понятия «биобезопасность», «биозащищенность» в контексте цифровизации в России. Автор анализирует биологические угрозы российскому обществу, возникающие вследствие воздействия внешних и внутренних факторов. Центральное место в данной работе занимает фактор развития цифровых технологий, оказывающий огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Под влияние цифровизации попадает медицина, сельское хозяйство, государственное управление. Автор делает вывод, что цифровизация способствует развитию биотехнологий и становится источником возникновения биоугроз, в том числе превращает человека в объект политики на различных уровнях.

Ключевые слова: национальная безопасность, биологическая безопасность, биозащищенность, биологическая угроза, биополитика, Россия.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.013

УДК 321.013: 342.5

Л.А. ЛИТВИН кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук и регионалистики Луганского государственного педагогического университета, Россия, Луганская Народная Республика, г. Луганск

РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время электронное правительство становится неотъемлемой частью современного государственного управления. Электронное правительство – сложная технология, которая позволяет решить несколько задач и оказать множество различных услуг населению. Основной задачей электронного правительства является информирование граждан и оказание государственных и муниципальных услуг через сеть Интернет для наиболее быстрого и качественного обслуживания населения. В связи с этим в нее включены основные элементы национальной инфраструктуры. В настоящий момент выделяют пять таких элементов. Они в целом представляют собой единую информационно-технологическую и телекоммуникационную систему электронного правительства. На пути внедрения такой масштабной системы, как «Электронное правительство», в социально-экономическую действительность любой страны могут возникнуть различные проблемы, которые условно можно подразделить на следующие основные группы: организационно-правовые проблемы, технологические проблемы, методологические проблемы, информационные проблемы, финансовые. Особое внимание в работе уделено анализу рисков и перспектив развития «электронного правительства» в России. Были выделены как потенциальные риски, такие как угрозы информационной безопасности, уязвимости системы электронного правительства к кибератакам, так и возможности, перспективы, связанные с повышением эффективности и качества государственного управления, улучшением услуг для населения и бизнеса, уменьшением бюрократических процедур и повышением прозрачности государственных процессов. Также выделены некоторые перспективные направления развития электронного правительства в России.

Ключевые слова: электронное правительство, цифровое правительство, трансформация, государственное управление, цифровые технологии, риски и вызовы, портал «Госуслуги», информационная безопасность.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.014

УДК 32

А.С. СМИРНОВА младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований) Военного университета, соискатель кафедры политологии Московского государственного лингвистического университета, Россия, г. Москва

ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Концепция гуманитарной безопасности была создана в ХХ веке. С момента ее формирования до практического применения прошло более 50 лет, за которые она обрела много сторонников среди научных деятелей, продвигающих и развивающих ее в наше время. Для выявления актуальности концепции автор анализирует руководящие документы ООН, работы латиноамериканских и европейских ученых и выделяет три тенденции гуманитарной безопасности: диверсификация, институализация и адаптация. Диверсификация выражается в создании и продвижении латиноамериканскими учеными концепции HUGE (human, gender and environmental security), институализация – в создании и развитии целевого фонда ООН по гуманитарной безопасности; адаптация – в преломлении концепции гуманитарной безопасности под реалии конкретной страны или региона. Автор также выделяет и рассматривает две значимые угрозы гуманитарной безопасности – глобализацию и цифровизацию.

Ключевые слова: гуманитарная безопасность, тенденции, адаптация, диверсификация, институанализация, Латинская Америка, ООН.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.015

УДК 32.327

АНЬ НАНЬ магистрант кафедры международных отношений Белорусского государственного университета, Беларусь, г. Минск

КУЛЬТУРНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ШОС

В статье рассматриваются вопросы, связанные с культурным и гуманитарным сотрудничеством стран ШОС. Цель исследования – изучить вопросы сотрудничества стран в рамках ШОС в сфере культурного и гуманитарного взаимодействия, выявить основные особенности и черты. Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие. Рассмотрены приоритетные задачи для развития культурного и гуманитарного обмена между странами-участниками ШОС. Изучены основные приоритетные направления для культурного и гуманитарного сотрудничества стран ШОС до 2025 года. Определено определение понятия «механизм управления культурными и гуманитарными процессами» Изучен механизм управления культурными и гуманитарными процессами стран-партнеров в рамках ШОС. Автором статьи подчеркивается важность законодательного регулирования культурного и гуманитарного развития стран-участников ШОС. Образовательные учреждения играют важную роль в формировании культурной осведомленности и развитии творческого потенциала. Школы и университеты должны предоставлять студентам не только знания и навыки, но и способствовать развитию критического мышления и творческого мышления, что поможет им стать активными участниками культурной жизни. Также важно обратить внимание на взаимосвязь культуры и экономики, так как культурные процессы часто стимулируют экономический рост и инновационное развитие. Некоммерческие организации и культурные институты также вносят вклад в управление культурной жизнью в обществе. Они организуют различные культурные мероприятия, поддерживают молодых талантливых художников и ученых, и предоставляют доступ к культурным ресурсам для всех слоев населения.

Цель: Цель исследования – изучить вопросы сотрудничества стран в рамках ШОС в сфере культурного и гуманитарного взаимодействия, выявить основные особенности и черты.

Методы: Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие.

Результаты: Изучены вопросы сотрудничества стран в рамках ШОС в сфере культурного и гуманитарного взаимодействия. Выявлены основные особенности и черты.

Выводы: Важную роль в механизме управления культурными и гуманитарными процессами стран-участниц ШОС играет общественность и сама культурная среда. Участие общества в развитии культуры способствует многогранному взаимодействию и обмену идеями. Формирование общественной дискуссии, публичное мнение и культурные тренды являются ключевыми факторами, определяющими развитие культуры в целом. Таким образом, механизм управления культурными процессами стран ШОС включает в себя участников и множество инструментов, которые сотрудничают для обеспечения развития культуры. Государство, образовательные учреждения, некоммерческие организации, культурные институты и общественность играют важную роль в формировании и развитии культурных процессов. Взаимодействие между всеми участниками обеспечивает обмен идеями, инновации и сохранение культурного наследия, что способствует развитию общества и его состоянию благополучия.

Ключевые слова: культура, гуманитарное сотрудничество, страны ШОС, общение, обмен, взаимодействие.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.016

УДК 32.327

Р.Д. ГРЕБНЕВ кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук Российской Федерации; старший научный сотрудник факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, г. Москва

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРА ИСЛАМА В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИРАНА

Актуальность заявленной темы обоснована акцентированной на создание всемирной уммы (от араб. – общины, нации) внешнеполитической деятельностью Исламской Республики Иран под руководством Президента Ибрахима Раиси в условиях дифференциации глобализационных политических процессов, а также эскалацией палестино-израильского конфликта, который в контексте заявленной темы может быть рассмотрен как фактор, содействующий консолидации Мира ислама в целях совместного противостояния мусульманский государств геополитическому проекту США на Ближнем Востоке.

Целью исследования является выявление обуславливающих друг друга внутренних и внешних факторов влияния на прагматичную внешнюю политику Ирана, направленную на достижение статуса регионального лидера и потенциального центра формирующегося полюса многополярного мира, соотносимого с концепцией «Мир ислама».

Методологическую основу исследования сформировали метод глобального политического прогнозирования, а также системный, акторный, геополитический и геоэкономический методологические подходы. При проведении исследования были также применены лингво-правовой метод при толковании конституционно-правовых норм, устанавливающих принципы государственного устройства и приоритеты внешней политики Исламской Республики Иран, а также сравнительный метод при исследовании подходов Ирана, Турции и Саудовской Аравии к вопросам регионализации политических процессов и участия в развитии полицентричной системы международных отношений.

В статье определены контуры Мира ислама как формирующегося коллективного полюса многополярного мира. В этой связи Мир ислама рассматривается как концепция, способная в будущем объединить Персидский, Арабский и Тюркский миры в рамках сетевого политического образования. Указанный подход предопределил необходимость исследования внешнеполитической концепции Ирана в сравнительном аспекте. С применением методологии компаративных исследований были выявлены внутренние факторы влияния на стратегию внешней политики Ирана, которые возникают вследствие особенностей политической системы и коллективной идентичности Ирана, а также проанализированы стратегические направления внешней политики Ирана в сравнительном аспекте с Турцией и Саудовской Аравией.

В результате исследования были обоснованы следующие основные выводы. Политическое единство Мира ислама может быть обеспечено союзом Ирана, Турции и Саудовской Аравии, совместно выполняющих функции центра геополитического влияния в структуре полюса многополярного мира. Кибернетический характер политической системы, коллективная идентичность Ирана, а также свойство срединности «шиитского полумесяца» предопределяют одно из ключевых значений внешней политики Исламской Республики Иран в консолидации уммы и формировании Мира ислама в контексте концепции многополярности.

Ключевые слова: регионализация политических процессов, глобализация политических процессов, многополярность, полицентричность, Мир ислама, Иран.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.017

УДК 32.327

А.А. СВИРИДОВ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ПОЛИТИКИ РФ

Статья посвящена реализации политики Российской Федерации в Арктическом регионе. Раскрывается термин «арктическое государство», секторальный и конвенциальный принципы делимитации границ. Исследуется деятельность Арктического Совета и международное сотрудничество в рамках этой организации. Интерес представляет особый статус архипелага Шпицберген: история вопроса и современное положение дел. Большое внимание уделяется основным положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года – таким понятиям, как: внутренние и исторические воды, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф. Рассматриваются действия России по обеспечению своих национальных интересов в регионе, в том числе заявки в ООН на подтверждение своего суверенитета на хребет Ломоносова. Изучается Концепция внешней политики РФ 2023 года, а также деятельность по развитию инфраструктурных проектов в Арктике (особенно Северного морского пути), разработке месторождений полезных ископаемых. Проводится анализ целей и противоречий разных стран в регионе.

Ключевые слова: арктическое государство, секторальный и конвенциональный принципы, архипелаг Шпицберген, Арктический Совет, национальные интересы, Северный морской путь, полезные ископаемые.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.018

УДК 327

А.А. СУЧКОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Новосибирского государственного университета экономики и управления, Россия, г. Новосибирск

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ

Данная статья посвящена анализу двух основных этапов развития корейско-новозеландских отношений: 50-80-е годы ХХ в. и 90-е гг. ХХ – начало XXI вв. Первый период взаимоотношений, был охарактеризован последовательными инициативами обеих сторон в политической и торгово-экономической сферах, которые стали основой для перспективного сотрудничества как на двусторонней, так и многосторонней основах, несмотря на неспокойную ситуацию в мире и на полуострове, в частности. Второй период, когда мир перестраивался с биполярной системы международных отношений на многополярную, обозначен не только интенсификацией взаимодействия между государствами в сфере политики и экономики, но и активизацией контактов в гуманитарной сфере. Двустороннее сотрудничество в конце ХХ – начале XXI вв. значительно обогатилось взаимодействием между Республикой Кореей и Новой Зеландией в области культуры, образования, науки, что позволяет говорить о формировании полномасштабных межгосударственных отношений на современном этапе.

Ключевые слова: АТР, двусторонние отношения, Республика Корея, Новая Зеландия, этапы сотрудничества, политическое сотрудничество, торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарное сотрудничество.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.019

УДК 327

СЮЙ МЭНЧЖУ аспирант кафедры глобалистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

МЯГКАЯ СИЛА КИТАЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОССИЕЙ

Статья посвящена формированию идеологических основ мирового порядка, на которых намерено строиться лидерство современного Китая. Опираясь на партийные и государственные документы, выступления государственных деятелей Китайской Народной Республики, в частности Си Цзиньпина, в статье анализируется ряд теоретических новшеств, «китайских решений», которые Пекин предлагает мировому сообществу для решения накопившихся проблем. Среди них – концепция «общности единой судьбы человечества», инициатива «глобального развития», «глобальной безопасности», разрешение украинского конфликта и т.д. Этими предложениями Пекин, с одной стороны, подтверждает статус Китая как ответственной мировой державы, выступающей за мир, заботится о судьбе всего человечества, с другой стороны – закладывает теоретические основы нового «справедливого мирового порядка», который должен прийти на смену нынешнему господству Запада. Китайское руководство рассматривает это господство, основанное на политике давления, неравенства и односторонней выгоды, как противоречащее традиционным ценностям поднебесной, потребностям ее современного развития, а также интересам значительной части человечества, активным представителем и представителем которого сегодня является Китай.

Ключевые слова: международные отношения, российско-китайское сотрудничество, глобальные инициативы, внешнеполитический курс России, развитие России и Китая.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.020

УДК 304.44

А.А. ТУШКОВ доктор исторических наук, доцент Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Россия, г. Москва

Л.А. АЛЯЕВА кандидат исторических наук, доцент Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Россия, г. Москва

Ю.А. БУХАРОВА кандидат исторических наук Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Россия, г. Москва

Д.О. ПУЧЕНКОВ студент факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Комплекс проблем, касающихся исследования русской цивилизации, ее формирования и развития остается по-прежнему актуальной темой, как среди отечественных, так и зарубежных ученых. Уникальность русской цивилизации ни у кого не вызывает сомнений. Но вместе с тем, поиск ответов на множество вопросов, имеющих отношения к ее развитию, остаются без ответов. Данная статья затрагивает некоторые методологические аспекты в исследовании данной темы. В частности, авторы данной статьи сделали попытку осветить некоторые подходы в исследованиях ряда авторов.

Ключевые слова: российская цивилизация, кросс-темпоральные теории, формальный подход, Западная цивилизация, восточно-христианский мир.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.022

УДК 32.019.52

Н.А. ТЮКОВ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела глобальных проблем Института научной информации по общественным наукам РАН, доцент кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

В.Л. ШАПОВАЛОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры сравнительной политологии, научный сотрудник Исследовательской лаборатории «Политические процессы в системе отношений центр-регионы» Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва

Е.Р. НИКУЛИН эксперт АНО «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций», Россия, г. Москва

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ЦЕННОСТНОГО СПЕКТРА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СМЫСЛЫ, ПЕРСОНЫ И СЛОВА-КОНЦЕПТЫ

Статья посвящена выявлению трактовок ценностного спектра молодыми россиянами. Научным интересом авторов настоящего исследования является определение смыслового наполнения перечня ценностей, персонифицированного семантического ядра и пула слов-концептов с помощью гибридной методики, включающей в себя массовый опрос и социально-медийный анализ.

Ключевые слова: интерпретационная модель, ценностный спектр, молодежь, пользователь, семантическое ядро, ценностная ориентация.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.024

УДК 32

А.С. ФАРАХ руководитель образовательных проектов Института финансовых аналитиков, Ливан, г. Бейрут; аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РОЗНИЧНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, ПОЛИТИКИ И ОБЩЕСТВА

Исторически деньги всегда были тесно связаны с динамикой власти, а цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ) представляют собой новую главу в этом взаимодействии. Данная статья фокусируется на потенциальных политических и общественных последствиях введения розничных цифровых валют центральных банков (рЦВЦБ), признавая ведущую роль, которую играет Банк международных расчетов (БМР) в их развитии и стимулировании обмена знаниями. Поднимаются вопросы о возможных рисках чрезмерного вмешательства и манипуляций со стороны государства, связанных с рЦВЦБ, а также подчеркивается необходимость защиты данных и прозрачного управления. Кроме того, рассматривается потенциальное влияние рЦВЦБ на политический ландшафт и социальное неравенство. Понимание политической экономии рЦВЦБ имеет решающее значение для разумного и ответственного использования их потенциала и снижения связанных с ними рисков.

Ключевые слова: розничные цифровые валюты центральных банков, Банк международных расчетов, управление, контроль, конфиденциальность, финансовая и социальная инклюзия.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.025

УДК 32.327

ЧИ ЦИНЧЖО аспирант Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

Н.П. КАЛАШНИКОВА доктор политических наук, заведующая кафедрой Ассамблеи народов Казахстана, профессор Евразийского Национального университета имени Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

РОЛЬ КОНГРЕССА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США (КЕЙС ТАЙВАНЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА БАРАКА ОБАМЫ)

Отношения между Соединенными Штатами Америки и Тайванем всегда были в центре внимания мировой общественности. Особое внимание к этой проблеме всегда было в США. Соединенные Штаты на основе подписанных соглашений всегда выступали в поддержку независимости и суверенитета Тайваня. Ведущую роль в этой политике играл Конгресс США. Позиция конгрессменов по Тайваньскому вопросу всегда была направлена на поддержку острова. Одним из центральных вопросов в поддержку Тайваня является вопрос обеспечения острова современным вооружением. Президент США Барака Обама в 2010 году представил программу «Стратегия национальной безопасности США», в ней провозглашается новый подход во внешней политики Соединенных Штатов и в частности в отношении Тайваня. Целью этого документа стало углубление участия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Главным стало налаживание позитивных отношений с Тайванем. Самое пристальное внимание к проблеме Тайваня обратил Конгресс США. Сенаторы регулярно ставили вопросы помощи Тайваню. Основные вопросы были: обеспечение безопасности Тайваня и широкая продажа вооружений, участие Тайваня в деятельности различных международных организаций, широкое сотрудничество между США и Тайванем по вопросам торговли, образования и культуры, а также возможность посещение Соединенных Штатов высокопоставленными представителями Тайваня. Такая позиция сенаторов объяснялась, непреклонной политикой Китая в адрес Тайваня. В противовес политике «одного Китая», сенаторы ставили политику США по отношению к Тайваню – «один Китай, один Тайвань».

Ключевые слова: Тайвань, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Конгресс США, президент, Барак Обама.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.026

УДК 32.327

П.С. ЮРЧЕНКО аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

КУРДСКИЙ ВОПРОС КАК СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Данная статья освещает актуальную проблему курдского вопроса и его влияние на Турецкую Республику в современном мире. Работа направлена на анализ различных аспектов конфликта между турецким правительством и курдскими группировками, включая исторические корни, политические угрозы и проблемы, и геополитические последствия. Курдские организации стремятся к созданию независимого и суверенного государства Курдистан, которое может образоваться на территории четырех существующих переднеазиатских государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии.

Статья начинается с обзора исторического контекста курдского вопроса, включая территориальные амбиции курдского населения и отношения с турецким государством и его правительством. Далее проводится анализ современной обстановки и влияния конфликта на стабильность и безопасность в регионе Ближнего Востока, включая рассмотрение военных операций вооруженных сил Турции на территории Сирийской Арабской Республики и Республики Ирак: «Щит Евфрата», «Оливковая Ветвь», «Источник мира», «Коготь-Орел» («Коготь-Тигр»), «Коготь-Орел-2», «Коготь-Замок» и «Коготь-меч». Также в материале статьи приводится обоснование проведения данных операций.

В статье предлагаются к рассмотрению возможные сценарии развития конфликтной ситуации между Турецкой Республикой и курдскими формированиями, которые могут привести к завершению конфликта и возможным последствиям.

Автор также подчеркивает роль США в поддержке курдов и их деятельности на Ближнем Востоке. Соединенные Штаты Америки продолжают оказывать помощь курдским движениям по причине возможных угроз своему доминированию и нахождения в регионе политических оппонентов в лице Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Исламской Республики Иран.

Ключевые слова: Турецкая Республика, курдский вопрос, Курдистан, курды, Рабочая партия Курдистана, США.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.027

УДК 32.327

С.Ю. АНТРОПОВА заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры европейских языков Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва

Н.В. ИВАНОВА старший преподаватель кафедры европейских языков Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ И МИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В Германии вновь разгорается миграционный кризис, страна не справляется с увеличивающимся потоком мигрантов. Неконтролируемый приток беженцев в Германию способствует «росту социальной напряженности» и вызывает «разочарование» у граждан ФРГ, при этом официальные власти не могут интегрировать их в местное общество.

Ключевые слова: Германия, политические партии, выборы, миграционная политика, мигранты, миграционный кризис.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.028

УДК 32

М. ЕПРЕМЯН аспирант кафедры философии и социальных наук Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Россия, г. Елец

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АРМЕНИИ

Особенный научный интерес представляет исследование политической конъюнктуры в современной Армении. Данный факт обусловлен тем, что страна после распада СССР выбрала в сфере развития политической власти собственный путь развития, выстраивая свою архитектуру демократии. Именно после распада СССР государство является международным полноправным субъектом со своей институционально-правовой стабильной моделью демократического развития. Целью исследования в настоящей статье выступает анализ становления политической власти и политической системы Армении для выявления основных ее особенностей. Задачами исследования стали: исследование становления политической власти в Армении после распада СССР, анализ внесения конституционных поправок, оценка влияния конституционных изменений на особенности политической власти. Результаты исследования свидетельствуют, что в Армении в деятельности правительства и политической элиты очень долго доминировало предпочтение политического прагматизма, выраженное ослабление государственных институтов. Основная трансформация политической власти была обусловлена попытками пролонгации 3-го президента Армении С. Саргсяна, в результате чего в 2018 г. в стране началась протестная волна, которая для укрепления политической власти имела огромный потенциал. В обществе возникло недовольство, вызванное масштабной коррупцией и социальной поляризацией, что привело к тому, что С. Саргсян не удержал власть, и премьер-министром государства был избран Н. Пашинян. Все завершилось парламентскими досрочными выборами в 2018 г., где блок «Мой шаг», главой которого является Н. Пашинян, одержал победу. В целом, политическая система Армении пережила изменения в последние годы, направленные на более демократическое устройство управления. Страна по-прежнему сталкивается с различными политическими вызовами, но установленные институты и процессы направлены на развитие стабильной и демократической системы управления.

Ключевые слова: политическая власть, политическая система, Армения, особенности политической власти.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.023

УДК 32.327

М.И. КРУПЯНКО доктор политических наук, в.н.н. Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва

Л.Г. АРЕШИДЗЕ доктор исторических наук, профессор ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЯПОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ И ЗАЩИТНАЯ СИЛА НАЦИИ В НОВОМ МИРОПОРЯДКЕ ХХI ВЕКА ЧАСТЬ I

В статье анализируются проблемы происходящего в современной Японии возрождения идеологии государственного национализма, как традиционного инструмента манипулирования массовым сознанием японцев в драматические периоды новейшей истории страны, каким является период формирования нового мирового порядка в начале ХХI века в условиях нового противостояния объединенного Запада во главе с США в сдерживании России. В статье подчеркивается, что подъем националистических настроений преследует цель сплотить и мобилизовать потенциал нации перед лицом реальной угрозы дестабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В статье анализируются основные носители националистической идеологии, показана роль института императорской власти и властей в целом по формированию националистического мировоззрения у японской молодежи. Сделана попытка обозначить ближайшие перспективы развития национализма в Японии, а также последствия этого процесса на будущее японо-российских отношений.

Ключевые слова: патриотизм, национализм, синто, японские националисты, национализм во внешней политике, терроризм.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.029

УДК 327

ЛЮЙ ВАНЬЦИН аспирант кафедры глобалистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Статья посвящена обзору и анализу отношений России со странами Центральной и Восточной Азии, особое внимание уделено пониманию перспектив дальнейшего сотрудничества, особенно в экономической и военно-стратегической сферах. Таким образом, экономическое сотрудничество России в торговле нефтью, газом и энергетикой со странами Восточной Азии и продолжение Евразийской экономической интеграции со странами Центральной Азии формируют позитивный экономический «климат» между регионами и обеспечивают стабильность и перспективу развития. Но сотрудничество создает не только стимулы для развития, но и проблемы и вызовы.

Ключевые слова: Россия, Центральная Азия, Восточная Азия, внешняя политика, геополитические интересы, развитие России и Китая.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.030

УДК 32

Е.А. МОСАКОВА кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

И.А. ЗОЛОТАРЕВ аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

КРИПТОВАЛЮТЫ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ: ПРОБЛЕМЫ НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТОЙ

Криптовалюта за короткий промежуток времени стала популярной формой денег, прежде всего, за счет таких свойств, как анонимность и децентрализация. И сегодня децентрализованный рынок криптовалют представляет уже серьезную конкуренцию существующей банковской системе и, кроме того, сама блокчейн технология может взять на себя роль координатора различной деятельности людей. В статье рассматриваются существующие сегодня проблемы, связанные с использованием криптовалют в сфере международных финансов. Обосновывается вывод о том, что при условии гармонизации независимой сущности криптовалют с реалиями современной финансовой системы, они смогут претендовать на роль мировой валюты в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: криптовалюта, волатильность курса, криптовалютное регулирование, безопасность, обеспеченность валюты, фиатные деньги, финансовые операции, финансовая сфера, средство платежа.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.031

УДК 32.327

А.Е. МУРАВЬЕВА аспирант кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РОЛЬ ЕГИПТА В РЕШЕНИИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Ключевым фактором в решении палестино-израильского конфликта являются не только договоренности между мировыми лидерами, странами-гегемонами, но и соседними странами, для которых стабильная обстановка в регионе является необходимым фактором экономической и политической устойчивости. Цель нашего исследования заключается в выявлении роли Египта в стабилизации палестино-израильского конфликта; соответственно предметом исследования выступает деятельность Египта в этом направлении.

Ключевые слова: мировая политика, Египет, мировая экономика, внешнеполитический курс, палестино-израильский конфликт, миропорядок.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.032

УДК 32.327

А.А. НОВИЦКАЯ студентка бакалавриата факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета , Россия, г. Санкт-Петербург

Д.С. ТУЛУПОВ доцент кафедры теории и истории международных отношений, преподаватель факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

ПРИНЦИП НЕЙТРАЛИТЕТА ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА

Целью статьи является выявить актуальность статуса Швейцарии как нейтрального государства в современные дни через призму российско-украинского конфликта. С началом данного конфликта статус нейтралитета Швейцарии подвергается критике со стороны России в нарушении морального и экономического нейтралитета, а со стороны западных стран в недостаточном противостоянии агрессии. В исследовании используется метод контент-анализа, историко-сравнительный метод и метод актуализации. Автор приходит к выводу, что несмотря на активное вовлечение Швейцарии в конфликт, фактически она не отходит от своего статуса нейтрального государства, учитывая ее открытое осуждение действий России и присоединение к экономическим санкциям.

Ключевые слова: право нейтралитета, политика нейтралитета, Швейцарская конфедерация, российско-украинский конфликт, военный нейтралитет.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.033

УДК 32.327

В.А. ПРИВАЛОВ аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ТУРЦИИ В ПЕРИОДЫ ЭСКАЛАЦИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

Этнополитические конфликты в современной действительности не ограничиваются участием только противоборствующих сторон, существенная роль в данных конфликтах отводится третьим сторонам – государствам, которые имеют определенные геополитические интересы и/или преследуют соответствующие цели в том или ином этнополитическом конфликте и механизмах его разрешения. К одному из таких конфликтов на постсоветском пространстве является Нагорно-Карабахский конфликт, который оказывает влияние на безопасность всего региона Южного Кавказа. Основными участниками конфликта в Нагорном Карабахе выступают не только Армения и Азербайджан, но и два внешних игрока – Россия и Турция, которые не только имеют собственные цели и интересы в зоне Нагорно-Карабахского конфликта, но и взаимные отношения – баланс между сотрудничеством и соперничеством – во всем Южно-кавказском регионе. Целью статьи является исследование эволюции отношений России и Турции в периоды эскалации Нагорно-Карабахского конфликта. В статье проанализированы геополитические отношения России и Турции в целом, выделены подходы к их определению – неореалистский и конструктивистский. Рассмотрены отношения России и Турции с непосредственными участниками конфликта в Нагорном Карабахе – Азербайджаном и Арменией. Определены противоречия России и Турции в период эскалации конфликта в Нагорном Карабахе в 2020 году, а также выделены векторы отношений России и Турции в Нагорно-Карабахском конфликте в 2023 году. Сделан вывод, что конфликт в Нагорном Карабахе и периоды его эскалации определял цикличность развития отношений между Россией и Турцией, в рамках которых стороны использовали подход «прагматического партнерства» для разрешения своих внешнеполитических разногласий.

Ключевые слова: этнополитические конфликты, Нагорно-Карабахский конфликт, отношения России и Турции, геополитические отношения, прагматическое партнерство, внешнеполитические разногласия.

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.021

УДК 93/94

Д.В. САПРЫНСКАЯ научный сотрудник ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

Ж.С. СЫЗДЫКОВА доктор исторических наук, профессор ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

МЕЖДУ ПЕРЕПИСЯМИ 1897 И 1926 ГГ.: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНА

В статье рассмотрен процесс трансформации населения Казахской ССР с опорой на первую перепись населения в 1897 году и в советский период в 1926 году. Основным фокусом работы является выделение ключевых различий в переписных данных по этническому, трудовому, образовательному и другими факторами. Делается вывод о том, что несмотря на ряд, выявленных недостатков перепись 1897 служит важным источником о социально-демографических данных о населении Российской империи.

Ключевые слова: народ, Казахстан, численность, этнический состав, уйгуры, дунгане.

НАУЧНЫЕ БЕСЕДЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ

DOI 10.35775/PSI.2024.101.1.034

УДК 32

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, российский политолог и политический деятель, Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ