№ 10-2 (98-2), 2023
Научный журнал «Вопросы политологии». Том 13. № 10-2 (98-2), 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
Садов В.В. Православие как нравственно-ценностный ориентир российской государственности: историко-политический анализ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
Алиева Л.В., Никитина Н.П. Общинные механизмы в системе управления оккупированной территорией Псковского края (1941-1944 гг.)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Сомов А.А. Репрезентация социально-политических отношений в концепции «постдраматического театра» и современные театральные практики
Эргашев И., Сафаров М.М. Футурологический анализ динамики изменений молодежного политического сознания и культуры в новом узбекистанском обществе
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Горчакова А.Р., Иванова Е.А., Разумов Д.В. Особенности и тенденции формирования политических каналов коммуникации
Прокопов В.А. Роль социальных медиа в формировании политической повестки дня
Иванов С.Г. Политика цифровизации: опыт управления, приоритеты и риски
Кожухов Е.А. Федеральные национальные проекты как инструмент реализации государственной социальной политики: концепции и технологии
Минтюк Д.Г. Конфликты в системе государственного управления и методы их урегулирования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
Чунихина А.А., Михайлова О.П., Томин В.В., Лосев А.Н., Новосельский С.О. Анализ использования цифровых технологий в научно-образовательном пространстве
Новосельский С.О., Квач Н.М., Золкин А.Л., Левкина В.С., Фадеева Н.В. Конкуренция на рынке образовательных услуг в условиях санкционной политики
Новосельский С.О., Тумашева М.В., Ветрова Е.А., Белозерова Т.Н. Оценка ключевых составляющих риска санкций для российского высшего образования и науки
Цай Яохань. Особенности управления в культурной сфере на современном этапе развития
Гончарова О.В., Гатина А.М., Чистякова А.В., Евстратова Т.А., Новосельский С.О. Факторы регионального развития спортивного туризма
Цинь Цзыи. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика
Ботов А.В. Публичная политика в сфере социальной защиты населения: проблемы реализации и перспективы
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Данилов В.А., Данилова Е.В. Центральная Азия: пересечение интересов России, США и КНР в регионе в контексте смены эпох (часть 1)
Курновский Р.М. Изменение настроения инвесторов и сотрудников в ИТ-индустрии Израиля в контексте внедряемой судебной реформы
Гао Дай. Роль китайских СМИ на реализацию внешней политики
Го Чанчао. Стратегический треугольник РИК в научных исследованиях
Кишуева И.А. Политико-коммуникативные методы цифровой дипломатии
Адоунде Яови Сильвестр. Бенинско-Китайские отношения: выгодное сотрудничество для обеих стран?
Сибиркин П.Д. Значение Афганистана для внешней политики Республики Узбекистан с 2016 года
Пашаев С.Ш. Новые когнитивные технологии в международной политике
Сун Ифань. Новый формат БРИКС+
Песочин А.М. Место России и БРИКС во внешней политике Южно-Африканской Республики
Царицына П.М. Политологические исследования элит во Франции
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
Сюй Дунюэ. Sino-Russian Diplomatic Relations: а New Model of Development/Российско-китайские дипломатические отношения: новая модель развития
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.001
УДК 32
В.В. САДОВ аспирант кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ПРАВОСЛАВИЕ КАК НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В условиях современного геополитического кризиса определяющим фактором становится формирование собственного идейно-ценностного фундамента дальнейшего развития общества и государства. Также становится очевидным, что универсальные идеалы либеральной идеологии исчерпывают себя и не способны обеспечить должного импульса для социального развития. По этой причине становится жизненно важным исследовать собственное прошлое в идейно-политическом контексте с целью выявления внутреннего потенциала традиционной культуры. Особенно актуальным это становится для современной России, оказавшейся в условиях жестокой идейно-политической конфронтации со странами Запада. Целью настоящего исследования является выявление идейно-ценностного фундамента централизованного и суверенного российского государства, сформировавшегося в период конца XV-XVI вв. Достижение поставленной цели возможно при выполнении следующих исследовательских задач: 1. выразить трансформации в международном положении России в период XV-XVI вв., в условиях которых происходило формирование суверенного и централизованного российского государства; 2. обозначить основные ценностно-философские концепции, которые конкурировали за статус идеологического фундамента в вопросе формирования феномена русского самодержавия; 3. выявить проявления обозначенных концепций в официальной политической жизни российского государства исследуемого периода. В рамках настоящего исследования применялись методы политико-текстологического и сравнительного анализов, метод историко-философской реконструкции и элементы герменевтики. Результатом настоящего исследования является представленная в работе адаптация концепции Р. Райта о процессе формирования новых религиозно-философских концепций в условиях трансформации социально-политической действительности. Существовавшая достаточно долгое время экстравертивная тенденция в духовно-политическом развитии России в конце XV в. сталкивается с новыми интровертивными концептами. Философским фундаментом русского самодержавия стали именно последние идеалы, опирающиеся на православную традицию. В современных условиях новой конфронтации возвращение к данной нравственно-ценностной модели может стать источником внутренней энергии уже для Российской Федерации.
Ключевые слова: Россия, православие, русское самодержавие, духовно-политическое развитие.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.002
УДК 93/94
Л.В. АЛИЕВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории, доцент Псковского государственного университета, Россия, г. Псков
Н.П. НИКИТИНА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории, доцент Псковского государственного университета, Россия, г. Псков
ОБЩИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ ПСКОВСКОГО КРАЯ (1941-1944 ГГ.)
В статье рассматриваются особенности функционирования общинных механизмов в системе управления на оккупированной территории Псковского края в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на завершившуюся коллективизацию, с которой связывают ликвидацию общинных отношений в русской деревне, в условиях нацистского оккупационного режима деревенская община не только восстанавливается, но и довольно успешно функционирует, решая задачи обеспечения оккупационных властей и выживания местного населения.
Ключевые слова: Крестьянская община, сельский староста, нацистская оккупация, Великая Отечественная война.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.003
УДК 32
А.А. СОМОВ аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова; Главный администратор театра «Школа драматического искусства», сцены на Новослободской
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕПЦИИ «ПОСТДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА» И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
Термин «постдраматический театр», систематически внедряемый Хансом-Тисом Леманом с 1990-х годов, к настоящему времени приобрел международную известность. С момента первой публикации книги «Постдраматический театр» в 1999 году, она была переведена на двадцать языков.
Леман использовал этот термин в качестве альтернативы повсеместно используемому понятию «постмодернистский театр», чтобы описать, как огромное разнообразие современных форм театра противопоставило себя не столько «модерну», сколько «драме». Они больше не соответствовали концепции миметического разыгрывания драматического конфликта в форме повествования и диалога, произнесенных персонажами «искусственно» созданной автором реальности.
Цель данной работы – попытаться, в общих чертах, описать, может ли постдраматический театр – с точки зрения, как теоретического подхода Лемана, так и разнообразных современных театральных и исполнительских практик, подпадающих под этот термин – считаться политическим, учитывая, что его способы политической вовлеченности существенно отличается от тех, что раньше практиковались в «драматическом» (репертуарном) театре.
Ключевые слова: постдраматический, политическое, театральные практики.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.004
УДК 32
И. ЭРГАШЕВ профессор кафедры «Гражданское общество и юридическое образование» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Узбекистан, г. Ташкент
М.М. САФАРОВ докторант Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, старший преподаватель кафедры «гуманитарные науки» Чирчикского государственного педагогического университета, Узбекистан, г. Ташкент
ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЙ МОЛОДЕЖНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Изменения в политическом сознании и культуре молодежи в новом узбекском обществе рассматриваются как фактор социальной адаптации. Также на основе эмпирических данных, полученных в результате футурологического анализа динамики изменения политического сознания и культуры молодежи в обществе, обсуждаются методологические подходы и основные тенденции изменения политического сознания и культуры современной узбекской молодежи.
Ключевые слова: политическое сознание, политическая культура, политическое сознание и трансформация культуры, политическая норма, политическая ценность, социальная адаптация молодежи, динамика изменений, адаптивный тип, иерархия ценностных ориентаций, политические организации, политические партии, общественные организации.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.005
УДК 32
А.Р. ГОРЧАКОВА аспирант кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
Е.А. ИВАНОВА кандидат политических наук, доцент кафедры публичной политики и истории государства и права Юридического института, Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
Д.В. РАЗУМОВ аспирант кафедры публичной политики и истории государства и права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ
Одним из ключевых инструментов, который помогает установить связь между лидерами политических мнений и обществом является политическая коммуникация. Только при эффективно выстроенных каналах политической коммуникации возможно полноценное достижение политических целей. Представлена классификация видов политической коммуникации, виды каналов, с помощью которых осуществляется коммуникация в политической сфере, а также описаны основные особенности формирования политических каналов коммуникации и тенденции, характерные для настоящего времени. Политическая коммуникация становится одним из главных социализирующих институтов современного общества и позволяет сформировать эффективные каналы взаимодействия между государством и обществом через средства массовой информации. В условиях цифровизации традиционные СМИ мигрируют в онлайн-пространство, создавая в глобальной сети интернет информационные порталы, сайты, заводя аккаунты и страницы в социальных сетях и иных интернет-платформах.
Ключевые слова: политическая коммуникация, информационные технологии, медиареальность, каналы коммуникации.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.006
УДК 32
В.А. ПРОКОПОВ аспирант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ
Социальные медиа создали новый контекст существования публичной политики. Эта статья в первую очередь способствует лучшему пониманию роли социальных сетей в формировании повестки дня. Выявляются факторы, под влиянием которых повестка формируется и видоизменяется. Социальные сети стали устоявшимся каналом политической коммуникации, которым охотно пользуются партии и политики. Пользователи новых медиа ведут активные дискуссии, оказывая непосредственное влияние на повестку дня, в том числе с применением манипулятивных приемов. Сетевые медиа также существенно расширили возможности различных акторов предлагать свою повестку СМИ, обществу и власти. Известны прецеденты, когда темы, запущенные в информационное пространство через новые медиа, оказывались в фокусе общественного внимания. С помощью социальных сетей люди могут выражать свое недовольство по поводу политических решений. Кроме того, социальные сети стали платформой для создания сообществ единомышленников, где люди могут обсуждать актуальные проблемы и находить поддержку друг у друга. Сетевые медиа также существенно расширили возможности различных акторов предлагать свою повестку СМИ, обществу и власти. Известны прецеденты, когда темы, запущенные в информационное пространство через новые медиа, оказывались в фокусе общественного внимания. Многократное расширение медиаполитического поля, появление в нем новых акторов, изменение механизмов фокусирования отразились на всем процессе формирования повестки дня.
Ключевые слова: повестка дня, формирование политической повестки дня, социальные медиа, массмедиа.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.007
УДК 32
С.Г. ИВАНОВ аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
ПОЛИТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ: ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ, ПРИОРИТЕТЫ И РИСКИ
Цель статьи заключается в исследовании исторического и современного опыта управления российской политикой цифровизации, приоритетов этой политики и вытекающих из нее рисков. Методами исследования являлись нормативно-правовой анализ, исторический дискурс, а также качественный комплексный анализ политики цифровизации в России. По результатам исследования выявлено, что опыт управления позволил на сегодня создать обширную и постоянно обновляемую нормативно-правовую базу, вариативные инструменты управления определить мобилизуемых на уровне государства политических акторов и стейкхолдеров, что дает возможность утверждать о формировании в России специфической цифровой среды. Но, помимо этого, существует набор определенных рисков политики цифровизации, требующих серьезного подхода к данной сфере и скорейшего решения. В качестве вывода выдвинут тезис, что необходимо своевременно решать возникающие в процессе политики цифровизации проблемы, чтобы не допустить возникновения общественно-социальных кризисов.
Ключевые слова: цифровизация, политика цифровизации, информационно-коммуникационные технологии, государственное управление, государственная политика, риски.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.008
УДК 32.323
Е.А. КОЖУХОВ аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
Целью статьи является анализ концепции и технологий национальных проектов в социальной сфере, а также проблемных аспектов их реализации. Методами исследования выступили: аналитический, описательный, обобщение, конкретизация. По результатам исследования выявлено, что национальные проекты как инструмент реализации социальной политики имеют свою специфику, а также серьезные преимущества. Проекты хоть и обладают масштабным характером, но имеют четко определенные направление и рамки. Их выполнение требует множества ресурсов, которые определяются уже при разработке проектов. При этом был выявлен ряд проблем, осложняющих реализацию национальных проектов в рамках социальной политики. Вывод исследования заключается в том, что национальные проекты являются довольно перспективным инструментом социальной политики России, который может оказать благоприятное воздействие не только на национальную и региональную экономику, но и на качество жизни и благосостояние всех граждан. Вместе с тем для этого необходимо решить ряд проблем, не позволяющих на сегодняшний день своевременно достичь установленных целей.
Ключевые слова: национальные проекты, социальная политика, государственная политика, социальные технологии.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.009
УДК 32.323
Д.Г. МИНТЮК аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Цель исследования состоит в анализе конфликтов в системе государственного управления, а также механизмов и методов их разрешения. Основой исследования стали аналитические и описательные методы. В результате выявлено, что конфликты в системе государственного управления обусловлены разными позициями взаимодействующих между собой государственных политических институтов и организаций, а также лиц, наделенных властными полномочиями. Механизмы урегулирования конфликтов, возникающих в системе государственного управления, предполагают применение самых различных инструментов. На основании исследования сделан вывод, что для урегулирования разногласий и конфликтов в указанной системе, необходимо прибегать к законодательным, правовым механизмам, которые не позволят довести конфликтную ситуацию до разрушительной стадии.
Ключевые слова: государственное управление, конфликты, урегулирование конфликтов.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.010
УДК 378.147
А.А. ЧУНИХИНА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Международных отношений и государственного управления», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск
О.П. МИХАЙЛОВА кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Альметьевского филиала ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ», Россия, г. Альметьевск
В.В. ТОМИН кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Оренбург
А.Н. ЛОСЕВ старший преподаватель кафедры прикладной информатики, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Россия, г. Москва
С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Введение: в работе выполнен анализ наиболее фокусных показателей использования цифровых технологий в научно-образовательном пространстве. Авторским коллективом делается акцент на особой важности массового применения цифровых платформенных решений на всех уровнях образовательной системы. Решение данной задачи будет способствовать росту качества знаний у обучающихся, построению устойчивых научно-образовательных коммуникаций межрегионального и межнационального характера, формированию комплекса факторов достижения национального технологического суверенитета, расширению трансграничных возможностей трансляции и получения современного образовательного контента. Катализатором процессов цифровой трансформации является повышение цифровой грамотности научно-педагогических кадров, которая формирует базис для интеграции передовых технологий в обучающие модули. Важность достижения обозначенных таргетов требует системного государственного участия и устойчивого бюджетного финансирования, а также активации потенциала корпоративной социальной ответственности, который позволит расширить охват образовательных учреждений современными технологиями.
Цель и задачи: цель работы заключается в проведении локально-сфокусированного анализа использования цифровых технологий в научно-образовательном пространстве. В исследовании поставлены следующие задачи:
– выделить ключевые аспекты актуальности применения цифровых технологий в образовании;
– проанализировать фокусные показатели трансформации отечественных образовательных учреждений разного уровня;
– рассмотреть закономерности внедрения современных технологий в организационные механизмы образовательных процессов.
Результаты исследования: авторским коллективом обобщены результаты локально-сфокусированной диагностики проникновения и использования цифрового инструментария в российском образовательном пространстве. Сделаны аналитически обоснованные выводы относительно существующих тенденций цифровой трансформации учреждений образования разного уровня. Полученные результаты могут стать основой для дальнейших научных изысканий, а также выступить в качестве целевой информационной базы для профильных государственных структур при принятии управленческих решений в фокусе коррекции модели цифровой трансформации образовательного пространства.
Ключевые слова: цифровизация, образование, цифровые технологии, образовательная среда, научное пространство, цифровая трансформация.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.011
УДК 37.014
С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
Н.М. КВАЧ кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Финансов и бизнес-аналитики» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва
А.Л. ЗОЛКИН кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ПГУТИ), Россия, г. Самара
В.С. ЛЕВКИНА старший преподаватель кафедры «Внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права», ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», Россия, г. Курск
Н.В. ФАДЕЕВА кандидат технических наук, доцент кафедры управления персоналом Красноярского института железнодорожного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» Россия, г. Красноярск
КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Введение: в статье представлены результаты исследования конкуренции на рынке образовательных услуг. Рынок образовательных услуг, как и любой другой рынок обладает определенной конкурентной средой. При этом особенности конкурентной среды на рынке образовательных услуг во многом определяются спецификой предоставляемого на нем продукта, а именно услуги образовательного характера. В конъюнктуре санкционного давления важно выстроить качественную конкурентную среду на рынке образовательных услуг, которая позволит сформировать эволюционный трек. В стратегической перспективе пространство отечественного рынка образовательных услуг должно генерировать условия для максимально интенсивного развития человеческого капитала, обеспечивающего требуемый уровень национальной безопасности. Качественная образовательная среда является фундаментальной основой противостояния гибридным геополитическим угрозам, а грамотное управление конкурентным пространство в сфере образования выступает актуальным инструментом повышения эффективности применения образовательных технологий.
Цель и задачи: цель работы заключается в проведении исследования конкуренции на рынке образовательных услуг в условиях санкций. Достижение указанной цели происходит в следствии решения следующего перечня задач:
– обосновать актуальность построения качественной конкурентной среды в образовательном пространстве;
– провести анализ структурных и динамических показателей конкуренции на рынке образовательных услуг;
– рассмотреть динамику интегрального показателя конкуренции на рынке образовательных услуг в секторальном разрезе.
Результаты исследования: авторским коллективом выполнена аналитическая диагностика конкурентной среды на российском рынке образовательных услуг. В масштабах работы был осуществлен расчет динамических и структурных показателей, характеризующие особенности функционирования организаций среднего профессионального и высшего образования. На основе методики ФАС были выполнены расчеты ключевых показателей конкуренции образовательной среды в разрезе среднего профессионального и высшего образования, а также интерпретированы их результаты с учетом текущей конъюнктуры образовательного рынка. Сформулированные авторским коллективом обобщения могут стать актуальной информационной базой для профильных государственных органов власти при коррекции конкурентного пространства образовательной среды в сторону оптимальных таргетов.
Ключевые слова: образование, образовательные услуги, конкуренция, рынок образовательных услуг, Россия, санкции.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.012
УДК 340
С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
М.В. ТУМАШЕВА кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Международных экономических отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Россия, г. Казань
Е.А. ВЕТРОВА кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансов и бизнес-аналитики» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва
Т.Н. БЕЛОЗЕРОВА Учитель МБОУ СОШ с УИОП имени А.С. Пушкина номер 7; аспирант ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», Россия, г. Курск
ОЦЕНКА КЛЮЧЕВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ РИСКА САНКЦИЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Введение: в статье выполнена оценка ключевых составляющих риска санкций для российского высшего образования и науки. Введенные санкции в фарватере геополитического давления оказали существенное негативное влияние на развитие отечественной системы высшего образования и науки. Оперативные действия профильных руководителей и государственных органов смогли предотвратить наступление разрушительных последствий, на которые рассчитывали лоббисты интересов недружественных стран. В тоже время вероятность дальнейшей эскалации в научно-образовательном пространстве все еще присутствует и активно тиражируется в качестве инструмента гибридной войны. При существующей социально-экономической конъюнктуре важно объективно оценить вероятностные риски с целью достижения максимальной эффективности трансформации отечественной системы высшего образования и науки в стороны суверенитета и национальной идентичности. В первую очередь необходимо купировать риски в отношении представителей студенчества и молодых ученых с целью сохранения их исследовательского потенциала и интереса к отечественному образовательному пространству. Расширение емкости образовательного пространства и повышение качества научной среды являются важнейшими инструментами обеспечения национальной безопасности, которые требуют оперативной трансформации при текущей конъюнктуре глобальной нестабильности.
Цель и задачи: цель работы состоит в оценке ключевых составляющих риска санкций для российского высшего образования и науки. Достижение поставленной цели выступает следствием решения следующего перечня задач:
– обосновать актуальность оценки санкционных рисков для отечественной системы высшего образования и науки;
– провести диагностику и дать комплексную характеристику основных рисков для системы высшего образования и науки в условиях геополитического давления недружественных стран;
– выполнить интегральную оценку риска санкций для российского научно-образовательного пространства на основе экспертно-аналитической матрицы.
Результаты: в статье авторским коллективом выполнена характеристика основных рисков, сгенерированных санкционной политикой недружественных стран, для системы высшего образования и науки РФ. Кроме того, рассмотрены потенциальные негативные последствия наступления рисковых событий с учетом их разрушительного влияния и текущей научно-образовательной конъюнктуры. Результатом экспертно-аналитической диагностики стала матрица ключевых составляющих риска, которая позволила сформировать его интегральную оценку.
Ключевые слова: наука, высшее образование, риски, геополитическая нестабильность, санкции, экспертная оценка.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.013
УДК 32
ЦАЙ ЯОХАНЬ магистрант Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями управления в культурной сфере на современном этапе развития. Цель исследования – изучить особенности управления в культурной сфере на современном этапе развития и разработать перспективные направления по повышению эффективности данного управления. Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие. Определено понятие «культура». Изучены основные факторы, оказывающие влияние на процесс управления культурной средой и ее формированием. Проанализированы статистические показатели посещаемости по различным культурным заведениям. Рассмотрены подходы к определению управления культурными процессами. Изучена роль государства в управлении культурными процессами. Изучены основные преимущества управления культурными процессами, которые заключаются в возможности формирования ценностей и норм, которые способствуют развитию общества и укреплению социального единства. Они позволяют организовывать и стимулировать различные культурные события, программы и проекты, направленные на просвещение и развитие населения. Изучены основные негативные последствия в процессе управления в культурной среде. Разработаны перспективные направления по повышению эффективности управления в культурной среде на современном этапе развития.
Цель: Цель исследования – изучить особенности управления в культурной сфере на современном этапе развития и разработать перспективные направления по повышению эффективности данного управления.
Методы: Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие.
Результаты: Изучены особенности управления в культурной сфере на современном этапе развития. Разработаны перспективные направления по повышению эффективности данного управления.
Выводы: Управление сферой культуры можно определить, как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями и в интересах общества и личности. Основным социальным институтом в управлении культурными процессами является государство. Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности. Соответственно, у государства есть свое механизмы, принципы, цели, законы, которых оно придерживается и выполняет.
Ключевые слова: управление, культурная сфера, современность, этап, развитие, особенности.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.014
УДК 796.5
О.В. ГОНЧАРОВА кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Россия, г. Армавир
А.М. ГАТИНА старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Нефтекамского филиала ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, г. Нефтекамск
А.В. ЧИСТЯКОВА научный сотрудник ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России», Россия, г. Владимир
Т.А. ЕВСТРАТОВА кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры современного государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, г. Москва
С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
Введение: в статье обозначены ключевые факторы регионального развития спортивного туризма при существующей социально-экономической конъюнктуре и механизме государственного воздействия на туристско-рекреационный потенциал. Развитие спортивного туризма выступает важным направлением интенсификации процессов в туристической деятельности и повышения здоровья нации. В этой связи актуально задействовать имеющиеся природные ресурсы, расширив их возможности антропогенной инфраструктурой, для интенсификации процессов в системе спортивного туризма. Сущностная составляющая позитивного влияния спортивного туризма заключается в повышении инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного потенциала региона в целом, создании новых элементов, окультуривании и облагораживании природных объектов туристско-рекреационного комплекса, формировании устойчивого информационного поля, обеспечивающего целевое использование туристско-рекреационных локаций. Развитие спортивного туризма создает условия и предпосылки для интенсификации туристических процессов в регионе, которые в свою очередь выступают основой расширения и рационального потребления имеющего туристско-рекреационного потенциала.
Цель и задачи: цель работы сфокусирована на конкретизации факторов регионального развития спортивного туризма. Задачи проведенного исследования состоят в следующем:
– выделить узловые моменты актуальности развития спортивного туризма для расширения туристско-рекреационного потенциала территории;
– раскрыть содержательный механизм влияния базовых факторов на интенсификацию процессов в области спортивного туризма;
– представить результаты PEST-анализа состояния и развития спортивного туризма в Курской области.
Результаты исследования: в работе авторским коллективом сфокусированы основные факторы развития спортивного туризма региона с учетом особенностей существующей социально-экономической конъюнктуры, которые представлены в разрезе технологических, инвестиционно-экономических, политических, геолокационных, природно-климатических и популяционных аспектов. Результаты исследования уточняют информационную базы для выделения сильных и слабых сторон развития спортивного туризма с целью обоснования вероятностных угроз и потенциальных возможностей, а также могут быть использованы для поиска наиболее действенных инструментов построения прогрессивного трека профильными региональными структурами.
Ключевые слова: спортивный туризм, туристско-рекреационные ресурсы, туристический потенциал, инвестиционный климат, региональное развитие, Курская область.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.015
УДК 32
ЦИНЬ ЦЗЫИ магистрант Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Актуальность исследования заключается в том, что изучение теорий, методологий и практик управления в общем смысле предоставляют научную основу для анализа и понимания государственного и муниципального управления. Объект исследования – управление, как комплексная категория воздействия на элемент общественной системы. Предмет исследования – государственное и муниципальное управление, как элементы и уровни иерархии управления. В результате исследования выявлено, что в то время как классическая школа управления и научная школа управления подчеркивают эффективность и иерархию, поведенческая теория, теория систем и теория управления смещают акцент на человеческое поведение, системную сложность и общественное сотрудничество. Основным аспектом современных систем управления выступает акцент на объект управления общественными ценностями, что расширяет масштабы управленческой деятельности, делая акцент на результатах ориентированных на граждан и различные уязвимые социальные слои в обществе.
Ключевые слова: сетевое управление, обмен информацией, совместное управление, общество, цифровая среда.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.016
УДК 32
А.В. БОТОВ аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Цель: проанализировать проблемы реализации и перспективы публичной политики в сфере социальной защиты. Методы: анализ, дедукция, конкретизация. По результатам исследования было выявлено, что основными проблемами публичной политики в сфере социальной защиты являются недостаточно эффективно организованная структура социальной защиты и ее органов, плохая информированность населения о программах, реализуемых органами социальной защиты, не может получить достоверную и своевременную информацию о том, как продвигается работа в отношении поданных заявлений, каким образом можно расширить перечень предоставляемых услуг, какие дополнительные услуги можно получить. Выводом исследования послужило определение некоторых перспектив публичной политики в сфере социальной защиты. В частности, это формирование такой системы социальной защиты, которая будет характеризоваться целенаправленностью и многопрофильностью. Также необходимо продолжать работу над совершенствованием нормативно-правового обеспечения и адресной реализацией социальных гарантий в наиболее важных сферах жизни населения. Нужно создать эффективную систему информирования населения о мерах социальной защиты, о продвижении работы по поданному заявлению, где информация будет подаваться доступно, корректно и достоверно.
Ключевые слова: публичная политика, социальная защита, социальная политика, проблемы социальной защиты, совершенствование социальной политики.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.017
УДК 32.327
В.А. ДАНИЛОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры ТИМО факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
Е.В. ДАНИЛОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры КИЯ факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ, США И КНР В РЕГИОНЕ В КОНТЕКСТЕ СМЕНЫ ЭПОХ (ЧАСТЬ 1)
Распад Советского Союза стал потрясением для ведущих мировых игроков, которые не ожидали столь стремительного падения некогда могучего соперника. В то же время ключевые столицы мира спрогнозировали большие геополитические возможности, открывшиеся им в сфере международного влияния во многих регионах.
Цель статьи – показать пересечение интересов ведущих мировых акторов, формирующих современную политическую картину мира в Центральной Азии. Задача – рассмотреть процессы, связанные с политикой, проводимой США и КНР по окончательному вытеснению России из региона Центральной Азии и закреплению с целью реализации своих геополитических и экономических устремлений.
Результаты исследования: уход США из Афганистана создал благоприятные предпосылки для продвижения китайского влияния в регионе; государственные интересы центральноазиатских республик практически не берутся в расчет из-за отсутствия там национальных стратегий на развитие и процветание.
Выводы: США и КНР используют экономическую и политическую слабость центральноазиатских государств, коррупционность элит и сырьевую направленность местных экономик для утверждения своей доминанты. Целью является последовательное выдавливание остатков российского влияния и недопущение усиления позиций третьих стран.
Ключевые слова: постсоветское пространство, Россия, США, Китай, Центральная Азия, противостояние.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.018
УДК 32.327
Р.М. КУРНОВСКИЙ аспирант Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ И СОТРУДНИКОВ В ИТ-ИНДУСТРИИ ИЗРАИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЯЕМОЙ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
Судебная реформа в Израиле может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для ИТ-индустрии страны. С одной стороны, повышение эффективности и прозрачности судебной системы может создать более благоприятную среду для бизнеса, что может способствовать привлечению новых инвестиций и привлечению талантов. С другой стороны, усложнение и увеличение продолжительности судебных разбирательств может привести к снижению инвестиционной активности и росту издержек бизнеса.
Ключевые слова: судебная реформа, ИТ-индустрия, Израиль, эффективность, прозрачность, инвестиции, таланты.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.019
УДК 32.327
ГАО ДАЙ соискатель кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
РОЛЬ КИТАЙСКИХ СМИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Весь мир до сих пор сталкивается со многими серьезными проблемами, такими как глобальное изменение климата, нищета и голод, этнокультурные конфликты и т.д., которые требуют наиболее эффективных способов для их решения. СМИ, будучи одним из инструментов интернационального диалога, играют ключевую роль в решении многих глобальных проблем. Современный этап в развитии СМИ имеет свои особенности, представляет научный интерес исследование перспектив развития, особенно с точки зрения влияния на сферу международных отношений. Научная новизна исследования состоит в том, что в статье впервые представлен многосторонний анализ влияния медиа на китайскую дипломатию после эпидемии. Теоретическая и практическая значимость статьи заключаются в том, результаты исследования могут быть использованы при изучении СМИ как одного из механизмов решения международных проблем, а также непосредственно в практической дипломатической работе. В данной статье автор стремится определить основные функции СМИ в сфере реализации внешней политики КНР.
Ключевые слова: СМИ, международные отношения, глобализация, инструмент, внешняя политика, международное общественное мнение.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.020
УДК 32
ГО ЧАНЧАО соискатель кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК РИК В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В современных политических условиях возрастает научный интерес к тройке государств – Китай, Россия, Индия, совокупность политических усилий которых может являться политической силой не только на региональном уровне, но и глобально влиять. Идея создания коалиции РИК впервые выдвинутая Евгением Примаковым много лет назад, встреченная в Нью-Дели и Пекине сдержанно, сегодня переживает новый этап в своем развитии. Изменилась политическая ситуация, трансформируется миропорядок.
Научный интерес к позициям трех государств по основным вопросам мирового развития, по актуальным вопросам мировой политики только расширяется, с учетом претензий России, Индии и Китая на геополитическое лидерство. Геополитическую конкурентность отношений двух азиатских гигантов подчеркивают многие авторы. Исследования по взаимодействию трех стран дадут ответ на вопрос о соперничестве и возможности гибкого сотрудничества.
Ключевые слова: РИК – Россия, Индия, Китай, международные отношения, концептуальный подход, миропорядок, мировая политика.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.021
УДК 32
И.А. КИШУЕВА аспирант кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, соискатель РГГУ, Россия, г. Москва
ПОЛИТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ
Цифровая дипломатия, или использование цифровых технологий и социальных медиа в дипломатической деятельности, стала неотъемлемой частью современного международного взаимодействия. Цифровая дипломатия позволяет государствам эффективно взаимодействовать с международными партнерами, распространять информацию о своих позициях и достижениях, а также повышать свою общественную репутацию.
Как инструмент современной политической коммуникации, цифровая дипломатия наследует и преобразовывает традиционные правила информационного взаимодействия, позволяя политическим акторам оптимизировать каналы распространения идей и ценностей, независимо от географического расположения. С другой стороны, политическая коммуникация также влияет на цифровую дипломатию. Эффективная политическая коммуникация, основанная на широкой теоретико-методологической базе механизмов информационного воздействия на аудиторию, позволяет политическим деятелям более точно определять цели и реализовывать стратегии в цифровой среде. Кроме того, методы политической коммуникации по созданию благоприятных и адаптированных различным культурным, языковым и политическим контекстам условий сетевого взаимодействия, обеспечивают рациональное использование ресурсов цифровых каналов связи для распространения информационно-пропагандистских материалов и достижения дипломатических целей. Это особенно важно в контексте мягкой силы, где общение и установление контактов играют ключевую роль в формировании позитивного образа и повышения международной поддержки и доверия к политике государства.
Статья представляет собой ретроспективный обзор основных теоретических подходов и методов политической коммуникации западной традиции, используемых в современной цифровой дипломатии. Данный анализ позволяет получить представление о возникновении и развитии важных механизмов цифровой дипломатии как инструмента политической коммуникации.
Ключевые слова: цифровая дипломатия, социальные медиа, политическая коммуникация, мягкая сила.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.022
УДК 32.327
АДОУНДЕ ЯОВИ СИЛЬВЕСТР кандидат политических наук, ассистент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук, Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва, Бенин, г. Котону
БЕНИНСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ ОБЕИХ СТРАН?
Данная статья посвящена двухстороннему сотрудничеству между Республикой Бенин и Китайской Народной Республикой. Она начинается с исторических факторов сотрудничества и заканчивается на политико-экономических отношениях между двумя странами. Отдельное внимание уделяется государственному официальному визиту президента Республики Бенин Патриса Талон в конце августа 2023 года и 13 соглашениям, которые были подписаны обеими сторонами в ходе данного визита.
Ключевые слова: Республика Бенин, Китайская Народная Республика, дипломатия, двухсторонние отношения, соглашения, выгодное сотрудничество, официальный визит, Патрис Талон, Си Цзиньпин, государство, Африка.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.023
УДК 32.327
П.Д. СИБИРКИН аспирант кафедры Международной безопасности Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва
ЗНАЧЕНИЕ АФГАНИСТАНА ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С 2016 ГОДА
Узбекистан – единственная страна, которая граничит со всеми государствами Центральной Азии. По этой причине она заинтересована в создании пояса безопасности у своих границ и установлению дружественных и добрососедских отношений с другими государствами. И Афганистан в ее стратегии занимает важное положение. Главным приоритетом для Узбекистана является достижение в Афганистане национального примирения и ясное видение конструктивных отношений между двумя странами.
Во время реформ президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в 2016 году сформировалась, и внешнеполитическая концепция по отношению к Афганистану, где страна рассматривается не как источник угроз и нестабильности, а как стратегический партнер, с которым необходимо налаживать торгово-экономические отношения. Узбекистан как никто другой заинтересован в стабильности Афганистана, так как он является составным звеном многих трансграничных экономических проектов. Поэтому правительство Узбекистана вело гибкую политику как до прихода к власти талибов в 2021 году, так и после.
Целью является показать области развития отношения Афганистана и Узбекистана, определить их роль в повышении стабильности в регионе, проследить логику и трансформацию этих отношений. А также выделить опыт Узбекистана по выстраиванию отношений с Южной Азией, как пример другим государствам Центральной Азии.
В качестве источников использованы статистические данные, характеризующие торгово-экономические отношения между двумя странами, а также высказывания официальных лиц республики Узбекистан по этим вопросам.
Ключевые слова: Узбекистан, Афганистан, внешняя политика, экономика, безопасность, Центральная Азия, Южная Азия.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.024
УДК 32.327
С.Ш. ПАШАЕВ аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
НОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ
Цель статьи заключается в анализе применения новых когнитивных технологий в разных сферах международной политики и дипломатического процесса. Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, обобщение. В результате исследования были получены данные об использовании когнитивных технологий и искусственного интеллекта в международной политике, цифровой дипломатии, а также влиянии, которое эти технологии оказывают на общественно-политические процессы. По итогам был сделан вывод, что глобальное управление в период расцвета когнитивных технологий представляет собой процесс изучения и нащупывания еще неизвестного человечеству пути, что обусловливает необходимость аккуратной и тщательной оценки результатов использования этих технологий в международной политике.
Ключевые слова: международная политика, когнитивные технологии, политические технологии, искусственный интеллект, цифровая дипломатия.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.025
УДК 32.327
СУН ИФАНЬ соискатель кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
НОВЫЙ ФОРМАТ БРИКС+
Актуальность темы нашего исследования обусловлена усложнением современной системы международных отношений и очень низкой в настоящее время возможностью глобального управления происходящими процессами. Поэтому особый интерес представляет исследование в данном контексте отношений между государствами в формате БРИКС +; стержнем которых выступают отношения РФ и КНР. КНР является самым многонаселенным государством мира, ядерной державой, постоянным членом Совета Безопасности ООН, единственным участником БРИКС, с которым Россию объединяет общая, причем самая протяженная граница в мире, многовековая история взаимоотношений, совпадение или близость позиций по всем ключевым проблемам мировой политики и экономики.
Ключевые слова: БРИКС, глобальная система, международные отношения, политическое лидерство, ШОС, евразийская интеграция, международная организация.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.026
УДК 32.327
А.М. ПЕСОЧИН аспирант факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
МЕСТО РОССИИ И БРИКС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматривается эволюция внешнеполитической стратегии Южно-Африканской Республики с точки зрения оценки значимости для нее сотрудничества с Российской Федерацией на различных уровнях и в разнообразных форматах, как в рамках двусторонних встреч, так и на многосторонних площадках, из которых ключевыми выступают саммиты БРИКС. Анализ содержания текстов концептуальных документов и официальных справочных материалов ЮАР, путем сопоставления наблюдаемых изменений политического дискурса относительно развития южноафриканско-российских отношений с наиболее важными национальными, региональными и мировыми процессами и событиями, позволил раскрыть конструктивные и деструктивные детерминанты, оказывающие влияние на характер межгосударственных связей между Южно-Африканской Республикой и Российской Федерацией. В частности, в рамках исследования были выявлены внутренние и внешние факторы, либо увеличивающие заинтересованность правящих структур Южной Африки в наращивании интенсивности межгосударственного взаимодействия с российскими властями, либо, напротив, усиливающие конкурентные начала в южноафриканско-российских взаимоотношениях.
Ключевые слова: Российская Федерация, Южно-Африканская Республика, БРИКС, ИБСА, Сообщество развития Юга Африки, внешняя политика, национальные интересы.
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.027
УДК 32
П.М. ЦАРИЦЫНА аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛИТ ВО ФРАНЦИИ
В настоящей статье предметом исследования являются основные политологические подходы изучения властных элит, принятые во французской политической науке. Целью данного исследования является типологизация научных подходов к изучению правящего меньшинства во Франции путем сравнительного анализа. Вначале, дается историческая ретроспектива, прослеживается динамика исследований темы политических элит во Франции. Далее автор рассматривает наиболее значимые концепции французских исследователей в области элитологии XX-XXI вв., которые дают свою оценку качествам французских элит, раскрывают механизмы их эволюции, рекрутирования, обновления, способы управления социумом и осуществления власти. В результате автору, во-первых, удалось выявить два основных направления в изучении властных групп во французской политологии, которая подчинена позитивистской традиции и ориентирована на социологические подходы; во-вторых, удалось отразить некоторые аспекты специфики французской политической элиты.
Ключевые слова: правящие элиты, элитизм, политология, стратификация, политическая иерархия, чиновничество, французская общественно-политическая модель, политико-административная элита, биовласть, habitus, культурный капитал, символическое насилие, властные группы, воспроизводство элит, трансформация элит, социальная мобильность, субъектность, Франция.
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
DOI 10.35775/PSI.2023.98-2.10-2.028
УДК 32.327
СЮЙ ДУНЮЭ магистрант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НОВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
В данной статье анализируется опыт Китая и России по развитию и совершенствованию дипломатических отношений. Рассмотрев этапы становления дипломатических отношений между Россией и Китаем в советскую эпоху и описав дипломатические стратегии сближения двух стран после распада Советского Союза, автор статьи останавливается на современной модели китайско-российской дипломатии, проявляющейся не только в регулярных встречах глав государств на высшем уровне, но в заключении соглашений в области политики, экономики, образования, культуры, безопасности и обороны и т.д., которые оказывают влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Китая и России. Автор статьи делает вывод, что в настоящее время Китай и Россия переживают золотой период партнерства и сотрудничества, что стало возможным, благодаря дипломатическим стратегиям руководства обеих стран.
Ключевые слова: китайско-российские дипломатические отношения, партнерство, сотрудничество, соглашение, Китай, Россия.