Научный журнал «Вопросы политологии». № 4 (24), 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

  • Карадже Т.В. Трансдисциплинарность как методологическое основание моделирования развития социальных систем
  • Смыр Е.И. Теоретико-смысловые аспекты политического консультирования
  • Тарчокова А.А. Теоретический анализ понятия международной легитимизации односторонних действий во внешней политике
  • Тетерюк А.С. Деловые ассоциации в современном GR-менеджменте в России: теоретический обзор

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

  • Чемшит А.А. Советская эпоха как компонента общерусской истории
  • Лебедева М.Л. Историко-правовые аспекты развития регионов Франции

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Медведев Н.П. Политические конфликты и многопартийность
  • Василенко В.И., Мамедов Р.Н. Современные масс-медиа: политические аспекты
  • Русакова О.Ф., Русаков В.М. Парадигма мобильности в современном политическом медиадискурсе
  • Высоцкий А.В. Политическая медиация как новая политическая технология
  • Кипкеева Л.У. О некоторых подходах к противодействию молодежному экстремизму

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Тарханова Э.И. Эволюция и основные направления оптимизации политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом
  • Ханалиев Н.У. К вопросу о геополитических приоритетах России на Южном Кавказе
  • Соколов Д.В. Внешнеполитические угрозы информационной безопасности государственного управления
  • Курбонова З.М. Некоторые особенности предотвращения и смягчения конфликтов в приграничных зонах Таджикистана и Кыргызстана
  • Лэпин Сюн Политика «мягкой силы» в сфере образования Китая и России: сравнительный анализ
  • Павлов В.В. Внешнеполитический «генетический код» США как фактор принятия внешнеполитических решений

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИКА

  • Саркарова Дж.С. О клановости в политической жизни республик Северного Кавказа
  • Белькова А.А. Русский значит православный: государственная национальная политика во Внутренней Азии
  • Борбодоев Ж.М. Межэтническое согласие – важный фактор национальной идентичности
  • Перкова Д.В. Вопросы сохранения и развития языков в Российской Федерации: современные механизмы этнополитического мониторинга
  • Гелеранский П.С. Присоединение новых субъектов Федерации в контексте внутренней и международной политической стабильности

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

  • Амиантов А.А., Соболев А.В. Социальная политика России: проблемы введения почасового МРОТ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

  • Чэнь Цзиньлин Китайская инвестиционная политика в нефтегазовой отрасли России
  • Гордиенко С.Д. Интеграционные процессы как механизм управления в системе межрегиональных экономических связей
  • Никонова М.Н. Кластерная политика в РФ: основные документы, положения, институциональные факторы и концепты

Наши авторы № 4-2016

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

УДК 32.019.5

Т.В. КАРАДЖЕ доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой политологии и социологии Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье анализируются этапы развития методологии как составляющей научного познания. Рассматриваются особенности и потенциал трансдисциплинарного подхода в исследовании и моделировании сценариев развития сложноорганизованных социальных систем.

Ключевые слова: сложные системы, междисциплинарный подход, трансдисциплинарный подход, целевая детерминанта, самодетерминация, глобальная эволюция, коэволюция, холизм.

УДК 32.019.5

Е.И. СМЫР кандидат политических наук, старший преподаватель Московского финансово-юридического университета МФЮА, Россия, г. Москва

ТЕОРЕТИКО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В статье предпринята попытка осмысления значимости политического консультирования, как неотъемлемой части политического процесса, в демократическом обществе. Политическое консультирование – это область коммерческих услуг профессиональных консультантов в области политики, в рамках которой применение политических технологий при анализе политических событий, явлений и процессов интерпретируется консультантом в создание рекомендаций, которые служат базой для принятия политических решений и иных действий субъекта политики, выступающего в отношениях с политическим консультантом в роли заказчика. Значимость политического консультирования современной политической жизни трудно недооценить. Понимание консультирования, как политической категории является обязательным условием понимания политики как сложной технологической, институциональной, процессуальной и во многом конфликтной сферы общественной жизни, в которой наличие консультанта есть показатель демократического развития государства и общества, становления конкурентной политики, в основе которой лежит свободный выбор индивида. Основной задачей данной статьи является уточнение некоторых смысловых аспектов понятия политического консультирования. В процессе создания статьи были использованы такие методы научного познания, как анализ, абстрагирование, синтез, а также логические законы и правила. В первой части статьи дан ретроспективный обзор возникновения деятельности политического консультирования, а также определены ключевые этапы эволюции данного понятия. Представлены современные взгляды и характеристики политического консультирования в интерпретации известных политологов-практиков. Излагается авторское определение политического консультирования на современном этапе развития общества. Обосновано и проведено разграничение схожих категорий «консультирование» и «совет». Особое внимание уделено этимологическим основам изучаемого явления. В заключении дается определение изучаемому явлению.

Ключевые слова: политическое консультирование, политика, общество, государство.

УДК 327.8

А.А. ТАРЧОКОВА аспирант кафедры государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ ОДНОСТОРОННИХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

В статье раскрывается и анализируется содержание понятия международной легитимизации односторонних действий и дается его авторское определение. Подчеркивается значимость рассмотрения легитимизации в контексте применения унилатерализма в новых условиях развития мирополитических процессов. Автор выделяет необходимость исследования легитимизации как процесса оправдания и достижения признания внешнеполитических действий, а также важность оценки и концептуализации существующих правовых и политических концепций с целью расширения легитимизационного ресурса и построения внешнеполитической стратегии. Отмечается роль легитимизации в достижении баланса интересов и стабильности международной системы.

Ключевые слова: легитимизация, легитимация, международное сообщество, односторонние действия, унилатерализм, мультилатерализм, легитимность внешнеполитических действий, легитимизационный ресурс, легитимизация интересов, стратегия легитимизации.

УДК 328.18

А.С. ТЕТЕРЮК аспирант кафедры политической теории Московского Государственного Института (Университета) Международных Отношений Министерства Иностранных Дел России, Россия, г. Москва

ДЕЛОВЫЕ АССОЦИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ GR-МЕНЕДЖМЕНТЕ В РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Международный бизнес воздействует на процесс формирования и реализации государственной отраслевой политики с целью изменения национального законодательства в выгодную сторону. Одним из эффективных механизмов продвижения корпоративных интересов является установление и управление связями с государственными органами (Government Relations). Менеджмент государственных связей представляет собой особый вид управленческой деятельности, расположенный на пересечении трех секторов управления обществом: государство, бизнес и сектор некоммерческих организаций, представленный, в первую очередь, бизнес-объединениями. Различают три организационные формы GR-деятельности: корпоративный GR, GR-консалтинг и GR посредством деловых ассоциаций. Наиболее распространенной формой взаимодействия с государственными структурами является корпоративный GR, осуществляемый профильными департаментами крупных компаний. Однако стоит отметить возрастающую роль ассоциаций бизнеса, взаимодействующих с государством по широкой экономической проблематике на систематической основе. Деловые объединения в России существуют в большинстве секторов экономики и успешно представляют интересы отрасли в диалоге с государством, выступая в качестве коллективного субъекта лоббирования. По мнению экспертов, место деловых объединений в обмене мнениями между бизнесом и государством институционализируется. Для иностранных корпораций ассоциативная форма представительства интересов становится одним из ключевых каналов участия в формировании индустриальной политики. Это актуализирует потребность в понимании возможностей отраслевых ассоциаций продвигать корпоративные интересы. В статье рассматривается роль бизнес ассоциаций в отправлении GR-функции в России. Анализируется специфическое местоположение ассоциаций в структуре «компания – бизнес-ассоциация – власть».

Ключевые слова: GR-менеджмент, связи с государством, GR-связи, бизнес, корпорация, деловая ассоциация, отраслевой лоббизм.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

УДК 930.1. «19»

А.А. ЧЕМШИТ доктор политических наук, профессор Севастопольского государственного университета, Россия, г. Севастополь

СОВЕТСКАЯ ЭПОХА КАК КОМПОНЕНТА ОБЩЕРУССКОЙ ИСТОРИИ

Центральной темой статьи является вопрос о месте и роли советской эпохи в истории государства российского. Этот вопрос актуализируется приближающимся 100-летием со времени февральской и октябрьской революций в России, коренным образом изменивших облик страны. В этой связи привлекается внимание к общественно и научно значимым проблемам, не имеющим сегодня однозначного толкования. Основное внимание уделяется анализу феномена сталинизма как идейно-политической и социально-экономической скрепам общества советского периода. Предпринимается попытка объективно оценить советскую эпоху как многосложный, остроконфликтный исторический процесс, олицетворяющий собой одновременно триумф и трагедию, и невиданные до сих пор достижения и невероятно высокую цену, за них заплаченную. Обосновывается мысль, что в условиях, сложившихся в стране после революций и гражданской войны, политическая система не могла не страдать морально-правовыми изъянами. К сталинизму, безусловно, есть претензии нравственно-правового плана, но с политической точки зрения иного пути у страны не было. Формулируется авторское понимание национальной идеи современной России в контексте советского периода. Говорится о некой «конвергенции» «белого» и «красного» проектов. Отмечается, что советская эпоха не только отреклась от имперской идеи Белого движения, но и подняла ее на небывалую высоту. Одновременно «красный» проект предполагает слияние идеи величия государства с идеей социальной справедливости. Этот, по сути, единый советский («красно-белый») проект вполне приемлем и для современной России.

Ключевые слова: советская эпоха, сталинизм, «белый» и «красный» проект, социальная справедливость, социал-консерватизм.

УДК 327

М.Л. ЛЕБЕДЕВА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, Россия, г. Москва

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ФРАНЦИИ

Цель написания статьи – теоретическое осмысление и выделение специфики генезиса и процесса развития региональных единиц французского государства. Предметом исследования является региональная политика Франции в историко-политико-правовой ретроспективе. В качестве объекта исследования выступают политические сообщества субнационального уровня (регионы) Франции. Особое внимание уделяется содержанию модели региональной политики Французской Республики. Комплексное изучение имеющейся литературы и источников, системно-структурный метод, при котором общественные отношения рассматриваются как целостная система взаимосвязей явлений и событий политического процесса отношений уровня «центр – регионы», позволяют определить основные сущностные характеристики указанных выше понятий. Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что основной проблемный вопрос, поставленный в статье актуален на современном этапе развития. Исследование возможно на основе изучения имеющихся научных исследований относительно поставленного вопроса изучения. Представляется возможным теоретическое осмысление вопросов, относящихся к истории и практике политико-правового регулирования регионального политического процесса. Результаты проведенных научных исследований могут быть использованы для выделения и характеристики модели региональной политики Французской Республики. Новизна исследования состоит в комплексном изучении исторической динамики развития французских регионов. Работа предназначена для всех, кто интересуется сравнительной политологией, политической регионалистикой, мировым и российским политическим процессом.

Ключевые слова: регион, власть, модель, регионализм, эволюция, развитие.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 328.1

Н.П.МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

В статье раскрываются основные проблемы и источники латентных политических конфликтов в контексте развития российской многопартийности. Анализируются итоги выборов депутатов Государственной Думы с 1993 по 2016 гг. в условиях различных избирательных систем и развития российской партийной системы. Делается вывод о развитии латентного политического конфликта между несистемной политической оппозицией и парламентскими политическими партиями.

Ключевые слова: латентный политический конфликт, политический консенсус, парламентские политические партии, выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ, избирательные системы, несистемная политическая оппозиция.

УДК 32.019.5

В.И. ВАСИЛЕНКО доктор политических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

Р.Н. МАМЕДОВ соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННЫЕ МАСС-МЕДИА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье анализируется роль масс-медиа в современных политических процессах. Отмечается, что информационное обеспечение основных направлений государственной политики, освещение актуальных проблем в средствах массовой информации является приоритетной задачей современности. Масс-медиа призваны выполнять свои основные социальные функции, способствовать консолидации общества для решения политических, социально-экономических и других задач, составляющих основу политики страны. На фоне геополитических преобразований информация стала мощным глобальным стратегическим ресурсом, обладая которым общество и государство могут значительно усилить свои позиции на международной арене и управлять мировыми политическими, экономическими, социальными, культурными и другими процессами, протекающими в международных системах.

Ключевые слова: масс-медиа, политические процессы, информационные технологии, средства массовой информации, информационное общество, информация, анализ, информационно-идеологические войны, геополитика, демократия.

УДК 316

О.Ф. РУСАКОВА доктор политических наук, профессор, заведующая отделом философии Института философии и права УрО РАН, Россия, г. Екатеринбург

В.М. РУСАКОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии Уральского государственного экономического университета, Россия, г. Екатеринбург

ПАРАДИГМА МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Парадигма мобильности современного дискурса вообще и политического в частности складывается под воздействием разнообразных процессов мобильности в обществе, приобретающих в конце ХIХ – начале ХХ вв. определяющее воздействие на формирование медиасферы или медиареальности. Медиареальность, которую во избежание реификации (овеществления), предлагается рассматривать как медиадействительность, получает качественно новый характер, что и предопределяет положительные и отрицательные черты новой порождающей модели политического медиадискурса. Рассматриваются экстенсивный и интенсивный аспекты и выделяются следующие черты новой парадигмы мобильности современного медиадискурса: увеличение темпов роста объемов информации и одновременно информационного «шума»; возрастает скорость порождения информации на основе новой технологической инфраструктуры; возрастает скорость формирования стандартов восприятия информации, а так же способов кодирования-декодирования ее; медиадискурс не только опосредует взаимодействие субъектов политики, но и активно формирует их. Они несут новые вызовы современной культуре, что выражается в примитивизации лингвистического плана дискурса, подмене смыслового содержания эмоционально-оценочным в семиотическом плане, калейдоскопической смене знаково-символического выражения в целях властно-принудительного и манипулятивного воздействия при помощи быстро меняющихся практик. В результате медиасфера и медиадискурс обесцениваются в аксиологическом плане, поскольку происходит стремительная подмена целей изменений самим процессом изменений.

Ключевые слова: медиасфера, медиареальность, медиадействительность, мобильность, парадигма мобильности, медиадискурс, политический медиадискурс.

УДК 32.019.5

А.В. ВЫСОЦКИЙ кандидат политических наук, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заместитель главного редактора научного журнала «Евразийский Союз: вопросы международных отношений», Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИАЦИЯ КАК НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В статье автор рассматривает политическую медиацию. Анализирует недостатки данной технологии и исследует положительные результаты ее использования, отмечая, что политическая медиация является технологией, которая позволяет максимально нейтрализовать негативные атрибуты восприятия конфликта его сто¬ронами, и тем самым способствует началу активного переговорного процесса и формированию политического пространства.

Ключевые слова: государственная власть, элиты, управление, конфликт, политическая медиация, процесс, технология, разрешение конфликта, урегулирование конфликта.

УДК 323

Л.У. КИПКЕЕВА соискатель ученой степени кандидата политических наук, Россия, г. Москва

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

В статье рассматриваются вопросы противодействия молодежному экстремизму. В последние годы проблема вовлечения молодых людей в деятельность эктремистских, террористических организаций, радикальных религиозных объединений – одна из наиболее острых и обсуждаемых. Ученые и практики рассматривают ее в ряду прочих угроз национальной безопасности России. Анализируя публикации российских средств массовой информации по данному вопросу, становится ясно, что информационное воздействие террористов и экстремистов на подростков и молодежь не только масштабно, но и эффективно. Одновременно отмечается недостаточное понимание остроты проблемы со стороны специалистов, в сферу профессиональной деятельности которых входит организация воспитательной и иной досуговой деятельности детей и молодежи.

Ключевые слова: молодежь, политика, государство, противодействие молодежному экстремизму, власть, общество.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 32.323

Э.И. ТАРХАНОВА кандидат политических наук, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

В статье автор анализирует содержание и основные направления реализации политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Автор рассматривает основные механизмы реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из-за рубежа, основные итоги и перспективы оптимизации данной программы.

Ключевые слова: соотечественники, политика, государственное управление, программа «Соотечественники», оптимизация, реализация, Российская Федерация.

УДК 32.327

Н.У. ХАНАЛИЕВ кандидат политических наук, сотрудник Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТАХ РОССИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

В предлагаемой вниманию читателей статье дается анализ некоторых наиболее важных, на взгляд автора, аспектов взаимоотношений России и стран Южного Кавказа, с точки зрения приоритетов национальной безопасности Российской Федерации в регионе. Значительное внимание уделено фактору энергетических ресурсов и выбора маршрутов их экспорта на мировые рынки. Но главное место уделено обоснованию тезиса, согласно которому ключевое место с рассматриваемой точки зрения занимает стремление ведущих региональных государств и мировых держав использовать Южный Кавказ как плацдарм распространения своего влияние на прилегающие к нему регионы.

Ключевые слова: Россия, Кавказ, Южный Кавказ, регион, государства, нефть, газ, углеводороды, трубопроводы, геополитика, интересы, стратегия, плацдарм.

УДК 32.328

Д.В. СОКОЛОВ Липецкого филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В данной статье с точки зрения политической науки классифицируются внешнеполитические угрозы, направленные против существущего порядка государственного управления в РФ. В условиях внешнеполитических санкций все острее встает вопрос не только продовольственной и технологической безопасности, но и информационной. Концепция национальной безопасности в целях сохранения суверенитета обязывает российское правительство искать оптимальные средства противоборства и защиты информационных ресурсов и объектов информационных угроз. В статье рассматриваются пути и способы локализации и нейтрализации названных в статье угроз.

Ключевые слова: российский интернет, политика информационной безопасности, государственный информационный ресурс, информационная безопасность, государственная политика в области информационной безопасности, информационные угрозы, информационное пространство, информационная политика, внутренняя политика, национальные интересы в сфере информации.

УДК 32 (575.3)

З.М. КУРБОНОВА кандидат политических наук, докторант Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, Республика Таджикистан, г. Душанбе

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И СМЯГЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРИГРАНИЧНЫХ ЗОНАХ ТАДЖИКИСТАНА И КЫРГЫЗСТАНА

В данной статье автор рассматривает конфликтные ситуации на фоне нерешенных пограничных проблем между Таджикистаном и Кыргызстаном. Общеизвестно, что одной из важнейших проблем является определение источников и разрешение конфликтов. Несомненно, сегодня, когда мир остается под давлением внешних сил и угроз, конфликты на границах и в приграничных зонах остаются актуальной проблемой повестки дня.

Ключевые слова: предотвращение конфликтных ситуаций, неопределенность границ, предупреждение конфликтов, переговорный процесс, рекомендации по урегулированию приграничных конфликтов.

УДК 32.327

ЛЭПИН СЮН аспирант кафедры политического анализа и управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Китай

ПОЛИТИКА «МЯГКОЙ СИЛЫ» В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена рассмотрению политики «мягкой силы» КНР и РФ в сфере образования и их сравнительному анализу. В работе приведены примеры использования Китаем образования в качестве инструмента «мягкой силы», проанализированы главные черты, присущие процессу развития образования в Китае. Показаны сходства и различия между китайской и российской политикой «мягкой силы» в области образования. Исследуется сотрудничество двух стран в данной сфере.

Ключевые слова: «мягкая сила», образование, сравнение, Китай, Россия.

УДК 32.327

В.В. ПАВЛОВ аспирант кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ «ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД» США КАК ФАКТОР ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Одним из определяющих и наиболее стабильных факторов, оказывающих влияние на принятие внешнеполитических решений в любом государстве, является его внешнеполитический «генетический код» – набор установок, определяющих особость каждого отдельно взятого актора международных отношений. Данное положение в особенности применимо к Соединенным Штатам Америки. История становления американской нации оказала значительное влияние на формирование стратегической культуры США и взглядов на практику внешней политики. В статье освещены основные факты, приведшие к формированию американского внешнеполитического «генетического кода», а также наиболее значимые установки, влияющие на характер решений, принимаемых в области внешней политики и национальной безопасности, не зависимо от воздействия прочих факторов.

Ключевые слова: США, принятие внешнеполитических решений, преемственность внешней политики, Отцы-основатели.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 32.323.1

Д.С. САРКАРОВА кандидат политических наук, и.о. заведующего кафедрой правового обеспечения управления Дагестанского государственного университета, Россия, г. Махачкала

О КЛАНОВОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать основные факторы возникновения и институционализации феномена клановости и клановой системы в национальных республиках Северного Кавказа. Показано, что эта система, восходящая своими корнями к далекому прошлому, составляет один из неотъемлемых элементов социокультурной системы и политической культуры народов региона. Главное внимание концентрируется на тех ее аспектах, которые связаны с ролью этнических кланов в экономической и политической модернизации, соответственно, во властной системе республик региона.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, регион, республика, народ, этнос, клановость, кланы, клиентелизм, политическая культура, политика, власть.

УДК 32.327

А.А. БЕЛЬКОВА кандидат политических наук, научный сотрудник центра изучения политических трансформаций Бурятского государственного университета, Россия, г. Улан-Удэ

РУССКИЙ ЗНАЧИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВО ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ

Данная статья посвящена проблеме отождествления религиозной и национальной идентичности при формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в отношении русских во Внутренней Азии. Актуальность данной темы обусловлена тем, что назрела необходимость осмыслить роль государства в положении русскоязычного населения региона, находящегося в постоянно меняющейся, труднопредсказуемой инокультурной среде. Цель данного исследования – изучить этот феномен с точки зрения институциональной теории. Выбор данной методологии позволил проследить истоки и динамику трансформации норм, определяющих государственную политику в отношении русских в регионе. В ходе исследования была проанализирована ситуация в современной Монголии и в Бурятии. Сравнение результатов позволило сделать общие выводы о тенденциях государственной политики в регионе. Эмпирическую базу исследования составили различные документы, содержащие сведения о российской политике в адрес русского населения изучаемых регионов. Автор, сопоставив институты государственной политики в Бурятии и в Монголии, процесс их формирования и современное состояние, пришел к следующим выводам. В основе государственной политики лежит норма, связывающая конфессиональную принадлежность и этничность. Она позволяет упорядочивать объект управления, реализовывать государственную политику в предсказуемых и понятных условиях и воспринимается как укоренившееся знание, не подвергающееся сомнению и не требующее доказательства. Это увеличивает роль Русской православной церкви в реализации государственной политики, которая становится полноценным партнером государства и инструментом реализации государственных программ.

Ключевые слова: внутренняя Азия, институт, православие, Русский мир, политика, Бурятия, Монголия.

УДК 32.323.1

Ж.М. БОРБОДОЕВ кандидат педагогических наук, докторант Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, Кыргызская Республика, г. Бишкек

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматривается межэтническое согласие как важный фактор национальной идентичности. Отмечается, что все граждане государства, независимо от национальных и этнических принадлежностей, должны осознавать свою органическую связь в решении общегосударственных вопросов, построении цивилизованного государства, гражданского согласия и национальной консолидации. Подчеркивается, что для обеспечения и развития межэтнического согласия требуется системный анализ на основе фундаментальных научных исследований, выполненных на основательном изучении материалов реальных процессов во всей сложности и многообразии с охватом представлений и стратегий широких масс населения.

Ключевые слова: этносы, межэтническое согласие, межэтнические отношения, межнациональные отношения, титульная нация, идентичность, национальное единство, гражданское общество, исполнительные органы, социальная программа, общество, консолидация общества.

УДК 32.323.1

Д.В. ПЕРКОВА кандидат политических наук, руководитель пресс-службы Национального Союза Политологов, Россия, г. Москва

ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Данная статья посвящена проблемам сохранения и развития языков в России, вопросам национальной политики, значению языкового образования в рамках системы современного этнополитического мониторинга. В статье используются новейшие данные о реализации языкового политического курса в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: языковая политика, этнополитический мониторинг, языки народов России.

УДК 32.323; 32.327

П.С. ГЕЛЕРАНСКИЙ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ПРИСОЕДИНЕНИЕ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

В данной статье речь идет о воздействии процесса присоединения к Российской Федерации в 2014 году ранее входящей в состав Украины территории Крымского полуострова, который дал возможность говорить о новых субъектах в составе Федерации – города федерального значения Севастополь и Республики Крым, на внутреннюю и внешнюю стабильность России и геополитическую ситуацию.

Ключевые слова: Крым, Севастополь, геополитика, субъект Федерации, Россия, Украина, международное право, легитимность власти, самоопределение.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 32.323

А.А. АМИАНТОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ассистент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

А.В. СОБОЛЕВ магистр 1-го курса направления подготовки «Политическое управление» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ПОЧАСОВОГО МРОТ

Продолжающийся мировой экономический кризис заставляет государства искать новые формы, методы и способы социальной поддержки населения. Статья посвящена рассмотрению вопроса о системе почасовой оплаты труда как способе повышения благосостояния граждан. Выделены положительные и отрицательные стороны данной системы, а также представлен мировой опыт использования почасовой системы оплаты труда работников, базирующийся на статистическом анализе. Цель исследования – дать экспертную оценку законодательной инициативе группы депутатов Государственной Думы ФС РФ, выступающих за практическую реализацию системы почасовой оплаты труда в России. В ходе исследования решены две задачи. Первая задача – раскрыть содержание, типологию и характеристику понятия «система почасовой оплаты труда». Вторая задача – выделение ряда количественных социально-экономических показателей, необходимых для проведения экспертизы рассматриваемого законопроекта. Данные показатели состоят из двух групп: монетарных региональных показателей и показателей занятости в субъектах Центрального Федерального округа. Основным методом исследования является межрегиональный сравнительный анализ выделенных социально-экономических показателей, проводимый на базе данных Федеральной службы государственной статистики по регионам ЦФО (18 субъектов) Российской Федерации. Результаты исследования представлены в виде двух сводных таблиц, отражающих социально-экономическое положение граждан регионов Центрального Федерального округа. По итогам исследования дана экспертная оценка рассматриваемой законодательной инициативе. Выделены и раскрыты основные недостатки исследуемого законопроекта, а также составлены практические рекомендации, направленные на совершенствование и доработку его основных положений, с целью их адаптации текущей экономической ситуации в России и максимизации положительного эффекта от реализации законопроекта в случае его принятия в Государственной Думе.

Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, почасовая оплата труда, законопроект, Государственная Дума, регионы ЦФО.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 32.327

ЧЭНЬ ЦЗИНЬЛИН аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

КИТАЙСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

В связи с быстрым экономическим развитием, потребление энергических ресурсов Китая имеет значительный рост. Китай уже стал большим энергическим потребителем в мире. В настоящее время китайское отечественное производство нефти и импорт нефти не удовлетворяет спрос. В этой ситуации, вкладывать инвестиции в зарубежные страны является одним из выходов. В этой статье использованы данные министерства коммерции Китайской народной республики, с точки зрения иностранных инвестиций Китая в энергетическую сфере в последние годы. Проведен анализ характера и модели нефтяных инвестиций Китая в мире. На основе анализа установлены проблемы и возможности китайских нефтяных компаний за рубежом для обеспечения «стратегии «выхода вовне» для Китайской нефтяной промышленности.

Ключевые слова: нефтегазовая промышленность, китайские инвестиции, энергетические компании.

УДК 32.323

С.Д. ГОРДИЕНКО аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

В статье автор анализирует развитие интеграционных процессов в системе межрегиональных экономических связей, которые, в свою очередь, являются важнейшей характеристикой современного хозяйства. Интеграционные процессы заметно активизировались во второй половине ХХ века. Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

Ключевые слова: интеграция, процесс, развитие, механизм, государственное управление, власть, экономические связи.

УДК 32.323

М.Н. НИКОНОВА аспирантка кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА В РФ: ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОЛОЖЕНИЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И КОНЦЕПТЫ

Работа является аналитическим обзором современного пакета документов, определений, основных институциональных факторов и концептов, определяющих кластерную политику в Российской Федерации.

Ключевые слова: пилотные программы, развитие инновационных территориальных кластеров, специализированная организация промышленного кластера, региональный кластер.

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ