№ 7 (83), 2022
Научный журнал «Вопросы политологии». Том 12. № 7 (83), 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
Ахмедова С.А. Территориальный вопрос в грузино-азербайджанских отношениях
Ван Цзясюй. Теория политической модернизации Китая Сунь Ятсена и ценности современного общества
Торопов Е.А. Правовые аспекты концепции анархо-капитализма
Трофимов П.А. Теория мультикультурного гражданства Уилла Кимлики: нация и национализм
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Васильева Л.А., Афонин А.А. Медиа: особая энергетика военной журналистики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Сурма И.В. Формирование геополитического плюрализма как основы нового миропорядка
Ванковска Б. NATO 2022: A Search for Friends and Foes/НАТО 2022: в поисках друзей и врагов
Дубровина О.В., Дубровина О.Ю., Ливанова И.В. Миграционные процессы: политико-правовое регулирование
Тушков А.А., Животова Д.А. К вопросу об идеализации японской культуры в России
Ван Цзюньтао. «Экономический пояс Шелкового пути» и «План нового Шелкового пути»
Колосова И.В. Далай-лама Тензин Гьяцо – посол мира и межрелигиозного согласия
Чэнь Ханьчжи. Партийная школа КПК в подготовке политических элит
Исаев К.А. Современный кризис в Боливарианской Республике Венесуэла: миграционный аспект
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
Емелин Д.Р. Роль России в трансформации современной системы международных отношений
Намазов О.Б. Генезис и эволюция социального государства: политологический аспект
Никитина К.А. Цифровые технологии в ракурсе современных концепций трансформации мирового порядка
Секретарева К.Н. Цифровая экономика Китая в исторической ретроспективе
Цветкова Ю.А. Повестка дня: понятие, специфика, типологии
Цориева З.Х. Особенности развития современных интеграционных процессов в латиноамериканском регионе
Чалышев А.Ю. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Франции на африканском континенте
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.001
УДК 323.2
Л.Х. ДЗАХОВА доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и общественных наук Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Россия, г. Владикавказ
Р.А. ЧИХТИСОВ кандидат социологических наук, доцент кафедры философии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Россия, г. Владикавказ
КОНЦЕПТ РУССКОСТИ VERSUS КОНЦЕПТ РОССИЙСКОСТИ: ОСМЫСЛЕНИЕ В ВОЗМОЖНОСТЯХ ПОНИМАЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
Статья содержит политологическую критическую рефлексию по поводу таких значимых концептов современного российского общественно-политического процесса, как концепт русскости и концепт российскости. Выделяются их политико-правовые детерминанты и свойства в практической эволюции и в контексте современного состояния общества и власти в России с учетом существенных внешних вызовов, а также и внутренних средовых факторов. Формирование, формулирование и применение данных концептов увязывается с политико-управленческой и доктриной руководства РФ на фоне соотнесения, сочленения, а также и конкуренции русскости и российскости. С помощью ресурсов понимающей политологии акцентируются возможности этногражданской солидаризации граждан страны на фоне геополитических вызовов и ущербов и действий РФ по упрочению государственного суверенитета. Результирующие идеи конкретизируют обстоятельства синкретичности русскости и российскости как политических проектов с выделением роли власти и роли общества в оптимизации таковых.
Ключевые слова: русскость, российскость, гражданская консолидация, политическая нация, «русский мир», русская идея, российская гражданская идентичность, консервативно-охранительная политология, политический метатекст, вертикализация власти, общественный консенсус, внешние вызовы.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.002
УДК 32
С.А. АХМЕДОВА аспирант кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ГРУЗИНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Распад Советского Союза в корне изменил геополитическую обстановку на Южном Кавказе. Однако, как и в ситуации, сложившейся в начале ХХ века Грузия и Азербайджан сумели наладить близкие отношения. Через Грузию проходят основные маршруты, по которым в Европу осуществляется экспорт азербайджанских углеводородов. Обе республики столкнулись с проявлениями этнического сепаратизма что также способствовало сближению их позиций. Однако наряду с общими интересами между ними существуют проблемы, в числе которых и проблема демаркации и делимитации государственной границы. В статье рассмотрены внешнеполитические отношения между Азербайджанской Республикой и Грузией на фоне территориальных вопросов. Изучены исторические предпосылки, способствующие нынешней геополитической ситуации, а также возможность решения проблемы дипломатическими методами. Изучено положение государств в составе Советского Союза, а также их положение после выхода из него и обретения независимости. Рассмотрено положение данного вопроса на современном этапе, а также предложены альтернативные варианты решения конфликтной ситуации.
Ключевые слова: Азербайджан, Грузия, СССР, история, международные отношения, территориальная целостность, конфликт.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.003
УДК 32
ВАН ЦЗЯСЮЙ аспирант кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва
ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ СУНЬ ЯТСЕНА И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Политическая модернизация является основой социально-экономического развития современного Китая, уходящей своими корнями в ключевые политические теории, разработанные на рубеже XIX-XX вв. Одним из наиболее видных теоретиков модернизации был Сунь Ятсен, знаковая фигура китайской политической истории, ставший одним из наиболее почитаемых политиков прошлого в современном Китае. В наследии Сунь Ятсена был осуществлен уникальный синтез ключевых идей политической модернизации, возникших и развитых в западной демократической мысли, с основными постулатами китайской политической традиции. Сунь Ятсен внес значительный вклад в политическую модернизацию современного Китая, а его идеи имеют большое стратегическое значение для китайского государства, ориентированного на построение гармоничного социалистического общества под действием принципа верховенства закона. В рамках настоящей статьи рассмотрены основные положения теории политической модернизации Сунь Ятсена. Проанализированы основные идеи концепции «Три принципа народа», разработанная за относительно короткий период времени теории, послужившая интеллектуальным обоснованием для всех его политических действий. В статье рассмотрены базовые постулаты народовластия и доктрины средств к существованию народа как ключевых элементов теории политической модернизации Сунь Ятсена.
Ключевые слова: Сунь Ятсен, политическая модернизация, принцип народовластия, ценности современного общества.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.004
УДК 32
Е.А. ТОРОПОВ аспирант кафедры философии политики и права философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ АНАРХО-КАПИТАЛИЗМА
В статье исследуются правовые аспекты концепции анархо-капитализма – политической теории, полагающей возможным функционирование общества в рамках сугубо рыночных институтов. Мысль о принципиальной возможности успешного функционирования частных судебно-правовых систем при полном отсутствии государственных, является одним из немногих принципиальных отличий анархо-капитализма от минархизма, полагающего судебно-правовую систему исключительной прерогативой государства.
Ключевые слова: анархо-капитализм, минархизм, частное право, либертарианство, Бенсон, Фридман, Хьюмер, Нозик, Ротбард.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.005
УДК 32
П.А. ТРОФИМОВ аспирант кафедры философии политики и права философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ТЕОРИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ГРАЖДАНСТВА УИЛЛА КИМЛИКИ: НАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗМ
В статье исследуется концепция национализма в теории мультикультурализма Уилла Кимлики. Цель статьи – определить особенности авторской концепции национализма, которую он именует либеральной, определить практики его реализации, выявить соотношения с классическим пониманием национализма, а также определить роль национализма в демократическом процессе и социальной политике. Либеральный культурализм как обособленное философско-политическое течение сформировался в 90-ые годы XX-ого столетия. Эта концепция частично берет свое начало в теории социального либерализма Джона Ролза, которая была адаптирована под решение проблем, связанных с взаимоотношениями между культурным большинством и меньшинствами в либерально-демократических обществах. На сегодняшний день мультикультурализм представляет из себя довольно стройную и оригинальную теорию, которая в некоторых вопросах близка к австромарксизму (К. Реннер, О. Бауэр) и наследию теоретиков еврейского социалистического движения начала XX века (Бунд, Поалей Цион), а также британскому социализму (Т.Х. Маршалл). Также среди причин появления мультикультурной теории можно назвать развитие постмодернизма, пробуждение меньшинств, развал колониальной системы, усиление миграционных процессов и глобализации, угрозу исчезновения некоторых культурных меньшинств и их маргинализацию, реакцию на нацбилдинг. Либеральный национализм и мультикультурализм являются формами либерального культурализма. В основе его теоретического базиса лежит концепция коллективных прав. Представителями этого направления можно назвать таких философов и политологов, как Уилл Кимлика, Айрис Янг, Юли Тамир и других. Предпосылкой либерального национализма Уилла Кимлики и всей его мультикультурной теории является концепция нации, а также отрицание принципа культурной нейтральности социальных и политических институтов.
Ключевые слова: мультикультурализм, культурализм, Уилл Кимлика, коллективные права, национализм, либерализм, левый либерализм, либеральный национализм.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.006
УДК 32(091)
А.В. ГОЛОВИНОВ кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права юридического института Алтайского государственного университета, Россия, г. Барнаул
Ю.В. ГОЛОВИНОВА кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета, Россия, г. Барнаул
О СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕКОТОРЫХ УЗАКОНЕНИЙ: ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ СИБИРСКИХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕГИОНАЛИСТОВ
Настоящая работа направлена на постижение отдельных аспектов политического учения сибирских демократических регионалистов (областников). Цель публикации выявить проблематику государственной политики в сфере исполнения наказания в политико-идеологическом наследии основоположников сибирского областничества – Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина.
Руководствуясь герменевтической методологией и инструментарием политико-текстологического анализа, авторами показано, что в политической концепции демократических регионалистов важное место занимает рефлексия о правовых основах политики Российской Империи в сфере исполнения наказания.
В рамках проделанной работы установлено, что пенитенциарную и уголовную политику мыслители-регионалисты рассматривали вполне по-современному, то есть в качестве важной составной части внутренней социальной политики отечественного государства. Руководствуясь принципом гуманизма и обращаясь к ценности социальной природы человека, сибирские демократические регионалисты обнаруживали многочисленные пробелы в правовых основах пенитенциарной политики имперской России.
Ключевые слова: сибирский демократический регионализм, областничество, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, государственная политика в сфере исполнения наказания, политическая мысль, правовое регулирование.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.007
УДК 32.323
Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор кафедры Истории России Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
А. ЧУГУНОВА студентка бакалавриата (направление «Филология») Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
А. ТИМЕРШОВА студентка бакалавриата (направление «Международные отношения») Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ВНЕЯЗЫКОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ АТАКИ НА СТАТУС РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКУЮ КУЛЬТУРУ: ОПЫТ АРТИКУЛЯЦИИ ПРОБЛЕМЫ
В статье предпринята попытка проследить и проанализировать тексты, мысли, мнения, замечания, повествующие об атаке на статус русского языка на фоне широкого исторического и геополитического контекста. Цель исследования – проанализировать физическое и духовное состояние русского языка под влиянием внеязыковых факторов, рассредоточенных на трех уровнях: геополитическом, историко-политическом и личностном. В статье также представлены своего рода виртуальные пожелания о выходе из кризисного состояния, в которое сегодня погружен русскоязычный мир внутри себя и вовне.
Ключевые слова: русский язык, русский язык в мире, историко-политическое содержание атаки на русский язык.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.008
УДК 324
Д.В. АЛЕКСАНДРОВ советник Президента ЦСКА, Советник Министра физической культуры и спорта по Московской области, член Попечительского совета регби-клуба ЦСКА; депутат Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области, Россия, г. Москва
М.Е. РОДИОНОВА кандидат социологических наук, доцент, Ph.D. доцент Департамента политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва
ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В XX-XXI ВЕКЕ И ИМИДЖЕВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ДО РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В СПОРТЕ
В статье рассмотрены особенности и специфика спорта в XX-XXI вв., роль спорта в имиджевом сопровождении государств и его роль во внутренней политике государств; поднят вопрос важности спортивных достижений как показателя зрелости государств; приведены примеры и мнения представителей спорта (таких видов спорта как хоккей, биатлон, бокс, шахматы, городошный спорт, фехтование на саблях, плавание и др.), многие из которых являются олимпийскими чемпионами мира, достигшие серьезных высот и в спорте, и в политике, и в бизнесе. Материал статьи основан на книге Александрова Д.В. «Спорт вне политики. Политика вне спорта» [1. C. 212] (5).
Ключевые слова: спорт в политике, политика в спорте, спортивные санкции, допинговые скандалы, международная конкуренции, воспитание молодого поколения, воспитание патриотизма через спорт.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.009
УДК 32
Л.А. ВАСИЛЬЕВА доктор филологических наук, профессор Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток
А.А. АФОНИН специалист в области международных отношений, бакалавр юриспруденции, эксперт по внешним коммуникациям, старший преподаватель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток
МЕДИА: ОСОБАЯ ЭНЕРГЕТИКА ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Доминанта современного информационно-пропагандистского процесса – военная журналистика. Военная журналистика в СССР, специфика пропаганды, военкоры. Спецгруппа писателей – военкоров. Источники фронтовых новостей, жанры, тематическая направленность текстов ВОВ, Военкоры спецоперации 2022 года.
Ключевые слова: специальная операция, денацификация, слухи, мифы, ритуалы, фейки.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.010
УДК 323.213
Е.С. КОНДРАТОВА кандидат технических наук, помощник заместителя председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Россия, г. Санкт-Петербург
Е.В. КЕРНОЖИЦКАЯ аспирант кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Санкт-Петербург
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СТРОИТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Статья посвящена решению задач важнейшего направления внутренней политики государства – строительной политике. Строительная сфера объединяет большое количество субъектов в сложной системе финансовых, правовых, организационно-административных и управленческих связей. Федеративное устройство государства оставляет много возможностей для развития регионов, в том числе и в осуществлении градостроительной политики. В этом смысле, содержание строительной политики в регионе является показателем федерализма. Предметная область, затронутая в статье, включает в себя исследование управленческих механизмов и состояния строительной политики на примере Ленинградской области. Теоретическая значимость исследований в данной области обусловлена тем, что сама категория «строительная политика» не проработана в научном дискурсе. Обращаясь к программно-целевому подходу, который сегодня лежит в основе государственных программ развития и модернизации, концепция государственной строительной политики на федеральном уровне никак не закреплена отдельным регламентирующим нормативным документом, мероприятия строительной политики регламентируются положением нескольких документов. Формально-логические методы исследования, такие как анализ, сравнение, синтез, в данном случае дополняются интерпретацией вторичных данных и статистики. При изучении механизмов формирования и реализации строительной политики очевидна тесная ее взаимосвязь с проблемами регионального управления, комплексными проблемами социально-экономического развития регионов. Прикладное значение строительной политики с точки зрения политологического знания заключается в потребности государственных институтов федерального и регионального звеньев отвечать на потребности граждан страны, которые, с одной стороны, удовлетворяются не в полной мере, с другой – являются одними из базовых потребностей человека. Целью исследования было выявление и описание содержания, механизмов и тенденций строительной политики региона.
Ключевые слова: строительство, строительная политика, территория, комплексное развитие территории.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.011
УДК 323.15+32.019.51
А.С. БУРОВ аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНАХ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
(ЧАСТЬ 2)
Статья представляет собой вторую часть исследования основных политтехнологий дестабилизации в регионах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также существующих предпосылок, создающих благоприятные условия для реализации таких технологий. В первой части работы с теоретических позиций были рассмотрены вопросы политтехнологической дестабилизации в контексте проблематики коренных малочисленных народов Севера, а также их основные примеры. Во второй части статьи раскрываются предпосылки, способствующие развитию указанной деструктивной деятельности на региональном уровне, а также предложения по мерам стабилизации политической ситуации в указанных регионах. Данные материалы могут быть использованы при формировании рекомендаций для институтов публичной власти, в компетенцию которых входят вопросы реализации национальной и региональной политики. В качестве основных научных методов в данной работе использованы междисциплинарный и ситуационный методы исследования. Работа основана на анализе источников современной политологической науки, органов исполнительной власти, а также нормативных актов федерального и регионального уровня.
Ключевые слова: внутренняя политика, коренные малочисленные народы Севера, национальная политика, политические технологии, дестабилизация.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.012
УДК 32.323
В.В. ТИТОВ кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме институциональной организации государственной политики идентичности в Российской Федерации с учетом особенностей развития политической системы постсоветской России и роста геополитических рисков. Анализируется опыт зарубежных стран по созданию институтов национальной памяти как специализированных государственных структур, деятельность которых ориентирована на формирование соответствующей модели национально-государственной идентичности на основе полномасштабной реструктуризации коллективного образа прошлого. При этом проведенное исследование позволяет утверждать, что указанный опыт в силу ряда исторических и социально-политических обстоятельств, связанных, прежде всего, с этнокультурным многообразием российского общества, не является приемлемым для современной России. Также отмечается, что важнейшими условиями совершенствования институционального профиля политики идентичности, контуры которой формируются в сегодняшней России, является ее дальнейшее смысловое наполнение, выработка и четкое формулирование целей ее реализации.
Ключевые слова: национально-государственная идентичность, государственная политика идентичности, институциональная организация, образ врага, институты национальной памяти, историческая политика.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.013
УДК 32.323
М.Д. ОДИНОКОВ аспирант кафедры философии и социологии Академии труда и социальных отношений, Россия, г. Москва
А.Д. ТРИФОНОВ аспирант кафедры философии и социологии Академии труда и социальных отношений, Россия, г. Москва
ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУХПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматривается актуальность запроса на идеологию внутри российского социума. Исследование данной темы происходит в рамках современной политической конъюнктуры. Основной акцент делается на перспективах консервативной идеологии, ключевым фактором для институционализации которой является реформирование партийный системы Российской Федерации и формирование двухпартийного парламента. В ходе анализа тезисно доказывается перспективность данной системы в условиях текущих геополитических трансформаций.
Ключевые слова: партия, идеология, политика, двухпартийная система, консерватизм, государство, Россия.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.014
УДК 32.323
Е.А. ЧИБИРКИН Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Россия, г. Саранск
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Введение: в условиях глобализации перед российским государством встает задача по укреплению основ консолидации общества, а также поддержанию стабильности и безопасности государства. Решение этой задачи связано с поиском наиболее эффективного механизма реализации стратегий политики в духовной сфере общества, в том числе в сфере патриотического воспитания. Цель: оценка современной государственной политики патриотического воспитания граждан и формирование оптимального механизма ее регулирования и контроля. Методы: системный, институциональный, аналитический, концептуальный и сравнительный подходы, а также неформализованный анализ документов органов государственной власти, анализ вторичных данных. Результаты: проанализированы особенности формирования государственной политики патриотического воспитания и выделены основные проблемы ее реализации и эффективности, предложены меры совершенствования. Выводы: в текущей ситуации необходим пересмотр действующих государственных программ в области патриотического воспитания в целях повышения их эффективности. Осуществить это возможно путем комплексного подхода к постановке целей и задач в рамках данного и сопутствующих направлений, оптимизации деятельности компетентных органов и ведомств. Согласование действий общества и государства позволит сформировать эффективную модель патриотического воспитания в стране.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, государственная политика, государственные программы, молодежь, Российская Федерация.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.015
УДК 32
Е.В. ДРОЗДОВА аспирант кафедры политологии и политического управления Школы политических исследований Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТЕРМИНА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Автором рассматриваются основные термины, используемые для характеристики образовательной политики в отечественных и англоязычных исследованиях. Дается краткий этимологический анализ терминов, а также приводятся основные различия в использовании терминологии при переводе с английского на русский. Для семантического анализа термина государственная образовательная политика автором рассматриваются более общие категории, которые составляют данное понятие: политика, государственная политика, образование, образовательная политика, политика государства в области образования, глобальная образовательная политика. Необходимо заметить, что современное рассмотрение этого понятия не может быть раскрыто полностью без интерпретации соответствующих иноязычных терминов (policy/policies, politics, education, education policy/politics, politics of education).
Ключевые слова: образование, государственная образовательная политика, политика государства в области образования, глобальная образовательная политика.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.016
УДК 342.07.5:97
К.М. УТЕСИНОВ соискатель Института государства и права, Кыргызская Республика, г. Бишкек
О ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье выделены методологические посылки для выделения категории «контроля», охватывающего все уровни власти и этапы управленческой деятельности, вбирая в себя элементы: проверки законности и их целесообразности выполнения органами власти. Контроль – относительно самостоятельный элемент политико-правовой системы общества, который осуществляется госорганами, должностными лицами и управомоченными общественными объединениями, направленный на достижение целей с использованием стимулов и ограничений и ориентированный на удовлетворение интересов социума. Итогом проведенного анализа является актуализация принятия ряда законов о контрольной деятельности в КР.
Ключевые слова: государственное управление, государственный контроль, Конституция, концепция, прерогатива, государственный орган, реформирование, власть, взаимодействие, соподчинение.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.017
УДК 32.327
И.В. СУРМА кандидат экономических наук, заведующий кафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД РФ; член-корреспондент РАЕН, профессор Академии Военных Наук, Россия, г. Москва
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА КАК ОСНОВЫ НОВОГО МИРОПОРЯДКА
В статье показано, что традиционный миропорядок стоит на пороге исторической трансформации и «взаимопонимание», в основе которого лежат не международное право и законы, а осознание соотношения сил и интересов, определяющих для большинства стран границы возможного и доступного, все активнее продвигается коллективным Западом как новая система мировых связей. Подчеркивается, что Североатлантический альянс, который подразумевался как основной инструмент реализации желаемого миропорядка, как силовая структура с этой функцией не справился. Отмечается, что сейчас происходит борьба за разделение сфер влияния основными геополитическими игроками, а ведущие международные организации, такие как ООН или ОБСЕ, потеряли свой авторитет, а международные переговорные площадки используются большинством стран, главным образом, для решения своих узкопрофильных интересов, но при этом остается огромное стремление к разрядке международной напряженности через диалог и сотрудничество в рамках различных объединений. Представлены возможные варианты реализации системы обеспечения международной безопасности.
Ключевые слова: международная безопасность, НАТО, G20, США, международные отношения, ЕС, Россия, Турция, международное право, ОБСЕ, Китай, Иран, миропорядок, геополитика.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.018
УДК 32.327
Б. ВАНКОВСКА профессор политологии и международных отношений факультета философии Университета Святых Кирилла и Мефодия, Македония, г. Скопье
НАТО 2022: В ПОИСКАХ ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ
В статье анализируется положение Североатлантического альянса (НАТО) в меняющемся многополярном мире и особенно события, связанные с Украиной. Основное внимание уделяется предполагаемой внутренней сплоченности и перспективам после встречи на высшем уровне в Мадриде, состоявшейся в конце июня 2020 года. Основная предпосылка состоит в том, что НАТО находится в постоянном поиске (новых или старых) врагов больше, чем друзей, поскольку существование «врага» делает его функционирование законным и необходимым. «Новая» Стратегическая концепция в этом отношении расширяет список «врагов», добавляя Китай в качестве потенциального противника. С другой стороны, изменившийся международный порядок делает более очевидным, чем когда-либо, тот факт, что охват и миссия Североатлантического союза зависят исключительно от создавшего его гегемона, то есть от США. Риторика усиленного и объединенного НАТО по отношению к России пуста, поскольку трудно скрыть «трещины», которые она дает. Союзники расходятся во мнениях относительно идеи о том, чтобы НАТО (США) сосредоточилось на Европе, и предложения о «глобальной НАТО». Основное предположение состоит в том, что НАТО (и США) страдают от чрезмерно амбициозных планов глобального господства, что является всего лишь новой формой ремилитаризации мира. На бумаге это может звучать убедительно, по крайней мере, для широкой публики на Западе, но на деле таит в себе непосредственную опасность бумерангового эффекта на социальном и экономическом уровне. Следовательно, в свое время западная общественность должна будет определиться, хочет ли она больше масла (и тепла) или больше оружия и военной безопасности.
Ключевые слова: НАТО, Стратегическая концепция, Мадридский саммит, Украина, Россия, Китай.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.019
УДК 32.327
О.В. ДУБРОВИНА доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
О.Ю. ДУБРОВИНА кандидат политических наук, доцент, координатор Национального союза политологов России, Россия, г. Москва
И.В. ЛИВАНОВА кандидат политических наук, доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ», Россия, г. Новосибирск
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Данная статья посвящена исследованию миграционных процессов, происходящих в мире. Цель статьи – показать необходимость правового и политического регулирования миграции.
Регулирование миграции происходит в правовой, политической и экономической плоскостях. Большую роль в данном вопросе играет ООН и МОМ. В статье проанализированы основные международные документы по защите прав мигрантов, а также рассмотрены миграционные волны, охватившие мир в настоящее время, показаны основные причины миграции, представлены основные тенденции, характеризующие миграционные процессы, проанализированы российские документы, регулирующие миграционные процессы.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, ООН, МОМ, регулируемая миграция, тенденции развития миграции.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.020
УДК 327
А.А. ТУШКОВ доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток
Д.А. ЖИВОТОВА бакалавр кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕАЛИЗАЦИИ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием российско-японских отношений, характеризующейся обострением, вызванных санкционной политикой коллективного Запада. Но, тем не менее, в России интерес к культуре Японии не угас и, парадоксально, возрастает к ее уникальным особенностям. Это объясняется тем, что глобализация и интеграция культур наблюдается и в наши дни, несмотря на обострение межгосударственных отношений. Поэтому, достаточно интересно изучать данные процессы в разных временных промежутках. Данная тема мало изучена и требует исследования проблематики. Целью данной статьи является исследование интереса российского общества к японской культуре, традициям и обычаям.
Ключевые слова: Япония, Россия, вестернизация японской культуры, японский язык, аниме и манга.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.021
УДК 324
М.Е. РОДИОНОВА кандидат социологических наук, доцент, Ph.D. доцент Департамента политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва
И.В. ЕРЕМЕНКО кандидат философских наук старший преподаватель Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММНУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ВЕБ-САЙТОВ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
Материал представляет сопоставительный анализ практик реализации коммуникативной стратегии партиями правого, левого и центристского толка стран скандинавского блока. В ходе работы анализируются веб-сайты партий, их страницы в социальных сетях, а также библиографический материал по теме, привлекается статистический материал. Посредством изучения особенностей конструирования и ведения веб-сайтов и страниц в социальных сетях зарубежными политическими партиями выделены общие и специфические черты. Особый интерес представляет выполнение подобного анализа на материале нескольких партий, придерживающихся схожих политических позиций, но представленных в разных странах одного региона, в частности на примере Финляндии, Швеции и Норвегии.
Ключевые слова: PR-технологии, коммуникативная стратегия, избирательные технологии, Финляндия, Швеция, Норвегия.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.022
УДК 32.327
ВАН ЦЗЮНЬТАО кандидат политических наук, доцент Высшей школы международных отношений Гуманитарного института СПбПУ, Россия, г. Санкт-Петербург
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ» И «ПЛАН НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»
В данной статье сравнивается и анализируется китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» и американская инициатива «Новый шелковый путь» с точки зрения цели, программы, масштаба, мотивации, положения в их соответствующей стратегической системе, степени открытости, а также отношения к России и Монголии. Целью исследования является анализ и выявление существенных различий и сходств между китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути» и американской инициативой «Новый шелковый путь». В работе использовались эмпирические методы исследования, поиск и анализ информации из средств массовой информации, анализ и сравнение данных, сопоставление и обобщение.
Результаты. В статье выявлено, что китайская инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» руководствуется точкой зрения справедливости и выгоды, которая заключается в достижении общего развития и равной ответственности. Это делает инициативу Китая «Экономический пояс Шелкового пути» принципиально отличной от инициативы страны-гегемона «Новый шелковый путь», глубинной целью которой является контроль над экономическими жизненными путями других стран, изменение политических систем других стран и обслуживание собственной геополитики.
Выводы. Хотя китайский «Экономический пояс Шелкового пути» и американская инициатива «Новый Шелковый путь» имеют схожие названия и в целом могут быть классифицированы как дипломатические инициативы, которые пересекаются в Центральной Азии с целью экономического развития и улучшения условий жизни людей, между ними существует пространство для интеграции и сотрудничества.
Ключевые слова: Экономический пояс Шелкового пути, План Нового Шелкового пути, Китай, Соединенные Штаты.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.023
УДК 32.327
И.В. КОЛОСОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
ДАЛАЙ-ЛАМА ТЕНЗИН ГЬЯЦО – ПОСОЛ МИРА И МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО СОГЛАСИЯ
В статье рассматриваются основные вехи биографии и деятельности буддийского духовного лидера далай-ламы XIV Тензина Гьяцо. Исследуется позиция далай-ламы по тибетскому вопросу, которая основана на политике ненасилия. В 1989 г. за усилия по мирному урегулированию тибетской проблемы далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира. Вслед за Джавахарлалом Неру, опираясь на принцип «ахимсы», далай-лама развивает культуру мира как необходимую основу для урегулирования международных конфликтов. 11 марта 2011 г. далай-лама снял с себя политические полномочия, сосредоточившись на духовной миссии и четырех основных обязательствах своей жизни: защите общечеловеческих ценностей; межрелигиозном согласии и гармонии; решении экологических проблем; сохранении и восстановлении древнеиндийского философского и культурного наследия. Как посол мира и межрелигиозного согласия буддийский духовный лидер вносит важный вклад в формирование глобального мышления с опорой на общечеловеческие ценности.
Ключевые слова: далай-лама XIV Тензин Гьяцо, буддизм, Тибет, ахимса, Нобелевская премия мира, общечеловеческие ценности, межрелигиозный диалог.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.024
УДК 327.8
МЕХМЕТ УРПЕР старший преподаватель кафедры международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург
ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ ЧАСТЬ 1
Данная статья посвящена вопросу о роли и значимости исламского фактора во внешней и внутренней политики государства Турции, в начале XXI столетия. Помимо этого, в центре внимания находится концепция мировосприятия Исламского фактора, который является чрезвычайно важным и актуальным понятием, в качестве основного источника развития конфликтных событий конфессионального характера глобального и регионального масштаба. В данной статье пытаемся анализировать концепцию исламского фактора в качестве политического инструмента при формировании и развитии внутренней и внешней политической деятельности Партии Справедливости и Развития, в период после 2002 года. Кроме того, стараемся продемонстрировать влияние религии Ислама на измерение отношений между государствами Ближневосточного региона. В этой связи предметом нашего исследования является раскол между представителями государственного аппарата приверженцев кемализма и представителями исламского политического движения с традиционным наследием Османского периода в современной политике Турции XXI века. Наша цель представить целостную картину политической активности ПСР, через призму исламского популизма внутри политической динамики Турции и данного региона. Помимо этого, предпринята попытка провести анализ влияния исламских религиозных ценностей на политическую динамику государства, а именно, какие из них ведут к появлению «Империализм 2.0.», как конечной основы внешней политики Турции, с целью формирования новой государственной «Нео-республиканской модели», особо важно, отметить, что на международной арене отношения между субъектами отчасти развиваются в условиях присутствия религиозного фактора в начале XXI века.
Ключевые слова: Турция, религиозный фактор, международные отношения, Ислам, Ближний Восток.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.025
УДК 32.327
ЧЭНЬ ХАНЬЧЖИ стажер Китайского института международных исследований, Китай
ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА КПК В ПОДГОТОВКЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
Китай избрал уникальный путь модернизации и демонстрирует высокие достижения в экономическом, политическом, военно-техническом развитии. По этим причинам научный интерес к политическим элитам только возрастает.
Данная статья посвящена анализу одного из аспектов формирования политических элит Китая – обучению партийных и руководящих кадров, рассматривается специфика системы партийной школы КПК КНР. Созданная масштабная система образования соединяет теорию и практику, способствует формированию стратегического мышления, охватывает все уровни и звенья. Подготовка партийных руководящих кадров, которые играют важную роль в процессе достижения успехов в развитии Китая, является приоритетной задачей КПК.
Ключевые слова: политические элиты, КПК, Китай, руководящие кадры, политическая стабильность, партийная школа.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.026
УДК 32.327
ХАНЬ ВЭНЬСИНЬ аспирант факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГОНКОНГА ПОСЛЕ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В ЗАКОН О ЗАПРЕТЕ ЭКСТРАДИЦИИ
Британская и американская политика касаемо Гонконга является важной частью их политики в отношении Китая. В марте 2019 года возникло Движение за внесение поправок в закон о запрете экстрадиции вокруг предложения правительства. Правительство Специального административного района Гонконга внесло поправки в Постановление о скрывающихся от правосудия преступников и Постановление о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Великобритания и США используют беспорядки для вмешательства во внутренние дела Китая, поддержки оппозиции в Гонконге, сепаратистских сил и участников беспорядков в Гонконге, нарушения общественного порядка в Гонконге и ограничения развития Китая. Таким образом, изучение британской и американской политики в отношении Гонконга имеет большое значение для поддержания принципа «одна страна, две системы», а также для процветания и стабильности Гонконга, наряду с реализацией мирного воссоединения страны и великого омоложения китайской нации.
Ключевые слова: Движение за внесение поправок в закон о запрете выдачи, «гибкая политика» Британии, «политика интервенции» США, причины различий в политике.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.027
Л.М. ЦАХИЛОВА аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ЭВОЛЮЦИЯ РОЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Вопросы международной безопасности являются одними из самых приоритетных в современных геополитических условиях. А политика безопасности международных организаций привлекает особое внимание экспертов в данной области. В статье рассматривается роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на современном этапе мировой политики, а также ее место в становлении европейской и международной безопасности, а также перспективы ее развития.
Ключевые слова: ОБСЕ, международная безопасность, международные организации, европейская безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.028
УДК 327.8
А.А. КОВАЛЕНКО аспирант Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Объект статьи – внешнеполитическое функционирование культуры. Предметом выступает институционализация культуры как внешнеполитического ресурса Российской Федерации и ее внешнеполитические перспективы. Методологическую базу работы составили подходы неолиберализма и реализма, которые обусловили рассмотрение культуры в качестве важного и перспективного ресурса внешней политики российского государства, использующего культуру для обеспечения своего международного влияния, национальной безопасности и целостности своей страны. Методами исследования стали общенаучные методики анализа, синтеза, сравнения, а также анализ нормативных документов Российской Федерации и информационных ресурсов культурных институтов, которые реализуют работу культурного внешнеполитического функционирования.
Основным выводом автора стало понимание того, что на сегодняшний день культура проходит процесс институционализации в качестве внешнеполитического ресурса Российской Федерации. Ее представленность за рубежом обусловлена работой значительного числа культурных институтов, спектр которых включает как органы исполнительной власти России, так деятельностью частных фондов, а также образовательных, религиозных, масс-медийных и пр. организаций.
Потенциал развития их работы весьма высок, так как использование культуры в качестве ресурса внешней политики России является особенно актуальным в процессе происходящего международного противостояния. Одновременно с этим, сложившаяся ситуация предполагает особое внимание и участие государства в развитии культурной сферы, которая может выступать в условиях современной мировой политики одной из основ для обеспечения национальной безопасности и целостности России.
Ключевые слова: институционализация, культура, «мягкая сила», механизмы, институты, внешняя политика, мировая политика, международная система, Российская Федерация, перспективы.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.029
УДК 327.7
И.А. КИШУЕВА аспирант кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, Россия, г. Москва
РАЗВЕДКА С ОТКРЫТЫМ КОДОМ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИНАМИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Предметом настоящей статьи является разведка с открытым кодом (англ.: OSINT (Open-Source Intelligence)), применяемая в качестве набора инструментов политической коммуникации в меняющемся ландшафте международных отношений. Материально методическая база исследования включает широкий спектр данных и верифицированных источников для формирования всестороннего представления о механизме реализации, сопутствующих рисках дифференцированных правительственных систем и релевантности, технологий разведки с открытым кодом текущим задачам межгосударственного взаимодействия.
В данной работе последовательно конкретизируется предметная структура цифровых технологий на основе, разработанной корпорацией RAND, графической репрезентации элементов методологического цикла OSINT. Системный анализ отражает корреляцию институциональных образований, задействованных в механизме аккумуляции и фильтрации данных. Практические примеры, приводимые в исследовании, иллюстрируют положительные и нежелательные тенденции, в ходе развития технологий цифровой разведки с открытым кодом. Концептуальный анализ западного и восточного подходов к регуляции сферы цифровой коммуникации позволяет идентифицировать области расхождения элементов, детерминирующих структуру международных отношений. В результате исследования предоставлена актуальная характеристика OSINT в текущей международной повестке; выработаны направления по смягчению рисков и эффективному использованию технологий цифровой разведки отрытых данных.
Ключевые слова: OSINT, цифровая коммуникация, международные отношения, многостороннее управление, цифровой конституционализм.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.030
УДК 327.8
К.А. ИСАЕВ аспирант кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС В БОЛИВАРИАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЕНЕСУЭЛА: МИГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Цель: Оценить степень и характер влияния венесуэльского миграционного кризиса на национальную безопасность стран Латинской Америки.
Методы: В данной работе автором используются качественный и количественный методы исследования. В частности, метод статистического анализа позволил наглядно продемонстрировать влияние экономического и социального кризисов на эмиграцию населения. Благодаря методу сравнительного анализа удалось комплексно рассмотреть основные аспекты, связанные с процессом эмиграции населения из Венесуэлы, а также влияния миграционного кризиса на национальную безопасность стран Латинской Америки.
Результат: Миграционный кризис в Венесуэле напрямую влияет на национальную безопасность стран Латинской Америки. Его исход зависит от скорейшего разрешения политического и экономического кризисов в данной стране. Россия оказывает значимую экономическую и гуманитарную помощь Венесуэле на фоне введенных односторонних экономических санкций со стороны США. В целях скорейшего восстановления Боливарианской Республики представляется целесообразным продолжить углубление начатых правительством Венесуэлы в 2018 г. либеральных реформ, а также расширить формы экономического взаимодействия с Россией.
Ключевые слова: Венесуэла, безопасность, Латинская Америка, миграционный кризис, мигранты, особенности.
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.031
УДК 32.327
Д.Р. ЕМЕЛИН магистрант факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
РОЛЬ РОССИИ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Текущие процессы в системы международных отношений свидетельствуют о переломном моменте, который ведет к перестройке действующего мирового порядка. Подобное объясняется всепроникающей экономической и политической гегемонией коллективного Запада, который всевозможными силами в современных условиях взаимосвязанности и взаимозависимости стремится удержать глобальное лидерство. Однако подобные попытки только способствуют трансформации международного порядка. В работе рассматриваются роль и возможности Российской Федерации как важнейшего глобального актора в процессе трансформации текущего порядка, ее место в самой системе международных отношений. Кроме того, многолетние попытки США изолировать Россию и помешать ее возвращению на международную арену только усилили эти тенденции, которые грозят существования либерального мирового порядка, основанного на внутренних правилах коллективного Запада. Украинский кризис стал апогеем антироссийской политики, который привел к глобальной турбулентности в экономике. Также в статье поднимается вопрос о российско-китайских отношениях, которые в связи с последними событиями становятся основополагающей структурой для формирования новой системы мира, основу которой, как и прежде, будет составлять баланс сил.
Ключевые слова: действующий мировой порядок, трансформация международной системы, взаимоотношения Востока и Запада, глобализация.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.032
УДК 32
О.Б. НАМАЗОВ магистрант Северо-Западного института управления РАНХиГС, Россия, г. Санкт-Петербург
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
С усилением в мире тенденций сворачивания неолиберальной глобализации и с учетом кризиса глобальной системы актуальным становится вопрос об альтернативах. В этой связи особую важность приобретает научная дискуссия о социальном государстве. Статья посвящена политическим особенностям возникновения и развития социального государства. Рассматриваются интеллектуальные предпосылки генезиса социального государства. Отмечаются факторы национального и государственного строительства, необходимости обеспечения национального единства в возникновении и развитии социального государства. Акцентируется внимание на «Золотом веке» социального государства, характеризующемся универсализацией в подходе к социальной политике. Анализируется роль политических институтов – государства и политических партий в эволюции социального государства. Особое внимание уделяется трактовке взглядов представителей теории политического плюрализма и марксизма на эволюцию социального государства. В то же время описываются некоторые особенности формирования моделей социального государства в зависимости от типов избирательных систем и приоритетов политических партий.
Ключевые слова: социальное государство, модели социального государства, социальная политика, политические институты, государство, политические партии.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.033
УДК 32.327
К.А. НИКИТИНА магистрант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОГО ПОРЯДКА
Процесс цифровизации международных отношений последних десятилетий придает импульс развитию различных подходов к пониманию взаимосвязи цифровых технологий и других традиционных процессов международных отношений, к которым относится изменение мирового порядка. Данная статья представляет собой попытку осмысления роли цифровых технологий в международных отношениях с точки зрения различных теорий. Представлены три подхода к анализу технологий как движущей силы изменений мирового порядка: структуралистский, социально-конструктивистский, акторно-сетевой. Методом сравнительного анализа этих подходов с учетом взглядов различных акторов международных отношений на применение цифровых технологий выявлены перспективные способы формирования будущего мирового порядка в контексте развития глобального цифрового пространства. Автор обращает особое внимание на стремление различных государств установить стандарты и правила применения цифровых технологий и роль нетрадиционных акторов, владеющих цифровыми технологиями. Статья призвана внести вклад в научные дискуссии, посвященные теоретическим проблемам и прогностическим исследованиям возможностей формирования нового миропорядка под влиянием фактора цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровые технологии, мировой порядок, структурализм, социальный конструктивизм, акторно-сетевая теория.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.034
УДК 32.327
А.А. СВИРИДОВ магистрант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ, ВЫЗВАННЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ: ИРАНСКИЙ НЕФТЯНОЙ КРИЗИС 1950-1954 ГГ.
Статья посвящена политическому кризису в Иране, связанного с борьбой за контроль национальных ресурсов и национализацией Англо-Персидской компании. Изучается предыстория кризиса и политика Великобритании по отношению к Персии и нефтяным запасам данной страны, концессии 1901 и 1933 годов. Рассматривается роль премьер-министра Ирана М. Моссадыка, а также стремление Великобритании разрешить данный кризис в свою пользу путем политического и дипломатического давления, санкций и блокады Ирана. Учитывается вклад США в преодолении данного кризиса: попытка переговоров и разработка государственного переворота в стране. Разбираются цели, подготовка, ход и результаты операции по свержению правительства М. Моссадыка (кодовое название операции – «Аякс»). Подводятся итоги кризиса: удачный переворот и создание нового Международного нефтяного консорциума с участием как американских, так и европейских корпораций. Составляются выводы о международном значении данного кризиса и его уроки для корпорации «Бритиш Петролеум».
Ключевые слова: концессии, пересмотр соглашений, национализация Англо-Персидской компании, санкции Великобритании, свержение правительства Моссадыка, операция «Аякс» – роль ЦРУ США.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.035
УДК 32.327
К.Н. СЕКРЕТАРЕВА магистрант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КИТАЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Китай стал влиятельным цифровым игроком как в азиатско-тихоокеанском регионе, так и во всем мире. Являясь крупным мировым инвестором в цифровые технологии и одним из ведущих мировых разработчиков этих технологий, он уже формирует глобальный цифровой ландшафт, поддерживая и вдохновляя предпринимательство далеко за пределами своих территорий. Цифровая экономика оказывает глубокое влияние на жизнь людей, меняет способы трудоустройства и порождает огромные изменения в структуре производства Китая. Цифровая экономика стала новой формой экономического и социального развития. В статье анализируется история развития цифровой экономики Китая и вызовы, с которыми сталкивается страна на пути к построению информационного общества.
Ключевые слова: цифровая экономика, Китай, Интернет, электронная коммерция, цифровые технологии.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.036
УДК 32.323
Ю.А. ЦВЕТКОВА студент факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО), Россия, г. Москва
ПОВЕСТКА ДНЯ: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, ТИПОЛОГИИ
В статье рассматривается сущность феномена повестки дня. Прослеживается развитие взглядов на формирование повестки. Исследуются основные подходы и направления исследования в зарубежной и отечественной политической науке. Анализируются предложенные различными авторами определения термина и типологии. Делается вывод, что общей характеристикой, объединяющей многочисленные интерпретации понятия, является то, что повестка состоит из вопросов, которые вызывают у субъекта определенную озабоченность. В зависимости от субъекта, а также по ряду других критериев, исследователями выделяются различные виды повестки. Ключевой характеристикой вопроса политической повестки является факт разработки и реализации по нему конкретного политического решения.
Ключевые слова: повестка дня, политическая повестка дня, виды повестки дня.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.037
УДК 32.327
З.Х. ЦОРИЕВА магистрант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ
Статья посвящена анализу особенностей и тенденций развития интеграционных процессов на современном этапе в Латинской Америке. Значимость данного вопроса обусловлена динамичностью развития латиноамериканского региона как субъекта мировой политики, что делает региональные интеграционные объединения все более значимыми акторами международных отношений. Целью работы является выявление основных тенденций развития интеграции в странах Латинской Америки, а также проблем и перспектив развития латиноамериканских интеграционных объединений. Для проведения анализа использовались статистические данные латиноамериканских организаций, а также аналитические работы российских и испанских ученых. В заключительной части работы делается вывод о том, что в настоящее время латиноамериканская интеграция переживает не самые лучшие времена из-за наличия ряда проблем, которые существенно тормозят интеграционные процессы в регионе.
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы, Латинская Америка, МЕРКОСУР, УНАСУР, международные организации.
DOI 10.35775/PSI.2022.83.7.038
УДК 32.327
А.Ю. ЧАЛЫШЕВ магистр политологии Высшей Школы Экономики, Россия, г. Москва
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ФРАНЦИИ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ
Конфронтация России с Западом за последние несколько лет вынудила сместить фокус российской внешний политики на Восток. Россия начала активно развивать отношения со странами Азии, Ближнего Востока и Африки. Африканское направление представляется наиболее перспективным, принимая во внимания тот факт, что страны Африки сейчас являются потенциальными партнерами для сотрудничества и развития совместных проектов. Но африканское направление уже давно является приоритетным у другой державы – Франции. Поэтому в статье поднимаются вопросы того, какие проблемы возникают между странами на африканском континенте, и есть ли какие-либо перспективы и возможности развития сотрудничества России и Франции.
Ключевые слова: Африка, Россия, Франция, внешняя политика, сотрудничество.