Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 4 (116), 2025

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 15. № 4 (116), 2025

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Разинков Д.А. Идейно-дисциплинарный генезис концепции политической культуры

Солдатов Ю.В. Элитный плюрализм как теоретическая основа анализа взаимодействия групп интересов в полиархии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Медведев Н.П., Слизовский Д.Е. Политическая история 90-х. Штрихи к политическому портрету Б.Н. Ельцина

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Шияпова Е.А. Духовно-нравственные ценности как основа современной российской политики

Козлова Д.А. Характеристика этапов анализа политического текста на материалах «Верденской речи» Э. Юнгера

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Заславский С.Е., Лукушин В.А. К вопросу оценки эффективности современных избирательных систем: правовые рамки и политические практики

Харитонова Л.Н., Стерликов А.В. Развитие федеративных отношений в российском пространстве постсоветского времени

Сопов И.А. Политическая компетентность и политическое знание как объективные факторы политического процесса

Мельничук Д.В. Эволюция административно-территориального управления украинскими землями в Российской империи: от Гетманщины к губернской системе

Петров Е.С. Оппортунистическая модель взаимоотношений региональных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации в условиях новых вызовов как источник неэффективности

Гавров С.Н., Еремкин М.П. Использование технологий искусственного интеллекта в политической рекламе

Дадаев З.А. Роль новых медиа в формировании общественно-политических ценностей российской молодежи

Яхшиян О.Ю., Солдатенко И.С. Медиапамять: между мягкой силой и мнемоническими конфликтами

Белевич П.М. Исламистские движения в контексте политической институционализации: диалектика идеологии, адаптивности и внешних факторов влияния

Родионова М.Е., Кузнецов О.В. Между рынком и государством: эндаумент-фонды как акторы политико-экономических процессов в США (кейсы Гарварда, Стэнфорда и международные параллели)

Батыгов Д.М. Ценностные императивы региональной этнокультурной политики в условиях социальной трансформации: опыт Республики Ингушетия

Стройков В.А. Основные конфликтогенные факторы конструирования этнополитических процессов в Российской Федерации на современном этапе

Цай Цзинюй. Сравнительное исследование технологических инноваций в политико-экономических областях Китая и России в рамках устойчивого развития

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Пантелеймонов Д.Г. Предпосылки создания стратегического национального приоритета «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала» (Часть I)

Норов Р.Р. Технологические инновации как средство повышения инклюзии в высшем образовании

Самгуров А.Ш. Аграрная политика как механизм обеспечения продовольственной безопасности: субъектные и функциональные особенности

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Муравых А.И., Никитенко Е.Г., Стародуб И.В. Интегральная мировая война (Часть II)

Даниленко Р.А., Суховей А.В., Прудников К.А., Сагымбаев А.Т. Доктрина ядерного сдерживания: сравнение стратегий ведущих ядерных держав

Цян Чун. Сравнение сходств и различий в стратегиях цифровой дипломатии между Китаем, США и Россией

Бакиров Э.А. Становление российско-азербайджанских отношений

Ван Люин. Стратегический выбор стран глобального юга в условиях глубоких изменений, невиданных за последнее столетие

Казарян С.И. Роль молодежи и гражданского общества в реализации политики примирения между Турцией и Арменией

Старостенко К.В., Савинова Е.Н., Голишевский М.Б. Этнополитическая идентичность как фактор проведения парламентских выборов 2024 г. в Северной Македонии (Часть II)

Делов В.В. Южный Кавказ: мягкая сила в грузино-турецких отношениях в XXI веке

Жаворонкова Е.А. Восточное Средиземноморье – новый регион или нет? (анализ работ отечественных исследователей)

Караванский А.С. Роль России и Китая в объединении БРИКС в условиях становления многополярного мира

Матвеева Д.В., Кузякин А.Г. Цифровизация как инструмент «мягкой силы» КНР

Леон А.У. Политика Российской Федерации в отношении франкофонных стран Африки в 2011-2024 г.

Никитин Н.А. Развитие возможностей использования информационно-коммуникационных технологий НАТО в военно-политических целях в контексте международной безопасности

Яценко А.С., Майстат М.А. Особенности применения сервисов электронного и цифрового правительства в зарубежных странах

Петухова М.В., Шалькова В.А., Беспалов А.В., Машура С.В. Советская дипломатия на завершающем этапе Великой Отечественной войны: формирование послевоенного миропорядка

Тянь Синь. Геополитическое влияние китайско-российской торговли энергоресурсами: от «энергетической зависимости» до «сообщества энергетической безопасности»

Филиппов В.Р. Выборы 2024 года в Сенегале: закат «Франсафрик»

Хао Жуйцзе, Ван Цьюн, Голякова В.А., Белкина Н.В. Проблемы и меры противодействия нефтегазовому сотрудничеству между Китаем и Россией

Элимхаджиев Р. Информационное противоборство США и КНР по тайваньскому вопросу: стратегии, инструменты, эффективность

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

Медведев Н.П. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС): основные направления деятельности (Часть II)

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.001

УДК 320.881.3:004.421.2

Д.А. РАЗИНКОВ аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИДЕЙНО-ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проблему данной статьи можно выразить в следующем противоречии: с одной стороны, очевидна высокая интенсивность употребления понятия «политическая культура» в околоэкспертной или обывательской среде, связанная, как отмечал Люсьен Пай, с его кажущейся интуитивностью; а с другой стороны – не менее интенсивна и критика концепции и прежде всего за ее широту и «зонтичность». В связи с этим, продуктивным подходом к исследованию этого политологического понятия является и анализ контекста возникновения понятия, предпосылок и условий его введения в политико-научный обиход, чему и будет посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: политическая культура, история политологии, американская политология, культурология, холодная война, бихевиоральный подход, позитивизм, структурный функционализм.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.002

УДК 316.353

Ю.В. СОЛДАТОВ эксперт Центра Прикладных исследований и программ, Россия, г. Москва

ЭЛИТНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ В ПОЛИАРХИИ

В статье исследуется вопрос об использовании концепции элитного плюрализма в качестве теоретической основы анализа взаимодействия групп интересов в рамках полиархического режима. Методология работы выстроена за счет сочетания элементов структурного и сравнительного анализа. Автор приходит к выводу о необходимости адаптации классической модели элитного плюрализма к национальной специфике конкретных стран на основе изучения их политической и экономической истории и социокультурной специфики, а также в порядке учета корректирующего влияния научно-технического развития и сопутствующих преобразований в жизни общества и функционировании бизнес-структур.

Ключевые слова: элитный плюрализм, концепция функционального представительства, неоплюрализм, группы интересов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.003

УДК 32

Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор РУДН им. Патриса Лумумбы, автор монографии «Политическое лидерство Руси-России: истоки и противоречия GRAND STRATEGY (БОЛЬШОЙ СТРАТЕГИИ), Россия, г. Москва

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, Председатель Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета РФ по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям, Народный депутат России (1990-1993 гг.), Член Совета Республик Верховного Совета СССР (1991 г.) Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ 90-Х. ШТРИХИ К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ Б.Н. ЕЛЬЦИНА

Совсем недавно по историческим меркам, всего лишь 35-25 лет назад, скоротечное и бурное, революционное изменение выбросило «новых» лидеров и просто политиков, представителей различных политических, этнических и религиозных движений не только на старую площадь, но и на поверхность политической и социальной жизни огромной во всех смыслах страны. Понять ценность той революционной (другие считают – контрреволюционной!?) эпохи, подчеркнем, возможно, на наш взгляд, не только через анализ, но и через его объяснение и понимание с позиций не абстрагирования, а учета и сопоставления прошлого с настоящим. На фоне и в обстоятельствах текущего политического момента, где есть место и для оптимизма, и для серьезных опасностей за безопасность страны от угроз сепаратизма и терроризма; особенно за безопасность при потере единства и консолидации внутри общества и в составе правящего класса есть потребность подвергнуть более глубокому анализу и пониманию политическую историю рубежа 80-90-х гг. ХХ века. В статье делается попытка дать оценку важному историческому событию по подготовке проекта нового Союзного договора в начале 1991 года. В период подготовки договора интересы лидеров СССР и руководства РСФСР по вопросу конституционности этого документа резко разошлись. Основным источником этого политического кризиса стал принятый Верховным Советом СССР в апреле 1990 года закон об изменении субъектности Союза Советских Социалистических Республик. Этот закон уравнял статус 20 Автономных республик и 15 Союзных республик. Проблема заключалась в том, что из 20 автономных республик СССР 16 автономий находились в составе РСФСР. Дальнейшее развитие этого политического кризиса коснулось и личных отношений Президента СССР М.С. Горбачева и Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Воспоминания Председателя Комиссии Верховного Совета РСФСР, Н.П. Медведева.

Ключевые слова: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, проект нового Союзного договора, политический конфликт, статус автономных республик, мои рабочие встречи, воспоминания Н.П. Медведева.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.004

УДК 321

Е.А. ШИЯПОВА аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассмотрены в историческом дискурсе духовно-нравственные ценности, используемые в российской государственной политике с учетом национальной идеи и в свете актуальности сохранения цивилизационной идентичности русского мира в условиях современного конфликта с западной цивилизацией, проведен обзор нормативных актов Российской Федерации, включающих в свое содержание смысловые установки традиционных духовно-нравственных ценностей. Статья нацелена на определение исконно российских духовно-нравственных ценностей. Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются научные публикации и материалы различных ученых, как зарубежных, так и отечественных, нормативно-правовые и программные документы Российской Федерации. При подготовке статьи использовались методы системного, сравнительного и экспертного анализа. Автором сделаны выводы о том, что традиционные общечеловеческие ценности, такие как патриотизм и служение Отечеству, семья и дети, созидательный труд и творчество, жизнь и достоинство личности, коллективизм и гуманизм, историческая память и преемственность поколений и др., должны быть положены в основу государственной политики России и всех стран, которые готовы строить новый многополярный мир на принципах взаимоуважения. Также в ходе исследования российского нормотворчества последнего десятилетия определены отказ от слепого следования вектору неолиберальной западной цивилизации и смена государственного курса в сторону традиционных, исконно русских духовно-нравственных ценностей, сформулированных еще в средневековом правовом документе Московского государства Русской Правде. В заключение представлены основные направления и задачи, которые необходимо решить государственному аппарату РФ, для требуемого смыслового наполнения существующей системы нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: государственная политика, духовно-нравственные ценности, западная цивилизация, национальная идея, русская цивилизация, традиционные ценности.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.005

УДК 32

Д.А. КОЗЛОВА специалист по учебно-методической работе факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, эксперт центра «Секретариат Сочинского (российско-австрийского) диалога» МГИМО МИД РФ, Россия, г. Москва

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕКСТА НА МАТЕРИАЛАХ «ВЕРДЕНСКОЙ РЕЧИ» Э. ЮНГЕРА

Статья посвящена политико-текстологическому анализу текста «Верденской речи», произнесенной Эрнстом Юнгером в 1979 г. Перед автором исследования была поставлена цель рассмотреть возможность применения методологии политической текстологии к работам немецкого мыслителя. Для достижения поставленной цели было необходимо охарактеризовать историко-биографический контекст создания речи, а также проанализировать текст на уровне прямого слова, используемых средств и приемов, априорных посылок и идей.

Исследование опирается на взаимодополняющие принципы научности и целостности. В ходе работы автор обращался к широкому набору исторических, политологических и других научных методов. Среди них политико-текстологический анализ, историко-биографический анализ, сравнительный анализ, дискурс-анализ, индукция и дедукция.

В результате проведенного исследования автором было установлено, что «Верденская речь» является источником, связывающим воедино оба периода творчества мыслителя, и вписывается в общую стратегию адаптации Юнгера к политике ФРГ. Текст обращен к консервативно настроенной интеллигенции, способной критически осмыслить технологический прогресс. Речь имеет привычное построение, она отличается дуальной модальностью, в то время как слог и скорость прогрессии равномерны. В тексте Юнгер использует различные типы аргументации, графические выделения и риторические средства. Картина мира автора ориентирована на прошлое, при этом основным пространством реализации идей текста выступает территория Западной Европы.

Ключевые слова: социально-политическая мысль Германии, ХХ век, политическая текстология, Э. Юнгер.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.006

УДК 324

С.Е. ЗАСЛАВСКИЙ доктор юридических наук, профессор Кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

В.А. ЛУКУШИН ассистент Кафедры политологии, аспирант, младший научный сотрудник Центра политических исследований, Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: ПРАВОВЫЕ РАМКИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

В статье рассматривается проблема оценки эффективности современных избирательных систем в различных странах мира. Под «эффективностью» авторы понимают способность избирательных систем гарантировать свободное волеизъявление граждан, реализовывать политическую волю народа. Авторы обозначают важность операционализации данной категории с целью дальнейшего практического использования. На основе анализа международного опыта оценки избирательных систем декларируется кризисное состояние данного института, выраженное в отсутствии актуальной, объективной и соответствующей ожиданиям методики подобной оценки, а также в массовом отказе суверенных государств от устоявшихся стандартов подобной оценки, разработанных преимущественно западными странами и межправительственными организациями, продемонстрировавшими ранее свою политическую ангажированность и исключительную субъективность. В статье выделяются основные вызовы, стоящие перед исследователями мировых избирательных систем и электоральными экспертами, а также перспективные направления развития данного направления, связанные с разработкой новых предложений, учитывающих актуальный политический контекст, реалии цифровой эпохи, а также национальные особенности при соблюдении универсальных принципов демократического волеизъявления граждан.

Ключевые слова: избирательные системы, электоральный процесс, выборы, избирательные процедуры, стандарты проведения выборов, оценка эффективности избирательных систем, электоральная надежность.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.007

УДК 32.323

Л.Н. ХАРИТОНОВА кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры философии и социологии Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», Россия, г. Москва

А.В. СТЕРЛИКОВ аспирант кафедры философии и социологии Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

В статье представлен краткий анализ развития теории федерализма в государственной организации России постсоветского времени. Рассматриваются позиции современных исследователей федеративной проблематики, в которых отмечены особенности современного российского государственного строительства. В статье подчеркивается, что обсуждение проблем относительно вопросов перспектив развития отечественной государственности, носит дискуссионный характер. Выделяются альтернативные подходы к возможной организации государства, имевшиеся в прошлом и реанимируемые в настоящем. В данном контексте выделяется осмысление природы российской государственности с позиций теорий цивилизма и становящегося ныне популярным в исследовании государств, объединяющий большие территориальные пространства с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения, как государств-цивилизаций. Данный подход имеет распространение в отечественной научной среде. По мнению адептов данной теории, рассмотрение России и ее государственности как цивилизации позволит обеспечить сохранение государственности в нынешних территориальных просторах, ее суверенного существования, несмотря на глобализационные процессы, тяготеющие к унификации социального бытия человечества.

Ключевые слова: теория федерализма; демонтаж государственности советского типа, симметричность и асимметричность в развитии федеративных отношений, федеративное устройство современной России, перспективы развития отечественного федерализма.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.008

УДК 32.323

И.А. СОПОВ соискатель ГАОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье анализируется переход от объективности к реконструкции ситуаций производства политического знания. В статье констатируется наличие кризиса принципа объективности, генезиса объективности, анализируются теоретические подходы классиков философской науки (Кант, Юм) которые стремились к универсальному обоснованию знания через априорные принципы (Кант) или эмпирическую проверку (Юм). «Кантовский синтез» политического знания может рассматриваться как объективность, как соответствие моральным и рациональным нормам (категорический императив). Отмечается «Юмовский» скепсис, в котором знание рассматривается как продукт опыта и привычки, что подрывает универсальность этики и политики. Научные революции XX века показали зависимость «объективности» от парадигм, логические эмпирики отвергли синтетические априорные суждения, объявив нормативные утверждения «бессмысленными». Статья предлагает заменить принцип объективности анализом контекстов, в которых создается политическое знание. Это включает исследование внешней среды, реконструкцию событий. Изучение концепций политических субъектов (партий, движений) через их собственное понимание реальности. Критерии истинности знания такие как эффективность это способность знания предсказывать и объяснять политические процессы, релевантность как соответствие целям и ценностям акторов (например, как экологические движения видят «справедливую климатическую политику»). Двойная задача политической науки заключается в прогнозе и осмыслении роил политических акторов, интерпретации мотивов, ценностей и культурного контекста участников политического процесса. Полидискурсивность исследования фиксирует интеграцию описательных, нормативных и ценностных элементов в единую аналитическую рамку. Отмечается, что концепция реализма игнорирует ценностный плюрализм и культурные особенности, а концепция постпозитивизмп означает отказ от универсальной рациональности, формируется акцент на плюрализме знаний и относительности истины. Легитимность политики не сводится к эффективности – она зависит от признания акторами. Новая парадигма политической науки заключается в переходе от объективности к контекстуальности, истина в политике – не абсолют, а продукт взаимодействия акторов в конкретных условиях. Полидискурсивность как метод политического познания означает сочетание количественных методов с интерпретативной аналитикой.

Ключевые слова: позитивизм, политическое знание, политика, мораль, информация, коммуникация.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.009

УДК 353.2

Д.В. МЕЛЬНИЧУК выпускник Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Россия, г. Москва

Научный руководитель:

М.Н. ГРАЧЕВ доктор политических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ УКРАИНСКИМИ ЗЕМЛЯМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ОТ ГЕТМАНЩИНЫ К ГУБЕРНСКОЙ СИСТЕМЕ

В статье рассматривается историческая динамика территориальных и политических трансформаций украинских земель в контексте их взаимодействия с восточными и западными державами. Исследуется период от становления Киевской Руси до распада Российской империи, с особым акцентом на эпоху Гетманщины и последующую интеграцию украинских территорий в состав Российского государства. Анализируются особенности национальной политики Российской империи, проблемы административного управления присоединенными территориями и формирования общегосударственной идентичности. Особое внимание уделяется эволюции государственной политики в отношении национальных окраин и ее влиянию на развитие межнациональных отношений в империи. Рассматриваются факторы, способствовавшие росту национального самосознания и последующему распаду имперской системы.

Ключевые слова: Украина, Российская империя, Гетманщина, национальная политика, территориальные трансформации, межнациональные отношения, государственное управление, национальная идентичность, административная интеграция, имперская система.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.010

УДК 328.18

Е.С. ПЕТРОВ аспирант факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург ORCID: 0000-0003-1476-5648 Web of Science ResearcherID: HLP-4830-2023

ОППОРТУНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ КАК ИСТОЧНИК НЕЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья посвящена проблеме эффективности моделей взаимодействия региональных органов исполнительной и законодательной власти в современных условиях. Принятие поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году и последующее введение системы единой публичной власти позволило упорядочить координацию систем государственного и муниципального управления и, как следствие, повысить эффективность взаимодействия органов власти всех уровней. После февраля 2022 года внешнеполитические вызовы оказали существенное влияние также и на региональный уровень управления. Они не только переориентировали рынок страны на южное и восточное направления, но и позволили трансформировать устоявшиеся логистические модели, что не могло не отразиться на региональной экономической политике. Во многом и эффективность реализации связана с форматом взаимоотношений региональных органов государственной власти, который определяет структуру региональной публичной политики. В России можно выделить два региона, в которых органы государственной власти функционировали в состоянии длительного политического конфликта – Владимирская область и Санкт-Петербург в период с 2018 по 2021 год в рамках так называемой оппортунистической модели. На примере данных кейсов проводится анализ региональной политики на уровне институционального дизайна и политических практик. Специфика внутриполитической ситуации рассматриваемых субъектов заключается в достаточно долго существующей модели отношений, обусловленной конфронтацией региональных органов исполнительной и законодательной власти, а также органов местного самоуправления. Результаты исследования подтверждают тот факт, что институционально сильная исполнительная власть оказывается не вполне эффективной при выборе оппортунистической модели поведения. В ходе анализа определяются основные факторы, которые в совокупности влияют на формирование модели взаимодействия региональных органов государственной власти.

Ключевые слова: исполнительная власть, законодательная власть, оппортунистическая модель, единая система публичной власти.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.011

УДК 32

С.Н. ГАВРОВ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета, Россия, г. Москва https://orcid.org/0000-0001-6439-6022

М.П. ЕРЕМКИН студент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета, Россия, г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

С каждым годом искусственный интеллект все прочнее и прочнее укрепляется в нашей жизни и становится ее неотъемлемой частью. Мы можем наблюдать, как во многих сферах деятельности AI выходит на первый план, тем самым облегчая и автоматизируя работу многих предприятий. Политика также не стала исключением. Да, он не сможет заменить дипломатов, не сможет принимать решения вместо чиновников, но сможет расширить возможности специалистов в политической рекламе. Выборы – это неотъемлемая часть политической жизни общества. За сотнями кандидатов стоят сотни политтехнологов, целью которых является продвижение и победа всеми возможными способами. Специалистам приходится работать с большим объемом информации, с различными инструментариями, им важно грамотно провести аналитическую и агитационную работу, чтобы подобрать наиболее оптимальную стратегию победы. И как раз тут им на помощь могут придти современные технологии, в частности нейросети. Целью нашей работы как раз является анализ возможностей использования искусственного интеллекта в сфере политической рекламы. Задачами, которые стоят перед нами, являются поиск и обоснование наиболее оптимальных и действенных методов использования AI в ходе предвыборной кампании. В настоящий момент времени данная тема является актуальной и востребованной. Прогресс в мире информационных технологий не стоит на месте и затрагивает уже многие сферы деятельности и продолжает развиваться. Перед нами открывается множество новых возможностей, которыми нужно уметь пользоваться и стараться максимально извлечь из них выгоду.

Ключевые слова: искусственный интеллект, политическая реклама, политтехнологии, выборы, политика, нейросеть, AI, предвыборная кампания, агитация.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.012

УДК 32.323

З.А. ДАДАЕВ специалист отдела просвещения Централизованной исламской религиозной организации «Муфтият республики Дагестан», Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала

РОЛЬ НОВЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В данной статье во введении обосновывается актуальность проблемы влияния новых масс-медиа на формирование общественно-политических ценностей в сознании российской молодежи. Кроме того, во введении обозначена цель, задачи, высказаны гипотезы и аргументированы на материале различных источников информации.

В ходе научного исследования дается полная и исчерпывающая характеристика новых масс-медиа, раскрываются специфические стороны СМИ в сравнении с традиционными, приведены примеры, доказывающие высказанные рассуждения, проблема исследована и с точки зрения современной реальности и в процессе ее развития.

В статье использован обширный материал научных статей, статистических сведений. Метод наблюдения и анализа позволили раскрыть проблему влияния СМИ на молодежь и показать плясы и минусы, а также масштаб существующего влияния и его последствий. В заключении работы сделаны выводы по обозначенной проблеме и предложены перспективные пути решения проблемы. Новые медиа один из важнейших способов формирования ценностных ориентаций молодежи, чему способствуют отличительные признаки новых медиа, такие как: гиперактивность, мультимедийность, персонализация, отсутствие посредников между СМИ и человеком. Оценивая роль новых медиа в общественно-политических ориентирах российской молодежи и способах их формирования, опираясь на широкий круг научных публикаций, статистические данные и материалы сети интернет, автор приходит к выводу о наличии не только положительных, но и отрицательных аспектов позволяющих показать неоднозначный характер данного явления в жизни общества. Это в свою очередь требует дифференцированного подхода с учетом полученных сведений. Соответственно, представителям государственных структур, общественным организациям и объединениям предстоит выработать целый комплекс стратегических мероприятий, позволяющих либо предупредить, либо нивелировать негативные последствия влияния новых медиа на российскую молодежь.

Ключевые слова: медиа, политика, интерактивность, молодежь, Россия, коннективность, нравственность.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.013

УДК 32

О.Ю. ЯХШИЯН кандидат иcторических наук, доцент Государственного университета управления, Россия, г. Москва

И.С. СОЛДАТЕНКО магистрант Государственного университета управления, Россия, г. Москва

МЕДИАПАМЯТЬ: МЕЖДУ МЯГКОЙ СИЛОЙ И МНЕМОНИЧЕСКИМИ КОНФЛИКТАМИ

В статье рассматривается такое явление как медиарепрезентация прошлого в популярной культуре. Исследование сфокусировано на изучении массовой культуры стран Восточной Азии (Корея и Япония). В качестве методов исследования использовалась наработки таких подходов как memory studies и media studies. Отмечается возрастающие значение медиарепрезентации прошлого для формирования «мягкой силы». При этом, в статье делается акцент на мнемонических конфликтах, возникающих вокруг таких произведений. Конфликты возникают на почве несоответствия нарративов продвигаемым в массовой культуре официальным историческим нарративам. Споры могут также касаться вопросов исключительной принадлежности тех или иных культурно-исторических маркеров «мягкой силы». Особым феноменом в контексте медиапамяти становится такое явление как «культура отмены», усилившееся на фоне глобальной цифровизации. Выходом из сложившейся ситуации представляется установление агонистического режима исторической памяти.

Ключевые слова: медиапамять, культура отмены, мягкая сила, историческая память, популярная культура.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.014

УДК 32.327

П.М. БЕЛЕВИЧ аспирант кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва

ИСЛАМИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ: ДИАЛЕКТИКА ИДЕОЛОГИИ, АДАПТИВНОСТИ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ

Исламистские движения – в диалектике идеологии, адаптивности и внешнего давления – действуют в условиях структурных ограничений, которые определяют их траектории. Политическая институционализация возникает не как линейная прогрессия, а как динамическое взаимодействие между доктринальной рекалибровкой и системным приспособлением. В данном исследовании рассматриваются механизмы перехода исламистских движений от активизма к управлению, выявляются условия, которые способствуют или препятствуют их институциональному закреплению – идеологическая эластичность, стратегическая адаптация и внешнее вмешательство выступают в качестве решающих переменных (количественные параметры исламистского управления подтверждают эти зависимости). Анализ объединяет статистическое моделирование, сравнительное изучение конкретных случаев и теорию социальных движений. Данные о результатах выборов, продолжительности правления и идеологических сдвигах обеспечивают основу для оценки политической устойчивости (исламистские партии с коэффициентом идеологической гибкости >0,75 демонстрируют продолжительное правление, в то время как жесткие формирования <0,1 сталкиваются с системной хрупкостью). Эмпирические данные выявили тройственную типологию – избирательный исламизм сохраняет власть в течение 15-20 лет, прежде чем структурная кооптация или идеологическая стагнация снижают жизнеспособность; гибридные образования сохраняются в течение 5-7 лет, прежде чем репрессии или фрагментация изменяют их траекторию; радикализованные группы, не имеющие юридического признания, поддерживают управление за счет принуждения, а не институциональной легитимности (примером этой парадигмы является афганский Талибан, институциональное выживание которого зависит от принудительного государственного строительства, а не от электоральной валидации). Экономические детерминанты выступают в качестве вспомогательных переменных – исламистское управление в государствах со средним уровнем дохода и ВВП на душу населения 8 000 долларов демонстрирует высокую институциональную прочность, в то время как в странах с низким уровнем дохода наблюдается неустойчивость. Исследование предоставляет теоретическую модель для оценки политической выносливости исламистов – прогностические рамки для международных политиков и электоральных стратегов. Практическое применение распространяется на посредничество в конфликтах, структурирование управления и устойчивость выборов – политики могут использовать полученные результаты для разработки стратегий вмешательства, которые уравновешивают идеологическую рекалибровку с институциональной устойчивостью. Дальнейшие исследования должны усовершенствовать прогностические модели – включить в них подробные данные о финансовых сетях, идеологических потоках и институциональных траекториях: это будет способствовать развитию дискурса о структурной эволюции политического ислама в рамках гибридных режимов.

Ключевые слова: рекалибровка доктрины, электоральная жизнеспособность, гибридное управление, стратегическая кооптация, структурное укоренение, идеологическая эластичность, политическая устойчивость.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.015

УДК 32

М.Е. РОДИОНОВА кандидат социологических наук, доцент, доцент Кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций, и.о. исполнительного директора Фонда управления целевым капиталом Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

О.В. КУЗНЕЦОВ доктор экономических наук, профессор, основатель и Председатель Фонда сохранения культурного наследия Васнецовых, Россия, г. Москва

МЕЖДУ РЫНКОМ И ГОСУДАРСТВОМ: ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ КАК АКТОРЫ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В США (КЕЙСЫ ГАРВАРДА, СТЭНФОРДА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ)

Статья посвящена комплексному анализу эндаумент-фондов ведущих американских университетов (Гарвардского, Стэнфордского и других), их инвестиционным стратегиям, институциональной архитектуре и значению в обеспечении финансовой устойчивости высших учебных заведений. Особое внимание уделено моделям управления активами (включая подходы Asset-Liability Management), распределению портфельных инвестиций по различным классам активов (акции, облигации, альтернативные инвестиции, недвижимость), а также роли специализированных управляющих структур. Рассматриваются ключевые нормативно-правовые акты США, регулирующие деятельность эндаументов, включая UPMIFA и его влияние на финансовое планирование университетов.

В статье акцентируется внимание на вызовах, связанных с внешним политическим и общественным давлением на университетские эндаументы, включая требования по изменению инвестиционной политики, соблюдению ESG-принципов и вопросам социальной ответственности. Также проведен сравнительный анализ рисков, связанных с высокой долей альтернативных активов в портфелях, и обозначены стратегические решения, предпринимаемые университетами для поддержания долгосрочной доходности и ликвидности.

Авторы раскрывают роль эндаумент-фондов как не только финансовых институтов, но и как акторов, влияющих на академическую автономию, стратегию развития университетов и их политическую независимость в условиях современных глобальных вызовов. Материал базируется на обширном массиве аналитических отчетов (включая данные NACUBO, университетских инвестиционных офисов и международных исследований), что придает статье высокий уровень эмпирической обоснованности.

Ключевые слова: эндаумент-фонд, университеты США, инвестиционная стратегия, автономия вузов, политическое давление, Гарвард, Стэнфорд, устойчивое развитие, целевой капитал, управление активами.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.016

УДК 316. 752

Д.М. БАТЫГОВ соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры политологии ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород

ЦЕННОСТНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

В статье исследуются региональные аспекты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей на примере Республики Ингушетия. Проанализированы социально-экономические и культурно-исторические факторы, определяющие специфику региональной идентичности. Рассмотрены особенности молодежной политики в контексте сохранения этнокультурного наследия. Выявлены приоритетные направления государственной национальной политики, ориентированные на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепление гражданского единства и преодоление социальных диспропорций. Показано, что полиэтнический состав населения республики способствует формированию традиций добрососедства и взаимоуважения. Обосновывается необходимость комплексного программно-целевого подхода к решению существующих проблем с учетом специфики региона, что обеспечивает синергетический эффект различных направлений государственной политики и создает устойчивый фундамент для этносоциальной стабильности.

Ключевые слова: государственная политика, традиционные ценности, образование, молодежная политика, социально-политические процессы, духовность, культура, Республика Ингушетия.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.017

УДК 32.323

В.А. СТРОЙКОВ эксперт АНО «Академический Альянс», Россия, г. Москва

ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Современная проблематика развития этнополитических процессов в рамках российского общества и государства характеризуется проблемностью и противоречивостью в том числе в контексте актуализируемых внешнеполитических рисков. В актуальном российском общественно-политическом дискурсе наблюдаются дестабилизационные тренды и тенденции, ставящие под угрозу стабильность и устойчивость конструируемых этнополитических процессов. В частности, актуализируется запрос на распространение исторически и культурно обусловленных традиций и ценностей, гармонизацию межнациональных и этнонациональных отношений, усиление контрольных мероприятий в контексте обеспечения национальной безопасности и др. Также представляется целесообразной разработка соответствующих мероприятий по позитивизации геополитического позиционирования Российской Федерации в современных условиях.

Ключевые слова: культура, миграция, межнациональные отношения, этнокультурные конфликты, этнополитический процесс.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.018

УДК 32

ЦАЙ ЦЗИНЮЙ аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЛАСТЯХ КИТАЯ И РОССИИ В РАМКАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Статья представляет собой сравнительное исследование технологических инноваций в политико-экономических системах Китая и России в контексте целей устойчивого развития. Структура IMRAD позволяет систематизировать анализ по ключевым направлениям: введение в проблематику, методы исследования, результаты и их обсуждение. Во введении обоснована актуальность темы, связанная с необходимостью балансировки экологических, экономических и социальных приоритетов в условиях глобальных вызовов. Методология включает сравнительный анализ государственных стратегий двух стран, оценку нормативно-правовых документов, а также изучение кейсов внедрения «зеленых» технологий, цифровизации госуправления и модернизации промышленности. Результаты исследования демонстрируют, что Китай делает ставку на централизованное планирование, масштабные инвестиции в возобновляемую энергетику (солнечная, ветровая) и создание инновационных кластеров. Россия, напротив, сочетает госпрограммы (например, в атомной энергетике) с рыночными механизмами, акцентируя региональные особенности и сотрудничество с международными партнерами. В обеих странах ключевыми драйверами выступают цифровизация сельского хозяйства, декарбонизация промышленности и развитие инфраструктуры. Обсуждение подчеркивает роль государства как катализатора инноваций, однако выявляет различия: китайская модель опирается на жесткую вертикаль управления, тогда в России значима роль частного сектора. Отдельное внимание уделено социальным аспектам — готовности общества к изменениям, а также проблемам кадрового дефицита. В заключении обоснована необходимость гибридных подходов, сочетающих государственное регулирование, рыночные инструменты и международную кооперацию для достижения целей устойчивого развития.

Ключевые слова: технологические инновации, устойчивое развитие, политико-экономические системы, Китай и Россия, международное сотрудничество.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.019

УДК 32

Д.Г. ПАНТЕЛЕЙМОНОВ магистрант Института права и национальной безопасности РАНХиГС, Россия, г. Москва SPIN-код: 5332-9562

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА «СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА РОССИИ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

ЧАСТЬ I

В исследовании проанализированы комплексные предпосылки создания стратегического национального приоритета «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». Рассмотрены социальные, экономические, научно-технологические, культурные и духовно-нравственные аспекты развития России, послужившие предпосылками к изменению вектора государственной политики, что выразилось в принятии в 2021 году обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и закреплении в ней наивысшего национального интереса и соответствующего ему стратегического национального приоритета в сфере народосбережения и развития человеческого потенциала. Рассмотрено изменение государственного подхода к решению проблем в данной сфере: проанализированы основные документы стратегического целеполагания – Послания Президента Федеральному собранию, предшествующие году принятия действующей стратегии национальной безопасности, а также послание 2024 года. Показана значимость развития человеческого потенциала, как основы для успешного развития государства и обеспечения его национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, сбережение народа России, человеческий потенциал, предпосылки создания стратегического национального приоритета, государственное управление, государственная политика.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.020

УДК 37.013.41

Р.Р. НОРОВ аспирант Среднерусского института управления – филиал РАНХиГС, Россия, г. Орел SPIN-код: 4244-7070 AuthorID: 1163183

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Цель статьи заключается в анализе влияния современных технологий на создание инклюзивной образовательной среды в высших учебных заведениях. В условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий вопрос инклюзии становится особенно актуальным, так как он напрямую связан с обеспечением равного доступа к образованию для всех категорий студентов, включая людей с ограниченными возможностями. Автор рассматривает ключевые технологические инструменты и платформы, такие как адаптивные образовательные технологии, онлайн-курсы и виртуальная реальность, которые помогают упростить процесс обучения и сделать его доступным для широкого круга студентов. Выполнение исследований показывает, что применение этих технологий не только улучшает качество образовательного процесса, но и способствует социальной интеграции учащихся.

Статья также анализирует примеры успешной реализации инновационных решений в российских и зарубежных вузах и их влияние на учебную и внеучебную деятельность студентов. При этом особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются учебные заведения при внедрении этих технологий, а также разработке рекомендаций по их эффективному использованию. В качестве основных выводов автор отмечают важность взаимодействия между государственными образовательными стандартами и применением технологических инноваций как ключевого фактора в развитии инклюзивного образования, открывая новые горизонты для повышения доступности и качества образовательных услуг.

Ключевые слова: технологические инновации, искусственный интеллект, инклюзия, высшее образование, инклюзия в образовании, Россия.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.021

УДК 338.439.02:43.02

А.Ш. САМГУРОВ аспирант кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Ростов-на-Дону

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СУБЪЕКТНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В статье рассматриваются актуальные политические проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях глобального противодействия со стороны стран коллективного Запада, включающие запреты в отношении импорта продовольственных продуктов и станции против агропромышленного комплекса России. Целью исследования является определение главных механизмов обеспечения продовольственной безопасности. А задачами являются выявление основных акторов реализации аграрной политики и определение их функций. Для достижения поставленной цели и решения исследовательских потребовалось применение широкого комплекса методов политического анализа. В статье определяется, что базовым махизмом обеспечения продовольственной безопасности является аграрная политика. Наряду с главным актором современной агарной политики в лице органов государственной и муниципальной власти, большое влияние на процессы ее реализации имеют сельхозпроизводители, ассоциации и объединения сельскохозяйственных производителей, перерабатывающие предприятия и торговые сети, научные и образовательные учреждения, общественные организации, международные организациями. В статье делается вывод о том, что эффективная аграрная политика может осуществляться только в результате конструктивного взаимодействия между всеми акторами. Но тем не менее, государственным акторам принадлежит доминирующая роль, именно от них зависит оптимальная коммуникация между властью, бизнесом и обществом по проблемам обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная безопасность, политические акторы, политические процессы, взаимодействие власти и бизнеса.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.022

УДК 32.327

А.И. МУРАВЫХ доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

Е.Г. НИКИТЕНКО генерал-майор, кандидат исторических наук, профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

И.В. СТАРОДУБ полковник, кандидат политических наук, и.о. заведующего кафедрой государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ИНТЕГРАЛЬНАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ЧАСТЬ II

В статье с позиций системно-синергетического подхода анализируется самоорганизация мирового сообщества. Выделяется противоречие между коллективным Западом и Глобальным Востоком и Югом. Вводится понятие «интегральная мировая война», раскрываются ее сущность и проявления. Политика США заточена на сохранение однополярного мира (мировое господство) «посредством силы» с акцентом на развитие и применение технологий искусственного интеллекта, определяющих превосходство США в военной и экономической сферах. Россия и Китай стоят в авангарде формирования нового мирового порядка, отвечающего согласованным интересам мирового большинства, центром кристаллизации которого является БРИКС. Точкой бифуркации, разделяющей направления построения мирового порядка, является исход военного конфликта на Украине. Процесс самоорганизации человечества перешел в опасную зону нарастающего риска глобальной военной катастрофы.

Ключевые слова: мировая война, транснациональная элита, мировое противоречие, политика США, искусственный интеллект, военный конфликт на Украине.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.023

УДК 32.327

Р.А. ДАНИЛЕНКО кандидат исторических наук, начальник Военного учебного центра Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Москва

А.В. СУХОВЕЙ кандидат психологических наук, старший преподаватель Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Москва

К.А. ПРУДНИКОВ студент Международно-правового института Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Москва

А.Т. САГЫМБАЕВ студент Международно-правового института Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Москва

ДОКТРИНА ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ: СРАВНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЕДУЩИХ ЯДЕРНЫХ ДЕРЖАВ

В статье анализируются доктрины ядерного сдерживания ведущих ядерных держав, таких как Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика. Рассматриваются ключевые аспекты стратегий сдерживания, в частности принципы применения ядерного оружия, условия его использования, а также роль ядерных сил в общей системе национальной безопасности. Особое внимание уделяется сравнению подходов России и США как традиционных лидеров в области ядерного арсенала. Анализируются уникальные особенности доктрины Китая, характеризующейся концепцией минимального сдерживания. Произведен исторический обзор развития ядерных доктрин. Исследованы различия в ядерных стратегиях с учетом геополитических условий, исторических факторов и военных приоритетов каждой страны. Выделены ключевые противоречия в подходах к сдерживанию и прогнозируются возможные последствия их реализации для международной безопасности. Автор рассматривает роль международных договоров и механизмов контроля над вооружениями в формировании стратегий ядерного сдерживания. Отмечена растущая значимость изменений ядерных доктрин в контексте глобальной стабильности. Сделаны выводы о необходимости укрепления многостороннего диалога для предотвращения ядерных конфликтов в условиях современных геополитических вызовов.

Ключевые слова: ядерное сдерживание, ядерная доктрина, международная безопасность, Россия, США, Китай, стратегическое вооружение, контроль над вооружениями, ядерное нераспространение, геополитическая стабильность.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.024

УДК 327.38:004.918.2

ЦЯН ЧУН аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СРАВНЕНИЕ СХОДСТВ И РАЗЛИЧИЙ В СТРАТЕГИЯХ ЦИФРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ МЕЖДУ КИТАЕМ, США И РОССИЕЙ

Данное исследование посвящено сравнительному анализу стратегий цифровой дипломатии в Китае, США и России, что обусловлено возрастающей ролью информационных технологий в международных отношениях. В статье рассматриваются ключевые направления, подходы и методы цифрового взаимодействия, применяемые главными мировыми акторами, с целью выявления как общих трендов, так и особенностей национальных стратегий.

Во введении обоснована актуальность изучения цифровой дипломатии с учетом глобализации информационного пространства и усиления влияния сетевых коммуникаций в реализации внешнеполитических целей. Цель исследования заключается в систематизации и сравнительном анализе механизмов цифровой дипломатии, использующихся в Китае, США и России, а также в определении факторов, способствующих их успеху или провалу в условиях современной геополитической конкуренции.

В разделе методов описаны основные подходы исследования: сравнительный анализ политики, кейс-стади, контент-анализ официальных заявлений и цифровых платформ, а также экспертные интервью с представителями дипломатического сообщества. Такой междисциплинарный подход позволил охватить широкий спектр аспектов цифровой дипломатии, включая информационную безопасность, кибернетическую защиту и социальное воздействие на международную аудиторию.

В разделе результатов представлены основные различия и сходства в подходах трех стран. Китай делает акцент на централизованном управлении информационным потоком и создании позитивного имиджа через государственные цифровые каналы. США ориентируются на свободное распространение информации и использование многосторонних платформ для продвижения ценностей демократии, в то время как Россия демонстрирует склонность к использованию цифровых инструментов в качестве элемента гибридной войны и влияния на общественное мнение в странах-партнерах.

В обсуждении подчеркивается, что несмотря на наличие общих механизмов взаимодействия в цифровом пространстве, каждая страна выстраивает свою стратегию, опираясь на национальные приоритеты и внешнеполитические интересы. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения влияния цифровых технологий на международную дипломатию и разработки рекомендаций для совершенствования национальных стратегий в условиях информационных вызовов XXI века.

Ключевые слова: цифровая дипломатия, стратегии, сравнение, сходства, различия.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.025

УДК 327

Э.А. БАКИРОВ аспирант кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Россия, г. Казань

Научный руководитель:

Р.В. ПЕНЬКОВЦЕВ кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального Университета, Россия, г. Казань

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается этап становления и развития российско-азербайджанских отношений.

После распада СССР Азербайджан, как самостоятельное независимое государство, практически с нуля начинал формировать свой внешнеполитический курс, основанный на внутренних геополитических интересах.

Притом взаимоотношения России с современным независимым Азербайджаном складывались неоднозначно. Значительную роль в этом процессе играли третьи страны, у которых рос интерес в Каспийском регионе, а также тяжелые последствия распада Советского Союза.

Одной из основных острых тем между Москвой и Баку многие годы был конфликт в Нагорном Карабахе. Но, главное, что контакт между государствами не прерывался даже в самые тяжелые периоды двусторонних отношений. И следует отметить, что именно в этот период между Россией и Азербайджаном было подписано большое количество межгосударственных договоров и соглашений, которые зародили основу для сотрудничества по сей день. Тем самым Москва и Баку заложили прочный фундамент многолетним дружеским и добрососедским отношениям, основанных на паритетных условиях сотрудничества.

Ключевые слова: Российская Федерация, Азербайджанская Республика, сотрудничество, международные отношения, политика.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.026

УДК 327.35

ВАН ЛЮИН кандидат исторических наук, кафедра ситуации и политики Хэнаньского университета, науки и техники, Китай

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР СТРАН ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА В УСЛОВИЯХ ГЛУБОКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НЕВИДАННЫХ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ СТОЛЕТИЕ

В условиях системных трансформаций, которые переживает современная система мирохозяйственных и политических связей большинству государств приходится выстраивать новые стратегии своего развития и утверждения своего статуса в структуре нового миропорядка. Особенной актуальностью эта задача обладает в рамках широкого спектра государств, относящихся к относительно новой категории «Глобального Юга». Их стратегический выбор определяет на сегодняшний день динамику трансформаций мирового порядка. Это обуславливает актуальность заявленной темы и определяет цель исследования этой статьи. Цель статьи – определение стратегического выбора стран Глобального Юга в условиях глубоких изменений, происходящих на протяжении последнего столетия. Для ее достижения необходимо решение ряда задач: определить основы трансформаций современной мировой системы; выявить стратегические принципы стран Глобального Юга, реализующиеся в этой системе. Методологическую основу статьи составил комплекс, объединяющий принципы глобализма и неореализма. Их применение позволило рассмотреть политику современных государств Азии, Африки и Латинской Америки в контексте глобальных системных преобразований. В соответствии с обозначенными подходами в статье использовались такие методы как анализ, синтез, сравнение, а также методы структурно-диахронный и анализа академических, аналитических и нормативных материалов. В результате исследования было установлено, что современные государства Глобального Юга формируют и развивают стратегии, определяемые как переосмыслением их роли в мировой системе, так и беспрецедентными трансформациями текущего миропорядка. На сегодняшний день они ориентируются на обеспечение своего развития и статуса в новой международной системе. При этом важную роль играют процессы консолидации усилий и обеспечения безопасности этой системы.

Ключевые слова: Глобальный Юг, «третий мир», стратегия, миропорядок, международная система.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.027

УДК 327

С.И. КАЗАРЯН аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

РОЛЬ МОЛОДЕЖИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРИМИРЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И АРМЕНИЕЙ

В статье рассматривается роль молодежи и гражданского общества в процессе нормализации армяно-турецких отношений. Анализируются инициативы молодых активистов и неправительственных организаций, способствующие диалогу и преодолению исторических предубеждений. Особое внимание уделяется практическим примерам программ культурного обмена, образовательных инициатив, совместных проектов и общественных акций, направленных на укрепление доверия между двумя народами. Исследование показывает, что молодежь является важным драйвером примирения, а гражданские инициативы способны создавать устойчивые механизмы взаимодействия, невзирая на политические барьеры. Выводы статьи подчеркивают значимость долгосрочной стратегии вовлечения гражданского общества в миротворческие процессы как основы для устойчивого диалога между Арменией и Турцией.

Ключевые слова: армяно-турецкие отношения, примирение, гражданское общество, молодежные инициативы, народная дипломатия, международные обмены, культурное сотрудничество.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.028

УДК 323.1

К.В. СТАРОСТЕНКО доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной политологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Россия, г. Орел

Е.Н. САВИНОВА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры истории, политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, г. Орел

М.Б. ГОЛИШЕВСКИЙ аспирант Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления Калужского филиала РАНХиГС, Россия, г. Калуга

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2024 Г. В СЕВЕРНОЙ МАКЕДОНИИ (ЧАСТЬ II)

В статье рассматриваются этнополитические акценты национальной идентичности в ходе избирательной кампании в парламент Республики Северная Македония в 2024 году. Основным выразителем интересов общественных групп, и главное, элит республики Македония, являются политические партии. Победа той или иной коалиции в ходе выборов определяет направление национально-государственного строительства республики. В качестве универсального идеологического базиса для национально-государственного строительства и преодоления межэтнического противостояния в республике, побеждавшая в 2016 и 2020 годах партийная коалиция выбрала внешнеполитическую цель – вступление Республики Македония в Европейский Союз, вокруг чего и должна быть сформирована новая государственная идентичность. Авторы показывают, что игнорируя на этом треке культурно-исторические представления общества Македонии о собственной сущности, правящая элита только обострила внутренние противоречия между этническими группами, так и не предложив действующего рецепта гармонизации отношений в обществе.

Ключевые слова: национально-государственное строительство, национальная идентичность, этнополитика, политические партии, Македония.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.029

УДК 32

В.В. ДЕЛОВ кандидат политических наук, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ: МЯГКАЯ СИЛА В ГРУЗИНО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЯХ В XXI ВЕКЕ

Статья посвящена исследованию грузино-турецких взаимоотношений на Южном Кавказе, роли Республики Турция в проведении собственной твердой политики, иногда называемой неосманнизмом. Трансформация Турции от империи до светской республики предопределило взаимоотношения соседей в этом регионе. Братский Азербайджан, нейтральная Грузия и сложные, по разным обстоятельствам отношения с Арменией предопределили расстановку сил на Южном Кавказе. Турция, пытаясь с помощью экономики и «мягкой силы» выстроить новые взаимоотношения с соседними странами предприняла много усилий для того, чтобы попытаться разорвать связь России с Кавказом за хребтом в попытке в полной мере занять лидирующее место в регионе, не входя в прямую конфронтацию с Россией. И во многом это получилось, например, в отношении с Грузией, где сложности с мусульманским населением Аджарии, проблемы выселенными турками-месхитинцами. Вместе с тем, неурегулированные отношения с грузинскими территориями, которые являются частично признанными независимыми (Абхазией и Южной Осетией) позволяют России продолжать иметь достаточно сильные рычаги влияния на Южный Кавказ. В целом, можно говорить о попытке достичь баланса сил в регионе через экономические и культурные связи, позволяющие верить в мирное сосуществование Стран Южного Кавказа и Турции.

Ключевые слова: Республика Азербайджан, Республика Турция, Южный Кавказ, Республика Грузия, мягкая сила, неоосманизм.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.030

УДК 32

Е.А. ЖАВОРОНКОВА соискатель ИВ РАН, Россия, г. Москва ORCID ID: 0009-0007-8836-873X

ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ – НОВЫЙ РЕГИОН ИЛИ НЕТ? (АНАЛИЗ РАБОТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)

В статье рассматриваются работы некоторых российских исследователей с целью сравнить, как классифицируют Восточное Средиземноморье. Все рассмотренные труды свидетельствуют о том, что Восточное Средиземноморье приобретает субъектность, а его значимость на международной арене возрастает. Формируются общие внутренние структуры, а также есть комплекс проблем, которые «стягивают» страны. Автор пришла к выводу, что для решения практических задач возможно Восточное Средиземноморье выделить в отдельный регион.

Ключевые слова: Восточное Средиземноморье, регион, субрегион, угрозы безопасности, секьюритизация.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.031

УДК 32.327

А.С. КАРАВАНСКИЙ аспирант Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

РОЛЬ РОССИИ И КИТАЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ БРИКС В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

В статье рассмотрены основные аспекты взаимоотношений России и Китая в формате межгосударственного объединения БРИКС в условиях становления многополярного мира. Определена роль двух стран в БРИКС, выделены наиболее перспективные направления двустороннего российско-китайского сотрудничества, а именно: продвижение близкой позиции по вопросам более справедливого мироустройства, основанного на принципах справедливости, невмешательства, учета взаимных интересов путем активизации политических контактов со странами развивающегося мира на различных международных площадках; реформирование существующей финансовой архитектуры и продвижение идей формирования более справедливой международной финансовой системы; расширение культурных и гуманитарных связей с целью устранения неравенства в сфере здравоохранения, образования, доступа к новым технологиям и пр. Сделан вывод о том, что в контексте укрепления позиций России и Китая в системе нового мирового порядка БРИКС может рассматриваться с точки зрения инструмента и площадки для продвижения пропагандируемых данными странами идеи многополярного мира в противовес гегемонии «коллективного Запада».

Ключевые слова: БРИКС, Китай, Россия, российско-китайское сотрудничество, многополярный мир, новый мировой порядок.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.032

УДК 32.327

Д.В. МАТВЕЕВА магистрант Высшей школы международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

А.Г. КУЗЯКИН кандидат политических наук, доцент Высшей школа международных отношений Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» КНР

Современный этап развития человечества характеризуется появлением цифровых технологий и их значительным влиянием на все сферы жизни общества. Многие исследователи изучали становление «цифрового общества», приходя к выводу, что знание и информация стали главным ресурсом, а характерной чертой нынешнего этапа развития общества является увеличение числа отраслей, которые связаны с производством, хранением и передачей информации. Цифровизация означает оцифровку информации, применение различных цифровых технологий в различных сферах. Данный процесс является важным фактором развития страны, поскольку цифровизация улучшает эффективность работы государственных органов, ускоряет развитие инноваций, кроме того, повышает уровень образования, упрощает доступ граждан к информации и услугам. Успешное развитие цифровизации позволяет усилить влияние страны на мировой арене и ее конкурентоспособность, поэтому цифровизация стала одним из инструментов «мягкой силы». Цель данной статьи заключается в рассмотрении аспектов цифровизации КНР как одного из инструментов «мягкой силы». При этом можно выделить следующие основные задачи:

1) рассмотреть классическую концепцию «мягкой силы» Дж. Ная и особенности «мягкосиловой» стратегии КНР;

2) определить теоритическую взаимосвязь концепции «мягкой силы» и понятия «цифровизация»;

3) определить основные достижения и вызовы международного сотрудничества КНР в сфере цифровизации;

4) обозначить роль крупной технологической компании КНР в продвижении национальной «мягкой силы».

Для выполнения поставленных задач используются следующие методы: анализ понятия «мягкой силы» и цифровизации с китайской спецификой, кейс-стади – на примере деятельности китайской технологической компании Huawei Technologies Co., Ltd., которая способствует развитию «мягкой силы» КНР.

Выводы данной статьи заключаются в том, что китайские ученые выдвинули свое видение концепции «мягкой силы», и основной ее чертой стало сохранение собственных китайских ценностей и культуры, а цифровизация стала одним из инструментов ведения внешней политики.

Ключевые слова: КНР, «мягкая сила», цифровизация, международные отношения, Huawei.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.033

УДК 32.327

А.У. ЛЕОН аспирант Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, Россия, г. Самара

ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ФРАНКОФОННЫХ СТРАН АФРИКИ В 2011-2024 Г.

В статье речь идет об исследование политики России в отношении франкофонных стран Африки в период с 2011 по 2024 годы является весьма актуальным. В последние годы наблюдается изменение глобального баланса сил и появление новых центров влияния, включая страны Африки. Учитывая уход западных стран от традиционных подходов к континенту, российская политика оказывает значительное влияние на стабильность, безопасность и экономическое развитие региона.

Особенно это касается франкофонных стран, которые традиционно находятся в сфере влияния Франции и других западных государств. Политика России в отношении этих государств с 2011 по 2024 годы демонстрирует стремление укрепить свои позиции на африканском континенте, используя различные инструменты и подходы.

Изменения в политической повестке как на международной арене, так и внутри самих стран, делают политику России в отношении Африки особенно значимой. Взаимодействие с франкофонными странами также предоставляет России важные возможности для формирования положительного имиджа и расширения сферы влияния через культурные и гуманитарные инициативы.

В данном исследовании рассматривается, каким образом Россия развивала свои отношения с франкофонными странами Африки в указанный период, какие конкретные шаги предпринимались для углубления экономического, политического и культурного сотрудничества, а также какие вызовы и возможности стояли перед Россией в этом контексте.

Ключевые слова: развитие африканского вектора во внешней политике РФ, Россия, Африка, экономическое, политическое и культурное сотрудничество.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.034

УДК 32.327

Н.А. НИКИТИН аспирант Дипломатической академии МИД России; Главный специалист Управления международного сотрудничества Российской академии наук, Россия, г. Москва

 РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАТО В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье исследуется развитие возможностей использования информационно-коммуникационных технологий НАТО в военно-политических целях в контексте международной безопасности. Основное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам: интеграции искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных в военную стратегию Североатлантического альянса, а также эволюции концепции гибридных войн. Автором рассматривается влияние технологического прогресса на традиционные подходы к военному планированию и ведению операций. В статье подчеркивается, что НАТО активно внедряет ИИ в разведывательные системы, процессы принятия решений и систему кибербезопасности, что позволяет военно-политическому блоку сохранять технологическое превосходство. Однако подобная деятельность также порождает новые вызовы, включая этические и правовые вопросы, связанные с автономными системами военного назначения. Параллельно исследуется феномен гибридных войн, сочетающих военные и невоенные методы воздействия, такие как информационно-психологические операции, кибератаки и экономическое давление. Особое внимание уделяется стратегическим коммуникациям НАТО и их роли в современном информационном противоборстве. Автор анализирует, как Североатлантический альянс адаптируется к новым угрозам, вновь активизируя антироссийскую направленность своей политики. В заключении статьи отмечается, что отсутствие четких международно-правовых норм, регулирующих применение новых технологий в военных конфликтах, создает серьезные риски для глобальной стабильности. Автор приходит к выводу, что дальнейшее изучение рассматриваемых вопросов требует комплексного подхода, включая анализ конкретных кейсов, оценку эффективности мер противодействия и разработку механизмов международного регулирования.

Ключевые слова: киберпространство, кибербезопасность, ИКТ, информационная безопасность, киберзащита, кибератака, киберагрессия.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.035

УДК 32

А.С. ЯЦЕНКО магистрант кафедры государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС Россия, г. Москва

М.А. МАЙСТАТ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕРВИСОВ ЭЛЕКТРОННОГО И ЦИФРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Цифровая революция положила начало новой эре в работе государственных органов по всему миру. Авторами анализируются особенности развития электронного и цифрового правительств в различных государствах. Рассмотрены подходы и выделена периодизация процесса модернизации систем государственного управления в рамках цифровой трансформации. Делается вывод о том, что в целом в большинстве стран по развитию электронного и цифрового правительства приняты свои национальные стратегии, законы о национальной политике в сфере информации, цифровых данных и электронному участию, защите персональных данных, кибербезопасности, действуют онлайн-платформы для работы с открытыми государственными данными. Вместе с тем многие государства подошли к цифровому рубежу для перехода к глобальной системе управления (ГосТех) в рамках концепции открытого правительства.

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, цифровая трансформация, цифровые платформы, ГосТех.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.036

УДК 93/94

М.В. ПЕТУХОВА кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и экономической теории Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, г. Москва

В.А. ШАЛЬКОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и экономической теории Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, г. Москва

А.В. БЕСПАЛОВ доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и экономической теории Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, г. Москва

С.В. МАШУРА старший преподаватель кафедры истории и экономической теории Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, г. Москва

СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛЕВОЕННОГО МИРОПОРЯДКА

В статье исследуется дипломатический контекст формирования послевоенного мирового порядка на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Автор анализирует трансформацию отношений между союзниками по антигитлеровской коалиции в период от Тегеранской до Потсдамской конференции, выявляя ключевые факторы, повлиявшие на становление послевоенной системы международных отношений. Исследование фокусируется на фундаментальном противоречии между декларируемыми принципами послевоенного сотрудничества великих держав и реальной политикой, движимой геополитическими интересами. Методологическую основу работы составляет историко-системный подход с применением сравнительного анализа дипломатических документов, мемуарных источников и архивных материалов, в том числе недавно рассекреченных.

Рассматривается эволюция советской дипломатической стратегии, обусловленная как военными успехами на фронтах, так и изменением политического курса США после смерти Ф. Рузвельта. Детально анализируются различия между рузвельтовской концепцией «великого замысла» (Grand Design) и более жесткой линией администрации Трумэна. Особое внимание уделяется роли «атомной дипломатии» и попыткам использования ядерного оружия как инструмента политического давления.

Установлено, что прагматичный подход советской дипломатии позволил закрепить геополитические достижения СССР, несмотря на попытки западных держав ограничить советское влияние в Восточной Европе. Исследование доказывает, что вопреки распространенному мнению о «разделе мира» на Ялтинской конференции, реальные послевоенные границы сфер влияния определялись прежде всего военно-политическим присутствием держав-победительниц в различных регионах. Автор приходит к выводу, что потенциал союзнического сотрудничества был существенно ограничен фундаментальными геополитическими противоречиями и стремлением США использовать свое экономическое преимущество и атомную монополию для утверждения глобального лидерства, что сделало холодную войну практически неизбежным следствием нового мирового порядка.

Ключевые слова: дипломатия СССР, Великая Отечественная война, послевоенный миропорядок, антигитлеровская коалиция, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, У. Черчилль, атомная дипломатия, международные отношения, сферы влияния, холодная война.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.037

УДК 32.327

ТЯНЬ СИНЬ аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ: ОТ «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ» ДО «СООБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Статья посвящена анализу геополитического значения торговых отношений между Китаем и Россией в сфере энергоресурсов, рассматриваемых в контексте перехода от парадигмы «энергетической зависимости» к формированию «сообщества энергетической безопасности». В работе исследуются факторы, влияющие на трансформацию энергетического сотрудничества двух стран, включая развитие новых инфраструктурных проектов и изменение структуры мирового энергорынка. Проводится оценка политических и экономических последствий расширения энергетической кооперации для региональной и глобальной безопасности. Делается вывод о росте взаимозависимости Китая и России как ключевых игроков в мировой энергетике, что способствует укреплению их позиций и влиянию в международных отношениях.

Ключевые слова: китайско-российская торговля энергоресурсами, энергетическая безопасность, геополитика, инфраструктурные проекты, глобальный энергорынок, взаимозависимость, региональная безопасность.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.038

УДК 32.327

В.Р. ФИЛИППОВ доктор исторических наук, Центр изучения стран Южнее Сахары Института Африки РАН, Россия, г. Москва ORCID: 0000-0003-0501-8528

ВЫБОРЫ 2024 ГОДА В СЕНЕГАЛЕ: ЗАКАТ «ФРАНСАФРИК»

В марте 2024 г. в Сенегале прошли выборы президента страны, на которых победил молодой кандидат от оппозиции Бассиру Диомей Фай. Его оппонент – Амаду Ба, ставленник экс-президента страны Маки Саля, оказался в заметном меньшинстве. Это событие свидетельствовало о серьезном изменении политической ситуации в стране, о единении сенегальской молодежи с гражданами тех государств Сахеля и Центральной Африки, которые в последние годы отказались от опеки Франции и предпочли суверенное развитие. Убежденный панафриканист Б.Д.Фай в своем политическом манифесте провозгласил основные направления реформирования государственности, экономики, социальной и военной сферы, призванные покончить с неоколониальной зависимостью Сенегала от Французской республики. Наиболее радикальными оказались пункты плана, касающиеся реформирования денежной политики (отказ от франка КФА) и военной сферы (ликвидация французских военных баз на территории Сенегала). Реализация этого плана будет означать прекращение дискриминационных политических и экономических практик в Сенегале, всегда бывшем зоной политического, финансового и военного доминирования Франции. Фай заявил, что намерен избавить Сенегал от рудиментов французского колониализма. Важнейшей частью его плана стала ликвидация французской военной базы и недопущение впредь присутствия иностранных вооруженных сил в стране, начиная с 2025 г. Его стремление к диверсификации внешней политики, международного экономического и военного сотрудничества, желание строить внешнюю политику страны на основе равноправия и взаимной выгоды таило в себе угрозу интересам Франции и могло изменить баланс сил в регионе Сахеля. Приход к власти Фая французский политический класс интерпретировал как «катастрофу».

Ключевые слова: Африка, Сенегал, «Франсафрик», ЦАР, Мали, Буркина Фасо, Нигер, Чад, выборы 2023 года, Бассиру Фай, Эммануэль Макрон.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.039

УДК 32.327

ХАО ЖУЙЦЗЕ магистр, инженер, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Россия, г. Москва

ВАН ЦЬЮН Магистр, Инженер, Азербайджанская государственная нефтяная академия, Азербайджан, г. Баку

В.А. ГОЛЯКОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Челябинске, Россия, г. Челябинск ORCID № 0000-0002-0456-9603

Н.В. БЕЛКИНА кандидат педагогических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета, Россия, г. Владивосток

ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕФТЕГАЗОВОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ

В статье рассматриваются ключевые проблемы, возникающие в сфере нефтегазового сотрудничества между Китаем и Россией, а также предлагаются меры по их преодолению. Анализируется текущее состояние двусторонних отношений в энергетическом секторе, включая вопросы зависимости России от китайского рынка и потенциальные риски для национальной безопасности. Особое внимание уделяется экономическим, политическим и экологическим аспектам сотрудничества, а также влиянию международной политики на развитие энергетических проектов. В заключение предлагаются рекомендации по формированию более сбалансированной и устойчивой модели взаимодействия, которая учитывала бы интересы обеих стран и способствовала бы долгосрочному развитию нефтегазового сектора.

В контексте глобальных изменений на энергетическом рынке, нефтегазовое сотрудничество между Китаем и Россией становится все более актуальным. Однако, несмотря на наличие значительного потенциала для взаимовыгодного партнерства, существуют серьезные препятствия, которые могут подорвать стабильность и эффективность этого сотрудничества. Одной из основных проблем является высокая степень зависимости России от китайского рынка, что подразумевает риски для экономической безопасности страны. В условиях нестабильности на международной арене, такая зависимость может привести к уязвимости России перед изменениями в китайской политике и экономике, что означает необходимость диверсификации экспортных маршрутов и поиска новых рынков для российских энергетических ресурсов.

Кроме того, политические аспекты взаимодействия между двумя странами также требуют внимательного анализа. Взаимные интересы и стратегические цели могут не всегда совпадать, что может привести к конфликтам и недопониманию. Важно учитывать, что международная политика, включая санкции и торговые ограничения, может существенно повлиять на развитие энергетических проектов. Поэтому необходимо выработать механизмы, которые позволят минимизировать влияние внешних факторов на двусторонние отношения.

Ключевые слова: нефтегазовое сотрудничество, Китай, Россия, международные отношения, политические науки, мировой рынок.

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.040

УДК 327.424.41:320.94:005.133.1

Р. ЭЛИМХАДЖИЕВ аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО США И КНР ПО ТАЙВАНЬСКОМУ ВОПРОСУ: СТРАТЕГИИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В статье исследуются информационные стратегии США и КНР в контексте тайваньского вопроса. Цель исследования – проанализировать ключевые инструменты, методы и эффективность информационного противоборства двух держав. Методология исследования основана на системном анализе официальных документов, медиа-контента и экспертных оценок. В работе выявлены основные направления информационных стратегий: США фокусируются на продвижении идей защиты демократии и региональной безопасности, в то время как КНР делает акцент на концепции «единого Китая» и исторической общности. Результаты исследования показывают, что обе стороны достигают определенных успехов в продвижении своих нарративов, при этом эффективность стратегий варьируется в зависимости от целевой аудитории и используемых каналов коммуникации. Сделан вывод о возрастающей роли цифровых платформ и новых медиа в информационном противоборстве, а также о тенденции к усилению информационного противостояния в контексте общего обострения американо-китайских отношений.

Ключевые слова: информационное противоборство, США, КНР, Тайвань, медиа-стратегии, международные отношения, информационная политика, пропаганда, стратегические коммуникации, цифровая дипломатия.

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

DOI 10.35775/PSI.2025.116.4.041

УДК 32.327

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, главный редактор издательства «Наука сегодня», Россия, г. Москва

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС): ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТЬ ВТОРАЯ

В статье, на основе аналитического обзора публикаций российских и зарубежных авторов последних лет, делается попытка комплексного исследования основных направлений деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Особое внимание в деятельности ШОС уделяется, как инструменту внешнеполитического и взаимовыгодного сотрудничества России и Китая. Автор статьи подчеркивает основные проблемы развития международной организации и дает прогнозные характеристики некоторым аспектам основных направлений сотрудничества стран участников Шанхайской организации сотрудничества.

Ключевые слова: Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), аналитический обзор публикаций, комплексное исследование, основные направления деятельности, инструмент внешнеполитической деятельности, Россия, Китай.

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ