Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 4 (92), 2023

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 13. № 4 (92), 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Жигульская Д.В., Раванди-Фадаи Л.М. Политическая утопия «В стране свободных людей» Ахмед-бека Агаева (Агаоглу)

Аношкин П.П. Государство и христианство в философии политики Н.А. Бердяева

Гудилина Е.Н., Порошков М.М. К проблеме строения интерпретационной матрицы утопии

Сазонова Т.А. «Отрицательная власть» (о книге «Плебейский трибунат в Древнем Риме: немецкая историография XIX века»)

Самсонова Н.Н. Трансгенерационный подход в изучении механизмов передачи коллективной травмы

ИСТОРИЯ РОССИИ

Башелханов А.Ю. Роль партия «Справедливая Россия» в социально-экономическом и политическом развитии России (на примере выборов в Государственную Думу РФ)

Лустин К.А. Истоки и факторы проявления терроризма в России

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Васильченко М.А. Проблема коррупции в российском обществе и ее отражение в программах политических партий

Воропанов С.А. Проблемы реализации механизмов непосредственной демократии на местном уровне в современной России

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Вафин А.М. Идеология государственного служения в контексте стресса чиновников

Чистопрудов К.В., Григорян Д.К. Противоречия проектирования и модернизации в контексте политического постмодерна

Афонин М.В., Кривова А.Л., Кудрявцев С.А. Legal Aspects of Introducing Policy Aimed at Reducing Poverty/Правовые аспекты формирования политики по борьбе с бедностью

Симорот С.Ю. РПЦ и современная Россия: грани государственно-церковного диалога

Гнездова Е.В. Концепция «исламская глобализация» как альтернативный сценарий конструктивного взаимодействия цивилизаций

Самосюк А.А. Условия и факторы формирования экстремальных форм внутреннего политического процесса в России в современных условиях

Кычкин И.И., Танцура М.С. Коалиционное распределение власти на примере Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Прохватилов Г.В., Ткешелиадзе А.Б., Лихоманов К.В. Культурно-информационные инструменты реализации национальных интересов РФ: проблемы и перспективы использования

Валеева Д.М. Проблемы формирования и укрепления политического доверия молодежи к институтам государственной власти в современной России

Калакутский А.В. Механизмы и технологии информационного обеспечения современного политического процесса на примере Приволжского федерального округа

Томаев А.Х. Конкурсы как инструменты рекрутирования молодежных политических лидеров в современной России

Тулинов Д.О. Выборы в условиях режима повышенной готовности. Влияние пандемийных ограничений на электоральный процесс в РФ

Шефер А.А. Сравнительный анализ программных положений КПРФ и СРЗП: сходства и противоречия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Мосакова Е.А., Золотарев И.А. Подходы к регулированию криптовалютных бирж в постковидный период: мировая практика

Миронова С.А. Особенности формирования нефтегазового бизнеса в постсоветской России

Цзинь Лэй. Современный подход к оценке эффективности деятельности экономических субъектов

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Новая «холодная война 2.0» и новая роль Японии в стратегическом противостоянии США с Россией (Часть 1)

Васецова Е.С., Дроговоз А.И. Российско-казахстанские отношения в новых политических условиях: основные тенденции и перспективы развития

Серегина А.А. Новая этика функционирования международных энергетических организаций

Бухтоярова М.В., Бухтояров А.А. Влияние изменения международного статуса Великобритании после ее выхода из Евросоюза на политические и экономические отношения с Российской Федерацией

Перевалова Е.А. «Мягкая сила»: сочетание тенденций глобализма и регионализма во внешней политике Франции

Ан Д.М., Низамова М.А. Проблема пересмотра 9-й статьи Конституции Японии: различие в подходах ведущих политических партий

Рахимов К.Х., Азимов У.Х. Взаимодействие между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой в рамках ШОС

Гафаров О.Э. Энергетический фактор во взаимоотношениях стран-участниц Организации тюркских государств

Омонов Б. Проявление восточной модели модернизации в странах Центральной и Юго-Восточной Азии

У Ханьчао. Энергетическая безопасность и геополитика в Арктике

Гацковская В.А. Сотрудничество стран Вишеградской группы в области политики обороны и безопасности

Гойчев Р.И. Положительные и отрицательные стороны приостановки договора СНВ-3

Цзян Ланьхуэй. Новые тенденции в стратегии США в Центральной Азии

Ло Яньчао, Сюй Цзюнь, Июань Сян. «Ядерный треугольник» Китай-Индия-Пакистан: натяжение узла

Попова Е.А. Трансляция концепции «русского мира» в зарубежных СМИ (на примере Восточной Европы): риски и угрозы для России

Терешенков А.М. Пандемия COVID-19 как фактор мировой политики: специфика и параметры осмысления

Утекова З.Д. Особенности образа будущего Казахстана в период пандемии COVID-19

Хорбаладзе Э.Л. Ключевые элементы китайской стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Чэнь Цзыхао, Мао Шо. Дипломатические стратегии китайских транснациональных корпораций (ТНК)

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Боровков В.С. Китайский опыт строительства системы обеспечения национальной безопасности

Присекин А.А. Формирование нового международного инновационного сотрудничества как фактор конкурентоспособности России на мировой арене

Фенин К.В., Кузнецова В.А. Италия: возвращение к нормальности?

Головина Н.С., Широков В.О., Котов С.В. Рецепция либертарианства в современной России

Юань Юань. Исследование взаимоотношений России и Китая в контексте проекта «Один пояс – один путь» в новых условиях сотрудничества

Хомяков Д.О. Innovative System of the Civil Aircraft Industry in the Policy of Ensuring the Technological Sovereignty of the Russian Federation in 2022-2023/Отраслевая инновационная система гражданской авиастроительной отрасли в политике обеспечения технологического суверенитета РФ в 2022-2023 гг.

Наши авторы № 4-2023

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.001

УДК 323

Д.В. ЖИГУЛЬСКАЯ кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Востока ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова, с.н.с. ИВ РАН, Россия, г. Москва

Л.М. РАВАНДИ-ФАДАИ кандидат исторических наук, с.н.с., руководитель Восточного культурного центра ИВ РАН, доцент кафедры современного Востока и Африки РГГУ, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ «В СТРАНЕ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ» АХМЕД-БЕКА АГАЕВА (АГАОГЛУ)

«Я был рабом и захотел обрести свободу» – с этих слов начинает свое сочинение, политическую утопию «В стране свободных людей» (Serbest İnsanlar Ülkesinde) Ахмед-бек Агаев (Агаоглу) – выдающийся азербайджанский мыслитель, родившийся в 1869 г. в Шуше и занимавший в конце XIX – первой половине XX вв. особое место в политической и интеллектуальной среде Кавказа, и мусульманской России, а затем Османской империи и республиканской Турции.

Цель статьи заключается в выявлении политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу) на проблему гражданского общества, а также основных теоретических подходов мыслителя к вопросу формирования и развития связующей ментальности, национальной идентичности, которая бы объединяла людей. Для этого в статье решается ряд последовательных задач: рассматриваются основные этапы жизни, политической и интеллектуальной деятельности Ахмед-бека Агаева (Агаоглу), а также подробно анализируется источник «В стране свободных людей», написанный на закате политической карьеры мыслителя в 1930 г. Методологической основой работы являются принципы объективности и историзма.

В результате приводится обобщение ключевых мыслей Ахмед-бека Агаева (Агаоглу) о том, какими должны быть идеальное государство и его граждане. Резюмируется, что Ахмед-бек Агаев (Агаоглу) оказал значительное влияние на развитие либеральной мысли в Турции. Так, его стоит считать активным поборником идеи многопартийности и республиканского строя, которые, согласно мыслителю, являются важной ступенью на пути человека к свободе.

Ключевые слова: Ахмед-бек Агаев (Агаоглу), «В стране свободных людей», Турецкая Республика, либеральный кемализм, национальная идентичность.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.002

УДК 32.322

П.П. АНОШКИН старший преподаватель кафедры философии РНИМУ имени Н.И. Пирогова, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВО И ХРИСТИАНСТВО В ФИЛОСОФИИ ПОЛИТИКИ Н.А. БЕРДЯЕВА

В настоящей статье изложены взгляды известного русского мыслителя Н.А. Бердяева на взаимосвязь христианства и европейской государственности.

Цель статьи – осуществить систематизацию и реконструкцию взглядов философа на проблему соотношения государства и христианской религии, показать ее актуальность и значимость для современной политической науки и философии. В связи с этим автором работы выявлены роль и место христианства в жизни европейских государств, его смысл и назначение, взаимосвязь христианской церкви с общественно-политическим строем государства. Христианство рассматривается как духовная основа реализации государственных интересов и целей.

Для написания статьи автором изучены работы Н.А. Бердяева, труды представителей Русской Православной Церкви, Католической Церкви и других христианских конфессий, зарубежной и отечественной философской и политической мысли, показывающие роль христианства в развитии европейских государств. Проведен анализ различных подходов к пониманию проблемы.

В ходе работы над статьей применялись философские методы, исторический и логический методы, герменевтический, нормативно-ценностный, социологический, антропологический и другие.

В настоящей статье автор показал, что подходы Н.А. Бердяева к пониманию взаимосвязи государства и христианской религии позволяют понять реальную картину этого политического феномена.

Проведенная автором статьи работа по систематизации и реконструкции подходов Н.А. Бердяева к пониманию проблемы позволяет использовать ее результаты в дальнейших исследованиях роли христианства в развитии и функционировании государства.

Ключевые слова: государство, христианство, папоцезаризм, цезарепапизм, христианизация, мораль и справедливость.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.003

УДК 32

Е.Н. ГУДИЛИНА аспирант кафедры теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

М.М. ПОРОШКОВ аспирант кафедры теории и философии политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

К ПРОБЛЕМЕ СТРОЕНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ МАТРИЦЫ УТОПИИ

Актуальность исследования обусловлена постоянным обращением политико-правовой мысли к утопии как к образу социально желаемого и возможного будущего. Многочисленные примеры утопий и исследований самого феномена утопии стремятся преодолеть имеющиеся в культуре негативные коннотации (утопия как пустые мечты, как химера, как нежизнеспособные конструкции и т.п.), но вариативность и степень проявленности утопии обуславливает необходимость выявления ее структуры. Цель исследования – рассмотреть утопию в качестве интерпретационной матрицы, позволяющей осмыслять и преобразовывать действительность. Поставленная цель обуславливает следующие задачи: выявить ячейки матрицы утопии, проанализировать границы каждой ячейки и проиллюстрировать их содержание. Поиск структуры утопии осуществляется в рамках социального конструктивизма, который видит в утопии не столько набор абстрактных вневременных суждений о наилучшем социальном устройстве, сколько понимаемый в конкретности пространственных и временных координат образ объективно отличающегося и субъективно желаемого социального порядка. Результатом исследования стала матрица утопии, состоящая из следующих ячеек: воображение и воображаемое; ценностно-смысловая насыщенность; тематика утопии и ее идеологичность; коллективный субъект. Особое внимание было уделено тем социальным практикам, которые позволяют пересматривать и реорганизовывать социально-политическую действительность (например, анализируется распространение уже реализуемых социальных практик меньшинства на большинство, а также реконфигурация, перекрестное присвоение и артикулирование). Полученная в результате исследования матрица утопии позволяет не только структурировать и критически анализировать уже существующие утопии, но и конструировать новые.

Ключевые слова: утопия, интерпретационная матрица, воображение, идеология, идеологичность, коллективный субъект, социальные практики, реконфигурация.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.004

УДК 32

Т.А. САЗОНОВА аспирант кафедры Истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

«ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ» (О КНИГЕ «ПЛЕБЕЙСКИЙ ТРИБУНАТ В ДРЕВНЕМ РИМЕ: НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ XIX ВЕКА»)

В статье представлена рецензия на книгу, посвященную проблеме древнеримского трибуната в контексте немецкой историографии. Освещены содержание книги, основные достоинства издания, его научная ценность. В ходе работы были применены методы сравнения, обобщения, интерпретации результатов и политико-текстологический анализ. Обоснован вывод о том, что издание, подготовленное коллективом авторов Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, вносит вклад в изучение как древней истории, так и политической мысли Европы XIX века, затрагивая ряд актуальных проблем – от механизмов защиты прав граждан до роли и места народа в государственном управлении.

Ключевые слова: плебейский трибунат, народный трибунат, Volkstribunat, институт права, «отрицательная власть», Древний Рим, историография, Нибур, Германия.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.005

УДК 323

Н.Н. САМСОНОВА аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ТРАНСГЕНЕРАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДАЧИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАВМЫ

В статье рассматривается феномен трансгенерационной передачи травмы. Дается аналитический обзор научных исследований, посвященных данному феномену. Обосновывается эвристическая ценность экспансии трансгенерационного подхода к изучению травм в плоскость исследования механизмов возникновения и распространения коллективной травмы как социального феномена. Анализируются защитные социальные механизмы, блокирующие аналитические импульсы, как фактор транзитивности травматического опыта между поколениями. Делается вывод, что в случае с транспоколенческими коллективными травмами артикуляция травматического начала осложняется трансформацией рамок памяти. Поскольку историческая травма является результатом разрыва в коммуникации, как между отдельными социальными группами, так и между поколениями, обращение к трансгенерационной природе травмы позволяет снизить риски инструментализации травматического переживания и обеспечить восстановление саморегулирующихся механизмов коллективного сознания.

Ключевые слова: коллективная историческая травма, коллективная память, психоанализ, трансгенерационная передача травмы, trauma studies.

ИСТОРИЯ РОССИИ

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.006

УДК 329.14

А.Ю. БАШЕЛХАНОВ кандидат исторических наук, преподаватель социально-гуманитарных наук Байкальского колледжа недропользования, Россия, г. Улан-Удэ

РОЛЬ ПАРТИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ)

Создание устойчивой политической системы в рыночной экономике было одной из целей российской власти. Социал-демократическая партия, как партия, не приемлющая радикального «левого поворота», способная вызвать симпатии избирателей левого политического фланга представлялась хорошим вариантом для этих целей. Для России, в которой были сильны позиции коммунистической партии, а социально-экономические условия требовали своего дальнейшего улучшения, проект создания сильной социал-демократической партии представлял особую сложность. В представленной статье исследуется деятельность социал-демократической партии («Справедливой России») в России. Автор статьи проводит анализ причин создания партии, условий для реализации социал-демократического проекта в стране, исследует итоги выборов в Государственную Думу РФ. При этом рассматривается и зарубежный опыт деятельности социал-демократических партий. Деятельность партии «Справедливая Россия» исследуется в разных условиях. Начиная с периода проекта построения двухпартийной (или близкой к ней) политической системы, в котором «Справедливой России» отводилась роль «второй ноги власти», заканчивая длительным периодом укрепления «вертикали власти» при многопартийности. В статье, на основе положений политической теории уделяется внимание анализу смене стратегии власти в построении политической системы.

Ключевые слова: политическая партия, социал-демократия, «Справедливая Россия», двухпартийная политическая система, выборы, Государственная Дума.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.007

УДК 32

К.А. ЛУСТИН аспирант Воронежского института экономики и социального управления, Россия, г. Воронеж

ИСТОКИ И ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

Статья посвящена анализу проявления терроризма в истории российского государства. В статье приводятся примеры таких проявлений, истоки и факторы их возникновения. Автор подчеркивает, что основной задачей современного общества и государства является формирование позитивного общественного сознания, которое исключает саму возможность использования насилия для достижения каких-либо политических целей.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, профилактика, предупреждение, противодействие.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.008

УДК. 328.185

М.А. ВАСИЛЬЧЕНКО кандидат исторических наук, доцент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В статье исследована малоизученная проблема отражения коррупционных процессов в российском обществе в процессе партийного строительства политических партий и ее влияние на формирование политической повестки дня начала 20-х годов XXI века.

Рассматриваются программы ключевых политических партий данного периода и их воплощение в антикоррупционном законодательстве. Автор приходит к выводу, что коррупции выступает важным фактором активизации электората в период выборного процесса, как у партии большинства, так и у их политических оппонентов. Увеличение внимания депутатов и кандидатов в депутаты к данной проблеме и ужесточение ответственности на законодательном уровне позволяет последовательно увеличить голоса электората и постараться снизить размеры коррупции в стране.

Ключевые слова: политические партии, лоббизм, коррупция, законодательство, парламент, программа политической партии.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.009

УДК 32

С.А. ВОРОПАНОВ аспирант департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье представлены результаты политико-социологического исследования, проведенного осенью 2022 года в смешанном онлайн и офлайн формате в Вологодской области, Московской области, г. Москве, республике Чувашия, посвященного проблеме востребованности гражданами различных, предусмотренных федеральным и местным законодательством, форм непосредственной демократии. Целью исследования явилась оценка населением муниципальных образований России разного типа, инструментов и механизмов непосредственного участия в инициативных, согласительных, совещательных процедурах народовластия, принятии политических решений, их реализации и контроля за их выполнением на местном уровне. Предложенные в статье выводы о проблемах невысокой популярности большинства форм непосредственной демократии и специфике их использования в различных по типу муниципальных образованиях России, могут быть положены в основу дальнейшего протекания муниципальной реформы и расширения инструментов цифровой демократии и вовлечения граждан в управление на местном уровне.

Ключевые слова: непосредственная демократия, формы демократии, муниципальные выборы, местное самоуправление, политическое участие, гражданское общество.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.010

УДК 321

А.М. ВАФИН магистр психологии, кандидат политических наук, доцент факультета социальных наук и массовых коммуникаций Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРЕССА ЧИНОВНИКОВ

В статье автор рассматривает стресс у государственных служащих. Для понимания специфики стресса у чиновников проведено исследование. Автор поднимает актуальный вопрос об идеологии государственного служения как факторе, который мог бы у добросовестных чиновников увеличить мотивацию к работе и снизить стресс. Для выявления элементов идеологии государственного служения проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, чиновники, стресс, идеология государственного служения, этика, политическая психология, политико-юридический подход.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.011

УДК 321

К.В. ЧИСТОПРУДОВ аспирант кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Москва

Д.К. ГРИГОРЯН кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ; доцент кафедры криминалистики и оперативно-розыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России, Россия, г. Ростов-на-Дону

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОСТМОДЕРНА

Статья посвящена исследованию трансформации практики политического проектирования в условиях постмодернистского общества и господства массового стандартизированного сознания. Цель статьи – раскрытие противоречий, которые сложились между концептуальным уровнем проектирования политической реальности и механизмами модернизации социальной и в целом публичной коммуникативной реальности. Описание противоречий исходит из доминирующего влияния самой культурной ситуации постмодерна, в рамках которой традиционные концепты социально-политического конструктивизма оказываются в зоне критики и деструкции. В условиях постмодернистского общества проектирование возможно, как практика перформативного выражения налично сложившейся ситуации субъектов взаимодействия и коммуникации. Политический перформанс рассматривается как своеобразное выражение новой онтологии социальной реальности. Принятие той или иной стратегии субъектами власти носит перформативный характер. Противоречия между проектированием и модернизацией могут быть преодолены именно за счет изменения самого языка – исходной системы значений, внутри которой формируется пространство референции присутствующего субъекта.

Модернизация по своему историческому генезису связана с научной рациональностью как основой развития социальных систем и производства, выработки технологического вооружения. В проекции западной модели модернизации на современное российское общество обнаруживается зазор между формализованной публичной коммуникацией и общественным сознанием. Его восполнение средствами политического проектирования возможно лишь при условии отказа от конструктивистской установки социального планирования.

Методология исследования носит комплексный междисциплинарный характер. В условиях конвергенции различных отраслей социального знания и практик его применения с целью формулировки политической стратегии в обществе исследование политической сферы должно опираться на аналитику традиционных и новых концептов, самого языка, с помощью которого выстраивается сама политическая реальность в современном мире.

Ключевые слова: модерн, постмодерн, политический перформанс, стратегия, проектирование, модернизация, научная рациональность, язык.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.012

УДК 323

М.В. АФОНИН кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прав человека Российского государственного социального университета, Россия, г. Москва

А.Л. КРИВОВА преподаватель кафедры прав человека Российского государственного социального университета, Россия, г. Москва

С.А. КУДРЯВЦЕВ аспирант кафедры политологии и прикладной политической работы Российского государственного социального университета, Россия, г. Москва

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ

В статье рассматривается проблема бедности в современной России как одна из острейших социальных проблем. Приводится основные подходы определения бедности в мировой науке. Проанализированы правовые документы и единые принципы в разных странах установления прожиточного минимума. Авторами предложен ряд мер с учетом гендерного фактора, позволяющих значительно снизить уровень бедности населения Российской Федерации.

Ключевые слова: низкий уровень доходов, абсолютная бедность, относительная бедность, субъективная бедность, потребительская корзина.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.013

УДК 32

С.Ю. СИМОРОТ кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры филологии и общенаучных дисциплин Религиозной организации – Духовная образовательная организация высшего образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария», Россия, г. Хабаровск

РПЦ И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ГРАНИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНОГО ДИАЛОГА

В предложенной публикации рассматривается проблема отношений Русской Православной Церкви и Российского государства со времен Крещения Руси вплоть до современности. Обозначается нелинейный характер государственно-церковного диалога: распространение православия и укрепление авторитета и независимости Русской православной церкви, включение последней в состав государственного механизма с потерей самостоятельности, большевистское богоборчество и «поворот» государственно-конфессиональных отношений во время Великой Отечественной войны, установление равноправных отношений на базе автономности, взаимоуважения и светскости. Анализируя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, автор заключает, что в условиях укрепления государственного суверенитета Российской Федерации на мировой арене и установления России в качестве авангарда Русского Мира Православная Церковь твердо и последовательно занимает государственнические позиции, поддерживая внутри- и внешнеполитический курс российского политического руководства, при этом Россия и Русская Православная Церковь являют собой два автономных института. В завершении статьи делается вывод о том, что в отношениях между церковью и государством используется конституционно-правовой принцип светскости: церковь не входит в лоно государства как звено государственного аппарата и в то же время не имеет прямой возможности влиять на политические решения.

Ключевые слова: Российское государство, Русская Православная Церковь, православие, государственно-конфессиональные отношения, светское государство.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.014

УДК 32

Е.В. ГНЕЗДОВА кандидат политических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Россия, г. Нижний Новгород

КОНЦЕПЦИЯ «ИСЛАМСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ» КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Вопрос глобализации является крайне популярной темой для обсуждения среди политиков, академиков и общественных кругов. Поскольку глобализационный процесс диалектически противоречив, идут постоянные споры о позитивных и негативных сторонах глобализации для человечества. Важно, что в научном сообществе вопрос об отказе от глобализации даже не поднимается, так как она воспринимается как объективный процесс развития человеческого социума. Однако это не означает, что этим процессом невозможно управлять или придать ему определенный вектор. Формы глобализации могут отличаться, что доказывает история второй половины XX в., связанная с противостоянием двух международных проектов общественного развития – социалистического и капиталистического. Таким образом, в настоящее время количество вариантов развития глобализации заметно увеличилось.

Ключевые слова: ислам, международная безопасность, исламофобия, ксенофобия, интеграция, глобализация.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.015

УДК 32

А.А. САМОСЮК научный сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Россия, г. Москва

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ФОРМ ВНУТРЕННЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены актуальные аспекты генезиса экстремальных форм внутреннего политического процесса, выделяются основные условия и факторы формирования неконвенциональных форм политического взаимодействия. На примере сочетания условий и факторов экстремизации политического процесса рассмотрены обстоятельства и риски выхода внутриполитической ситуации в России за границы правового поля. Выявлены основные обстоятельства, способствующие экстремизации политического процесса, представлена их классификация. Рассмотрение событий, связанных с попыткой экстремизации внутриполитической обстановки в России в начале проведения специальной военной операции на территории Украины, позволяет сделать вывод о значимости консолидированной реакции государства и общества для отражения угрозы дестабилизации внутреннего политического процесса в стране.

Ключевые слова: экстремальный политический процесс, демонтаж политического режима, условия, факторы.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.016

УДК 328.34

И.И. КЫЧКИН студент Дальневосточного Федерального Университета, Россия, г. Владивосток

М.С. ТАНЦУРА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры «Политология» Дальневосточного Федерального Университета, Россия, г. Владивосток

КОАЛИЦИОННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье изучается распределение власти между коалициями в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); поставлены цели – выявить реальное влияние возможных коалиций и определить ключевого игрока при принятии решений в Парламенте Якутии; для достижения целей использовался индекс «Шепли-Шубика»; результаты – возможные коалиции реального влияния при принятии решений не имеют, «Единая Россия» является ключевым игроком при принятии решений; вывод – была достигнута одна из целей исследования.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), распределение власти, коалиции, индекс Шепли-Шубика.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.017

УДК 327.83

Г.В. ПРОХВАТИЛОВ аспирант кафедры философии и социологии Академии труда и социальных отношений, Россия, г. Москва

А.Б. ТКЕШЕЛИАДЗЕ аспирант кафедры философии и социологии Академии труда и социальных отношений, Россия, г. Москва

К.В. ЛИХОМАНОВ аспирант кафедры философии и социологии Академии труда и социальных отношений, Россия, г. Москва

КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье анализируются теоретико-прикладные аспекты использования технологий «мягкой силы» и публичной дипломатии в рамках реализации национальных интересов России. Доказано, что понятие «мягкая сила» используется в научных источниках для обозначения специфической стратегии реализации национальных интересов, а термин «публичная дипломатия» указывает на широко применяемую технологию культурно-информационного воздействия. Авторами разработана классификация технологий публичной дипломатии, в основе которой лежит их подразделение на информационно-коммуникационные, организационные и деловые. Установлено, что понятия «национальные интересы» и «государственные интересы» представляют собой синонимические лексические конструкты. Выявлено наличие дисбаланса между использованием традиционных и «мягкосиловых» инструментов реализации национальных интересов России с явным смещением акцента в пользу первых. Предложена к внедрению модель оптимальной «мягкосиловой» стратегии РФ, которая должна включать в себя три ключевых блока: идеологический, функциональный и институциональный.

Ключевые слова: «мягкая сила», публичная дипломатия, политическая коммуникация, национальные интересы, «гибридная война», политические конфликты, массовая информация.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.018

УДК 32

Д.М. ВАЛЕЕВА аспирант кафедры политологии и связей с общественностью факультета философии и социологии Уфимского университета науки и технологий, Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ МОЛОДЕЖИ К ИНСТИТУТАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье рассматриваются причины, по которым уровень политического доверия молодежи к государственным институтам остается невысоким. Автор исходит из того, что ключевыми факторами повышения доверия является включенность молодежи в принятие общественно-политических решений, повышения уровня представительности в структурах власти и общественных организаций. Делается вывод о том, что действующие на сегодняшний день общественные структуры функцией, которых является повышение уровня политической социализации молодых людей, в силу своей формализованности не используют весь имеющийся у них потенциал.

Ключевые слова: молодежная политика, Россия, государственное управление, эффективность, взаимодействие, власть, общество.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.019

УДК 324.254

А.В. КАЛАКУТСКИЙ аспирант кафедры государственного и муниципального управления Института экономики и управления Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева (Самарский университет), Россия, г. Самара

МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье рассматривается актуальная проблема информационного обеспечения политического процесса на примере поликультурного региона Приволжского федерального округа. Цель статьи заключается в обобщении механизмов и технологий информационного обеспечения политического процесса в Приволжском федеральном округе как полиэтничном регионе. Выбор объекта исследования обусловлен его сложностью как с точки зрения административного управления и этнонационального состава. Методология статьи основана на системном подходе и включает в себя группу общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также ряд специальных методов: контент-анализ научной литературы по теме исследования; структурно-функциональный и статистический методы. По итогу проведенного исследования автор статьи пришел к следующим выводам: в Приволжском федеральном округе наибольшую эффективность имеют механизмы, основанные на применении медиаресурсов для представителей различных этнических групп. Основной технологией информационного обеспечения современного политического процесса является сетевое взаимодействие со средствами массовой коммуникации и Интернет-сообществами.

Ключевые слова: политический процесс, региональный политический процесс, механизмы, технологии информационного сопровождения, Приволжский федеральный округ.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.020

УДК 323

А.Х. ТОМАЕВ аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

КОНКУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В настоящей статье представлены результаты исследования роли лидерских кадровых конкурсов, организуемых в современной России, в процессе рекрутирования молодежных политических лидеров. Автором предложено разделение лидерских кадровых конкурсов на партийные кадровые и управленческие кадровые, проведен анализ конкурсов федерального и регионального уровня, выявлено их значение для рекрутирования в политическую сферу именно лидеров и активистов молодежных организаций.

Ключевые слова: лидерские конкурсы, партийные кадровые конкурсы, управленческие кадровые конкурсы, рекрутирование, молодежные политические лидеры.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.021

УДК 32

Д.О. ТУЛИНОВ аспирант факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ВЫБОРЫ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИЙНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ

В статье обсуждается вопрос специфики влияния ограничений, связанных с распространением COVID-19, на ведение электорального процесса. Режим повышенной готовности – особый режим, в рамках которого регламентируется развитие социальной инфраструктуры в целях безопасности здоровья населения. Однако выборы – вопрос политического характера, и формально он соприкасается с необходимостью соблюдения необходимых мер, регулируемых на законодательном уровне. Требование подстраиваться под новые реалии, связанные с пандемийными ограничениями, обусловливает поиск новых решений предвыборной, выборной работы и работы с избирателями целенаправленно. Рассмотрение российской специфики электорального процесса переходит в плоскость онлайнового формата, который является наиболее предпочтительным и удобным в сложившейся ситуации. Данный опыт для России – новый, поэтому его реализация основывается на методологическом становлении системы.

Ключевые слова: электронное голосование, дистанционное голосование, перенос выборов, выборы, пандемия COVID-19, электоральный процесс.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.022

УДК 32

А.А. ШЕФЕР аспирант кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КПРФ И СРЗП: СХОДСТВА И ПРОТИВОРЕЧИЯ

В российском политическом медиа-дискурсе довольно часто ряд политиков призывают к консолидации и объединению левых сил на выборах. В первую очередь, подобные призывы звучат от лидера партии «Справедливая Россия» С. Миронова, который часто вносит предложение лидеру партии КПРФ Г. Зюганову объединиться и создать единую левую парламентскую партию. Но как показывает практика, лидерам обеих партий сложно прийти к общему согласию по данному вопросу. Одной из причин является несогласие Г. Зюганова принимать программу СРЗП. В связи с этим актуальным становится проведение сравнительного анализа программ Коммунистической партии Российской Федерации и социалистической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду». Поэтому данная статья посвящена проведению сравнительного анализа партийных программ двух крупнейших левых партий и сопоставление их повестки с политическими идеологиями марксизма и социал-демократии. В ходе представленного анализа автор приходит к выводу, что программы КПРФ и СРЗП довольно часто пересекаются по многим пунктам, и дискурс обеих партий является социал-демократическим (в том числе – у КПРФ), что дает им основание для объединения. В заключении автор подытоживает, что истинная причина нежелания руководства российской компартии интегрироваться со «справедливороссами» кроется в прагматическом нежелании терять имидж «партии-преемницы КПСС», поскольку это неизбежно приведет к утрате доверия у ядерного электората.

Ключевые слова: КПРФ, Справедливая Россия, программа партии, социал-демократия, коммунизм, национал-патриотизм.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.023

УДК 32

Е.А. МОСАКОВА кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

И.А. ЗОЛОТАРЕВ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ КРИПТОВАЛЮТНЫХ БИРЖ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД: МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Введение. Ежегодно увеличивается количество криптобирж и объем торгов на них, а также спектр предлагаемых ими услуг. Существующая законодательная база регулирования цифровых отношений, в т.ч. криптобирж, сильно уступает по темпам развития цифровых технологий. Как следствие, актуальным становится вопрос об объемах регулирования криптобиржевого сектора.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, а также восхождение от абстрактного к конкретному и системно-структурный. Также использовались специальные методы исследования такие как, сбор научных источников, сбор информации.

Результаты исследования. Подходы современных стран мира к вопросу регулирования деятельности криптобирж диаметрально различаются. В одних странах разрабатывается специальное законодательство, в других – оно полностью отсутствует, в-третьих – вносятся изменения в действующее законодательство.

Обсуждение. В мировой практике в области регулирования деятельности криптобирж преобладает подход, в рамках которого вносятся отдельные изменения в существующие законы. В отдельных юрисдикциях сегодня разрабатываются дополнительные меры, направленные на ужесточение правил функционирования криптобирж, в частности, вводится юридическая ответственность в случае неисполнения требований законодательства.

Заключение. В краткосрочном периоде необходимо усилить регулирование криптобиржевого сектора, в т.ч. ввести требования дополнительного раскрытия информации перед выпуском криптовалют и/или их допуска на криптобиржи. В среднесрочном периоде – на мировом уровне выработать единый подход к вопросу законодательного регулирования криптобиржевого сектора.

Ключевые слова: криптовалютная биржа, криптовалюта, криптобиржевой сектор, регулирование криптобирж, лицензирование деятельности криптобирж, верификация клиентов, ПОД/ФТ.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.024

УДК 32

С.А. МИРОНОВА аспирант кафедры Российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Сегодня нефтегазовая отрасль продолжает оставаться одной из ведущих отраслей экономики России, однако ее ретроспективное развитие и регулирование вызывают много вопросов и споров. В данной статье рассматриваются особенности формирования нефтегазового бизнеса в России после распада СССР и перехода к рыночной экономике. Автор рассматривает историю развития нефтегазового сектора России с момента распада Советского Союза до начала 2000-х гг.

В статье исследуется влияние либеральных экономических реформ 1990-х годов на становление нефтегазовой отрасли и ее связь с политическими процессами в стране. Автор рассматривает проблемы, возникшие в процессе приватизации государственных нефтегазовых компаний и их последствия для экономики России. В заключение отмечается необходимость дополнительного изучения особенностей развития нефтегазового бизнеса в России и важность рефлексии опыта либеральных реформ 1990-х годов для современной экономики страны.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, приватизация, взаимодействие бизнеса и власти, технологии коммуникации.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.025

УДК 32

ЦЗИНЬ ЛЭЙ магистр Государственного и муниципального управления Государственного администрирования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением современного подхода к оценке эффективности деятельности экономических субъектов. Цель исследования – изучить современный подход к оценке эффективности деятельности экономических субъектов, а также разработать механизм для оценки эффективности деятельности экономических субъектов. Основными методами исследования явились: метод анализа, сравнения, принятие решений, логическое рассуждение и многое другое. Рассмотрено понятие «эффективность» деятельности экономических субъектов. Определены основные компоненты для оценки эффективности этой деятельности. Автор подчеркивает, что особую важность при оценке эффективности деятельности, а также принимаемых решений имеет комплексный подход, который заключается в применении правильной документации (нормативные документы, отдельные положения, акты и т.д.), проведение системы мониторинга и контроля текущей производственно-хозяйственной деятельности, определение набора оценочных показателей и эффективной деятельности оценщиков. Изучены факторы, влияющие на процессы выбора и принятия решений. Рассмотрены методы и модели, применяемые при оценке эффективности деятельности экономических субъектов. Разработан механизм оценки эффективности деятельности экономических субъектов. Автор отмечает, что при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности экономическими субъектами существуют определенные риски, возникающие при ее осуществлении. Изучены способы и методы управления рисками в деятельности экономических субъектов с целью повышения ее эффективности.

Цель: Цель исследования – изучить современный подход к оценке эффективности деятельности экономических субъектов, а также разработать механизм для оценки эффективности деятельности экономических субъектов.

Методы: Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие.

Результаты: Изучен современный подход к оценке эффективности деятельности экономических субъектов. Рассмотрены модели оценки эффективности деятельности экономических субъектов. Предложен механизм для оценки эффективности деятельности экономических субъектов. Изучены методы прогнозирования рисков в деятельности экономических субъектов.

Выводы: Проанализировав различные подходы и методы к оценке эффективности деятельности экономических субъектов удалось выяснить, что только совокупность используемых мероприятий создает благоприятные условия для развития деятельности многих экономических единиц на рынке, способствует повышению эффективности их результатов на практике (за счет повышения прибыли, снижения затрат, уменьшения риска потерь от возникновения непредвиденных ситуаций), а также укрепления финансовой устойчивости и экономической безопасности в целом.

Ключевые слова: современный подход, эффективность, решения, экономические субъекты, деятельность, риски.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.026

УДК 32.327

М.И. КРУПЯНКО доктор политических наук, в.н.н. Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва

Л.Г. АРЕШИДЗЕ доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

НОВАЯ «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА 2.0» И НОВАЯ РОЛЬ ЯПОНИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ США С РОССИЕЙ ЧАСТЬ I

В статье рассматриваются последствия для России окончания периода ее сотрудничества с Западом после начала проведения российской специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года и роль Японии в острой фазе ее противоборства с агрессивным альянсом недружественных государств, возглавляемых США в начальный период «холодной войны 2.0». Анализируются цели и методы внешнеполитической деятельности Японии по нанесению нашей стране стратегического ущерба и ослабления ее позиций на мировой арене, как геополитического конкурента Запада. США и страны НАТО находятся на грани большой войны с Россией из-за проблем, которые сам Запад создал себе без какого-либо представления о том, чем это может закончиться или к чему это может привести. В этих условиях Япония значительно увеличила оборонный бюджет страны, и нарастила свой военный потенциал на российском направлении. В декабре 2021 г. кабинет министров Японии утвердил новый оборонный бюджет на 2022 финансовый год. Он достигал рекордного размера в 5,4 трлн иен (47 млрд. долл.), что было на 2,5 млрд долл. больше, чем в 2020 г. Ранее глава правительства допускал возможность нанесения превентивных ударов по базам противника в рамках пересмотра своей национальной оборонной стратегии. Вашингтон сегодня открыто подталкивает Японию к полному отказу от ограничений в военной сфере, которые были закреплены в 9-ой Статье Конституции страны. В этом сказывается вся американская «дипломатия» в отношении своего союзника Японии на сегодня: США с помощью своих союзников инициируют очаги напряженности по всему миру, представляя себя гарантом и островом стабильности, выкачивают из них критически важные ресурсы и технологии, подставляя союзников в том числе и Японию тем самым под первый ответный удар.

Ключевые слова: «холодная война 2.0», новый военный бюджет 2022 года, недружественные России государства, первый ответный удар, 9-ая Статья Конституции.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.027

УДК 32.327

Е.С. ВАСЕЦОВА Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

А.И. ДРОГОВОЗ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

На фоне обострения геополитического противостояния с коллективным Западом исключительно важным для России является грамотное выстраивание взаимодействия с соседними странами и формирование выверенной внешнеполитической линии, направленной на достижение национальных интересов. Ближнее зарубежье всегда являлось одним из приоритетных направлений российского внешнеполитического курса.

На основе методологического синтеза синергетической парадигмы и цивилизационного анализа, опираясь на текущие статистические показатели и международные рейтинги, в данной статье рассматривается актуальная тематика – анализ нынешнего состояния отношений между Российской Федерацией (РФ) и Республикой Казахстан (РК). Вместе с тем, придерживаясь междисциплинарного подхода, приводится авторская позиция перспектив двустороннего взаимодействия.

Исходя из текущей обстановки проанализированы экономическая, политическая и военная составляющие российско-казахстанского взаимодействия. Это способствует более глубокому осмыслению возможностей формирования Северо-Евразийского цивилизационного сообщества на базе России, Казахстана и других постсоветских акторов.

Оценивая российско-казахстанские отношения (РКО), авторы выявляют особенности развития данного феномена, его основные тенденции и дальнейшие перспективы развития.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, российско-казахстанские отношения, Центральная Азия.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.028

УДК 32.327

А.А. СЕРЕГИНА кандидат политических наук, доцент кафедры Мировой экономики Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва

НОВАЯ ЭТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С каждым годом климатическая повестка оказывает все большее влияние на политическую, экономическую и энергетическую политику стран мира. С целью замедления глобального потепления и предотвращения экологических катастроф, государства объединяются в региональные и международные объединения по борьбе с изменениями климата, такие как Европейская экономическая комиссия ООН, Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, Форум стран-экспортеров газа, Группа двадцати, Диалог высокого уровня ООН по энергетике. В рамках данных объединений страны не только добиваются увеличения инвестиций в развитие технологий по добыче и использованию экологически чистых источников энергии, но и обмениваются технологиями, позволяющими наращивать долю «зеленой» энергии в энергетических балансах государств и бороться с выбросами парниковых газов в атмосферу. Несмотря на политические разногласия между Россией и рядом Западных стран, Россия не отказывается от своих климатических обязательств и намерена придерживаться Целям устойчивого развития ООН. При этом подчеркивается, что осуществление энергетического перехода не должно подрывать энергетическую безопасность стран, а должно учитывать природно-климатические и социально-экономические особенности государств. Международные организации по-разному регулируют вопросы в области энергетики и климата и используют различные инструменты: от сохранения и увеличения площади лесов, позволяющих бороться с загрязнениями в атмосфере, до повсеместного внедрения низкоуглеродных видов топлива.

Ключевые слова: международные энергетические организации, энергопереход, климатическая повестка, низкоуглеродное развитие, устойчивая повестка.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.029

УДК 32.327

М.В. БУХТОЯРОВА кандидат технических наук, доцент кафедры математики и информатики Государственного университета управления, Россия, г. Москва

А.А. БУХТОЯРОВ бакалавр Института международных отношений и управления Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Россия, г. Москва

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАТУСА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОСЛЕ ЕЕ ВЫХОДА ИЗ ЕВРОСОЮЗА НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

История Великобритании и ее международного статуса действительно яркая и во все времена опиралась на множество различных оснований. Таким образом, Brexit (выход из Евросоюза) – это еще один шаг в развитии стратегии международных политических и экономических отношений Великобритании. До Брекзита Великобритания получала выгоду от того, что находилась в руководящих институтах ЕС, НАТО и ООН, и могла маневрировать ими для достижения результатов, диктованных британскими национальными интересами. Однако теперь эта ситуация меняется, и позиция Великобритании в последних двух организациях (НАТО и ООН) также может измениться, поэтому целесообразно проанализировать возможные результаты и причины этих последствий. Также мы рассмотрим, как сильно все эти изменения повлияют на двухсторонние отношения Англии и России, имеет ли место быть сближение этих двух держав и каковы перспективы дальнейшего сотрудничества в экономике и политики.

Ключевые слова: международные отношения, экономические отношения, Брекзит, Россия, Великобритания, ЕС, ООН.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.030

УДК 32.327

Е.А. ПЕРЕВАЛОВА аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; старший преподаватель Северо-Западного Института Управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, Россия, г. Санкт-Петербург

«МЯГКАЯ СИЛА»: СОЧЕТАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ГЛОБАЛИЗМА И РЕГИОНАЛИЗМА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ

В статье рассматривается понятие «мягкой силы» как часть понятия «сила» во внешнеполитической деятельности акторов международных отношений. Современная структура взаимодействия на мировой арене многогранна, ее способы множатся, а мироустройство в целом усложняется, в том числе за счет формирования информационного общества и развития новых технологий и способов коммуникации. В данной статье рассматриваются мягкосиловые методы с точки зрения двух тенденций: глобализма и регионализма во внешней политике актора международных отношений. Практическая сторона рассматриваемого вопроса иллюстрируется обзорным анализом проведения политики «мягкой силы» одной из важных стран Европейского континента – Франции. Особенностями французских методов международного воздействия являются инструменты «мягкой силы», основанные на доктрине «голлизма», в которой отражаются имперские стремления данного государства. При этом явно прослеживаются два вектора внешней политики, осуществляемые Францией параллельно и в дополнение друг к другу: глобализация и регионизация. В первую очередь, прослеживается стремление Франции к глобализму во внешней политике, к решению задач мирового масштаба, таких как экологические и гуманитарные проблемы, вопросы культуры и всемирного наследия, соблюдения прав человека в мире и др. Однако, не менее важным является и стремление к усилению позиций внутри Европы и во франкоговорящих странах с точки зрения регионального влияния. Здесь Франция стремится к защите французского языка, культуры и традиций, к расширению взаимодействия с регионами в области образования, туризма, спорта и пр. Особенно ярко данная тенденция отражена в политике, проводимой в 2022 году с начала специальной военной операции России на Украине. Данная тенденция продолжается и в 2023 году. Франция стремится быть активным игроком как на мировой арене, так и в региональном масштабе, преимущественно используя при этом инструменты «мягкой силы».

Ключевые слова: мягкая сила, мягкосиловые методы, регионализм, глобализм, влияние.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.031

УДК 327

Д.М. АН старший преподаватель Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Казань

М.А. НИЗАМОВА преподаватель Казанского (Приволжского) федерального университета, Россия, г. Казань

ПРОБЛЕМА ПЕРЕСМОТРА 9-Й СТАТЬИ КОНСТИТУЦИИ ЯПОНИИ: РАЗЛИЧИЕ В ПОДХОДАХ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Возвращение Синдзо Абэ на пост премьер-министра Японии в 2012 г. предшествовало продвижению инициативы по пересмотру 9-й статьи Конституции Японии, закрепившей отказ последней от обладания собственной армией и от войны как средства разрешения международных конфликтов. Однако, несмотря на предпринятые действия, в настоящее время продолжается дискуссия о необходимости внесения поправок в основной закон страны. В данной статье приводится хронологическая последовательность попыток изменить пацифистскую направленность Конституции, рассматриваются основные факторы, препятствующие реализации инициативы.

Ключевые слова: Япония, конституция Японии, девятая статья, политика Японии, силы самообороны Японии.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.032

УДК 32.327

К.Х. РАХИМОВ кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов; руководитель Сектора Центральной Азии Центра исследований постсоветских стран, Россия, г. Москва

У.Х. АЗИМОВ аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ В РАМКАХ ШОС

В данной статье представлен углубленный анализ растущего партнерства между Таджикистаном и Китаем в рамках ШОС, охватывающий ряд ключевых областей, включая экономические и торговые отношения, сотрудничество в области политики и безопасности, а также культурные обмены и контакты между людьми.

В статье представлен всеобъемлющий обзор отношений Таджикистана и Китая в рамках ШОС, подчеркивается значительный прогресс, достигнутый за последние годы, и сохраняющиеся проблемы. В статье также рассматривается роль китайской инициативы "Один пояс - один путь" (ОПОП) в укреплении взаимосвязанности и экономического сотрудничества между двумя странами.

Целью данной статьи является анализ взаимодействия между Таджикистаном и Китаем в рамках ШОС. В частности, в этой статье будут рассмотрены экономические, политические отношения и отношения в области безопасности между двумя странами в рамках ШОС. Цель этой статьи – дать всесторонний обзор исторических предпосылок, текущего статуса и будущих перспектив отношений Таджикистана и Китая в рамках ШОС.

Ключевые слова: Таджикистан, Китай, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), взаимодействие, безопасность, партнеры, Один пояс – один путь (ОПОП).

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.033

УДК 32.327

О.Э. ГАФАРОВ младший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Центр научно-аналитической информации ИВ РАН, Россия, г. Москва

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СТРАН-УЧАСТНИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ

В статье рассматриваются взаимоотношения между странами-участницами Организации тюркских государств (ОТГ) в энергетической сфере, а также как богатые природные ресурсы бывших республик Советского Cоюза, с преобладающим тюркским населением, способствовали установлению и развитию межгосударственных отношений с Турцией. Данная сфера считается одной из главных направлений развития контактов между странами-участницами ОТГ. Автором выявляются основные предпосылки для усиления контактов, а также проблемные точки, тормозящие развитие сотрудничества между странами.

Из анализа истории развития и установления связей между тюркскими государствами в энергетической сфере можно сделать вывод, что на сегодняшний день успех развития сотрудничества между тюркскими странами в первую очередь зависит от ситуации на Южном Кавказе, особенно от взаимоотношений Анкары с Баку. Поскольку Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан по различным причинам мало проявляют активности к расширению контактов с левым берегом Каспия, Азербайджан и Турция выступают локомотивами в этой сфере. В связи с этим, появление и модернизация энергетической инфраструктуры на Южном Кавказе, автоматически приведет к расширению контактов в первую очередь между странами-участницами ОТГ.

Ключевые слова: Организация тюркских государств, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, энергетический сфера.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.034

УДК 32.327

Б. ОМОНОВ доктор политических наук, профессор Национального университета Узбекистана, Узбекистан, г. Ташкент

ПРОЯВЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

В данной статье анализируются эволюция «экономических чудес» и процесс политической модернизации в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Индия, турция и др.), а также дается выводы, основанные на научном анализе. Зарубежный опыт является хорошим исследованием для ученых, экономистов и политиков государств-членов СНГ.

Ключевые слова: общество, модернизация, Юго-Восточная Азия, экономическое чудо, концепция развития, модель, основные черты и отличительные аспекты модернизации, японский дух – западные технологии, система нормы поведения, западные технологии и индийское общество, азиатские ценности.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.035

УДК 32.327

У ХАНЬЧАО аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Китай

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГЕОПОЛИТИКА В АРКТИКЕ

После десятилетий мирного сотрудничества геополитика вернулась на циркумполярный север – и именно Арктика является плацдармом растущей нестабильности и конкуренции на геополитическом уровне в целом. Одна из первоочередных ролей в разворачивающихся в регионе мультикризисах принадлежит энергетическим ресурсам, доступ к которым позволит обеспечить энергетическую безопасность и укрепление позиций на рынке. Эти конфликты и столкновения становятся испытанием для реагирования, амбиций и готовности стран их решать. С учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей геополитической ситуации в Арктике через призму национальной и энергетической безопасности стран и регионов. Задачи: 1) проанализировать текущую ситуацию в Арктическом регионе; 2) обозначить интересы стран ЕС в укреплении энергетической безопасности за счет ресурсов Арктики и связанные с этим риски; 3) описать амбиции и роль России в Арктическом регионе. Методы: анализ, группировка, систематизация, абстракция, прогнозирование, сравнение, обобщение. Результаты: В ходе исследования выделены цели различных государств в Арктике, которые связаны с разработкой энергетически ресурсов. Также обозначены средства и методы их достижения, отдельное внимание уделено зонам возникновения конфликтов и столкновения интересов, которые приводят к усложнению геополитической ситуации в мире. Кроме того, акцентировано внимание на усилении милитаризации Арктики со стороны России и США. Выводы: Конфликт и геополитические трения, которые происходят на Крайнем Севере актуализируют необходимость устойчивого сотрудничества всех ключевых акторов, которое должно базироваться на сдерживании, диалоге и дипломатии.

Ключевые слова: Арктика, энергетические ресурсы, риски, геополитика.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.036

УДК 32.327

В.А. ГАЦКОВСКАЯ независимый исследователь, Россия, г. Москва

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ

В статье анализируется оборонное сотрудничество стран Вишеградской группы как одно из проявлений субрегионализма. Для проведения исследования использовался сравнительно-исторический метод, также были проанализированы статистические данные, касающиеся оборонного бюджета стран объединения. Выявлено, что сотрудничество в области политики обороны и безопасности может сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии потенциала Вишеградской группы. При этом, политические разногласия членов группы практически не влияют на развитие сотрудничества в данной области.

Ключевые слова: Вишеградская группа, сотрудничество в области политики обороны и безопасности, субрегионализм.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.037

УДК 32.327

Р.И. ГОЙЧЕВ аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политических наук и регионоведения Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРИОСТАНОВКИ ДОГОВОРА СНВ-3

Данная статья содержит рассуждения и анализ приостановки договора о стратегических наступательных вооружениях. Поэтапно исследуются плюсы и минусы данного действия, возможные последствия, а также уже свершившиеся итоги. Статья делает акценты на правильность и обоснованность приостановки договора для РФ, к тому же выявляет тенденции, угрозы и выгоды, которые исходят из данного решения. Рассматривается не только российский вектор последствий, а также глобальный.

Ключевые слова: РФ, США, СНВ-3, вооружения, договор, ядерный.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.038

УДК 32.327

ЦЗЯН ЛАНЬХУЭЙ докторант Шанхайского университета иностранных языков, Китай

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТРАТЕГИИ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Статья посвящена анализу политики США в Центральной Азии (ЦА) после распада СССР. Обращается внимание на то, что Трамп в 2020 году объявил о «Стратегии США в Центральной Азии на 2019-2025 годы», которая имеет три основных пункта: содействие экономической независимости Центральной Азии, защита суверенитета стран ЦА и содействие развитию культуры. После начала событий на Украине администрация Байдена и американские академические круги считают, что стратегия по Центральной Азии, объявленная администрацией Трампа в 2020 году, больше не соответствует современным реалиям и поэтому ее необходимо разработать новую концепцию США в Центральной Азии. Выделяются основные звенья американской политики с 1990-х годов, выявлены причины, приведшие к корректировке американского курса внешней политики в Центральной Азии.

Ключевые слова: США, Центральная Азия, Афганистан, политика, безопасность.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.039

УДК 327

ЛО ЯНЬЧАО аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск

СЮЙ ЦЗЮНЬ аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск

ИЮАНЬ СЯН аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, Россия, г. Томск

«ЯДЕРНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» КИТАЙ – ИНДИЯ – ПАКИСТАН: НАТЯЖЕНИЕ УЗЛА

Гонки вооружений между Россией и США напрямую увеличивают риск глобального конфликта, особенно между странами, находящимся в постоянной конфронтации. Стремительная деградация системы ограничения ядерных вооружений, например, недавняя приостановка Россией выполнения Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) с США свидетельствует о кризисе, который переживает нынешний миропорядок. Кроме того, что урегулированные в прошлом веке вопросы между двумя ядерными державами обостряются с нарастанием российско-украинского конфликта, из фокуса часто выпадает положение дел между тремя странами, входящими в «Ядерный клуб»: Китаем, Индией и Пакистаном.

Ключевые слова: Южная Азия, Индия, Китай, Пакистан, ядерное оружие.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.040

УДК 32.327

Е.А. ПОПОВА аспирант Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва

ТРАНСЛЯЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «РУССКОГО МИРА» В ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ): РИСКИ И УГРОЗЫ ДЛЯ РОССИИ

Автором рассматриваются различные проблемные вопросы, связанные с трансляцией концепции «Русского мира» в зарубежных СМИ, а именно в странах Восточной Европы. Делается акцент на рисках и угрозах парадигмы, распространяемой на Западе в отношении этой идеи, для национальной безопасности Российской Федерации. По результатам исследования было определено, что основной проблемой развития идеи «Русского мира» является ее недостаточная научная разработанность, а также отсутствие отвечающих современным реалиям действенных механизмов противодействия негативной оценки «Русского мира», распространяемой СМИ Восточной Европы. Потенциальные угрозы для России обостряются тем, что недружественные страны Восточной Европы имеют глубокие культурные, исторические, а также экономические связи с Россией, которые складывались веками. Распространение же негативного отношения к России, а также к проводимой ею политике, подрывает возможности для конструктивного диалога между странами.

Ключевые слова: «Русский мир», «русофобия», Специальная военная операция, национальная безопасность, коллективный Запад, геополитика, внешняя политика Российской Федерации.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.041

УДК 32.327

А.М. ТЕРЕШЕНКОВ аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ФАКТОР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ: СПЕЦИФИКА И ПАРАМЕТРЫ ОСМЫСЛЕНИЯ

Представленное исследование посвящено специфике комплексного воздействия пандемии COVID-19 на мировую политическую динамику. Отмечается, что пандемия рельефно отразила такие ключевые проблемы глобального развития, как недостаточная эффективность системы международного здравоохранения, дефицит информационной транспарентности на межгосударственном уровне. К негативным макрополитическим последствиям пандемии следует отнести нарастание таких тенденций, как ускоренная деформация глобального коммуникативного ландшафта посредством распространения «фейков» о коронавирусной инфекции, активизация политико-экономической конкуренции в форме «войны вакцин», усиление макрорегиональной геополитической фрагментации, в том числе, через формирование «вакцинных ареалов».

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, «инфодемия», «война вакцин», «вакцинный ареал».

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.042

УДК 167.7 (167.7+616)

З.Д. УТЕКОВА аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Представленное в статье исследование является значимой частью научного проекта кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова по образам будущего постсоветского пространства. 2. Данная статья посвящена комплексному исследованию образа будущего современного Казахстана как страны, которое является неотъемлемой частью политической картины мира всего казахстанского общества в целом. К тому же, сегодня эта тема является весьма актуальной, поскольку занимает важное место в социально-политической повестке дня Казахстана. 3. Цель этого исследования – раскрыть содержательную специфику образа будущего Казахстана в оптике политического восприятия казахстанцев в период пандемии COVID-19. 4. Научная новизна статьи заключается в междисциплинарном рассмотрении данного вопроса как с политико-психологического ракурса, так и через социологическую призму анализа ответов респондентов, представляющие все социальные когорты, населяющие Республику Казахстан, которые охвачены проведенными глубинными интервью автором данной статьи. Выборка, целиком состояла из респондентов всех областей Казахстана, и включала в себя 70 глубинных интервью, которые проводились в период карантинных ограничений в период с января по июнь 2021 г. 5. В результате этого исследования определены различные альтернативы развития будущего Казахстана, которые выработаны на основе полученных ответов респондентов. В связи с этим можно констатировать, что в ходе исследования выявилось отсутствие консолидированного мнения казахстанского общества относительно образа будущего своей страны. Стоит особо отметить, что проведенное исследование носило качественный характер, поэтому не претендует на строгую социологическую количественную репрезентативность для всех жителей Казахстана, но позволяет через качественные открытые вопросы, задававшиеся респондентам, выявить политико-психологическое содержание актуального образа будущего страны в массовом сознании жителей современного Казахстана.

Ключевые слова: образы, восприятие, Казахстан, пандемия COVID-19, карантин, политико-психологический подход.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.043

УДК 32

Э.Л. ХОРБАЛАДЗЕ аспирант факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва; исследователь Центра Макмиллана Йельского университета, США, Нью-Хейван

КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КИТАЙСКОЙ СТРАТЕГИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

В настоящее время, говоря о китайской стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в первую очередь следует сконцентрироваться на инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП), позже переименованный в инициативу «Пояс и путь» (ПиП), на которую Пекин делает основную ставку в качестве своего геополитического инструмента влияния в регионе. К другим важным аспектам относятся экономические, военные и отчасти политические рычаги влияния.

Целью данной статьи является изучить элементы китайской стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Автор ставит 3 основные задачи: рассмотреть ретроспективу формирования ОПОП; выявить основные интересы Китая в регионе; выделить экономические и военные компоненты стратегии КНР.

В качестве методологической базы исследования были использованы: метод изучения документов, описание и системный анализ.

Результаты исследования: Стратегия Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе следует двум направлениям. Во-первых, Китай пытается разработать стратегию в АТР, которая бы соответствовала его масштабной инициативе «Пояс и путь». Другими словами, экономические и инфраструктурные проекты, разработанные до сих пор, по-прежнему будут играть важную роль в любой стратегической логике, которую Китай готов развивать для региона. Во-вторых, важнейшие аспекты политики Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе – расширение портов и военно-морского флота – являются двумя активами, за которыми КНР внимательно следит для будущего стратегического взаимодействия в регионе. Порты, по сути, считаются стратегическими опорными пунктами, чтобы как защищать морские пути транспортировки необходимых для экономики Китая ресурсов, так и расширять китайское влияние на региональном и глобальном уровнях.

Ключевые слова: Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион, инициатива «Пояс и путь», стратегия, экономика, безопасность, политика.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.044

УДК 327

ЧЭНЬ ЦЗЫХАО аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

МАО ШО аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ КИТАЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ (ТНК)

Являясь важной составляющей китайской экономики, китайские транснациональные корпорации вслед за развитием глобализации и реализацией национальной концепции «выхода вовне» и инициативы «Один пояс, один путь» были вынуждены взять на себя дополнительные роли, вдобавок к уже существующим функциям «строителей экономики» и «посредников в глобальной экономике». Обладая мощными ресурсами и социальными связями, транснациональные корпорации взяли на себя роли и функции, которые традиционная дипломатия не может охватить и к которым не может адаптироваться. Транснациональные корпорации все более явно становятся важным фактором, влияющим на международные отношения.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, дипломатия, корпоративная дипломатия, дипломатическая стратегия.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.045

УДК 32.327

В.С. БОРОВКОВ магистрант кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

КИТАЙСКИЙ ОПЫТ СТРОИТЕЛЬСТВА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Целью статьи является изучение китайского опыта строительства системы обеспечения национальной безопасности в контексте его сравнения с соответствующим российским опытом. Заявленная цель достигается посредством рассмотрения концептуальных представлений о национальной безопасности и субъектов системы ее обеспечения двух стран, а также определения стратегических задач китайской системы обеспечения национальной безопасности в условиях обострения обстановки в мире. Фундамент современной китайской системы обеспечения национальной безопасности во многом основан на советском опыте в данной сфере. Рассматриваются возможности применения китайского опыта обеспечения национальной безопасности в рамках отечественных условий. В исследовании использованы сравнительный, сравнительно-правовой, исторический, институциональный, системный методы, а также метод экспертных оценок.

Ключевые слова: китайский опыт, политика, национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности, концепт, субъекты системы обеспечения национальной безопасности, КПК (Коммунистическая партия Китая), идеология.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.046

УДК 32.327

А.А. ПРИСЕКИН магистрант кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ

Трансформация мирового порядка, изменение процесса принятия решений и нарушение технологического обмена поднимают вопрос о пересмотре расстановки сил на мировой арене и формировании новых союзных блоков, направленных на многостороннее развитие. При этом появляется необходимость обратить внимание не только на создание политических и экономических союзов, но и на динамику развития инновационной деятельности и обмена технологиями между странами-участницами объединений ввиду того, что инновации в современном мире начали играть все большую роль, конкурентоспособность государств во многих сферах обеспечивается за счет развитой научно-технической политики и инновационного потенциала. Создание и развитие инновационных кластеров, в свою очередь, способно изменить баланс сил на международной арене и способствуют формированию новых центров силы. В контексте новых вызовов важно учесть конкурентоспособность новых объединений и их стремлении к научно-техническому прогрессу в ситуации возможной изоляции и технологического соперничества. Поэтому важно изучить технологический и инновационный потенциал стран-союзников России, выделить слабы и сильные стороны их национально-инновационных систем, а также изучить последние взаимоотношения стран как с Россией, так и друг с другом.

Ключевые слова: инновации, инновационное сотрудничество, инновационный блок, международные отношения, Россия, Китай, Иран, Индия, Бразилия, ЮАР.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.047

УДК 32.327

К.В. ФЕНИН студент факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (Университет), МИД России, Россия, г. Москва

В.А. КУЗНЕЦОВА студент факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (Университет), МИД России, Россия, г. Москва

ИТАЛИЯ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К НОРМАЛЬНОСТИ?

В статье рассматривается эволюция партийно-политической системы Италии. Особое внимание авторы уделяет периоду 2013-2023 гг., когда Итальянская республика столкнулась с кризисом партийно-политической системы. Данный кризис проявился в виде частой смены правительств и снижения эффективности политической системы. Статья нацелена на анализ институциональных факторов, которые привели к данному кризису. Сделан вывод о возврате партийно-политической системы Италии к принципам Второй республики. Отмечено, что новые политические факторы создают возможность коренной трансформации институциональной системы Италии.

Ключевые слова: Италия, Вторая республика, партийно-политическая система, парламент, «Движение пяти звезд», «Братья Италии».

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.048

УДК 32

Н.С. ГОЛОВИНА магистрант Южного федерального университета, Россия, г. Ростов-на-Дону

В.О. ШИРОКОВ магистрант Южного федерального университета, Россия, г. Ростов-на-Дону

С.В. КОТОВ магистрант Южного федерального университета, Россия, г. Ростов-на-Дону

РЕЦЕПЦИЯ ЛИБЕРТАРИАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Политологическое сообщество давно занято поисками подходящей российскому обществу идеологии. В данной статье будет рассмотрена возможность внедрения идей либертарианской идеологии в рамки общественно-политического пространства России. Целью данного исследования является анализ либертарианской идеологии и рассмотрение возможности ее внедрение в идеологическое поле России. Поскольку идеологии не имеют четкой структуры, был применен морфологический подход М. Фридена для выявления основных элементов идеологии и их структуризации. Анализ опросов общественного мнения позволил изучить ценностную ориентацию общественных масс и сделать выводы о возможности рецепции идей либертарианства в идеологическое пространство российского общества.

Ключевые слова: либертарианство, индивидуализм, право, минимальное государство, справедливость, собственность.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.049

УДК 327

ЮАНЬ ЮАНЬ магистр Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Китай

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ» В НОВЫХ УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье проводится анализ содержания сотрудничества двух великих держав – Китая и России в рамках реализации национального проекта «Один пояс – один путь. Данное взаимодействие рассматривается в контексте новых политических и социально-экономических условий, которые внесли коррективы в развитие России и Китая.

В работе автор исследует новые направления сотрудничества данных государств, а также те перспективы совместной деятельности, которые будут максимально содействовать не только функционированию обеих стран, но и укреплению дружеских взаимоотношений.

Статья отражает инновационное видение обеими сторонами включения национального проекта «Один пояс – один путь» в совершенствование различных сфер жизнедеятельности и определяет ведущие векторы сотрудничества.

Ключевые слова: национальный проект, международное сотрудничество, ОПОП, санкции, экономическое развитие, внешнеполитические отношения, развитие инфраструктуры, сферы взаимодействия.

DOI 10.35775/PSI.2023.92.4.050

УДК 32.327

Д.О. ХОМЯКОВ магистрант Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

ОТРАСЛЕВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ПОЛИТИКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РФ В 2022-2023 ГГ.

В статье анализируются два основных документа, регулирующих развитие гражданской авиастроительной отрасли в России в 2022-2023 гг. Автор приходит к выводу, что не смотря на стремление достичь технологического суверенитета в данной отрасли, стратегические документы носят скорее инвестиционный, чем инновационный характер, технологический суверенитет воспринимается, скорее как продолжение политики импортозамещения, создание инноваций реализуется посредством система госзаказа каскадного типа управления без горизонтальных связей, а стркутуроцентричным элементом является Правительство РФ. При этом площадка согласования единой политики по разработке инновационных решений производственного характера, а также обмена уже созданных новых технологий отсутствует. В качестве решения данной проблемы предлагается модель отраслевой инновационной системы, которая характеризуется формализацией отношений, снижением чрезмерной централизации, допуском большего кол-ва субъектов к разработке стратегических документов развития, вовлечением авиакомпаний в инвестирование инновационных разработок и созданием координационной площадки разработки инноваций.

Ключевые слова: отраслевая инновационная система, национальная инновационная система, инновации, сетевая структура отношений, санкции, гражданская авиастроительная отрасль, технологический суверенитет.

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ