№ 6-2 (94-2), 2023
Научный журнал «Вопросы политологии». Том 13. № 6-2 (94-2), 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
Прилепский П.А.Теоретические основы концепта китайской мягкой силы
Комаров А.А. О. Шпенглер: будущее за русской культурой
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Азизи С.К. Гендер и факторы, его определяющие: реалии современного таджикского общества
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Буслаев А.В., Деметрадзе М.Р. Генезис национального суверенитета
Свечникова М.В. Особенности доверия в пространстве современной политической интернет-коммуникации
Котова Е.А. К вопросу о клерикализации России
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
Абрашин И.И. Особенности внедрения проектного подхода в процесс муниципального управления
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Маслакова-Клауберг Н.И. Вызовы для мирового порядка в XXI веке: «Большая семерка» и БРИКС
Мехмет Урпер. Эволюция динамики внешнеэкономической новой концепции Турции в период правления ПСР
Лисенкова А.Д. Политические группы евроскептиков Европейского парламента
Емелин Д.Р. Ближний Восток как предмет исследования в контексте энергетической политики
Молчанов П.П. Влияние миграционного кризиса на концепцию «европейской солидарности»
Налбандян К.С. Политическое влияние Турции на Южном Кавказе
Туровская А.Э. Роль США в трансформации системы безопасности Балтийского региона
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
Арефьев П.В. Политический курс «социализма ХХІ века» в Венесуэле и причины его несостоятельности
Зиновьева Е.Н. Эволюция понятия политическая повестка в системе научного знания
Курченко А.И. Южнокорейско-японские отношения: конфликты в XXI веке
Стеняева А.Д. Геополитическая стратегия России в отношении Китая
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.001
УДК 32
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТА КИТАЙСКОЙ МЯГКОЙ СИЛЫ
В условиях постбиполярной системы международных отношений введение в научный оборот Дж. Наем концепта «мягкая сила» позволило ряду стран развивать «несиловой» инструментарий внешней политики. Дальнейшее продолжение работы Дж. Ная над своей концепцией, практический и теоретический опыты применения «мягкой силы» Китайской Народной Республики, позволяют говорить не только о национальных особенностях трактовки и использования китайской мягкой силы, но и о существовании самостоятельного концепта, отличного от того, что предлагает Най.
Китайские теоретики предложили свои варианты концепта мягкой силы, который в итоге стал носить название «(государственная) культурная мягкая сила» (文化软实力). Он стал официальной частью внешнеполитического инструментария КНР (дипломатии великой державы с китайской спецификой в новую эпоху), переняв у Ная только идею о поиске новых оснований для мирового лидерства КНР и предложив свои критерии оценки мягкой силы. Най и ряд значимых американских китаистов критикуют китайскую мягкую силу, называя ее «пропагандой» или характеризуя ее термином «Sharp power».
Данное исследование актуально ввиду долгосрочного роста противоречий в американо-китайских отношениях и дальнейшей эволюции концепта (дискурсивная сила) как части внешнеполитического инструментария КНР.
Ключевые слова: мягкая сила, культурная мягкая сила, Китай, Дж. Най, критика, дискурсивная сила.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.002
УДК 32
З.М. ГАНДАЛОЕВА аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
В статье проводится теоретико-методологический анализ политического пространства РФ и его региональной специфики. Для достижения этой цели в статье решаются такие задачи как обзор теорий и подходов политического пространства, формирующих матрицу исследования политического пространства РФ, и определение понятия и роли субнационального политического пространства в структуре политического пространства РФ и региональной специфики в нем. В результате проведенного исследования определяется, что изучение политического пространства России предполагает реализацию исследования в рамках широкого спектра доктрин и методологических подходов. Важное место среди них занимают исследования субнациональной политики, которые обладают значительным высоким потенциалом новизны и теоретической и практической значимости. Они включают в себя широкий спектр не изученных вопросов, а также в значительной степени соответствует современным российским реалиям.
Ключевые слова: политическое пространство, Российская Федерация, субнациональная политика, регион, локальное сообщество.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.003
УДК 32
М.А. ЛАГУЗОВА аспирант факультета политологии МГУ им. Ломоносова, Россия, г. Москва
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ А.И. КОШЕЛЕВА ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАНЕНИЯ ОБЩИННОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ: ПОЛИТИКО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена эволюции взглядов известного славянофила, землевладельца и общественного деятеля А.И. Кошелева (1806-1883) о необходимости сохранения в России XIX в. общинного землевладения. Проведенный политико-текстологический анализ публикаций и переписки мыслителя позволил сделать вывод о том, что отношение А.И. Кошелева к общине не всегда было одинаковым и по мере изучения им данного вопроса претерпевало изменения. В конце 1840-х гг. славянофил еще весьма скептически отзывался об этом традиционном для страны компоненте крестьянского быта. Об этом свидетельствуют его замечания критического характера на работы соратника по славянофильскому кружку А.С. Хомякова (1804-1860) «О сельских условиях» (1842) и «О сельской общине» (1848), которые он отразил в своих письмах, адресованных автору. Однако уже в 1850-х гг. А.И. Кошелев кардинальным образом изменил свое мнение по поводу сохранения мирского начала, став его защитником. В своих последующих трудах, посвященных решению крестьянского вопроса, мыслитель активно поддерживал общинное устройство, высказывал доводы в пользу его сохранения и вступал в полемику с его противниками.
Ключевые слова: А.И. Кошелев, славянофильство, общинное землевладение, эволюция взглядов, политико-текстологический анализ.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.004
УДК 32
А.А. КОМАРОВ аспирант кафедры истории социально-политических учений Факультета политологии Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
О. ШПЕНГЛЕР: БУДУЩЕЕ ЗА РУССКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Анализ особенностей русской культуры, выявленных в рамках фундаментальной исследовательской работы известного немецкого социального философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», позволяет с новых позиций осмыслить традиционные вопросы отечественной политологической науки, связанные, главным образом, с проблемами определения цивилизационной идентичности России, динамики и перспектив ее развития. Исходя из концепции цивилизационного подхода, которая была доминирующей во взглядах О. Шпенглера, в работе рассматриваются вопросы аутентичности различных культур, межкультурного взаимодействия, возможности постижения одной культуры другой, искусственного встраивания ценностей одной культуры в другую, культурной ксенофобии и нигилизма. Описание черт русской культуры, изложенное в «Закате Европы», формирует образное представление современных исследователей о России в немецкой социально-политической мысли первой четверти ХХ в. В ходе представленного анализа автор приходит к выводу о том, что внешние вызовы, подвергающие угрозе сохранение культурного ядра, рождают искусственные псевдоморфозы. Сформированная концепция эволюции культур позволила спрогнозировать жизненный потенциал и вектор развития русской культуры на тысячелетие вперед.
Ключевые слова: О. Шпенглер, «Закат Европы», культура, Россия, псевдоморфоз.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.005
УДК 94
Ю.Е. БЕЛАНОВСКАЯ кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы, Россия, г. Москва
А.В. МИРОНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы, Россия, г. Москва
Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы, Россия, г. Москва
ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРИЗНАКИ СИЛЫ И СЛАБОСТИ (ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье предпринята попытка на примере исторических сюжетов и того, что собой представляет современная реальность, показать и объяснить признаки дихотомичных свойств такого явления как патриотизм. Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу, суть которой сводится к тому, что потенциально патриоты, как субъекты патриотизма, и патриотизм в том виде, каким он себя предлагал и предлагает, каким государство и общество видят его, обладают одновременно признаками силы и слабости. Это препятствует тому, чтобы патриотизм уверенно и прочно служил укреплению государства в его широком историческом значении, а также в значении понимания и объяснения образа и идеи будущего российской государственности.
Ключевые слова: патриотизм, патриоты, признаки патриотизма, исторические примеры патриотизма и непатриотизма.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.006
УДК 32
В.А. ВОЛОХ доктор политических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», профессор кафедры политических процессов и технологий Факультета международных отношений и геополитики АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России, Россия, г. Москва
В.А. СУВОРОВА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и политических технологий Института государственного управления и права ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», член Экспертного консультативного совета при ГУВМ МВД России, Россия, г. Москва
С.П. ШОРОХОВА кандидат философских наук, доцент, декан факультета международных отношений и геополитики, заведующий кафедрой политических процессов и технологий АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МИГРАНТОВ В РОССИИ
Введение: в статье рассматривается опыт интеграционной политики мигрантов в России в историческом и политологическом контексте. Особое внимание уделяется анализу политики интеграции в царский и советский период. Авторы отмечают особенности приживаемости внутренних мигрантов. Статья рассчитана на специалистов в области политологии, истории и социологии, а также всех, кто интересуется вопросами миграции и интеграции в России.
Цель и задачи: целью данной статьи является исследование историко-политологический опыта интеграционной политики мигрантов в России и ее эффективность.
Достижение поставленной цели становится следствие решения следующего перечня задач: рассмотреть историю иммиграции в Россию и ее влияние на экономику и общество; исследовать процессы внутренней миграции и интеграцию внутренних мигрантов; изучить текущую политику интеграции мигрантов в России и ее эффективность; проанализировать препятствия на пути интеграции мигрантов в России; рассмотреть последствия успешной интеграции мигрантов для экономики и общества.
Методы: при выполнении исследования были использованы исторический, сравнительный, аналитический, а также методы научного обобщения и синтеза.
Результаты: проанализирован опыт интеграционной политики России на разных этапах исторического развития. В результате исследования выявлено, что несмотря на определенные стереотипы и барьеры, мигранты в России все же в основном интегрируются в общество и вносят значительный вклад в экономическое развитие страны. В статье также предложены рекомендации для улучшения интеграционной политики мигрантов в России.
Выводы: намечается необходимость создания системы интеграции мигрантов в российское общество. Авторы отмечают, что интеграция должна быть двусторонним процессом, включающим в себя обучение русскому языку и правовым основам России, а также уважение к культурным и религиозным традициям мигрантов.
Однако стоит отметить, что несмотря на многочисленные программы и политики, выполняющие функцию интеграции мигрантов в России, вопрос о их успешности остается открытым. В статье сделан акцент на необходимость изменения менталитета российского общества и воспитания гражданской культуры и доверия по отношению к мигрантам.
В целом, статья подчеркивает значимость интеграционной политики мигрантов в России при условии ее комплексного и сбалансированного подхода.
Ключевые слова: миграция, адаптация, интеграция, политика, Россия, рынка труда, население, миграционные процессы, тенденции.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.007
УДК 32
С.К. АЗИЗИ аспирантка кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
ГЕНДЕР И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ: РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКСКОГО ОБЩЕСТВА
Данная статья посвящена исследованию некоторых факторов и особенностей, определяющих гендерные проблемы в контексте современных социокультурных условий таджикского общества. Автором анализируются воззрения исламской религии, восточный менталитет и традиционализм, патриархальные модели семейной и общественной жизни, влияющие на права женщин в современном Таджикистане.
Ключевые слова: гендер, пол, права женщин, традиции, мораль, религия, семья, занятость.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.008
УДК 32
А.В. БУСЛАЕВ бакалавр политических наук, студент-магистр факультета «Международных отношении и геополитики» АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
М.Р. ДЕМЕТРАДЗЕ доктор политических наук, профессор АНО ВО «Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского»; Главный научный сотрудник ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»; Главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, г. Москва
ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА
Введение. Несмотря на заявления о «размывании» суверенитета, так часто делаемые неолиберальными исследователями международного права, данная категория даже сейчас остается фундаментальным признаком государства. И это вряд ли вызывает удивление, поскольку данная концепция лежит в основе самой системы, обеспечивающей принуждение граждан к соблюдению правил взаимовыгодного сосуществования. В то же время, несмотря на свою важность и частое использование в качестве аргумента или оправдания тех или иных действий в официальных документах, данная категория не имеет четкого определения ни в международном, ни в национальном позитивном праве. Это, в свою очередь, оставляет государствам на международной арене, равно как и различным политическим силам внутри государств, полную свободу в трактовке суверенитета в рамках его общей теории, в результате чего в современной международной практике одновременно существуют совершенно различные, зачастую даже несовместимые трактовки, многие из которых представляют потенциальную или реальную угрозу международной безопасности. Такая ситуация требует погружения в историю суверенитета для выявления условий, причин и, что самое важное, целей его создания.
Цели и задачи. Цель работы заключается в выявлении первоначальных целей создания концепции суверенитета и решаемых им задач. Достижение цели требует выполнения следующего перечня задач: выявление предпосылок зарождения суверенитета; выявление необходимых условий для зарождения и существования суверенитета; установление характерных особенностей политических систем государств Европы, имевших место в период зарождения суверенитета.
Методы. Представленная работа имеет обзорно-исторический характер. При выполнении исследования были использованы исторический, сравнительный и аналитический методы, а также методы научного обобщения и синтеза.
Результаты. В работе представлены процесс возникновения предпосылок для создания суверенитета, зарождение концепции суверенитета правителя в философской и политики-правовой мысли Европы, процесс постепенного исчезновения наднациональных суверенов в виде императора Священной Римской Империи и Папы, превращение суверенитета в фундаментальную категорию внутренней политики.
Выводы. Суверенитет изначально формировался как механизм оправдания власти правителя, его возвышения над законом и превращения в источник оного. Со временем, после распада первого условно-всемирного суверена – Римской Империи – суверенитет был забыт, чтобы позже быть изобретенным вновь для избавления европейских монархов от влияния тех, кто претендовал на наследие и власть Рима. Со временем приняв этот концепт, государства увидели в нем ограничение уже своей власти, а потому исказили его, на время превратив в один из самых опасных и аморальных конструктов. В сфере международных отношений суверенитет создал парадоксальную ситуацию: применительно к отдельному политическому сообществу, данная категория подразумевала наличие в нем носителя абсолютной власти, тогда как применительно к сообществу международному – отсутствие такового.
Ключевые слова: международные отношения, международное право, суверенитет, суверен, политическая общность, национальное государство.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.009
УДК 32.323
М.В. СВЕЧНИКОВА аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Современные тренды цифровизации и виртуализации социально-политического пространства ставят перед учеными новые исследовательские задачи, одна из которых сопряжена с пересмотром характеристик доверия в процессе политической интернет-коммуникации. В настоящей работе автор выделяет и анализирует особенности взаимодействия между властью и обществом в сети Интернет, при этом предпринимает попытку обозначить место и роль доверия в актуальной коммуникационной модели. Формулируются теоретические предположения, которые нуждаются в эмпирическом обосновании: 1) коммуникации в виртуальном пространстве в большей степени связана с феноменом «недоверие»; 2) приоритет доверия к источнику информации, нежели самой информации; 3) перенос доверия источникам информации из оффлайн в онлайн-пространство; 4) сужение радиуса доверия, явление «бондингового доверия»; 5) точечное формирование доверия; 6) безопасность как важный фактор формирования доверительного отношения.
Ключевые слова: доверие, политическая интернет-коммуникация, самокоммуникация, эхо-камера, информационная капсула.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.010
УДК 32.323
Е.А. КОТОВА аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
К ВОПРОСУ О КЛЕРИКАЛИЗАЦИИ РОССИИ
Религиозные институты всегда были связаны с политическими процессами. Более того, изначально часть тех функций, которые впоследствии взяло на себя государство, относились к функциям церкви. Сегодня в отечественном политологическом дискурсе часто поднимается вопрос о клерикализации России, несмотря на то, что официально наша страна является светским государством. Автор работы комплексно рассматривает термин клерикализация, его семантику и границы употребления. Также анализируется степень участия Русской православной церкви в политической жизни России. Используются методы системного анализа и политико-правового анализа. На основании проведенного исследования делается вывод об отсутствии ситуации клерикализации и светском характере государственно-вероисповедных отношений в РФ.
Ключевые слова: клерикализация, секуляризация, светское государство, государственно-конфессиональные отношения, государство, Русская православная церковь.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.011
УДК 32
А.И. АКОБАРДИНА бакалавр кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД РФ, Россия, г. Москва
АНАЛИЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ США НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ТРЕХУРОВНЕВОЙ КОНСОЛИДАЦИИ ДЕМОКРАТИИ Х. ЛИНЦА И А. СТЕПАНА
В данной статье автор оценивает уровень демократической консолидации в США, используя теорию Х. Линца и А. Степана. Согласно этой теории, консолидация демократии происходит на трех уровнях: институциональном, поведенческом и ценностном. Под «консолидированной демократией» подразумевается политический режим, в котором демократия, как сложная система институтов, правил и стимулов, стала «единственной игрой в городе»: на всех трех уровнях консолидации демократия стала рутинизированной и глубоко внедрена в социальную, институциональную и психологическую жизнь. В качестве методологии исследования был выбран неоинституциональный подход в двух его интерпретациях: неоинституционализм рационального выбора и социологический неоинституционализм.
Основным выводом работы можно считать положение о том, что отход от демократических норм происходит на двух уровнях из трех – поведенческом и ценностном. Институциональный уровень остается стабильным, несмотря на все вызовы, с которыми сталкивается американская демократия сегодня. Ценностная и поведенческая деконсолидация – объективные процессы, характерные для американского общества, однако в краткосрочной перспективе они не приводят к институциональной нестабильности. При этом появляются основания полагать, что демократическая консолидация, при которой подавляющее большинство граждан страны принимает демократические ценности и отвергает авторитарные альтернативы – это обратимый процесс.
Ключевые слова: демократия, демократическая консолидация, демократические институты, демократическая система США.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.012
УДК 32
И.И. АБРАШИН аспирант Среднерусского института управления – филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Россия, г. Орел
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Статья посвящена исследованию особенностей внедрения проектного подхода в процесс муниципального управления. В работе описываются ключевые особенности данного подхода, такие как гибкость, ориентированность на результат, а также сложности, связанные с отсутствием опыта и нехваткой кадров, проблемой финансирования и другими. Цель исследования – изучение проблем, с которыми сталкиваются муниципалитеты при реализации проектного управления, и разработка рекомендаций по улучшению этого подхода, чтобы эффективно управлять социально-экономическим развитием муниципалитетов.
Для достижения цели используется системный подход, анализ и синтез, логический и сравнительный анализ, метод группировки и обобщения, экспертный анализ и метод научной классификации. Эти методы позволяют более полно и точно выявить проблемы, и определить возможности для улучшения проектного управления на муниципальном уровне. На основании полученных данных автор делает вывод о том, что проектный подход может стать эффективным инструментом для управления муниципальным развитием, но требует серьезной работы по адаптации к конкретным условиям и потребностям муниципалитетов.
Ключевые слова: проектный подход, муниципальное управление, местное самоуправление, проект, муниципальное развитие.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.013
УДК 32.323
И.С. ЧИСТОВ аспирант кафедры публичной политики и истории государства и права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (RUDN University), Россия, г. Москва
М.В. КОЛПАКОВ аспирант кафедры публичной политики и истории государства и права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (RUDN University), Россия, г. Москва
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕПУТАЦИОННОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН И ЧУВАШИЯ
Данная статья проводит сравнительный анализ осуществления политики цифровизации и ее влияния на формирование репутационного капитала в Республике Башкортостан и Чувашии. Цифровизация является важным фактором развития современных регионов, влияющим на их конкурентоспособность и экономический рост. Анализируются основные аспекты реализации политики цифровизации, включая развитие цифровой инфраструктуры, привлечение инвестиций и развитие бизнеса, а также коммуникацию и маркетинговые активности. В результате сравнительного анализа выявляются различия в уровне развития и укрепления репутационного капитала в области цифровизации между Республикой Башкортостан и Чувашией. Анализ предлагает рекомендации по улучшению репутационного капитала обоих регионов в сфере цифровизации и подчеркивает необходимость дальнейшего развития политики цифровизации для устойчивого роста и развития этих регионов.
Ключевые слова: репутация, государственное управление, репутационный капитал, политика цифровизации.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.014
УДК 32.327
ИНЬ СЫМЭН кандидат политических наук, старший преподаватель факультета Международных отношений; исследователь Института исследований Северо-Восточной Азии Даляньского университета иностранных языков, Китай, г. Далянь
А. БИКЕРНИЕЦЕ кандидат политических наук, старший преподаватель факультета Международных отношений Даляньского университета иностранных языков, Китай, г. Далянь
ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В КИТАЕ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование является одним из важных средств реализации построения «мягкой силы» страны, а иностранные студенты, как носители культуры и ценностей, экспортируемых во внешний мир, могут помочь в создании положительного имиджа. В данной статье системно рассматривается история и текущая ситуация отношений Китая и ЕС, проекты образовательного обмена и сотрудничества между Китаем и ЕС, а также международные студенческие обмены между Китаем и ЕС в период с 2008 по 2022 год. Авторы детально рассказывают о программе «Эразмус Образование», конкретной инициативе ЕС в этой области, и отмечают, что сотрудничество Китая и ЕС в области образования сталкивается со следующими проблемами. Во-первых, институциональные ограничения «зонтичного» подхода ЕС привели к бурному развитию двустороннего сотрудничества между странами ЕС и Китаем, в то же время ЕС как региональная организация тесно сотрудничает с Китаем, но меньше сотрудничает с китайским правительством и не имеет единой системы. Во-вторых, между двумя сторонами существует определенная конкуренция в области подготовки талантов и возможностей трудоустройства. В-третьих, ядром отношений ЕС и Китая является экономическое и техническое сотрудничество, в то время как сотрудничество в области образования не является приоритетным для обеих сторон. Китайско-европейское сотрудничество в области образования продолжает демонстрировать положительные тенденции, о чем свидетельствует неугасающий интерес китайских и европейских студентов к обучению за рубежом, процесс цифровой реформы образовательной политики, в том числе в ЕС на фоне пандемии COVID-19; модели онлайн-образования и технологические изменения, которые разрушают географические границы и постепенно становятся важным дополнительным подходом к офлайн-образованию, а также инструментом для продвижения культурного обмена.
Ключевые слова: сотрудничество в области образования, Китай, ЕС, мягкая сила, Эразмус Мундус.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.015
УДК 32.327
Н.И. МАСЛАКОВА-КЛАУБЕРГ кандидат политических наук, старший научный сотрудник Научного центра по исследованию и развитию цивилизаций Востока АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
ВЫЗОВЫ ДЛЯ МИРОВОГО ПОРЯДКА В XXI ВЕКЕ: ««БОЛЬШАЯ СЕМЕРКА» И БРИКС»
Введение: в условиях происходящей трансформации мировой политической системы особую значимость приобретают крупные международные организации и неформальные группы стран, оказывающие наиболее значимое влияние на формирование нового мирового порядка XXI века. Среди них следует выделить две наиболее крупные организации – «Большую семерку» как неформальный международный клуб государств (страны «коллективного Запада», признающих глобальное доминирование США), и БРИКС как межгосударственное объединение стран (страны, ориентированные на построение многополярного мира). В данном исследовании представлен анализ деятельности этих организаций в современных условиях геополитической конфронтации по линии «Запад-Восток». Перспективы их развития во многом предопределят контуры будущего миропорядка, поскольку они представляют два влиятельных центра – евроатлантизма (G7) и многополярности (БРИКС).
Цель и задачи: основной целью данного исследования представить сравнительный анализ деятельности «Большой Семерки» и БРИКС, а также их влияние на формирование новой мировой политической системы XXI века с учетом современных вызовов и военных конфликтов. Для достижения поставленной цели был определен следующий перечень задач: составить анализ политико-экономических потенциалов, данных двух организаций, дать сравнительную характеритику их влиянию в современных международных отношениях, выделить их основные преимущества и недостатки в условиях меняющегося миропорядка, обосновать перспективы их развития с учетом быстро меняющейся политико-экономической ситуацией в мире, предопределить их место в новой формирующейся мировой политической системе.
Методы: в данном исследовании были использованы следующие методы: научного обощения и синтеза, а также другие методы – аналитический, исторический, сравнительный и монографический.
Результаты: итогом научного исследования является общий сравнительный анализ потенциальных возможностей двух организаций – «Большой Семерки» и БРИКС, которые в условиях нарастающей геополитической напряженности имеют влиятельные позиции и оказывают влияние на формирование нового мирового порядка XXI века. Мировой порядок, созданный после Второй мировой войны, столкнулся с блоковым противостоянием двух политических систем – социалистической и капиталистической – в период «холодной войны». Несмотря на то, что основу послевоенной мировой политической системы составляли международные организации системы ООН, они оказались малоэффективными перед лицом возрастающих вызов и угроз своего времени.
Выводы: представленные в исследовании международные организации – «Большая Семерка» и БРИКС – имеют по сути разные геополитические перспективы. Так, «Большая Семерка» находится на «низходящей линии» в силу происходящей трансформации старого миропорядка, в то время как БРИКС на «возсходящей», поскольку ориентируется на построение нового многопорядного мира. Однако сумеет ли БРИКС превратиться во влиятельный политический центр, способный «задавать тон» в XXI веке, покажет только время. Тем не менее, становится очевидным, что эпоха «евроцентризма» и «американского глобализма», повестку которой озвучивает «Большая семерка», теряет свою привлекательность на форме формирующихся новых центров силы. «Геополитического смещение» на Восток становится свершившимся фактом.
Ключевые слова: послевоенная система мира, глобальная конфронтация, формирование новой мировой политической системы, распад СССР, многополярность, международное право, экономический потенциал, геополитическая турбулентность, международная безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.016
УДК 32.327
МЕХМЕТ УРПЕР старший преподаватель кафедры международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург
ЭВОЛЮЦИЯ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ТУРЦИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПСР
В данной статье рассматриваются особенности сегодняшней перспективы и озадаченности, а также динамика внешнеэкономической стратегической новой многовекторной ориентированности руководства ПСР, в развитии торгово-экономической стабильности Турции на международной арене, в начале XXI века. Дополнительно, особое внимание уделяется изучению концептуальной составляющей формирования новой экономической модели Турции, в период после прихода к власти Партии Справедливости и Развития. В то же время, концептуализация экономических предпосылок на уровне отдельного механизма функционирования экономической базы анализируется и рассматривается в контексте программ реализации проектов по осуществлению политической активности Партии Справедливости и Развития после 2002 года. Цель данной статьи – представить комплексную картину регионально обусловленного геоэкономического и глобально-ориентированного социально-экономического развития Турции как благожелательного миротворца в системе международных отношений. Предметом данного исследования является эволюция динамики экономического развития на основе исторических, этноконфессиональных и культурных ценностей османского наследия, которые породили концепцию «Империализм 2.0» в качестве новой идеологемы, способной быть фундаментальной в рамках парадигмы Нео-республиканской приверженности модели государственного управления во внешней политике Турции.
Ключевые слова: Россия, США, Турция, Европа, международная экономическая обстановка, Ближний Восток.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.017
УДК 327.3
А.Д. ЛИСЕНКОВА преподаватель кафедры международных отношений Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Санкт-Петербург
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЕВРОСКЕПТИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА
В данной статье характеризуются особенности и обозначаются различия у евроскептических политических групп Европейского парламента действующего созыва (2019-2024 гг.). К ним относятся «Левые в Европейском парламенте – ЕОЛ/ЛЗС», «Европейские консерваторы и реформисты» и «Идентичность и демократия». В тексте сравниваются идеологические основы групп и их показатели на выборах разных лет, а также оцениваются проблемы и перспективы для дальнейшего развития. Отдельно рассматривается наиболее представленная среди неприсоединившихся национальная евроскептическая партия «Фидес – Венгерский гражданский союз». Автор приходит к выводу о доминировании «мягких» и правых форм евроскептицизма на современном этапе, существенной неоднородности среди левых евроскептических взглядов, сравнительно положительных перспективах для консерваторов и реформистов даже после выхода Великобритании из Европейского союза, а также определяющем значении отношения партий-членов к России при распределении партий между группами Европейского парламента.
Ключевые слова: евроскептицизм, популизм, Европейский парламент, политическая группа, политическая партия, Россия.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.018
УДК 32.327
Д.Р. ЕМЕЛИН аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
БЛИЖНИЙ ВОСТОК КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В современных условиях энергетическая политика становится одной из ключевых составляющих внешней политики как государств-импортеров, так и государств-экспортеров полезных ископаемых. Подобное положение дел объясняется национальными интересами, которыми руководствуются все государства. И обеспечение энергетической безопасности в данном контексте становится одной из ключевых задач, что обусловлено прямой зависимостью социо-экономического развития от обеспеченности энергетическими ресурсами, во главе которых стоит нефтегазовый сектор. В работе рассматривается внутрирегиональный подход стран Ближнего Востока к обеспечению принципов энергетической политики и безопасности на примере отдельных стран. Кроме того, существует ряд факторов, среди которых можно выделить постоянную борьбу за влияние в регионе, терроризм, религиозные столкновения, негативно сказывающихся на развитии стабильной системы региональной безопасности, а, следовательно, и на реализации энергетической политики стран. Также в статье поднимается вопрос об интересах глобальных акторов на Ближнем Востоке, которые стремятся оказывать непосредственное влияние на процессы, происходящие на ближневосточном театре.
Ключевые слова: Ближний Восток, энергетическая политика, энергетическая безопасность, взаимоотношения Востока и Запада, глобальный терроризм.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.019
УДК 327.7
С.А. КАЗАРЯН аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
В последние несколько десятилетий влияние транснациональных корпораций (ТНК) на международные отношения становится все более очевидным. Необходимо подчеркнуть, что воздействие со стороны ТНК касается не только экономических отношений, но и затрагивает политические отношения между государствами.
В рамках своей межгосударственной деятельности ТНК, как относительно новые субъекты международных отношений, все чаще используют политику корпоративной социальной ответственности (КСО) в принимающих странах базирования. Субъекты государственной политики и государственного сектора в развивающихся странах все чаще сталкиваются с проблемами, связанными с корпоративной социальной ответственностью. Крайне важным является попытка определить зону ответственности ТНК в рамках инициатив КСО, возможности государственного и правового регулирования деятельности ТНК, уровня прозрачности подотчетности компаний, инструментов государственного воздействия и влияния на ТНК для дальнейшего предотвращения негативных последствий их деятельности на политические, социальные и экологические сферы, такие как: коррупция, нарушение прав человека, пагубного воздействия на окружающую среду и многих других.
В статье приведены существующие в научном сообществе определения понятий «транснациональная корпорация» и «корпоративная социальная ответственность». Также в данной статье проиллюстрированы примеры положительного и негативного влияния инициатив КСО в развивающихся странах. Кроме того, представлен спектр возможностей, которые существуют у государств для смягчения негативных последствий КСО, а также для использования ее потенциальных положительных выгод для государственной политики. Участие правительства иллюстрируется примерами политических инструментов и программ, способствующих благотворному влиянию КСО транснациональных корпораций на решение глобальных социальных проблем в развивающихся странах.
Ключевые слова: транснациональные корпорации, социальная корпоративная ответственность, США, развивающиеся страны.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.020
УДК 327
ЛО ЯНЬЧАО аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск
СЯН ИЮАНЬ аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск
ЛЮ ЮЙЧЭНЬ магистр Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск
ЧЖУ ХАО бакалавр Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск
СРАВНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ВЛИЯНИЯ КИТАЯ И ИНДИИ В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XXI ВЕКЕ
В статье поднимаются вопросы, связанные с конкуренцией Китая и Индии в борьбе за влияние в Юго-Восточной Азии. Рассматриваются различные инструменты, которые используют страны для увеличения своего экономического, торгового и политического присутствия в регионе. Цель статьи – определить такие инструменты, сравнить их в контексте взаимоотношений между странами в Юго-Восточной Азии и сделать вывод об их эффективности в регионе.
В статье описаны такие инструменты, как Инициатива «Пояс и Путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, культура китайских диаспор за границей, Соглашения о зоне свободной торговли, доктрина «На Восток», концепция трех концептуальных кругов, сотрудничество с АСЕАН и в рамках его форм диалога и т.д. Обозначены схожести и различия в используемых региональными лидерами инструментах. Анализ инструментов позволяет сделать вывод о текущей ситуации, возможностях Индии и Китая и перспективах развития региона.
Ключевые слова: Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, АСЕАН, международные отношения, инструменты влияния.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.021
УДК 327
ЛЮ ЦИ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
РОССИЯ И КИТАЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ СОВРЕМЕННОСТИ
В последние годы с ускоренным развитием новых военных изменений в мире, способ ведения войны изменился от традиционного стиля одиночного боя к современной информационной войне. Информационная война относится к комплексному использованию электронной, кибернетической и психологической войны для борьбы или сопротивления операциям противника, основанным на информационном оружии и информационном поле боя. С развитием информационной войны сила как наступательного, так и оборонительного информационного оружия в войне будет усиливаться. В будущем на поле боя будет доминировать тот, кто сможет захватить право доминирования над информацией, кто будет определять направление военных действий. В условиях доминирования США в сфере информационного противоборства и сложившихся геополитических обстоятельствах, связанных с Украинским кризисом и Тайваньским вопросом большое значение имеет сотрудничество России и Китая для обеспечения собственной информационной безопасности.
Ключевые слова: российско-украинский конфликт, гибридные войны, информационные войны, информационная безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.022
УДК 32.327
П.П. МОЛЧАНОВ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА НА КОНЦЕПЦИЮ «ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ»
Настоящая статья посвящена вопросу определения влияния, оказанного событиями миграционного кризиса в ЕС на концепцию «европейской солидарности». Актуальность поднятой темы обусловлена самой природой указанного термина, широко используемого в общественно-политическом и научно-исследовательском дискурсе и воспринимаемого в качестве одной из «фундаментальных основ» интеграционных процессов, протекающих в регионе. Ставший серьезным испытанием для всего Европейского Союза, миграционный кризис не ограничивался исключительно количественными проблемами, но быстро достиг качественного уровня, затрагивающего в том числе и базовые идейно-ценностные принципы объединения. Для достижения цели статьи были поставлены следующие последовательные задачи: определение сущности понятия «европейская солидарность», рассмотрение конкретных примеров негативного влияния миграционного кризиса на указанную концепцию, установление общей степени воздействия описываемых событий на процессы выработки, согласования и реализации в Европе единого политического курса. Материал, предложенный в данной статье, наглядно демонстрирует тот факт, что миграционный кризис оказал значительное влияние на концепцию «европейской солидарности», рельефно проявив многочисленные проблемы и трудности, связанные со всем комплексом процедур осуществления единого политического курса в ЕС – на межгосударственном, субрегиональном и общеевропейском уровнях; таким образом, наиболее важным эффектом, ставшим следствием описываемых событий, является своеобразное очерчивание «лимитов европейской солидарности» – фактических пределов, ограничивающих совокупные возможности стран объединения по сотрудничеству на современном этапе и так или иначе влияющих на перспективы дальнейшего развития интеграционных процессов в регионе.
Ключевые слова: Европейский Союз, миграционный кризис, «европейская солидарность», «лимиты европейской солидарности», единый политический курс.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.023
УДК 32.327
К.С. НАЛБАНДЯН аспирант факультета глобальных процессов кафедры глобалистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ТУРЦИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ
Введение. Целью исследования является оценка политического влияния Турции посредством экономических, культурных и образовательных инструментов. Турция, утверждая свой статус региональной державы, стремится к тому, чтобы инструментами мягкой силы, экономического и культурного сотрудничества укреплять свое влияние на Южном Кавказе, что в свою очередь может ослабить позиции Российской Федерации в данном регионе при возможном изменении баланса сил. Для достижения обозначенной цели были поставлены такие задачи, как проследить исторические аспекты формирования интересов Турции на Южном Кавказе, охарактеризовать концептуальные основы внешней политики Турции, дать характеристику энергетическим, стратегическим, миграционным и культурным проектам, на основе чего будет сделан вывод о глубине взаимодействия между Турцией и южнокавказским регионом.
Материалы и методы. В качестве материала для анализа используются документы по сотрудничеству Турции и государств Южного Кавказа, труды турецких исследователей и государственных деятелей, материалы средств массовой информации о результатах встреч и двустороннего сотрудничества. Исследование проводилось историческими и аналитическими методами. Был использован метод тренд-анализа, который позволил выделить ключевые направления современной политики Турции на Южном Кавказе.
Результаты. Внешнеполитический курс Турции на данном направлении основывается на идеологии пантюркизма. Установлено, что Армения готова возобновить сотрудничество с Турцией без условий, связанных с признанием НКР (Нагорно-Карабахской Республики), при этом сами отношения развиваются недостаточно активно. Был сделан вывод о том, что политика Турции достигла значительных успехов только в Азербайджане, но в Грузии она проводится посредством воздействия на молодежь.
Обсуждение. Влияние Турции подтверждено посредством анализа экономических данных, а также деятельности различных культурных и других организаций, направленных на усиление привлекательности Турции как внешнеполитического и экономического партнера.
Заключение. Исследование деятельности Турции на Южном Кавказе представляется важным с теоретической и практической точек зрения, так как расширение турецкого влияния в рассматриваемом регионе не соответствует интересам Российской Федерации. Последняя заинтересована в укреплении собственного влияния и распространении культуры на Южном Кавказе, усилении взаимодействия с Арменией.
Ключевые слова: Турция, Южный Кавказ, гуманитарная дипломатия, экономическое сотрудничество, Азербайджан, Грузия, Армения, пантюркизм.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.024
УДК 32.327
А.Э. ТУРОВСКАЯ аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург
РОЛЬ США В ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА
В статье рассматривается внешняя политика Соединенных Штатов Америки в регионе Балтийского моря в контексте трансформации региональной системы безопасности. Цель данной работы – изучить влияние политики США на трансформацию системы безопасности региона Балтийского моря. Определено, что Вашингтон является одним из ключевых акторов, формирующих саму систему, несмотря на статус внерегионального актора и ситуативный интерес к РБМ. Проводником влияния США является Североатлантический альянс, в который в настоящее время вовлечены почти все страны рассматриваемого региона (кроме России и Швеции, которая еще не завершила процесс вступления). В ходе исследования были изучены цели США. Автор отметил, что с помощью стран, зависящих от гарантий безопасности со стороны Америки, Вашингтон поддерживает необходимый уровень стратегической конфронтации между Россией и Европой, чтобы не допустить их сближения и не потерять влияние на европейские страны. Вместе с этим США перестали соблюдать некоторые договоренности, что повлекло ответные действия со стороны другого ключевого актора, России, что негативно отразилось на архитектуре безопасности. Автор обращает внимание, что игнорирование интересов безопасности Москвы, вызывает болезненную реакцию и повышает уровень напряженности в регионе.
Ключевые слова: система безопасности, безопасность, Балтийский регион, США, Европа, НАТО.
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.025
УДК 32.327
П.В. АРЕФЬЕВ студент бакалавриата по направлению «Политология» факультета управления и политики МГИМО МИД России, Россия, г. Москва
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС «СОЦИАЛИЗМА ХХІ ВЕКА» В ВЕНЕСУЭЛЕ И ПРИЧИНЫ ЕГО НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена проблеме развития Боливарианской Республики Венесуэла в связи с реализацией политического курса «социализма ХХІ века» в данной стране, который отличался ярко выраженным популизмом и привел государство к состоянию глубокого экономического кризиса.
Актуальность статьи связана с тем, что в современном мире любая политическая концепция, реализованная на практике, нуждается в изучении и тщательном анализе, не взирая на ее результативность.
Целью статьи является политологический анализ модели «боливарианского социализма», реализованной в Республике Венесуэла с точки зрения ее идеологических основ, политических ограничений и социально-экономических последствий.
Методы и материалы. Материалам данной статьи стали работы политологов и экономистов, а также статистические данные, касающиеся развития экономики Венесуэлы в период правления У. Чавеса и Н. Мадуро. Для достижения поставленной цели автором использовались методы анализа научной литературы, методы политологического анализа и анализа экономической статистики
.
Результаты. В результате проведенного исследования установлено, что политический курс «социализм ХХІ столетия» является ярко выраженным примером политического популизма и социально-экономического идеализма, в результате реализации которого политическое будущее Венесуэлы сложно предсказать; сложно также наметить пути выхода страны из кризиса без смены политического курса.
Выводы. В результате исследования сделан вывод, что политический популизм, не смотря на всю пагубность его идеологем, является распространенным явлением во всем мире. Однако именно в Венесуэле, где политические лидеры, используя популистские наративы, смогли упрочить свое политическое влияние в ущерб социально-экономическому развитию государства, данная политика в полной мере продемонстрировала свою несостоятельность.
Ключевые слова: популизм, политика, экономика, Венесуэла, реформы, кризис.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.026
УДК 32.323
Е.Н. ЗИНОВЬЕВА студентка факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В данной статье рассматривается сущность и процесс эволюции понятия «политическая повестка» в политической науке. Исследуются предложенные как зарубежными, так и отечественными политологами подходы к определению понятия. Особое внимание уделяется анализу факторов и субъектов, способных оказывать влияние на формирование политической повестки. Отмечены функции, которые выполняет политическая повестка. Делается вывод о том, что политическая повестка как многоуровневый и неотъемлемый элемент процесса принятия политических решений, вклад в формирование которой вносят различные конкурирующие между собой акторы, играет важную роль в государственной политике.
Ключевые слова: политическая повестка, повестка дня, политический процесс, формирование политической повестки.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.027
УДК 32.327
А.И. КУРЧЕНКО студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток
ЮЖНОКОРЕЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: КОНФЛИКТЫ В XXI ВЕКЕ
С древних времен на протяжении нескольких десятков веков Япония и Корея являлись ближайшими соседями, однако несмотря на территориальную близость, отношения между двумя государствами являются очень непостоянными, периоды сотрудничества перекликаются с конфликтами, что усложняет и так непростую геополитическую ситуацию в регионе. Одной из основных причин этой нестабильности являются территориальные споры, возникшие между Японией и Кореей. В последние годы эти споры стали более явными, что усугубило и без того сложную геополитическую ситуацию в регионе. Еще одним фактором, который способствовал напряженности в отношениях между двумя странами, являются их различные политические системы и идеологии. Не стоит забывать и про период японской колониальной экспансии, когда Корейский полуостров более 30 лет использовался как плацдарм для Японии, а корейцы как бесплатная рабочая сила. Несмотря на то, что прошло уже достаточно времени с эпохи колониализма, корейцы так и не смогли забыть и простить те ужасы, которые пришлось пережить их стране и предкам. Именно поэтому несмотря на крепкие двусторонние дипломатические отношения между Японией и Кореей, XXI век не лишен разногласий между двумя государствами. В данной статье рассмотрены и изучены экономические, территориальные и исторические конфликты между Японией и Кореей, произошедшие за последние два десятилетия. Выводы по результатам этой работы способствуют лучшему пониманию не только южнокорейско-японских отношений, но и геополитической ситуации в регионе в целом.
Ключевые слова: Япония, Республика Корея, дипломатические отношения, конфликты.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.028
УДК 32.327
ЛИ СЯВЭЙ магистрант института русского языка Даляньского университета иностранных языков, Китай, г. Далянь
ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВСЕСТОРОННЕГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПАРТНЕРСТВА
Китай и Россия основаны на национальном развитии и соответствуют веяниям времени, придерживаются внутренней и внешней взаимной выгоды, политического взаимного доверия между крупными державами и стремятся к общей безопасности великих держав. Это особенности китайско-российских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства.
Ключевые слова: китайско-российские отношения, всестороннее стратегическое взаимодействие и партнерство, взаимовыгодная ситуация, политическое взаимное доверие, общая безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.029
УДК 32
О.А. ПАК магистрант кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ОБРАЗЕЦ АНГЛИЙСКОГО ДЖЕНТЛЬМЕНА ДЖ. ЛОККА: СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ИДЕАЛА С ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ
В рамках данной статьи рассматривается проблема становления образа идеального политика в историческом контексте. Целью работы является определение того, какие трансформации могут происходить с данным образом в связи с развитием общества и его политической структуры. Необходимо при этом учитывать специфику не только эпохи, но и особенности отдельных стран, цивилизаций. В данной работе проблема рассматривается с помощью обращение к идеалу английского джентльмена. В качестве теоретического образца используется произведение английского философа Дж. Локка, а соответствие идеала практике рассматривается на примере биографий представителей английской политической элиты различных эпох.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что к середине XVII в. в Англии назрела необходимость в появлении образца поведения, который мог бы стать основой для тех людей, которые рассчитывали удержаться в рядах элиты или войти в нее. Этот образ в трактате Дж. Локка объединял исторические традиции, связанные с рыцарской эпохой, и те изменения, которые происходили в экономике и социальном устройстве Англии периода Революции. Идеальный джентльмен должен был сочетать физическую силу, храбрость с достаточно высоким уровнем образования. От нового представителя элиты общество ожидало не только умения и готовности участвовать в сражениях, но и способности проявить себя в качестве дипломата, придворного, чиновника. При этом главными качествами личности являлись хладнокровие, умение стойко переносить все жизненные трудности. Эти требования к представителям элиты сохранились и в более поздние эпохи, хотя конкретные навыки и методы воспитания могли подвергаться существенной трансформации.
Ключевые слова: Дж. Локк, политическая элита, идеал джентльмена, система воспитания, Английская революция, аристократия.
DOI 10.35775/PSI.2023.94-2.6-2.030
УДК 32.327
А.Д. СТЕНЯЕВА студент кафедры китайского языка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, Россия, г. Москва
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ КИТАЯ
Актуальность темы статьи обусловлена влиянием российско-китайских отношений на глобальную трансформацию сил, региональную динамику, геополитические последствия и формирование нового международного порядка. Понимание мотивов, целей и механизмов этого стратегического партнерства дает ценную информацию об изменяющемся геополитическом ландшафте и будущих траекториях движения мировых держав. Целью работы является анализ геополитической стратегии России в отношении Китая с акцентом на отношения стран в период формирования нового международного порядка с 2022 года. Теоретико-методологической базой статьи служат политический реализм и теория гегемонистской стабильности, помогающие прояснить конкуренцию и сотрудничество между двумя странами; рассматриваются такие факторы, как территориальные споры, доступ к ресурсам и влияние в региональных и глобальных делах. Авторами проведен анализ визитов на высоком уровне и совместных заявлений. Отмечается, что интенсификация экономического сотрудничества и торговых соглашений подчеркивает стремление к экономической интеграции, в то время как энергетическое партнерство и инфраструктурные проекты усиливают взаимную зависимость. Военное сотрудничество демонстрирует совместный подход данных стран к проблемам безопасности, способствуя сдерживанию и стратегической координации. Однако изучение рисков и потенциальных конфликтных зон показывает, что российско-китайское партнерство не застраховано от вызовов. Конкуренция за ресурсы и потенциальные территориальные споры могут обострить отношения и создать препятствия для формирования гармоничного международного порядка. Делается вывод о том, что уравновешивание сотрудничества с конкуренцией, преодоление разногласий и нахождение точек соприкосновения будет иметь решающее значение для поддержания стабильности и сплоченности их партнерства.
Ключевые слова: сотрудничество, интеграция, новый международный порядок, геополитика, Россия, Китай, международные отношения.