№ 7 (107), 2024
Научный журнал «Вопросы политологии». Том 14. № 7 (107), 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
Арсенян А.З., Деметрадзе М.Р., Кельсон Ноэль. Социально-экономические факторы генезиса права и политики
Рузиева Г.С. Историко-политические корни взаимосвязи культуры и национальной безопасности
Каторжевский П.Н. Еврокоммунизм как фактор идеологической эволюции коммунистического движения
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Савостов Г.В. «Польский вопрос» 1917-1918 гг. в отношениях России и Польши: стереотипы и фобии исторической памяти берут верх (историографический ракурс)
Цзян Сюлинь. Распространение советского кино в Китае в 1949-1959
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Волкова А.А. «Экологический вихрь» периода «перестройки»: деятельность общественных движений в борьбе за охрану окружающей среды
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Панков А.В. Цивилизационная стратегия России как государства-локальной цивилизации в публичном дискурсе Президента РФ: цивилизационно-элитологический подход
Емельянов С.В. Культурная политика в эпоху культурных различий
Ровинская И.В. Социальное измерение «государства всеобщего благосостояния» Норвегии
Айрапетян Д.А. Институциональные перспективы перехода к посткапитализму: трансформация государства как субъекта власти в эпоху цифро-сетевых технологий
Климентов С.В. Липецкая политическая элита: особенности экскорпорации
Салдин А.В. Методология исследования региональных партий
Кошкидько В.Г., Ярмола Д.А. Трансформация и оценка эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и населения посредством интернет-порталов в Республике Крым
Тараканова С.М., Егорова А.В. Символическая политика как средство визуализации коллективной идентичности
Мусаев М.Т. Политические основы борьбы с идеологическими угрозами в органах внутренних дел Узбекистана
Хугаев З.Т. Ценности молодежи Северо-Кавказского федерального округа: обзор исследований
Хыа Хюи Хоанг. Социалистическая идеология с практикой построения политических сетей во Вьетнаме сегодня
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
Лукашина Е.В., Цапина Е.А. Искусственный интеллект в образовательном процессе в условиях глобализации
Грядунов Ю.Ю. Анализ государственной политики России по укреплению традиционных идеологических ценностей
Жирнов П.Л., Григорян Д.К. Реиндустриализация промышленности и импортозамещение в условиях санкционного давления
Варнакова Ю.Н., Носкова Г.В., Храмцов Б.А. «Мыльный пузырь» 2008 года и его повторение на финансовом рынке и банковской системе России в 2024 году
Казаков В.Е. Теоретический и методологический подходы политологического анализа воздействия международных санкций на легкую промышленность России
Чжао Янь. Регулирование углеродного рынка Китая: политика, проблемы и рекомендации
Ян Юйюань. Развитие Cахалинских топливно-энергетических проектов в условиях санкций
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Ванковска Б. US Geopolitical Grip on the Western Balkans: Spheres and Methods of Countering China’s Influence/Геополитическое влияние США на Западные Балканы: сферы и методы противодействия влиянию Китая
Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Новый курс Японии на кардинальное обновление своей военной политики впервые с времен окончания Второй мировой войны (Часть I)
Ивлиев И.И. Индия и Пакистан в борьбе с терроризмом в Южной Азии
Абрамов И.О. Модель лоббизма в Японии и Республике Корея
Абы Шореш, Одинцова Т.А. Роль курдологии в ближневосточной стратегии России на современном этапе
Аль-Халеди Мухьялдин Мохаммед Ахмед. Развитие политического кризиса в Йемене после 2015 года: реальность и причины
Данелян Т.О. Эволюция концепции внешней политики США в 21 веке
Жбанов А.М. Современные тенденции политики кибербезопасности крупных держав
Новиков А.А. Влияние этнических лобби США на политику в отношении иранской ядерной программы
Полончук Р.А. Военно-политическое присутствие Китая в регионе Красного моря
Хазипов И.И. Подходы к политической мобилизации населения зелеными партиями и экоактивистами в Европе
Штарк Л.П. Технологический фактор американо-китайского геополитического противостояния
Лян Вэйхан. Анализ стратегии администрации Байдена в отношении Китая на Ближнем Востоке (Часть II)
НАУЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Медведев Н.П. Суверенные государства и политические режимы: теория и практика
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.001
УДК 32
А.З. АРСЕНЯН доктор юридических наук, профессор, директор Московского областного филиала РАНХиГС, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ; профессор Академии военных наук, Россия, г. Москва
М.Р. ДЕМЕТРАДЗЕ доктор политических наук, главный научный сотрудник института культурного наследия министерства культуры РФ; профессор РАНХиГС, профессор Университета мировых цивилизации, Россия, г. Москва
КЕЛЬСОН НОЭЛЬ аспирант факультета международных отношений университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского (АНО ВО «УМЦ»), Россия, г. Москва
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГЕНЕЗИСА ПРАВА И ПОЛИТИКИ
Принято считать, что политология начинается с Аристотеля, основателя политической науки, и греческого полиса выделением форм политического правления, а многие положения римского права заимствованы из реформ афинского законодателя Солона. Однако это не верно, именно в период позднего неолита формируются контуры естественного характера власти и гражданского общества. Накопление практического опыта обработки земли еще в доисторическую эпоху способствовало развитию хозяйственной деятельности человека, что создало предпосылки аграрной революции. Это стимулировало переход от собирательной экономики к производственной. Фундаментальной основой аграрной и урбанистической революций были экономические факторы. В эпоху неолита сложились четыре основные сектора экономики: аграрный, животноводческий, промышленный и горнодобывающий, имеющие решающее значение как для внутригосударственного, так и для межгосударственного товарооборота. Это означает, что экономика возникла как отрасль удовлетворения жизненно необходимых запросов человека, связанных с обеспечением продуктами питания, товарами обихода и объектами социального значения, а не как средство получения прибыли. Поэтому в этот же период закладываются почти все законы экономической политики, прежде всего закон зависимости спроса и предложения, закон возрастания спроса, соответствующие кибернетическим законам природы, принципам антропоцентризма и т.д. На первый план выходят инициативы людей, их запросы, требовавшие упорядочения социального пространства, определения функций деятельности людей, объектов производства, обеспечения прочности и безопасности семьи, территории и т.д. В это же время формируются прототипы страт, появляются новые профессии, частные собственники, власть, воины. Происходит деление территории, приобретает значение рациональное использование земли, ее недр, т. е. закладываются принципы, которые действуют и по сей день. Происходящие процессы показали, что без управленческих функций упорядочение пространства невозможно, необходима интегративная структура, обеспечивающая целостность системы и координацию взаимных связей каждого субъекта, власти и общества, устанавливающая взаимные прав и обязанностей. Такая обусловленность привела к согласию общества на передачу власти и право распоряжаться общественными благами властным структурам. Выявленные в работе факторы социальной организации общества и обусловленность власти общественными интересами требуют пересмотра истории, поскольку данный период подготовил основу для модели развития общества, принципов права и политики, без этого никакие сдвиги не могли произойти. Поэтому стартовой позицией истории человечества следует считать именно период позднего неолита, а не только такие великие события, как появление письменности и первых цивилизаций.
Ключевые слова: эгалитаризм, аграрная революция, урбанистическая революция, местное самоуправление, генезис права, генезис политики, социальная организация, социальный порядок, секторы экономики, гражданское общество.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.002
УДК 32
Г.С. РУЗИЕВА преподаватель, майор кафедры специальных-профессиональных наук Института повышения квалификации МВД Республики Узбекистан, майор, Республики Узбекистан, г. Ташкент
ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОРНИ ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Актуальность работы обусловлена появлением новых угроз национальной безопасности в условиях глобализации. Целью работы является выяснение роли культуры в обеспечении национальной безопасности. В процессе исследования использовался диалектический и аксиологический методы. Результатом является анализ влияния различных факторов на национальную безопасность. Сделан вывод, что культурный фактор в современных условиях становится определяющим в обеспечении национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, идеология,иммунитет, общества, задача, актуальность, угроза.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.003
УДК 329.15
П.Н. КАТОРЖЕВСКИЙ аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург
ЕВРОКОММУНИЗМ КАК ФАКТОР ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В статье рассматриваются основные исторические факторы, сделавшие возможным возникновение еврокоммунизма как политико-идеологического феномена. В данной работе также анализируются основные теоретические положения еврокоммунизма как модификации коммунистической идеологии и анализируется проблема демократического перехода к социализму. На основе методологии исследования научных программ Имре Лактоса предложена модель идеологической эволюции коммунистического движения, позволяющая спрогнозировать основные тенденции его дальнейшего развития с учетом еврокоммунистического этапа. Автор приходит к выводу, что еврокоммунизм способствовал расширению социальной базы еврокоммунистических партий, имплементации демократической составляющей в их политическую повестку, переориентации на парламентские методы борьбы за власть и акцентированию на поиске национальных путей к социализму.
Цель статьи – проследить процесс формирования идеологии еврокоммунизма и выявить его отличительные особенности.
Ключевые слова: демократия, еврокоммунизм, идеология, исторический компромисс, марксизм, партия, полицентризм, социализм, сталинизм.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.004
УДК 93/94
Г.В. САВОСТОВ аспирант кафедры истории России РУДН имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
«ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС» 1917-1918 ГГ. В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ПОЛЬШИ: СТЕРЕОТИПЫ И ФОБИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ БЕРУТ ВЕРХ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ РАКУРС)
В статье предпринята попытка на основе массива открытых данных, сконцентрированных в исторических и историографических исследованиях (на русском, польском, английском языках), в сборниках архивных материалов представить авторскую версию истории отношений России и Польши по так называемому польскому вопросу в относительно кроткий, но судьбоносный для двух стран и народов период. Польский вопрос или как его трактуют плоские историки – «польское дело» в рассматриваемый период по-настоящему стал вопросом большой мировой политики, в которую оказались втянуты все крупнейшие страны и правительства мира, преследующие свои собственные интересы разными способами. Россия и Польша – ключевые, доминантные субъекты польского вопроса с набором отличительных от других субъектов специфических признаков в отношениях и в предопределении своих судеб. Результаты анализа показали, во-первых, признаки устойчивой методологической и концептуальной слабости историографов всех стран, работающих с этой темой. И не готовность историографов уже на современном этапе преодолеть недостатки прошлой методологии и предложить более взвешенную и сбалансированную концепцию для объяснения специфики эпохи, природы и характера исторического процесса, намерений, целей и задач, которые перед собой ставили его субъекты. Среди массива работ на эту тему мало авторов, которые оказались объективными, не смотря на заявления быть таковыми, не ангажированными национальной или мировоззренческой идеологий. Или старались побороть в себе национальную исключительность. И избежали переоценки роли национальных и идейно-политических пристрастий; во-вторых, кратковременную солидарность революционного и социалистического движения в России и национально-освободительного движения в Польше, чтобы совместно бороться против их общего врага – царского правительства. Феномен солидарности не потерял своего значения, но, как показала история, в последующие годы солидарность уже стала основным признаком политики антисоциалистических и националистических сил, боровшихся против их общего врага – теперь уже советского правительства и советской власти; в-третьих, симптомы поразительной изворотливости в антирусской политике, в исторической памяти, в сознании и поведении правящей элиты в воссозданной Польше при посредстве и ключевой роли России. Преодолеть польской элите эти пороки не удалось. И вновь эти же стереотипы и фобии взяли верх.
Ключевые слова: польский вопрос, Первая мировая война, Петроградский Совет, Временное правительство, отношения России и Польши.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.008
УДК 93/94
ЦЗЯН СЮЛИНЬ докторант Института литературы Хэйлунцзянского университета, КНР, г. Харбин; старший преподаватель Гуманитарно-педагогического института Хэйлунцзянского технологического института, КНР, г. Цзиси
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО В КИТАЕ В 1949-1959
После образования Нового Китая Центральное народное правительство (ЦНРП), основу которого составляла Коммунистическая партия Китая (КПК), проводило «одностороннюю» внешнюю политику и присоединилось к социалистическому лагерю, возглавляемому Советским Союзом. Новый Китай учился у Советского Союза не только в политическом и экономическом, но и в культурном аспектах. Чтобы укрепить новый режим, объединить идеологию страны и усилить культурное руководство, КПК изучала и внедряла передовую социалистическую культуру Советского Союза. Кино, как вид культуры, сыграло огромную роль в усилении национальных чувств и укреплении национальной идентичности для упрочения культурного лидерства благодаря своей популяризации, массовости и простоте внедрения и продвижения. Период 1949-1959 годов был периодом дружественных отношений между Китаем и Советским Союзом, когда часто происходили культурные обмены между Китаем и Советским Союзом.
Ключевые слова: Китай, советские фильмы, распространение, 1949-1959.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.005
УДК 32.323
А.А. ВОЛКОВА специалист по УМР кафедры истории и теории политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВИХРЬ» ПЕРИОДА «ПЕРЕСТРОЙКИ»: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В БОРЬБЕ ЗА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В статье проанализировано, как развивались общественные экологические движения в Советском Союзе. Выделены этапы и исследованы особенности их деятельности в период «пассивного», «активного» и «институционального» развития. Приведены факторы, оказавшие влияние на их формирование. Перечислены трудности, с которыми столкнулись экологические движения на пути охраны природы, и представлены причины затухания «экологического вихря» в начале 1990-ых гг. Рассмотрен процесс политизации экологических вопросов. Цель работы заключается в определении особенностей формирования общественных экологических движений в период «Перестройки» и их роли в принятии политических решений. Признание государством значимости учета мнения общественности в решении и предотвращении экологических проблем, начиная с 1986 г., и ее привлечение с конца 1989 г. к обсуждению вопросов, связанных с экологией, явилось примером одной из первых побед гражданского общества в борьбе с политическими решениями, способными нанести вред качеству жизни населения за счет значительного ухудшения экологии.
Ключевые слова: общественные экологические движения, экологическая политика, охрана окружающей среды.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.006
УДК 32
А.В. ПАНКОВ аспирант Южно-Российского института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Ростов-на-Дону
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ КАК ГОСУДАРСТВА – ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПУБЛИЧНОМ ДИСКУРСЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ: ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ЭЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье представлен анализ президентского дискурса и стратегии консервативной модернизации России в рамках цивилизационно-элитологического подхода. Обосновывается вывод, что властный дискурс политического лидера России – Президента В.В. Путина – последовательно выстраивался в направлении позиционирования России как суверенного государства – локальной цивилизации. Пройдя в 90-е годы ХХ века периоды политики, ориентированной на общеевропейские ценности, демократический транзит и интеграцию с Западом, начиная с 2012 года властный дискурс выстраивает цивилизационную стратегию, основанную на понимании единства российской истории, историко-культурного наследия и традиционных ценностей в качестве оснований для стратегического развития России и ее национальной безопасности, инновационного развития и политической модернизации.
Ключевые слова: президентский дискурс, лидер, консервативная модернизация, цивилизационный подход, цивилизационно-элитологический подход, государство-цивилизация, традиционные ценности, новый мировой порядок.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.007
УДК 32.323
С.В. ЕМЕЛЬЯНОВ аспирант ФГОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Культура есть вызов устоявшемуся и это обстоятельство часто порождает ситуацию опасной неопределенности, требующей адекватного ответа и не только со стороны представителей культурного сообщества. Культура и государственная власть часто были антагонистами. Но не все тенденции в развитии культуры позитивны для общества, поэтому в определении культурной политики всегда важен диалог власти с обществом, а также понимание представителями власти смысла культурных явлений для формирования культурной политики. Российское общество – сложное современное общество с разнонаправленными культурными интересами, обусловленными целым рядом объективных обстоятельств, вполне способных при грамотном политическом руководстве выполнять конструктивные функции в интересах всей страны, целостности и мирного развития российского общества.
Ключевые слова: культурная политика, эпоха модерна, дегуманизация, постмодерн, дискурсивные практики, нарративы, фреймирование, массовое сознание, манипулирование, информационная сингулярность.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.009
УДК 323.3
И.В. РОВИНСКАЯ аспирант Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ «ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ» НОРВЕГИИ
В статье автор рассматривает Королевство Норвегия как государство всеобщего благосостояния, в котором реализована система широкого перераспределения ресурсов в целях достижения высокого уровня благосостояния для всех. Политические, экономические, социальные преобразования 1950-2000-х гг. обеспечили Королевству социально-экономическую стабильность и устойчивый экономический рост, тем не менее, снижение внимание и интереса к мерам социальной и экономической поддержки в 2000-е гг. привели к тому, что система столкнулась с рядом кризисов и требует комплексного реформирования в 2020-е гг. Цель исследования: выделить аспекты политики всеобщего благосостояния, систематизировать и охарактеризовать их. Автор приводит общий обзор современной политики благосостояния Королевства Норвегия, ее роль и отношения к ней со стороны норвежского общества и правительства. Автор выделяет сферы политики Норвегии, где меры, направленные на благосостояние, испытывают кризис. Кризисные элементы в политике всеобщего благосостояния свидетельствуют, как минимум, о необходимости повышения внимания и контроля со стороны правительства, а как максимум, о необходимости рассмотреть вариант комплексного реформирования системы.
Ключевые слова: государство всеобщего благосостояния, Норвегия, внутренняя политика, социальная политика, общественно-политический дискурс.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.010
УДК 32
Д.А. АЙРАПЕТЯН специалист лаборатории проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления, аспирант кафедры политологии и этнополитики ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Ростов-на-Дону
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ПОСТКАПИТАЛИЗМУ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ВЛАСТИ В ЭПОХУ ЦИФРО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена анализу трансформации государства как ключевого субъекта власти в условиях перехода к посткапиталистической формации, обусловленного стремительным развитием цифровых и сетевых технологий. Автор исследует влияние процессов цифровизации и сетевизации на традиционные механизмы осуществления политической власти, а также на возникновение предпосылок для преодоления ограничений позднего капитализма и становления новой системы производства и распределения общественных благ. В работе приводятся конкретные примеры воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на процессы социальной координации, государственного управления и политического взаимодействия. Особое внимание уделяется взаимосвязи между развитием цифро-сетевых технологий и трансформацией властных субъектов, в первую очередь, института государства. Автором отмечается, что технологические перемены генерируют «цифро-сетевой трек» развития государственных институтов и пророчат две инновационные модели дальнейшей институциональной эволюции: «цифровое государство-платформа» и «сетевое государство». На основании компаративного анализа автор приходит к выводу, что каждая из моделей имеет потенциал для преодоления противоречий позднего капитализма и постепенного перехода к посткапиталистической системе, однако ни один из сценариев «цифро-сетевого трека» развития государства не является утопическим и каждый из них имеет противоречия и риски политической несостоятельности.
Ключевые слова: цифровизация, сетевизация, институты, государство, сетевые платформы, ИИ, посткапитализм, политические процессы.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.011
УДК 32.323
С.В. КЛИМЕНТОВ аспирант кафедры философии и социальных наук ЕГУ им. И.А. Бунина, Россия, г. Елец
ЛИПЕЦКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА: ОСОБЕННОСТИ ЭКСКОРПОРАЦИИ
Мэр, как главное исполнительное должностное лицо города, имеет определяющую роль в развитии муниципалитета. От его деятельности зависит организация работы исполнительных и представительных органов местного самоуправления, а также решение важных вопросов, связанных с развитием инфраструктуры, строительством жилья, экономикой города. В связи с этим, анализируется деятельность мэра Липецка Евгении Уваркиной на своем посту. Ее приход на пост градоначальника охарактеризовался значительными изменениями и трендами, которые были успешно в строены жизнь региона.
В статье также исследуются важнейшие информационные факторы, которые играли негативную роль для медийного образа мэра Липецка Евгении Уваркиной.
В заключении приводятся основные примеры тенденции горизонтальной мобильности липецкой политической элиты, которые являются характерным трендом для региона за последние несколько десятилетий.
Ключевые слова: политическая элита, мэр Липецка, особенности экскорпорации, информационное тиражирование, тенденция горизонтальной мобильности.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.012
УДК 32.323
А.В. САЛДИН аспирант кафедры политологии Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Казань
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТИЙ
В статье рассматриваются существующие теории, объясняющие возникновение и электоральный успех региональных партий. Особое внимание уделяется различиям между теориями, объясняющими формирование региональных партий, и теориями, описывающими их успех на выборах. Автор выделяет четыре основные теории: теория развития, теория центра-периферии, теория конкуренции и теория рационального выбора. Каждая из них предлагает свои объяснения факторов, влияющих на успех региональных партий, будь то модернизация, политическая среда или способность мобилизовать ресурсы. Статья подчеркивает важность внешних (политических, институциональных, экономических и культурных) и внутренних (организация партии, лидерство, стратегия) факторов. В заключение, автор делает вывод, что электоральный успех региональных партий в значительной мере зависит от их способности адаптироваться к изменениям и эффективно использовать доступные политические ресурсы.
Ключевые слова: региональные партии, электоральный успех, политические теории, ресурсно-мобилизационный подход, политические ресурсы.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.013
УДК 32.323
В.Г. КОШКИДЬКО доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионального и муниципального факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
Д.А. ЯРМОЛА аспирант кафедры регионального и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ТРАНСФОРМАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Настоящая статья посвящена выявлению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и населения посредством интернет-порталов в 2020-2024 гг. В работе определены особенности, а также нормативно-правовые основы функционирования интернет-порталов органов местного самоуправления в Российской Федерации. В статье предложен анализ трафика как метод проведения оценки эффективности функционирования интернет-порталов, данные подкреплены анализом наличия базовых характеристик. Результаты проведения оценки эффективности позволили выявить трансформацию взаимодействия органов местного самоуправления и населения в Республике Крым посредством технологии интернет-порталов, а также выделить реальные преимущества и недостатки. Выводы статьи направлены на необходимость применения системного подхода при взаимодействии органов местного самоуправления и населения посредством современных информационно-коммуникационных технологий, а также на устранение дублирования информационных систем при сохранении самостоятельности органов местного самоуправления.
Ключевые слова: взаимодействие органов власти и населения, интернет-портал, цифровое общество, сетевая коммуникация, информационные технологии.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.014
УДК 32
С.М. ТАРАКАНОВА аспирант факультета государственного управления кафедры политического анализа МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
А.В. ЕГОРОВА аспирант факультета государственного управления кафедры политического анализа МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Символические акты представляют собой важный инструмент в организации политической стратегии. Однако в исследованиях способов влияния на массы в процессе принятия непопулярных политических решений, основное внимание уделяется лишь дискурсивным стратегиям.
Цель настоящей статьи состоит в определении роли символической политики при принятии непопулярных политических решений, в том числе с позиции сплочения социальных структур. В работе рассматриваются теоретические положения символической политики, принципы ее применения. Используется метод анализа стратегии правительства РФ по воздействию на общественное мнение на примере сопровождения пенсионной реформы 2018 г.
Автором выявлено, что стратегия символической политики в сочетании с дискурсивной стратегией «объяснения» обеспечивает более целостное управление общественным мнением. При этом ведущую роль играют символы, соответствующие представлениям о коллективной идентичности. В свою очередь, коллективная идентичность также оказывает влияние на формирование политического дискурса, придавая определенный смысл контекстуальному содержанию символов.
В современной России используется символика, апеллирующая к героическому прошлому и национальному единству этносов, одновременно культивируются новые символы, связанные с мировой ролью России в сохранении традиционных ценностей, общественным участием и справедливостью принимаемых решений.
Ярким примером символической политики стало сопровождение пенсионной реформы 2018 г.: различные медиа транслировали символы, которые апеллировали к традиционным ценностям, демонстрировали многоголосие и демократический характер работы правительства. Подобная стратегия позволила создать представления о широкой поддержке и большей легитимности реформы. Однако ее воздействие на старшее поколение граждан оказалось выше, чем на молодежь, выразившую недовольство политическим решением. Таким образом, необходимо развитие действующих дискурсивных стратегий.
Основной вывод статьи заключается в необходимости для эффективного сопровождения непопулярных политических решений культивировать новые символы, понятные широким слоям населения России, исходя из символообразующей роли коллективной идентичности.
Ключевые слова: символическая политика, символический акт в политике, непопулярное политическое решение, национальная идентичность, коллективная идентичность, дискурсивная стратегия.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.015
УДК 32
М.Т. МУСАЕВ независимый исследователь Института социальных и духовных исследований Республиканского центра духовности и просветительств, Республика Узбекистан, г. Ташкент
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ УГРОЗАМИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УЗБЕКИСТАНА
Данная статья посвящена политическим основам борьбы с современными идеологическими угрозами в эпоху глобализации. Механизмы формирования идеологического иммунитета у сотрудников системы внутренних дел Узбекистана. Автором излагаются вопросы формирования идеологического иммунитета как основа обеспечение безопасности и стабильности в обществе, и их взаимосвязь.
Ключевые слова: геополитика, национальная идея, идеологическая угроза, идеологический вакуум, идеологический иммунитет, безопасность, терроризм, глобализация, фанатизм, религиозный экстремизм.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.016
УДК 32.323
З.Т. ХУГАЕВ аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
В условиях сложного многообразия политико-психологических и политико-культурных качеств и свойств жителей республик Северо-Кавказского федерального округа актуальность приобретает проблема научного изучения их ценностного фундамента. Особое внимание исследователей в данном контексте привлекает молодежь как самобытное политическое поколение со своей системой ценностей, политических представлений, ориентаций, образов, установок и способов самоидентификации. Данная статья отражает результаты анализа разработанных в отечественной политической науке теоретических моделей, методологических установок, методического инструментария и собранных с их помощью эмпирических данных по этой проблематике. Центральное место в исследованиях ценностей жителей Северного Кавказа занимает политико-психологический подход, разработанный на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и легший в основу ряда диссертационных исследований, выполненных на кафедре. Согласно полученным результатам, образы власти, политическая идентичность и другие политико-психологические свойства и качества жителей северокавказских республик в значительной степени определяются ценностной матрицей. Исследователи южнороссийских университетов отмечают ценностную трансформацию, следствием которой является сложный синтез традиционалистских и модерновых ценностей в структуре политического сознания северокавказской молодежи.
Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, ценности, политическое сознание, политическая психология.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.017
УДК 32.323; 329
ХЫА ХЮИ ХОАНГ аспирант кафедры публичной политики и истории государства и права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ С ПРАКТИКОЙ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ ВО ВЬЕТНАМЕ СЕГОДНЯ
В статье оценивается влияние социалистической идеологии на построение и функционирование политических сетей во Вьетнаме. Это также один из важнейших факторов, влияющих на всю вьетнамскую политику. Исторический и институциональный подходы используются для объяснения актуальности и специфики политических сетей в такой социалистической стране, как Вьетнам. Политические сети являются неизбежной тенденцией развития во все более открытом обществе и все более подчеркивающемся демократии. Каждая страна будет иметь специфические особенности в организации и функционировании политических сетей. В такой социалистической стране, как Вьетнам, идеологический фактор также имеет уникальные значения: он регулирует формирование и функционирование политической сети, а также регулирует состав сетевых узлов и отношения между узлами в сети, то, как они делятся ресурсами и выгодами... Соответственно, легко увидеть, что центральная роль Коммунистической партии Вьетнама, опирающейся на социалистическую идеологию, объективно рассматривается как уникальный элемент современной вьетнамской политики.
Ключевые слова: социалистическая идеология, социалистическая система, политические сети, демократические ценности, Вьетнам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.018
УДК 32.327
Е.В. ЛУКАШИНА преподаватель кафедры глобальных социальных процессов и работы с молодежью факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
Е.А. ЦАПИНА кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье анализируется проблема использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе в условиях глобализации. Авторы рассматривают возможности применения онлайн инструментов в контексте реализации личностно-ориентированного подхода. Отмечается, что использование нейросетей и других технологий ИИ может способствовать повышению эффективности образовательного процесса за счет персонализации взаимодействий между преподавателем и обучающимся. Выделены как положительные аспекты, так и узкие места при использовании различных онлайн-платформ, компьютерных программ, технологий онлайн-репетиторства и других инструментов ИИ в образовательном процессе. Вместе с тем, авторами отмечается противоречивое отношение общества к активному внедрению искусственного интеллекта в разные сферы социального бытия, в том числе, образование. В качестве эмпирической базы приводятся данные социологического исследования по выявлению отношения граждан РФ к развитию и использованию нейросетей, проведенного Фондом общественного мнения в октябре 2023 года.
Ключевые слова: искусственный интеллект, глобализация, образование, образовательная среда, цифровизация.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.019
УДК 32
Ю.Ю. ГРЯДУНОВ аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Среднерусского института управления – филиал, Россия, г. Орел
АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Целью данной статьи является всесторонний анализ стратегий и инициатив, реализуемых государством в рамках поддержки и укрепления традиционных идеологических ценностей в Российской Федерации. В условиях глобализации и активного проникновения либеральных идей в социальную структуру, важность сохранения национальных традиций и нравственных установок значительно возрастает. Исследование актуально, поскольку демонстрирует, как Россия сталкивается с вызовами современности, стремясь сохранить свою культурную идеологическую уникальность. Основная практическая значимость статьи заключается в том, что она предоставляет детализированный анализ национальных стратегий, таких как Стратегия национальной безопасности и Стратегия противодействия экстремизму. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки текущих и разработки новых государственных политик в данной области.
Ключевые слова: традиционные ценности, идеологическая политика, государственная стратегия, национальная безопасность, глобализация, либерализм, Российская Федерация, культурная уникальность, устойчивость общества.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.020
УДК 32.323
П.Л. ЖИРНОВ аспирант факультета управления психологии Кубанского государственного университета, Россия, г. Краснодар
Д.К. ГРИГОРЯН кандидат политических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Ростов-на-Дону
РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
В данной статье рассматривается развитие политики импортозамещения в Российской Федерации, обозначаются причины её появления и обосновывается необходимость сокращения зависимости от импортной продукции. Проводится анализ отечественного рынка впоследствии введенных санкций, выделяются основные проблемные места и сферы, в которых крайне затруднительно проводить политику импортозамещения в связи с их сложностью и недостаточным финансированием.
Ключевые слова: импортозамещение, отечественное производство, предпринимательство, санкции, экономика, поддержка предпринимательства, национальная экономика.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.021
УДК 336.7
Ю.Н. ВАРНАКОВА кандидат экономических наук, доцент, директор института управления, экономики и финансов АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
Г.В. НОСКОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры управления АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
Б.А. ХРАМЦОВ магистрант АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва
«МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ» 2008 ГОДА И ЕГО ПОВТОРЕНИЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ В 2024 ГОДУ
Введение. В статье приводится сравнительный анализ появления «мыльного пузыря» 2008 года в США с текущей ситуацией на рынке недвижимости в России через призму формирования финансовых рисков на основе использования инструментов льготной ипотеки. В условиях геополитической нестабильности устойчивость финансовой системы выступает важнейшим элементом комплексного механизма национальной безопасности. Льготная ипотека имеет разноплановый вектор своего влияния на социально-экономическое пространство и финансовую сферу государства. С одной стороны, данный инструмент обеспечивает доступность жилья для фокусных социальных групп населения, а также стимулирует интенсивность бизнес-процессов на строительном рынке, динамика которого в свою очередь оказывает ключевое влияние на показатели экономического роста в стране в целом. С другой стороны, масштабное использование льготной ипотеки формирует емкие риски для финансовой системы государства, которые могут спровоцировать кризисные явления за счет генерации «мыльных пузырей». В работе представлена характеристика льготных программ кредитования, изменение их условий Центральным Банком России и влияние на ценообразование рынка недвижимости. Льготная ипотека, несмотря на свои положительные стороны в виде повышения доступности жилья для населения, может иметь негативные последствия для банковской сферы в России и потребует балансировки выгод для заемщиков с интересами кредитных структур.
Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в исследовании потенциальных рисков в финансовой системе России на основе анализа особенностей льготного ипотечного кредитования. Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
– представить результаты моделирования формирования ипотечного пузыря в американской финансовой системе;
– рассмотреть особенности и эволюцию программ льготного ипотечного кредитования в России;
– провести динамический анализ ключевых показателей жилищного строительного рынка в условиях присутствия льготной ипотеки.
Результаты исследования. По итогам проведенной работы авторским коллективом представлены результаты аналитического обоснования влияния программ льготного ипотечного кредитования на вариативность вероятности рисков в российской финансовой системе.
Ключевые слова: инфляция, ключевая ставка, льготная ипотека, субсидирование, кризис, мыльный пузырь, жилищный строительный рынок.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.022
УДК 32
В.Е. КАЗАКОВ директор по логистике АО «Новая Мода», Россия, г. Москва
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ НА ЛЕГКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ
На начало 2024 года наблюдается обострение геополитической ситуации, характеризующееся введением значительного числа политических и экономических санкций против Российской Федерации. Эти санкции оказывают существенное влияние на легкую промышленность России, вызывая необходимость быстрого замещения зарубежных поставок отечественными аналогами. Целью настоящей статьи является определение и классификация теоретических и методологических подходов для проведения политологического анализа воздействия санкционной политики стран Запада на легкую промышленность России. В статье рассматриваются подходы и модели политической экономии, институциональные теории, системный анализ и концепции теории зависимости от пути. Приведенные критические оценки выявили ограничения данных теорий, такие как недооценка роли способности к действию и недостаточное внимание к внешним шокам. Интеграция этих теорий с другими аналитическими подходами и усиление междисциплинарного подхода помогут разработать более точные стратегии адаптации политических процессов к изменяющимся экономическим условиям, способствуя формированию устойчивых политических решений в условиях международных санкций.
Ключевые слова: политологический анализ, адаптация политических процессов, международные санкции, легкая промышленность, политическая экономия, институциональные теории, системный анализ, теория зависимости от пути.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.023
УДК 32.327
ЧЖАО ЯНЬ аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
РЕГУЛИРОВАНИЕ УГЛЕРОДНОГО РЫНКА КИТАЯ: ПОЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Создание углеродного рынка является основой торговли выбросами углерода. В 2012 году Китай запустил пилотную программу торговли выбросами углерода. После более чем десяти лет разработки пилотный проект по торговле выбросами углерода в Китае достиг замечательных результатов, эффективно контролируя общие выбросы парниковых газов, таких как углекислый газ, и эффективно способствуя корректировке и оптимизации промышленной структуры и структуры энергетики. Развитие углеродного рынка Китая в основном прошло три этапа, и его функционирование зависит от относительно целостной системы регулирования. С тех пор как углеродный рынок Китая начал тестироваться, правительство постепенно ужесточило надзор за торговлей выбросами углерода. В целом, в настоящее время Китай сформировал политическую систему, основанную на «Временных мерах по управлению национальной торговлей выбросами углерода» и охватывающую все аспекты добровольной торговли и соблюдения требований по сокращению выбросов парниковых газов.
В данной статье анализируются существующие проблемы и недостатки на основе разбора существующей регуляторной политики.
Нынешняя политика регулирования углеродного рынка Китая в основном имеет проблемы, такие как тот факт, что некоторые законы и положения, регулирующие углеродный рынок, были сформулированы ранее, политика регулирования углеродного рынка не является достаточно систематической, чтобы удовлетворить реальные потребности функционирования углеродного рынка, а существующая политика регулирования необходимые механизмы поддержки. В будущем Китаю следует и дальше совершенствовать систему политики регулирования углеродного рынка путем постоянного обновления торговой политики на углеродном рынке, совершенствования механизмов поддержки углеродного рынка и ужесточения нормативных положений. В то же время мы должны также повысить мотивацию всех заинтересованных сторон к участию в углеродном рынке, продолжать укреплять международное сотрудничество и дальше способствовать развитию углеродного рынка Китая на более высокий уровень и глубину.
Ключевые слова: Китай, торговля выбросами углерода, углеродный рынок, Правила, эволюция, экологическая политика, надзор, Пики углерода, углеродно-нейтральный, выбросы углекислого газа.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.024
УДК 32
ЯН ЮЙЮАНЬ аспирант центра изучения русского языка, литературы и культуры Хэйлунцзянсого университета, Китай, г. Харбин
РАЗВИТИЕ CАХАЛИНСКИХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
После украинского кризиса 2014 года США и ЕС ввели санкции против России, так что разработка Южно-Киринского газового месторождения проекта «Сахалин-3» практически остановилась из-за отсутствия подводного добычного оборудования. В 2022 году после СВО проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» тоже попали в санкционный список. Два основных оператора проекта – компании ExxonMobil и Shell – вышли из проекта по разработке нефти и газа. Кроме того, такие меры санкций, как ограничение цен на нефть и мера морского эмбарго приведут к тому, что долгосрочное развитие проекта по разработке нефти и газа на Сахалине столкнется с трудностями в области экспорта, финансирования и эксплуатации. Введенные санкции будут оказывать все нарастающее давление на сектор, и если не удастся развить собственные технологии и экспертизу, то падение нефтедобычи может стать весьма чувствительным.
Ключевые слова: Сахалинские проекты, Дальний восток, Западные санкции.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.025
УДК 32.327
Б. ВАНКОВСКА профессор политологии и международных отношений факультета философии Университета святых Кирилла и Мефодия, Македония, г. Скопье
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ США НА ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ: СФЕРЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЛИЯНИЮ КИТАЯ
В статье рассматривается геополитическое влияние США и других западных держав на страны Западных Балкан (ЗБ), а также их стратегии противодействия растущему присутствию Китая в регионе. Центральная предпосылка заключается в том, что Западные Балканы превратились из «ближнего соседства» в поле битвы геополитики и геоэкономики. До недавнего времени Западные Балканы воспринимались как должное и рассматривались как лояльная колония. Однако произошли значительные изменения как в глобальном, так и во внутреннем плане. Упадок западных держав, вызванный внутренними кризисами и чрезмерной военной гегемонией, становится все более очевидным. Этот спад резко контрастирует с замечательным экономическим, политическим, культурным, социальным и технологическим ростом Китая и других не-западных стран, которые сформировали различные альянсы взаимного сотрудничества. Новости об этих событиях достигли периферии ЕС, побуждая части балканских обществ, уставшие от бесконечного ожидания в залах ожидания ЕС, искать альтернативы. Процесс получения свободного доступа к объективной информации о не-западных достижениях, особенно в Китае, продолжается, но медленно. В ответ западный гегемон прибегает к пропаганде и газлайтингу, пытаясь очернить Пекин, инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) и страны БРИКС. Предварительный вывод заключается в том, что население Западных Балкан становится все более нетерпеливым и все менее готовым ждать обещанного Западом «рая на земле». Пока элиты остаются послушными и подчиненными, сегменты общества исследуют новые пути формирования своей собственной судьбы в соответствии с мировым большинством.
Ключевые слова: Запад, США, Китай, Западные Балканы, геополитическое влияние.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.026
УДК 32.327
М.И. КРУПЯНКО доктор политических наук, в.н.н. Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва
Л.Г. АРЕШИДЗЕ доктор исторических наук, профессор ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
НОВЫЙ КУРС ЯПОНИИ НА КАРДИНАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СВОЕЙ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВПЕРВЫЕ С ВРЕМЕН ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЧАСТЬ I
В статье авторы проанализировали логические последствия завершения эпохи сотрудничества России с Западом после окончания первой «холодной войны» в начале ХХI-го века и признание того факта, что возвращения к ситуации до 24 февраля 2022 года, т.е. до начала Специальной военной операции России на Украине – в ее отношениях с США, НАТО и Японией – больше не будет. Тридцатилетняя эпоха в целом конструктивного, хотя и не без проблем, сотрудничества России с Западом окончательно завершена. Капитулировавшая после окончания Второй мировой войны Япония сегодня, в начале ХХI-го века, оказалась полностью подчиненной американским стратегическим интересам по построению нового мирового порядка на Дальнем Востоке, а стало быть, – ее правящие круги сегодня принимают самое активное участие в действиях по сдерживанию влияния России в мире, в целом, и на Дальнем Востоке, – в частности, препятствуя ее сближению с Китаем и содействуя в укреплении в дальневосточном регионе блоков недружественных России стран в интересах США и их союзников в этой части земного шара.
Ключевые слова: «холодная война 2.0», гонка вооружений в космосе, политика «сдерживания», «новый оборонный бюджет Японии».
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.027
УДК 32.327
И.И. ИВЛИЕВ аспирант кафедры геополитики ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ИНДИЯ И ПАКИСТАН В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЮЖНОЙ АЗИИ
Регион Южной Азии остается наименее интегрированным регионом в мире, характерной особенностью которого является проблема террористической угрозы. Автор анализирует текущее состояние региона с учетом положения Афганистана и делает акцент на том, что разногласия между Индией и Пакистаном негативным образом воздействуют на развитие региона в сфере безопасности.
Приведенные статистические данные по террористической угрозе в странах Южной Азии наряду с анализом межгосударственных отношений и разногласий позволили автору сделать вывод, что несмотря на существующие проблемы и обозначившиеся тенденции в странах региона, у государств отсутствует консолидированная позиция по вопросу обеспечения региональной безопасности и нет площадки для сотрудничества в этой сфере. При этом существующие организации по типу БИМСТЕК (Инициатива стран Бенгальского залива по многоотраслевой технико-экономической кооперации), ББИН (Инициатива Бангладеш, Бутана, Индии, Непала) и т.п. продвигаются Индией в качестве замены СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и не подразумевают участия в них Пакистана, что не может не влиять на региональное сотрудничество.
Принимая во внимание напряженные отношения между странами и необходимость выстраивания системы региональной безопасности, автор предпринимает попытку сформулировать практические рекомендации по укреплению слабых мест, которые могли бы в последствие способствовать более эффективному противодействию возникающих угроз в регионе. Более того, отмечается необходимость более глубокого вовлечения в Южную Азию Российской Федерации, поскольку это не только отвечает внешнеполитическим интересам России, но и способно послужить точкой для укрепления отношений с Индией и Пакистаном.
Авторский взгляд будет интересен специалистам в области международной безопасности, индологии и международных отношений.
Ключевые слова: Индия, Пакистан, Южная Азия, терроризм, региональная безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.028
УДК 32
И.О. АБРАМОВ аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
МОДЕЛЬ ЛОББИЗМА В ЯПОНИИ И РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Лоббизм сегодня является одним из важнейших способов коммуникации между группами интересов и органами власти в каждой стране. Тем не менее вне США и стран Европейского Союза этот институт изучен достаточно слабо. Поэтому целью данной работы является подробное раскрытие особенностей модели лоббизма в Японии и Республике Корея, как одних из самых развитых азиатских государств. В рамках исследования решается несколько задач, в частности исследование законодательства этих стран, регулирующего лоббизм и иностранное влияние. Кроме того, важной частью исследования является раскрытие особенностей взаимодействия групп интересов с органами власти, а также основных каналов доступа к лицам, принимающим решения, в Японии и Республике Корея. Основными методами исследования являются кросснациональный сравнительный анализ, а также анализ документов, в список которых входят нормативные акты исследуемых стран, а также данные СМИ, иллюстрирующие процесс лоббизма. В результате исследования было определено, что законодательства, напрямую регулирующего лоббистскую деятельность в рассматриваемых странах нет, однако существует ряд нормативных актов, косвенно затрагивающих данную сферу. Подобный вывод был сделан и для законодательства, регулирующего иностранное влияние. В целом модель лоббизма в стране близка к корпоративизму, так как большое влияние в стране имеют бизнес-объединения, активно взаимодействующие с органами власти. Основным каналом доступа в силу особенности политической системы и культуры стран являются органы исполнительной власти. Органы законодательной власти, политические партии и общественное мнение, также могут использоваться в качестве точек доступа, но в силу их меньшей развитости, лоббизм через них является менее эффективным.
Ключевые слова: лоббизм, Япония, Корея, законодательство, экономика, политика, власть, модель, эффективность, особенность.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.029
УДК 32.327
АБЫ ШОРЕШ соискатель кафедры политологии Востока ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
Т.А. ОДИНЦОВА соискатель кафедры культурологи Московского государственного института культуры, Россия, г. Москва
РОЛЬ КУРДОЛОГИИ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что значение курдского вопроса и событий на Ближнем Востоке, разворачивающихся вокруг него, имеет международный характер, и многие аспекты данной проблемы под силу истолковать только курдологии (курдоведению) – науке, изучающей курдов и наделенной особой ролью в российской ближневосточной стратегии, но при этом остающейся одной из самых недостаточно освещаемых научных отраслей. Россию по праву можно назвать основоположником курдоведения, ведь впервые в истории мировой ориенталистики именно в Российской империи направление востоковедной специальности утвердилось в самостоятельном и официальном статусе еще в XIX в. Многое из известного на сегодняшний день о курдском народе, его этногенезе, идентичности, уникальной культурной традиции, особенностях устройства социума и многовековой борьбе за право на самоопределение, обнаружено отечественными курдологами.
Целью исследования является вскрытие особенностей развития курдологии, история которой делится на три периода: дореволюционный (российское курдоведение), советский (советское курдоведение) и современный (современное российское курдоведение). Реализация данной цели требует решения следующих задач:
– выявить факторы, задающие направление трансформации науки и ее метода;
– определить проблему курдоведения на каждом историческом этапе;
– обосновать функциональную роль курдологии как вспомогательного дипломатического инструментария.
Исследование выполнено в трех частях. Данная статья является третьей частью исследования.
Ключевые слова: курдоведение, курдский народ, Россия, российско-курдские отношения, история, политика, наука.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.030
УДК 32.327
АЛЬ-ХАЛЕДИ МУХЬЯЛДИН МОХАММЕД АХМЕД аспирант кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского Федерального Университета, Россия, Республика Татарcтан, г. Казань
РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ЙЕМЕНЕ ПОСЛЕ 2015 ГОДА: РЕАЛЬНОСТЬ И ПРИЧИНЫ
В статье анализируется развитие политического кризиса в Йемене после 2015 года, который вновь всплыл на поверхность одновременно с началом так называемых революций «арабской весны», путем изучения его внутренних и внешних детерминант, а также его политических, экономических и социальных аспектов. Йемен, как и другие арабские страны, находится в состоянии кризиса в своих внутренних и внешних отношениях с момента создания современного йеменского государства в 1918 году и до сих пор, и это отражается на нынешней йеменской сцене и предыдущих исторических событиях, которые бросают тень на единство государства в политическом, географическом и социальном плане. Среди причин этих внезапных протестов и революций были распространение коррупции, экономический застой и плохие условия жизни, а также политические ограничения и в целом плохие условия жизни в арабских странах. Эти протесты распространились в ряде арабских стран, в том числе в Йемене, стране сложного характера с такими проблемами, как проблемы хуситов с правящим режимом и присутствием в стране элементов Аль-Каиды.
Страна вступила в политический кризис с множеством партий внутри страны и различными альянсами за рубежом. Таким образом, исследование стремится доказать, что кризис в Йемене был осложнен внешним вмешательством, что привело к внутренним и внешним последствиям для страны и региона.
Ключевые слова: Йемен, кризис, Саудовская Аравия, Иран, хуситы.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.031
УДК 32.327
Т.О. ДАНЕЛЯН аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В XXI ВЕКЕ
Статья посвящена основным направлениям внешней политики США в начале 21 века и ключевым регионам, с которыми США формирует свои отношения и, которые формируют вместе с США мировую политическую систему изменяя тем самым всю систему отношений на международной арене. Интересы США, которые выступают важным фактором эволюции внешней политики США.
Автором анализируется изменение внешней политики США в 21 веке под влиянием смены глав Белого дома, и тем стратегиям, которые применяют разные президенты для решения возникающих задач. Отдельно автор статьи уделяет внимание разным внешнеполитическим концепциям, которые разрабатывались в разное время, и на данный момент, задают стратегию для внешней политики США.
Рассмотрены такие концепции как «Хартленд», «подвижные границы», «римленд» и «анаконда», и то, как они применяются в современной внешней политике США в 21 веке и какие задачи решались в данном регионе взятыми концепциями и к чему приводили. Как данные концепции встраивались во внешнюю политику президентов США, как происходила эволюция внешней политики под влиянием региональных настроений.
Влияние внешней политики США на региональные изменения и их значение для интересов США, и то, как они в дальнейшем влияют на эволюцию внешней политики США. Методами исследований в данном труде выступают системный подход, анализ и синтез.
Ключевые слова: эволюция внешней политики, политика США и концепции.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.032
УДК 32.327
А.М. ЖБАНОВ аспирант кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ ДЕРЖАВ
В статье рассматривается современные тенденции политики кибербезопасности ключевых акторов современной системы международных отношений. Проанализированы тенденции в области укрепления военного, разведывательного и стратегического потенциала государств в киберпрострнстве. Рассмотрены текущие проблемы и возможные причины милитаризации киберпространства.
Ключевые слова: киберпространство, кибербезопасность, международная информационная безопасность, информационное противоборство, информационная война, международное право, искусственный интеллект.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.033
УДК 32.327
А.А. НОВИКОВ выпускник Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ЛОББИ США НА ПОЛИТИКУ В ОТНОШЕНИИ ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
В статье анализируется позиция произраильского лобби и лобби иранской диаспоры по вопросу иранской ядерной программы. В результате проведенного исследования автор выявил значительное влияние указанных лоббистских структур на процесс формирования внешней политики США, а также пришел к выводу о том, что их позиция определялась не этнической принадлежностью, а отношением к режиму в Тегеране и внешней политике Израиля.
Ключевые слова: лоббизм в США, американо-иранские отношения, иранская ядерная сделка, произраильское лобби в США, иранское лобби в США.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.034
УДК 32.327
Р.А. ПОЛОНЧУК старший научный сотрудник Центра изучения истории Китая и его отношений с Россией, кандидат политических наук, Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН), Россия, г. Москва
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ КИТАЯ В РЕГИОНЕ КРАСНОГО МОРЯ
В статье проведен анализ основных внешнеполитических установок, определяющих военно-политическое присутствие КНР в регионе Красного моря. Показаны подходы китайского руководства к обеспечению обороны и безопасности в станах региона. Особое внимание уделено рассмотрению военно-технического сотрудничества КНР с данными странами.
Ключевые слова: военная политика, вооруженные силы, военное строительство, военное планирование, реформа вооруженных сил, КНР.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.035
УДК 32.327
И.И. ХАЗИПОВ аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Казань
ПОДХОДЫ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕЛЕНЫМИ ПАРТИЯМИ И ЭКОАКТИВИСТАМИ В ЕВРОПЕ
Данная статья посвящена методам реализации программ по привлечению электората зелеными партиями в Европе. В работе, автор анализирует различные методы, которые используют зеленые партии для убеждения избирателей в своих политических взглядах и ценностях.
Основная цель данного исследования состоит в изучении подходов, используемых зелеными партиями в Европе при взаимодействии с электоратом, а также оценке эффективности данных методов для достижения политических целей партий. Исследование основано на подходах политологии, психологии и социологии и может быть полезно для тех, кто интересуется политической мобилизации и эффективной коммуникации в политических кампаниях.
Ключевые слова: электорат, политические процессы, зеленые партии, политические институты.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.036
УДК 32.327
Л.П. ШТАРК аспирант кафедры геополитики ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР АМЕРИКАНО-КИТАЙСКОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Статья посвящена изучению влияния технологического фактора на динамику американо-китайских отношений. В современном мире технологическая развитость государства играет огромную роль в защите национальной безопасности.
Торговая война между США и КНР со временем перешла в технологическое противостояние после того, как администрация Трампа обвинила китайские компании в краже интеллектуальной собственности и ввела санкции в отношении китайских Huawei и ZTE. Политика давления на технологический сектор КНР продолжила администрация Байдена.
Оба государства предпринимают попытки укрепления своего технологического суверенитета, стимулируя производство микрочипов на территории страны. Однако на данный момент ни одна из стран не может создать полную цепочку производства микропроцессоров, поэтому необходимо развивать отношения с лидерами в сфере производства полупроводников.
Если КНР стремится к обеспечению диверсификации поставок микрочипов пока строит свою индустрию полупроводников, то США в первую очередь ставит цель по оказанию давления на материковый Китай.
В данной статье рассмотрено влияние торговой войны на технологическое противостояние между США и КНР, технологическая политика обоих стран, а также влияние технологического фактора на ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Ключевые слова: КНР, США, полупроводники, Chip 4, Азиатско-Тихоокеанский регион, Закон о чипах, TSMC.
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.037
УДК 32.327
ЛЯН ВЭЙХАН аспирант кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ БАЙДЕНА В ОТНОШЕНИИ КИТАЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ Часть II
Данная работа посвящена анализу конкурентной стратегии администрации Байдена против Китая на Ближнем Востоке, поэтому объектом исследования является стратегия США на БВ. Цель нашего исследования – определить особенности конкурентной стратегии нынешней администрации США в отношении Китая и пути ее реализации. Для достижения этой цели были разработаны следующие исследовательские задачи: история эволюции политики США в отношении Китая на БВ. Контекстуальные факторы, которые привели к возникновению этой эволюции; современный этап конкурентной стратегии администрации Байдена в отношении Китая на БВ и конкретные пути ее реализации.
Ключевые слова: США, внешняя политика, Ближний Восток, Китай, международные отношения, региональные и глобальные исследования.
НАУЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.038
УДК 32.323
Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, главный редактор издательства «Наука сегодня», Россия, г. Москва
СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В статье, которая основана на материалах моих научных размышлений и бесед в социальных сетях по актуальным проблемам современной политологии, делается попытка уточнения соответствия теоретических знаний о типах политических режимов и политической практики последних лет, в контексте развития новых моделей взаимодействия институтов гражданского общества и государства, современных международных отношений, формирования многополярности и обеспечения суверенитета государств.
Ключевые слова: политические режимы, суверенные государства, демократические режимы, авторитарные режимы, тоталитарные режимы, правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека, многополярность мирового порядка.