Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 9 (109), 2024

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 14. № 9 (109), 2024

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Комарова М.В. Интерпретация идеологической идентичности как современного подхода в методологии теории государственности

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Белановская Ю.Е., Миронова А.В., Слизовский Д.Е. Российско-польские отношения: некоторые научно-вербальные причины ничтожности их улучшения (историографический ракурс)

Бокова Э.И. Анализ динамики инициатив КПРФ в образовательной сфере с 2013 г. по 2024 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Денисов Н.Е. Динамика развития общегражданской идентичности в современной России

Цай Ян. Особенности формирования проблем и тенденции проявления политического участия молодежи в России

Чемшит Д.А. Предпосылки модернизационных кризисов политических систем в процессах рекрутирования элит

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Гаева А.В. Основные теоретические подходы и трактовки понятия «политическая культура»: дискурс-анализ

Столяр В.Д. Практический аспект внедрения электронного голосования в Российской Федерации

Абдурагимов З.Е. Мягкие политические технологии профилактики терроризма

Апанащенко О.В. Проблемы гендерного равноправия в российской политике

Байшев К.А. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в современной России

Волков А.В. Мирри-Диана: образ российских теннисистов как гуманитарных послов России в условиях геополитической напряженности, на примере Мирры Андреевой и Дианы Шнайдер: политический анализ

Жаковщиков А.В. Трансформация региональных элит под давлением изменения курса страны (на примере Южного федерального округа РФ)

Зазулина М.Р. Особенности становления территориального общественного самоуправления в городских округах (на примере Новосибирской области)

Ксенофонтова С.Б., Чернышёва Л.А., Новосельский С.О., Семкин А.Д., Полянский А.А. Реализация социальной политики как фактор стабилизации общественных процессов

Митрофанов А.А. Эволюция информационных операций в контексте современной информационной войны

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Дуплий Е.В., Губанова И.Г., Расторгуев А.А., Новосельский С.О., Евсеев Д.В. Развитие профессиональных компетенций в системе государственного управления

Дрожников Р.А. Особенности правового регулирования государственных корпораций в Российской Федерации

Костина Т.А. Основные проблемы современной российской государственной политики в сфере местного самоуправления

Торик Н.Ю. Эволюция государственного субсидирования инновационных промышленных предприятий в начале XXI в.

Золкин А.Л., Новосельский С.О., Игнатова М.Н., Терентьева А.Е., Михайлов А.М. Управление миграционной политикой как фактор национальной безопасности

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Воловиков А.Г. Эволюция системного подхода к анализу международных отношений

Попова Ю.В. Замедление «Обновления Европы»: причины электорального фиаско французского проекта на выборах в Европейский парламент 2024 г.

Гребнев Р.Д. Африканский союз как элемент системы децентрализованного глобального управления: предпосылки и сценарий возможного

Ашихмин А.Е. Технологический суверенитет в дискурсе РФ и КНР

Дибров Е.А. Проблемы региональной безопасности Союзного государства в условиях геополитической нестабильности в Восточной Европе

Лю Кансинь, Ли Сыхань. Геополитическое значение Северо-Восточной Азии в контексте российско-китайского сотрудничества

Козлова Д.А. Э. Юнгер о роли Востока и Запада в формировании нового миропорядка

Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Новый курс Японии на кардинальное обновление своей военной политики впервые с времен окончания Второй мировой войны (Часть III)

Лыков С.А. Россия на европейском газовом рынке в середине XX – начале XXI века: политические аспекты

Окуджава Х.З. Мировой опыт применения цифровых технологий в государственном управлении

Пан Лу. Индо-Пакистанский конфликт: политико-исторический обзор и роль международных организаций в урегулировании конфликта

Поповская Ю.С. Интересы, цели и стратегия Китая в регионе Индийского океана

Рыженков А.С. Турецкая Партия националистического действия и ее отношение к России и тюркским государствам Евразии

Семенов Н.С. Инфраструктурно-экономические коридоры инициативы «Один пояс, один путь» как ключевой элемент геополитического и геоэкономического влияния КНР

Чжан Цянь. Проблема Нагорного Карабаха в контексте российской Специальной военной операции: реальность и стратегические игры

Шпаковский С.А. Международные организации и регулирование миграционных процессов: структура и взаимодействие

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Медведев Н.П. Территориально-политическое устройство современных государств

РЕЦЕНЗИИ

Аржанов И.А. Рецензия на монографию: Европа в глобальной пересборке / Институт Европы РАН; отв. ред. Ал.А. Громыко. Москва: Издательство «Весь мир», Институт Европы РАН, 2023. 508 с.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.001

УДК 321.01

М.В. КОМАРОВА кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и права, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Кубанский институт профессионального образования», Россия, г. Краснодар

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В МЕТОДОЛОГИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В статье обобщены основные результаты исследования по вопросу интерпретации идеологической идентичности как современного подхода в методологии теории государственности. Проведенный анализ современных российских политологических исследований показал, что созрела потребность в переосмысление социалистической идеологии с ее идеей справедливости, классовой борьбы (как борьба с олигархатом). Историческая память сегодня требует пересмотреть и по-новому осмыслить идеи, предложенные лидерами первого Советского государства – Ленина В.И., Сталина И.В. Сегодня, идеи социализма могут стать тем недостающим звеном в политической идентичности для россиян и российской государственности. Автор статьи приходит к выводу, что для современной России, в результате потери авторитета либеральных ценностей, российско-советские традиции (консерватизм и социализм), представляется наиболее актуальным в плане понимания современной демократии и решения проблемы сохранения государственного суверенитета. Такая идеологическая идентичность предполагает опираться на устойчивые ценностные ориентации, которые являлись и являются прочным фундаментом российской государственности без разрыва преемственности поколений и исторических эпох. Поэтому, обращение не только к консерватизму, но и к социализму это неизбежность. Социализм как форма сознания, и финансово-экономический образ действий органично присущ российскому обществу.

Ключевые слова: идеологическая идентичность, политическая наука, идеология, Россия, теория государственности, политическая система.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.002

УДК 93/94

Ю.Е. БЕЛАНОВСКАЯ кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России РУДН им. Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

А.В. МИРОНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России РУДН им Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор кафедры Истории России РУДН им Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НЕКОТОРЫЕ НАУЧНО-ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ НИЧТОЖНОСТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ РАКУРС)

Доминирующий содержательный рефрен в полонистике (в российском сегменте исторической науки) и русистике (польском сегменте) уже давно не меняется. Оставаясь в плену политики и политиков, готовых поддерживать конфликтогенное напряжение, историками и историографами с обеих сторон признается с разной степенью аргументации неизменная бесперспективность и ничтожность смены вектора к лучшему в отношениях между двумя государствами и народами хотя бы в отдаленном будущем. Что политики склонны видеть бесперспективность улучшения российско-польских отношений – более-менее ясно и объяснимо в силу универсальных особенностей этой профессии. Но вот почему историки-исследователи тоже перегреты явными и надуманными представлениями о вечной неразрешимости противоречий в этой важной для обеих стран сфере деятельности – этот аспект, с нашей точки зрения, остается мало изученным и проанализированным. В статье на основе анализа массива историографических работ, написанных на русском и польском языках, предпринята попытка показать некоторые рефлексирующие основания, транслируемые самими учеными, ведущими к перегрузке негатива в отношениях двух стран. Результаты исследования показали следующее: во-первых, ментальность и сознание исследователей чрезмерно засорены историко-политическим негативистским контентом; во-вторых, в объяснении бесперспективности поворота к улучшению отношений двух стран большое значение отводится использованию польскими историками суждений, мнений русских антигосударственников, российских критиков российской имперскости, главного по их обоюдному мнению зла и для России, и для Польши, и для российско-польских отношений; в-третьих, крайне слабо или недостаточно в историографии раскрывается противоречие между «польским вопросом, природа которого известна многим, и проблемами внутри и вокруг этого вопроса в структуре отношений двух стран, суть и природа которых знакома некоторым. Историкам и историографам, чтобы продуктивно работать с этим противоречием, предстоит актуализировать признание указанных различий в аналитике. Очевидно же, вопросы по теме – универсальны, экзотеричны, проблемы – специфичны, эзотеричны. Только признание этих различий могло бы подталкивать исследователей к более детальному объяснению опасности и вреда для двух стран быть в вечном конфликте. И способствовать в своих исследованиях понижению опасностей и угроз в отношениях России и Польши, а не наоборот.

Ключевые слова: польско-российские отношения, российско-польские отношения, историография польско-российских отношений, проблемы польско-российских отношений.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.003

УДК 323.3

Э.И. БОКОВА соискатель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНИЦИАТИВ КПРФ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ С 2013 Г. ПО 2024 Г.

Инициативы парламентских партий являются важным маркером их реакции на наиболее острые проблемы, стоящие перед российским обществом. Они отражают политическую линию партии и основные подходы к решению общественных вопросов, позволяют проследить динамику инициатив в рамках конкретной сферы жизнедеятельности российского социума. Целью настоящего исследования являлся анализ динамики инициатив КПРФ в образовательной сфере с 2013 г. по 2024 г. Для ее достижения требовалось решить ряд задач, а именно: 1) выявить основные инициативы партии КПРФ в рамках избранного хронологического периода; 2) определить векторы изменений реформаторского курса КПРФ в отношении образовательной сферы. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что в рамках обозначенного хронологического отрезка времени образовательные инициативы КПРФ неуклонно расширялись, при этом основное содержание их оставалось статичным. Оно сводилось преимущественно к достижению бесплатности образования, а также росту его качества в рамках реализации масштабной государственной программы Образование – для всех». Руководство коммунистической партии стремилось также к повышению уровня прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, что обусловило бы положительную динамику выплат студентам и педагогам. Рост качества образования, по мнению руководства КПРФ, должен был обеспечиваться его дебюрократизацией, внедрением здоровьесберегающих технологий, подъемом общественного значения труда педагога и, как следствие, сменой образовательной идеологии.

Ключевые слова: образование, наука, политические партии, КПРФ, Российская Федерация, инициативы, предвыборные программы.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.004

УДК 32.323

Н.Е. ДЕНИСОВ аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье были исследованы основные особенности политики идентичности Российской Федерации на современном этапе. Отправной точкой исследования послужила проблема недостаточной содержательной проработки компонента, направленного на укрепление общероссийской гражданской идентичности, как в практике реализации государственной политики, так и в существующей научной литературе. Применение подхода исторического институционализма позволило установить паттерн «зависимости от пути», проявляющейся в существовании устойчивой к изменениям институциональной структуре в сфере реализации политики идентичности.

Политика идентичности рассматривалась как сфера деятельности государственных институтов, направленная на формирование коллективной идентичности. Применение теории «границ идентичности» Ф. Барта позволило выявить сохраняющуюся особенность институциональной структуры, проявляющуюся в фрагментации идентичности российского общества по границам этнических общностей. Данная структура была заложена институциональным выбором, совершенным в период формирования СССР и подразумевавшим существование асимметричной модели федеративных отношений на этнической основе.

Автор отмечает, что асимметрия федеративных отношений обуславливает значительные полномочия региональных элит в имплементации политики идентичности, что ведет к устойчивому преобладанию этнокультурного компонента над этническим и, как следствие, к невозможности конструирования прочной общегражданской идентичности.

В ходе исследования удалось определить регулярные «маятниковые» колебания политики идентичности, направленные как на передачу регионам дополнительных инструментов формирования идентичности и предоставления необходимых полномочий, так и на ограничение соответствующих функций и концентрацию принятия основных решений в федеральном центре. Вместе с тем особенности институционального дизайна политики идентичности не позволяют обеспечить устойчивое развитие общегражданской идентичности в современной России.

Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, этническая идентичность, эффект колеи, асимметричный федерализм, национальная идентичность.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.005

УДК 32

ЦАЙ ЯН аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова, Китай

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМ И ТЕНДЕНЦИИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы и тенденции политического участия молодежи в современной России. Основное внимание уделено анализу изменений в политической активности молодежи, включая снижение явки на выборы, рост участия в протестных движениях и увеличение активности в социальных сетях. Автором представлены статистические данные, иллюстрирующие эти тенденции, и предложены рекомендации по повышению политической активности молодого поколения. В статье подчеркивается важность разработки новых стратегий, направленных на вовлечение молодежи в политическую жизнь, и усиление доверия к политическим институтам через использование современных технологий и цифровых платформ.

Ключевые слова: политическое участие, молодежь, выборы, протестные движения, цифровой активизм, политическая активность, социальные сети, политические институты.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.006

УДК 328.161

Д.А. ЧЕМШИТ кандидат политических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Юридического института Севастопольского государственного университета, Россия, г. Севастополь

ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ КРИЗИСОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ПРОЦЕСАХ РЕКРУТИРОВАНИЯ ЭЛИТ

Статья посвящена третьему, завершающему компоненту из области функционального измерения кризисов модернизирующихся политических систем – рекрутированию политических элит. Подчеркивается существенная роль политической элиты в демократических проектах модернизации. Детально рассматриваются каналы рекрутирования политической элиты. Анализируются основные типы рекрутирования политической элиты – закрытый и открытый. Акцентируется проблема развития и укрепления неформальных механизмов и каналов формирования элит. Предпосылки модернизационных кризисов исследуются в двух плоскостях: в процессе элитообразования и в структуре правящей политической элиты. Рассматривается феномен фрагментации политических элит в странах, модернизирующихся по экзогенной модели. Делается вывод о том, что разобщенность политических элит является одной из причин модернизационных кризисов.

Ключевые слова: политическая система, политическая модернизация, модернизационный кризис, дисфункция политической системы, элитообразование, рекрутирование политических элит, экзогенная модернизация.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.007

УДК 32.323

А.В. ГАЕВА старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Филиала РГППУ в городе Нижнем Тагиле, Россия, г. Нижний Тагил

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: ДИСКУРС-АНАЛИЗ

В статье проведен дискурс-анализ понятия политическая культура. В исторической последовательности определены особенности научного определения данного понятия. Проведение дискурсивного анализа со студентами высшей школы позволяет расширять научный кругозор и вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: политическая культура, дискурс-анализ, культура, политика, политическая жизнь общества.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.008

УДК 32.323

В.Д. СТОЛЯР аспирант ИФ РАН, Россия, г. Москва

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Целью статьи является рассмотрение практики дистанционного электронного голосования в Российской Федерации с момента начала внедрения современных технологий в избирательный процесс до 2024 года с точки зрения эволюционного развития данной практики. В статье будет рассмотрена связь между сегодняшним понятием дистанционного электронного голосования и юридическими коннотациями данного понятия в прошлом, на основании работ отечественных политологов и правоведов выделены преимущества и ограничения данной технологии в настоящее время.

В заключении сделаны выводы о том, какую роль играет электронное голосование на нынешнем этапе развития российской правовой и политической системы. Будут выявлены возможности для дальнейшего развития технологии дистанционного электронного голосования в Российской Федерации, которые будут использоваться, в том числе, в рамках федеральных избирательных кампаний 2024-2026 годов.

Ключевые слова: выборы, электронное голосование, российская избирательная система.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.009

УДК 32

З.Е. АБДУРАГИМОВ соискатель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

«МЯГКИЕ» ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме противодействия международному терроризму посредством политических технологий. Исследование раскрывает содержание понятий «профилактика терроризма», «экстремизм», «радикализация», «мягкая сила»; также в нем представлены типологии терроризма и различные способы его предотвращения.

Выделяются и описываются характерные особенности новых механизмов взаимодействия террористических групп в киберпространстве с использованием перспективных технологий и платформ социальных сетей. Особое внимание уделяется предотвращению радикализации в социальных сетях и Интернете в эпоху цифровых технологий, рассматриваются соответствующие методы и подходы, которые террористы используют для распространения своей пропаганды и вербовки в Интернете.

Рассмотрены существующие международные инструменты и механизмы для выявления и предотвращения финансирования терроризма, а также описаны и проанализированы роли органов, участвующих в противодействии данного вида преступлений. Значительное внимание уделяется понятию «мягкая сила» в контексте политических технологий и методов.

Данная статья представляет собой попытку проанализировать роль дипломатии, как важного и незаменимого инструмента в борьбе против терроризма.

Ключевые слова: политические технологии, международный терроризм, противодействие, «мягкая сила», радикализация, экстремизм, дипломатия, финансирование терроризма.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.010

УДК 323

О.В. АПАНАЩЕНКО аспирант кафедры государственного управления ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет им. В. Даля», Россия, г. Луганск

ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Исследование гендерного равноправия в российской политике происходит медленными темпами, проблема участия женщин в политике изучена недостаточно, необходимо анализировать и изучать более детально российское законодательство, также необходим принцип внедрения равных прав мужчин и женщин.

Ключевые слова: политическая элита, гендер, пол, политические отношения, женщины.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.011

УДК 32.323

К.А. БАЙШЕВ аспирант Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, г. Саранск

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В условиях современных политических потрясений, активного влияния западных стран на российское общество в целях его разложения, наиболее актуальными остаются вопросы проведение государственной политики по вопросам сохранения традиционных духовно нравственных ценностей. Проведение специальной военной операции также подчеркнула необходимость создания единой государственной системы, направленной на сохранение и обеспечение общественных ценностей. Данные факторы обуславливают актуальность темы исследования, а также подчеркивают необходимость дальнейшего развития государственной политики в области традиционных духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: государственная политика, традиционные ценности, патриотизм, воспитание, обеспечение, защита.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.012

УДК 32

А.В. ВОЛКОВ аспирант факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт РСМД, Россия, г. Москва

МИРРИ-ДИАНА: ОБРАЗ РОССИЙСКИХ ТЕННИСИСТОВ КАК ГУМАНИТАРНЫХ ПОСЛОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, НА ПРИМЕРЕ МИРРЫ АНДРЕЕВОЙ И ДИАНЫ ШНАЙДЕР: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В условиях международных санкций, наложенных на российский спорт, возникли новые вызовы для российских спортсменов, включая ограничение их участия в международных соревнованиях. Статья посвящена исследованию этих проблем на примере теннисной карьеры восходящих российских спортсменок. Целью исследования является выявление возможностей развития миротворческих и объединяющих функций российских спортсменов в условиях тотальной политизации спорта высоких достижений и анализ того, как ситуация пересекается с геополитической напряженностью современной эпохи. В статье обсуждается растущая вовлеченность политики в спорт, в частности, то, как международные спортивные мероприятия используются в качестве платформ для геополитической борьбы и манипулирования национальными образами. Автор утверждает, что политизация спорта подрывает основные ценности спортивного мастерства, нарушая главные спортивные принципы – справедливость, равенство и открытая конкуренция.

В статье проведен анализ спортивных достижений юных российских теннисисток, принявших участие в Олимпийских играх-2024 в Париже в нейтральном статусе. Результаты исследования показывают, что несмотря на санкции и отсутствие официального представительства страны, российские спортсменки смогли достичь значительных успехов в честной спортивной борьбе и обрести поддержку среди российской и иностранных аудиторий. В выводах подчеркивается, что несмотря на санкции российские спортсмены продолжают вносить значимый вклад в развитие международного спорта, демонстрируя высокую устойчивость и адаптивность к сложным внешним условиям. Утверждается, что в условиях роста политизации и геополитической конкуренции в спорте, где традиционные спортивные принципы подвергаются подмене политическими интересами, российские спортсмены выделяется в качестве символа честного и открытого спорта. Сделаны выводы о том, что российские спортивные чемпионы играют ключевую роль в позитивных изменениях в международном спортивном мире, способствуя смягчению негативного влияния политизации спорта высших достижений.

Ключевые слова: политизация спорта, теннис, российские спортсмены, МОК, Мирра Андреева, Диана Шнайдер, геополитика, спортивные достижения, санкции, международные соревнования, Олимпиада.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.013

УДК 323.396

А.В. ЖАКОВЩИКОВ Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС, Россия, г. Волгоград

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ ПОД ДАВЛЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ)

В статье проводится анализ трансформации региональных политических элит в связи с внешнеполитическими событиями последних двух лет. Начала специальной военной операции, санкционное давление на социально-экономическую систему страны привели к тому, что существующие региональные элиты трансформируются и адаптируются к постоянно динамичным и текущим условиям под давлением изменения курса страны. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что региональные элиты Южного федерального округа Российской Федерации трансформируются под влиянием изменения курса страны в сторону включения в круги региональной политической элиты все больше представителей военных структур.

Ключевые слова: региональная элита, политическая элита, трансформация элит, региональный политический процесс, селекция элиты, развитие региональных элит, внешняя политика России.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.014

УДК 32.323

М.Р. ЗАЗУЛИНА кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН, Россия, г. Новосибирск

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Территориальное общественное самоуправление (ТОС), является одним из тех институтов политического участия, которые стали предметом пристального внимания со стороны государства. Широкие рамки, установленные законодателем для этого института, привели к тому, что создание ТОС не приобрело единообразного характера. Объединением в ТОС оказываются охвачены абсолютно разные по структуре и по численности группы населения.

В статье рассматриваются особенности становления территориального общественного самоуправления в городских округах Новосибирской области. Для этого исследуется динамика формирования, и осуществляется анализ действующих ТОС с точки зрения территории их образования и охвата ими населения.

Сделан вывод о том, что в Новосибирской области количество созданных ТОС, их размер и время возникновения связаны с численностью населения городского округа: большая численность коррелирует с более высокими показателями по каждому из этих параметров.

Отличительной особенностью Новосибирска является большее число ТОС, а также и их равномерная представленность во всех районах города. ТОС здесь имеют особенно крупные размеры, они формируются на основе целых микрорайонов, включают десятки многоквартирных и сотни частных домов и могут охватывать до нескольких десятков тысяч населения. Большая часть ТОС в городе создана в районах с многоэтажной застройкой, но нередки и смешанные типы ТОС, объединяющие жителей частного и многоэтажного секторов.

В городских округах с меньшей численностью населения (Бердск и Искитим) в ТОС самоорганизуются небольшие группы населения, проживающие на небольших территориях, поэтому, как правило, не происходит смешения частных и многоквартирных жилищных форм в рамках одного ТОС. В частном секторе, объединяются жители нескольких небольших кварталов, которые охватывают от двух до нескольких десятков домов. ТОС в многоэтажных районах сформированы на базе одного-реже двух или трех многоэтажных домов.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, самоорганизация, институт, городской округ, муниципальное образование, Новосибирская область.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.015

УДК 323

С.Б. КСЕНОФОНТОВА кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Финансов и бизнес-аналитики Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, г. Москва

Л.А. ЧЕРНЫШЁВА кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений и государственного управления ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ, Московский экономический институт, Россия, г. Москва

А.Д. СЕМКИН магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

А.А. ПОЛЯНСКИЙ магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Введение: статья посвящена рассмотрению ключевых социально-экономических показателей реализации социальной политики России в текущих кризисных условиях. Сформулированные цели и задачи социальной политики отражают ее значимость для стабильного функционирования страны в целом и защиты ее национальных интересов в условиях недружественного воздействия. Выявление результирующих закономерностей социальной политики выполнялось на основе анализа динамик номинальной и реальной оплаты труда и величины пенсий, изменения уровня бедности, индекса соотношения денежных доходов с величиной прожиточного минимума, изменения совокупных социальных расходов государства, а также оценки структурных макроэкономических характеристик социальной политики. Цель работы заключается в выявлении проблемных аспектов реализации социальной политики страны на основе ретроспективной диагностики базовых панельных данных. Результаты исследования: авторским коллективом выделены результирующие тенденции реализации социальной политики по ключевым общественно-значимым направлениям, которые могут выступить в качестве актуальной информационной базы для поиска резервов совершенствования государственного управления.

Ключевые слова: социальная политика, государство, реальные доходы, уровень бедности, Россия, социальная защита, социальные гарантии.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.016

УДК 32

А.А. МИТРОФАНОВ аспирант кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Информационные операции используются государствами и другими акторами в борьбе за контроль над информационным пространством. Подобные операции появились тысячелетия назад и с течением времени усовершенствуются лишь инструменты их реализации.

В данной статье автор прослеживает эволюцию информационных операций с периода Древнего мира по настоящее время, показывает связь между информационным противоборством, гибридной войной, «острой силой» (sharp power), «мягкой силой» (soft power) и цветными революциями.

Целью данной статьи является показать, что информационное противоборство существовало с момента как человек научился письменно фиксировать и передавать данные, а информационная война стала возможной по мере развития инструментов.

Ключевые слова: информационная операция, информационная война, психологическая операция, кибернетическая операция, острая сила, мягкая сила, цветная революция.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.017

УДК 35.08

Е.В. ДУПЛИЙ кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, г. Москва

И.Г. ГУБАНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, г. Москва

А.А. РАСТОРГУЕВ преподаватель кафедры международных отношений и государственного управления, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ, Московский экономический институт, Россия, г. Москва

Д.В. ЕВСЕЕВ магистрант кафедры менеджмента и государственного государственного управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Введение: существующее социально-экономическое пространство находится в активной динамической фазе, для которой характерны постоянные трансформации и организационные преобразования. С учетом сказанного выраженность профессиональных компетенций государственных служащих должна эволюционировать в сторону соответствия объективно-происходящим изменениям. Более того для повышения качества государственного управления изменение компетентности должно носить проактивный характер, который обеспечивает опережающее профессиональное развитие кадрового потенциала государственного менеджмента. Решение данной задачи видится в построении системной работы, направленной на диагностику текущего уровня выраженности профессиональной компетентности и поиске направлений, обеспечивающих его регулярное повышение, релевантное стоящим задачам в рамках управления подконтрольным социально-экономическим пространством. Внешним стратегическим проявлением эффективности данного процесса может стать рост результативности управления средой, а внутренними локальными итогами являются стабильно увеличивающиеся критериальные показатели выраженности профессиональной компетентности государственных служащих. Цель работы заключается в уточнении теоретико-методических особенностей развития профессиональных компетенций в системе государственного управления. Результаты исследования: авторским коллективом выделены ключевые аспекты значимости развития профессиональных компетенций государственных служащих, представлена их расширенная классификация, выстроена причинно-следственная модель проявления компетенций.

Ключевые слова: компетенции, государственное управление, профессиональное развитие, государственная служба, знания, навыки.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.018

УДК 330.117

Р.А. ДРОЖНИКОВ аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены актуальные аспекты ряда особенностей правового регулирования государственных корпораций в Российской Федерации.

Актуализацией исследования является тот факт, что реформа социально-экономической сферы российского общества, происходившая на рубеже ХХ и ХХI веков, потребовала преобразований всей системы образования и функционирования юридических лиц. Таким образом, возрождение этого юридического лица после десятилетий пренебрежительного отношения государства к хозяйственному товариществу привело к появлению новых организационно-правовых форм юридических лиц. Поэтому государственная корпорация является одним из реальных примеров организационно-правовых форм.

Автор подчеркивает, что законодательство, определяющее правовой статус госкомпаний, может быть изменено и регламентировано не только на федеральном уровне, но и путем принятия внутренних локальных нормативных актов. Однако в данном случае целевое назначение госкорпорации не совсем оправдано. Ведь его отличительной чертой является функция государственного управления, которая будет возложена на внутренние органы организации.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственные корпорации, нормативный акт, законодательство, право собственности, имущество, договор.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.019

УДК 323.2:352

Т.А. КОСТИНА аспирант кафедры Политических наук и международных отношений Историко-филологического факультета Челябинского государственного университета, Россия, г. Челябинск

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена анализу проблем, с которыми органы государственной власти РФ сталкиваются в процессе реализации государственной политики по развитию местного самоуправления.

Цель исследования – определить и изучить главные проблемы государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, их влияние на ее разработку и реализацию. Применяются системный, институциональный, компаративный и исторический научные методы. Делается вывод, что существующие проблемы имеют разные причины и степень влияние на ее осуществление. Их своевременное разрешение является одним из условий достижения высокой эффективности в деятельности органов государственной власти по развитию местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, субъекты РФ, государственная политика, органы государственной власти.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.020

УДК 338.45.01

Н.Ю. ТОРИК соискатель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУБСИДИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАЧАЛЕ XXI В.

Настоящая статья посвящена исследованию динамики государственного субсидирования промышленных предприятий, реализующих деятельность в сфере разработки и внедрения инноваций, в начале XXI в. Автором охарактеризован процесс развития политики государственного субсидирования инновационных промышленных предприятий, начиная с 2010 г. и по настоящее время, выявлены основные инструменты и направления государственной поддержки наиболее приоритетных отраслей российской промышленности, реализующих деятельность в сфере инноваций.

Ключевые слова: государство, промышленность, промышленные предприятия, инновации, инновационная деятельность, субсидирование, нормативно-правовые акты.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.021

УДК 325.1

А.Л. ЗОЛКИН кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника» ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ПГУТИ), Россия, г. Самара

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, профессор РАЕ, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», научный сотрудник лаборатории научно-исследовательских работ, Московский экономический институт, Россия, г. Москва

М.Н. ИГНАТОВА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений и государственного управления ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

А.Е. ТЕРЕНТЬЕВА магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

А.М. МИХАЙЛОВ магистрант кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Введение: в работе рассматриваются отдельные проблемные аспекты реализуемой миграционной политики и вероятностные риски их негативного влияния на национальную безопасность России. Итоги миграционной политики оказывают глобальное воздействие на состояние социально-экономического пространства страны и качество внутри общественных коммуникаций. Ошибки управления миграционными процессами могут иметь максимально разрушительные стратегические последствия, риски которых многократно увеличиваются в конъюнктуре ведения гибридной войны. Информационная экспансия недружественных стран, а также прямое непосредственное участие нацелены на раскачивание внутренней среды на основе противопоставления миграционного фактора существующим общественным устоям коренного населения. Первые негативные последствия неконтролируемой миграции уже стали отчетливо проявляться в виде роста криминализации миграционной среды, что без изменения общегосударственного курса станет основой для социального взрыва, а в рамках отдельных регионов может привести к открытым противостояниям. В среднесрочной перспективе отчетливо прослеживаются риски радикализации миграционной сферы для использования ее в качестве тарана в отношении правового поля государства и его основных институтов. Цель работы состоит в выявлении наиболее существенных проблем миграционной политики страны на основе диагностики верифицированного статистического материала и обобщения результатов контент-анализа представителей экспертного и научного сообществ. Результаты исследования: авторским коллективом обобщены качественные и количественные оценки результативности миграционной политики, формирующие информационное пространство для ее оперативной коррекции с целью минимизации выявленных рисков.

Ключевые слова: миграция, миграционное сальдо, миграционная политика, демография, добровольные переселенцы, национальная безопасность, социальные риски.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.022

УДК 327

А.Г. ВОЛОВИКОВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Цель статьи – критический анализ системного подхода как инструмента анализа международных отношений.

Статья посвящена анализу системного подхода в международных отношениях, объединяющего теоретические парадигмы для глубокого понимания глобальных процессов. В работе рассматриваются реализм, либерализм, марксизм, конструктивизм и плюрализм. Основное внимание уделяется тому, как каждая из этих парадигм вносит свой вклад в понимание международных отношений, подчеркивая важность власти, экономической взаимозависимости, культурных особенностей и идентичности.

Исследование демонстрирует, что системный подход позволяет интегрировать идеи и подходы для создания комплексной картины международных отношений, которая отражает взаимосвязь и взаимозависимость акторов и процессов.

Ключевые слова: системный подход, международные отношения, теоретические парадигмы, глобальная политика, стратификация в системе международных отношений.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.023

УДК 324

Ю.В. ПОПОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Россия, г. Омск

ЗАМЕДЛЕНИЕ «ОБНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЫ»: ПРИЧИНЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ФИАСКО ФРАНЦУЗСКОГО ПРОЕКТА НА ВЫБОРАХ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ 2024 Г.

Результаты выборов в Европейский парламент определяют приоритеты политики Евросоюза на последующее пятилетие. Итоги выборов 2024 г. хотя и свидетельствуют о сохранении ведущих позиций за проевропейскими силами (Европейской народной партией и Партией европейских социалистов), но также и об усилении позиций евроскептиков и правопопулистских сил (Патриотов за Европу, Европейских консерваторов и реформистов, Европы суверенных наций), о чувствительном сокращении поддержки либералов и «зеленых». Ведущая фракция поддержки и углубления интеграции – «Обновить Европу» – потеряла весомую часть мест.

Цель статьи – определить возможные причины сокращения электоральной поддержки партий, формирующих «Обновить Европу». Для достижения были проанализированы предвыборная программа и озвученные «Обновить Европу» приоритеты и соотнесены с теми приоритетами, темами и ожиданиями, которые обозначали граждане ЕС в рамках опросов Евробарометра (проведенных в преддверии выборов в Европарламент).

В результате выяснили, что граждане ЕС сохраняют лояльность и поддержку союзу, ценя его за безопасность, свободы и демократию. Но их внимание сосредоточено на необходимости решения наиболее злободневных проблем: бедности, бюрократии, социальной изоляции, улучшения качества и доступности здравоохранения, трудоустройства и доступного жилья для молодых. Поэтому масштабным замыслам проевропейской фракции об оживлении интеграции и углубления союза избиратели предпочитают решение насущных задач текущего времени. Получается, что политики ЕС и рядовые европейцы смотрят на европейское целое с разных ракурсов. И на этом разрыве получают свои голоса популисты, оттесняя в Европейском парламенте евролибералов с занятых ими ранее мест.

Ключевые слова: «Обновить Европу», проевропейская фракция, Европейский парламент, выборы в Европейский парламент 2024, евроинтеграция.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.024

УДК 32.327

Р.Д. ГРЕБНЕВ кандидат юридических наук, заместитель декана факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова по международному сотрудничеству, Россия, г. Москва

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ И СЦЕНАРИЙ ВОЗМОЖНОГО

Инициатива государств-лидеров и держав мирового большинства и Глобального Юга по формированию справедливого многополярного миропорядка определяет актуальность исследования перспектив Африканского союза в контексте указанных преобразований.

Формирование многополярного миропорядка предполагает децентрализацию глобального управления и распределение вопросов совместного и исключительного ведения между международными организациями и форматами глобального значения и региональными системами регулирования международных отношений.

Применение цивилизационного, системного и акторного подходов в сочетании с законами глобального эволюционизма и методологии глобального прогнозирования позволяет моделировать сценарии возможной интеграции Африки, процесс которой осложнен геополитическим аспектом.

В результате исследования был сделан общий вывод о том, что при условии формирования справедливого многополярного миропорядка, Африканскому союзу будет отведено место в системе децентрализованного глобального управления на правах международной организации регионального значения, выполняющей функции регулирования международных отношений в Африке и участвующей в выработке глобальной политики от имени континента.

Перспективы политического единства Африки затруднены совместным проживанием на континенте двух локальных цивилизаций, сопоставимых с частью Мира ислама и традиционными африканскими обществами, сохраняющими признаки родоплеменной обособленности. Положительная перспектива африканского регионализма связана с прагматичной экономической интеграцией, опережающей региональные политические процессы, и решением проблемы обеспечения региональной безопасности.

Ключевые слова: Африканский союз, регионализация политических процессов, глобализация политических процессов, многополярность, глобальное управление.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.025

УДК 32.327

А.Е. АШИХМИН аспирант кафедры сравнительной политологии ФГСН РУДН, проектный менеджер ООО «КФР», Россия, г. Москва

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ДИСКУРСЕ РФ И КНР

Данное исследование посвящено сравнительному анализу концепции технологического суверенитета в политическом и экономическом дискурсе России и Китая. Работа охватывает период с начала 2000-х годов по настоящее время, рассматривая эволюцию понятия в официальных документах и выступлениях лидеров, а также конкретные меры по укреплению технологической автономии в ключевых отраслях. Проводится сравнение подходов РФ и КНР, анализируется влияние концепции на международные отношения и глобальный технологический ландшафт. Исследование представляет интерес для специалистов в области политологии, экономики, международных отношений и технологического развития.

Ключевые слова: суверенитет, Россия. Китай, безопасность, импортозамещение, цифровизация.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.026

УДК 32.327

Е.А. ДИБРОВ соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

В статье рассматриваются проблемы региональной безопасности Союзного государства в условиях геополитической нестабильности в Восточной Европе. Выявлено деструктивное влияние западноцентричных региональных военно-политических, социально-экономических организаций в Восточной Европе, оказывающих негативное воздействие на ход развития украинского кризиса с 2014 года.

В контексте противостояния внешнему влиянию в регионе, в статье предложена и проанализирована эффективность использования комбинированного подхода для стран-участниц Союзного государства, основанного на фундаментальных принципах теорий международных отношений.

Определена роль региональных альянсов в формировании плацдарма для наступательных действий в Восточной Европе. Перечислены миротворческие инициативы Российской Федерации и Республики Беларусь, направленные на урегулирование украинского кризиса. Обозначены возможные шаги для укрепления безопасности стран-участниц Союзного государства в ходе противодействия западноцентричным региональным организациям в рамках формирования устойчивой архитектуры безопасности в Европе.

Ключевые слова: Региональные организации Восточной Европы, радикализация, украинский кризис, ядерное оружие, архитектура безопасности, Союзное государство, миротворческие инициативы.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.027

УДК 32.327

ЛЮ КАНСИНЬ аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЛИ СЫХАНЬ бакалавр Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Статья посвящена анализу геополитического значения Северо-Восточной Азии в контексте российско-китайского сотрудничества. Актуальность темы обусловлена растущей ролью данного региона в системе международных отношений и стратегическим характером партнерства между Россией и Китаем. Цель исследования – выявить ключевые факторы, определяющие геополитический статус Северо-Восточной Азии, и оценить потенциал российско-китайского взаимодействия в регионе. В качестве основных методов использованы системный анализ, сравнительно-исторический подход, ивент-анализ, кейс-стади и экспертное интервьюирование. Эмпирическую базу составили документы и статистические данные международных организаций, материалы СМИ, результаты опросов. Выявлено, что геополитическая значимость Северо-Восточной Азии определяется такими факторами, как географическое положение, ресурсный и экономический потенциал, развитая инфраструктура, военно-стратегическое измерение. Показано, что несмотря на разницу интересов и подходов, Россия и Китай объективно заинтересованы в поддержании региональной стабильности и совместном продвижении интеграционных процессов. Определены перспективные направления российско-китайского сотрудничества в Северо-Восточной Азии, включая совместные инфраструктурные проекты, инвестиционное взаимодействие, координацию усилий по противодействию традиционным и новым вызовам безопасности. Теоретическая значимость исследования состоит в углублении представлений о геополитической динамике в Северо-Восточной Азии. Практическая значимость связана с возможностью учета полученных результатов при планировании российской внешней политики в регионе и выстраивании стратегического партнерства с КНР.

Ключевые слова: Северо-Восточная Азия, геополитика, российско-китайские отношения, региональное сотрудничество, безопасность, интеграция.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.028

УДК 32

Д.А. КОЗЛОВА специалист по учебно-методической работе факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

Э. ЮНГЕР О РОЛИ ВОСТОКА И ЗАПАДА В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО МИРОПОРЯДКА

Статья посвящена отдельному аспекту проблемы войны и мира в социально-политической мысли Германии ХХ века – концепции конфликта цивилизаций идеолога консервативной революции Э. Юнгера. Перед автором исследования была поставлена цель реконструировать концепцию конфликта цивилизаций немецкого мыслителя. Для достижения поставленной цели необходимо было охарактеризовать историко-биографические и раскрыть теоретико-методологические основания концепции межцивилизационных конфликтов Э. Юнгера. Кроме того, нужно было сформулировать концепты Востока и Запада мыслителя. И наконец, определить, можно ли отнести концепцию межцивилизационных конфликтов Э. Юнгера к геополитическим концепциям.

Исследование опирается на взаимодополняющие принципы научности и целостности. В ходе работы автор обращался к широкому набору исторических, политологических и других научных методов. Среди них политико-текстологический анализ, историко-биографический анализ, сравнительный анализ, дискурс-анализ, индукция и дедукция.

В результате проведенного исследования автором были выделены критерии для сравнения концептов Востока и Запада Юнгера, определены концепты войны и связь «Мировой Гражданской войны» с концепцией межцивилизационного конфликта мыслителя, реконструирована сама концепция. Автор пришел к выводу, что концепцию конфликта цивилизаций Юнгера нельзя назвать подлинно геополитической, так как мыслитель не сосредотачивается на географическом и геополитическом факторах, отрицая связь Востока и Запада с геополитическими пространствами.

Ключевые слова: социально-политическая мысль Германии, ХХ век, проблема войны и мира, конфликт цивилизаций, Э. Юнгер.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.029

УДК 32.327

М.И. КРУПЯНКО доктор политических наук, в.н.н. Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва

Л.Г. АРЕШИДЗЕ доктор исторических наук, профессор ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

НОВЫЙ КУРС ЯПОНИИ НА КАРДИНАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СВОЕЙ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВПЕРВЫЕ С ВРЕМЕН ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЧАСТЬ III

В статье авторы проанализировали логические последствия завершения эпохи сотрудничества России с Западом после окончания первой «холодной войны» в начале ХХI-го века и признание того факта, что возвращения к ситуации до 24 февраля 2022 года, т.е. до начала Специальной военной операции России на Украине – в ее отношениях с США, НАТО и Японией – больше не будет. Тридцатилетняя эпоха в целом конструктивного, хотя и не без проблем, сотрудничества России с Западом окончательно завершена. Капитулировавшая после окончания Второй мировой войны Япония сегодня, в начале ХХI-го века, оказалась полностью подчиненной американским стратегическим интересам по построению нового мирового порядка на Дальнем Востоке, а стало быть, – ее правящие круги сегодня принимают самое активное участие в действиях по сдерживанию влияния России в мире, в целом, и на Дальнем Востоке, – в частности, препятствуя ее сближению с Китаем и содействуя в укреплении в дальневосточном регионе блоков недружественных России стран в интересах США и их союзников в этой части земного шара.

Ключевые слова: «холодная война 2.0», гонка вооружений в космосе, политика «сдерживания», «новый оборонный бюджет Японии».

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.030

УДК 32.327

С.А. ЛЫКОВ аспирант Института философии РАН, Сектор истории политической философии, Департамент по работе в Центральном и Северо-Западном федеральных округах Управления региональной и технологической работы ЦИК Партии Единая Россия, Россия, г. Москва

РОССИЯ НА ЕВРОПЕЙСКОМ ГАЗОВОМ РЫНКЕ В СЕРЕДИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается роль России на европейском газовом рынке в период с середины XX века до начала XXI века с учетом политических аспектов. Автор подчеркивает, что природный газ является ключевым экспортным товаром для России. Основной тезис статьи заключается в том, что энергетическая безопасность становится важным аспектом международных отношений, учитывая не только гарантию поставок, но и безопасность в политическом, экономическом и инфраструктурном плане. Рассматривая историю взаимоотношений между Россией и странами Европы в газовом секторе, автор ставит акцент на важности политических решений в контексте «Холодной войны» и последующих исторических событий. Таким образом, основная мысль статьи заключается в том, что энергетический диалог между Россией и Европой имеет сложное взаимодействие, влияющее на политическую, экономическую и геополитическую стабильность в регионе.

Ключевые слова: энергетическая дипломатия, энергетические ресурсы, энергетическая безопасность, политические аспекты.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.031

УДК 32

Х.З. ОКУДЖАВА аспирантка кафедры российской политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Цифровая трансформация государственного управления является приоритетным направлением развития современных государств. Перевод публичного управления на «цифровые рельсы» открывает широкие возможности для улучшения качества и оперативности предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу, а также для повышения эффективности самого государственного аппарата.

В статье проанализирован передовой опыт внедрения цифровых технологий в государственном управлении в различных государствах мира с учетом их географического расположения, политической системы и возможных исторических предпосылок, повлиявших на успешное развитие электронных правительств. Для сравнения отдельных стран по уровню внедрения цифровых технологий взяты Дания из группы скандинавских государств, Южная Корея – из Азии, США – с американского континента, ОАЭ – из арабского мира и др.

В работе также обозначены проблемы, связанные с цифровизацией госсектора, включая значительные финансовые, кадровые, технологические и организационные вызовы. Выявлены сходства и различия стран-лидеров как по уровню развития «электронного правительства» и «цифрового госуправления», так и по избранным подходам и приоритетам в данной сфере.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровые технологии, международный опыт, информационные системы, государственное управление.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.032

УДК 32.327

ПАН ЛУ аспирантка кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Китай

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОЛИТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА

Индия и Пакистан являются важным узлом в Южной Азии, связывающими Центральную Азию, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток, и продолжающийся конфликт между двумя странами негативно влияет на мир в южноазиатском регионе. В статье описывается история индо-пакистанского конфликта и рассматривается роль международных организаций в его разрешении. Автор также рассматривает основные причины индо-пакистанского противостояния и устанавливает причинно-следственную связь между событиями конфликтов 1947, 1965, 1971 и 1999 годов и текущими событиями в индо-пакистанских двусторонних отношениях.

Ключевые слова: индо-пакистанский конфликт, Индия, Пакистан, урегулирование конфликта, международные организации.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.033

УДК 32.327

Ю.С. ПОПОВСКАЯ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Россия, г. Москва

ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЯ КИТАЯ В РЕГИОНЕ ИНДИЙСКОГО ОЕКАНА

Китай постепенно укрепляет позиции в разных стратегически важных регионах мира, в частности, в регионе Индийского океана, где расположено много важных для Поднебесной транспортных узлов. В статье размариваются геополитические интересы и цели КНР в данном регионе, а также стратегии, которые он использует для их достижения.

В статье показано, что официально интересы Китая отражены в концепции «Сообщества единой судьбы», которая позиционируется как альтернатива миропорядку США. Она основана на пяти принципах мирного сосуществования, а также принципах многосторонних отношений, справедливой и законной системы безопасности, стремления к открытому, инновационному и инклюзивному всеобщему развитию, содействия межцивилизационным обменам и толерантности. Еще одним интересом Китая является торговля с африканскими странами. Исходя из этого целями являются обеспечение безопасности торговых путей, поиск альтернативных торговых путей. Для достижения вышеуказанных целей Китай использует проект «Один пояс, один путь».

Работа выполнена на основе анализа официальных выступлений и заявлений руководителей КНР, общего курса внешней политики Китая в регионе Индийского океана. В ходе работы над статьей применялся историко-социологический метод.

Проведенная автором статьи работа позволит более полно понимать ситуацию в регионе для выстраивания политики и развития отношений с ближайшим партнером России, а именно Китаем.

Ключевые слова: Китай, регион Индийского океана, национальные интересы, цели политики, стратегия, проект «Один пояс, один путь».

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.034

УДК 32

А.С. РЫЖЕНКОВ эксперт Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва

ТУРЕЦКАЯ ПАРТИЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И ТЮРКСКИМ ГОСУДАРСТВАМ ЕВРАЗИИ

В статье исследуются подходы к внешней политике ультраправой турецкой Партии националистического движения, с 2018 года входящей в правящий альянс с Партией справедливости и развития, возглавляемой президентом страны Р.Т. Эрдоганом. В научной и аналитической литературе Партия националистического движения считается главным политическим актором Турции, исповедующим пантюркистские ценности. На основе партийных документов и выступлений ведущих спикеров за последнюю четверть века рассматривается отношение партии к России, тюркским народам, населяющим нашу страну, и тюркским странам евразийского пространства.

Ключевые слова: Турция, Партия националистического движения, пантюркизм, турецкие партии, турецкая внешняя политика, российско-турецкие отношения, Девлет Бахчели.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.035

УДК 32.327

Н.С. СЕМЕНОВ аспирант кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.Ю. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИНФРАСТРУКТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОРИДОРЫ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ КНР

В статье анализируется инфраструктурно-экономические коридоры китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в качестве стратегического инструмента для продвижения геополитического и геоэкономического влияния Китая. Инициатива была провозглашена в 2013 году и охватывает множество проектов, призванных улучшить транспортные связи между Китаем и другими странами. Введение подчеркивает историческую важность взаимосвязанности территорий, а также стратегическую необходимость создания альтернативных маршрутов для транспортировки ресурсов.

Одной из ключевых целей ОПОП является укрепление энергетической безопасности Китая, что достигается путем создания экономических коридоров, таких как Новый Евразийский Сухопутный мост и коридор Китай-Центральная Азия-Ближний Восток. Эти коридоры позволяют ускорить доставку товаров и сократить затраты, способствуя экономическому развитию регионов, которые они охватывают. В статье анализируются конкретные коридоры: Экономический коридор Китай-Монголия-Россия, который укрепляет связи между тремя странами и способствует экономическому сотрудничеству; и Экономический коридор Китай-Центральная Азия-Ближний Восток, который соединяет Китай с Аравийским полуостровом и играл значительную роль в развитии инфраструктуры.

Финансирование проектов инициативы осуществляется через ряд финансовых институтов, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути. Успех ОПОП зависит от политической стабильности и экономического сотрудничества в приоритетных странах-участницах, а также от способности Китая преодолеть геополитические вызовы и конкуренцию на международной арене.

Важной частью статьи является внимание к экологическим и культурным стратегиям, направленным на устойчивое развитие. Также отмечается необходимость создания зон свободной торговли и упрощения таможенных процедур, а также потенциал культурных обменов для улучшения межгосударственных отношений. Инициатива рассматривается как возможность для Китая расширить свое влияние на глобальной арене через экономическое и культурное сотрудничество.

В заключение, подчеркивается, что успех ОПОП будет зависеть не только от финансовых и инфраструктурных вложений, но и от способности стран адаптироваться к изменяющимся условиям и находить баланс между экономическим развитием и геополитическими интересами. Только так можно обеспечить долгосрочные выгоды от проекта как для Китая, так и для стран-участниц.

Ключевые слова: геополитика, геоэкономика, инфраструктурно-экономические коридоры, инициатива «Один пояс, один путь», Китай.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.036

УДК 32

ЧЖАН ЦЯНЬ аспирант центра изучения русского языка, литературы и культуры Хэйлунцзянского университета, Китай, г. Харбин

ПРОБЛЕМА НАГОРНОГО КАРАБАХА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

После начала российской специальной военной операции геополитический ландшафт в мире кардинально изменился. В Нагорно-Карабахском регионе возникла новая реальность: сосуществование ситуаций конфликта и примирения и первые проблески мира в Нагорном Карабахе. За этой новой реальностью стоит трехуровневая игра, окончательный исход которой в конечном итоге определит будущее нагорно-карабахской проблемы. В целом появилась возможность для мирного урегулирования нагорно-карабахского вопроса, но остается большая неопределенность.

Ключевые слова: Армения, Азербайджан, Нагорный Карабах, Российская специальная военная операция.

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.037

УДК 32.327

С.А. ШПАКОВСКИЙ аспирант кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: СТРУКТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В статье анализируются организации, деятельность которых направлена на регулирование различных аспектов миграции на международном уровне. В связи с сегодняшней ситуацией в мировом сообществе и усиления глобализации, отношение между странами вышли на новый уровень, и миграция стала одним из факторов, который влияет на социальные, экономические, демографические и культурные аспекты жизни каждого государства. Миграционные потоки усиливаются и количество людей, желающих покинуть родину из-за ряда факторов (экономика, социальные проблемы, военное положение и т.д.) растет. Поэтому важной обязанностью любого правительства государства является умение корректно простроить миграционную политику, чтобы была возможность управлять миграционными процессами. Для помощи государствам в проведении миграционной политики был создан ряд международных организаций, цели и задачи которых разнятся. Автором предпринята попытка структурирования различных международных организаций и их деятельности.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, международные организации, миграционная политика.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.038

УДК 32

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, Народный депутат России, Председатель парламентской Комиссии по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям Верховного Совета Российской Федерации (1991-1993 гг.), Россия, г. Москва

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

В статье на основе научно-практического анализа публичных лекций и бесед автора в социальных сетях по проблемам развития современных моделей федерализма в мире раскрываются основные источники процесса стабилизации политических и правовых основ территориально-политического устройства современных государств. Дается характеристика особенностям развития этнофедерализма в СССР. Делается попытка выявления и обоснования роли современных федеративных отношений в обеспечении государственной стабильности Российской Федерации.

Ключевые слова: российский федерализм, советский этнофедерализм, современные модели федерализма в мире, федеративные отношения, территориально-политическое устройство, политические и правовые институты, дестабилизация.

РЕЦЕНЗИИ

DOI 10.35775/PSI.2024.109.9.039

УДК 32.327

И.А. АРЖАНОВ кандидат политических наук, выпускник факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Россия, г. Москва E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ORCID ID: 0000-0002-5738-3941

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ЕВРОПА В ГЛОБАЛЬНОЙ ПЕРЕСБОРКЕ / ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ РАН; ОТВ. РЕД. АЛ.А. ГРОМЫКО. МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ МИР», ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ РАН, 2023. 508 С.

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ