Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 10-1 (98-1), 2023

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 13. № 10-1 (98-1), 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Крутов А.В. Осовременивание классических политологических теорий посредством сочетания разных методологических подходов (на примере описания функций политической системы)

Лескова И.В. Истоки и причины политического популизма

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Свириденко Е.А. Симфония государства и церкви глазами иосифлян и нестяжателей

Ащеулов О.Е. К вопросу о помощи Китаю со стороны СССР в войне против Японии (1943-1945)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Бродская Н.П. Большие языковые модели: генеративные модели ИИ как инструмент влияния в социальном пространстве современного общества

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Попов С.И., Гришин О.Е., Нестерчук О.А. Тенденции трансформации инструментария проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления

Бигулов С.А. Сравнительный анализ Парламента РСО-Алания и региональных парламентов Германии, Канады и Великобритании

Ван Сяоцюнь, Коньков А.Е. Проблемы реализации проектов развития в рамках культурной политики государства

Привалов В.А. Этнокультурные предпосылки возникновения Нагорно-Карабахского конфликта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Морозов Д.А. Взаимосвязь геополитики и геоэкономики в современном мире: особенности научного дискурса

Столярова А.Н., Глебова И.А., Хайрулина Т.П., Князева О.В., Новосельский С.О. Экологическая политика в социально-ответственном поведении корпораций

Грядунов Ю.Ю. Нормативная база государственной политики защиты традиционных ценностей

Ксенофонтова К.М., Фадеева Н.В., Игнатова М.Н., Новосельский С.О., Золкин А.Л. Политика управления молодежным предпринимательством как инструментом трансформации экономики

Ксенофонтова К.М., Чунихина А.А., Данилов М.В., Пономарев Е.Е., Новосельский С.О. Экономическая оценка политики социально-ответственного поведения корпораций

Ковальчук А.Г. Развитие государственно-гражданского взаимодействия в современной России: федеральные и региональные программы

Гончарова Н.В., Игнатова М.Н., Новосельский С.О., Бирюков И.А., Панова А.И. Зарубежный опыт реализации политики цифровизации здравоохранения: экономическая оценка мирового рынка телемедицины

Поярков Р.А. Применение больших данных и искусственного интеллекта в цифровой трансформации государственной службы

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Линькова Е.В., Кряжева-Карцева Е.В., Георгиева Н.Г., Зверев В.В., Черникова Т.В. Образ Латинской Америки в российской политической мысли XIX века: особенности и эволюция

Абрамов В.Л. Контрмеры Ирана и Венесуэлы для преодоления долговременных санкционных ограничений

Агоннуде Бидолей Вианней Фредди. Цифровая трансформация в условиях пандемии Covid-19: опыт стран Африки к югу от Сахары

Писаренко С.С. Расширение военного присутствия США в Индо-Тихоокеанском регионе

Спасов А.А. Военно-политическая операция США на Балканском треке как угроза российско-сербским межгосударственным отношениям

Давыдов С.Д. Информационная политика США в Юго-Восточной Азии в середине 2010-х-первой половине 2020-х гг.

Копылов И.А. Управление национальной обороной в системе государственного управления Российской Федерации

Люй Ваньцин, Сюй Мэнчжу. Формирование и развитие новой Евразии

Тушков А.А., Максимова Т.Д. Международные аспекты в исследовании легитимации и позиционирования общественно-политических структур современного Китая

Хасанова К.Э. Подходы к противодействию мировой наркотизации через призму социальной топологии Д. Ло

Шень Лихуа, Ду Илинь, Суо Линфэн. Векторы внешней политики Молдовы на фоне российской специальной военной операции

Потурухин В.Д. Перспективы глобализации и глобализма в международных отношениях

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Рогова Я.Д., Токарева С.А., Костина А.Д. Односторонние ограничительные меры: понятие, виды и особенности

Чжан Чжань. Мягкая сила и статус-кво мягкой силы Китая

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.001

УДК 32.001+167.7

А.В. КРУТОВ кандидат политических наук, доцент Московского авиационного института, Россия, г. Москва

ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ РАЗНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ОПИСАНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ)

В современном мире стало все труднее описать политические события с помощью прежних методов и подходов. Изолированность учений и методологий в политологии ведет к ее кризису. В статье выдвинута гипотеза о возможности описания непрогнозируемых политических явлений путем совмещения разных подходов без их конфликта. Разработанные в середине XX в. Г. Алмондом и др. функции политической системы рассмотрены с помощью современной теории события А. Бадью и методов нелинейной динамики. Цель статьи – осовременить концепцию политической системы, используя методологический синтез, раскрывающий познавательные возможности совмещения разных подходов в описании события. Политика (по Бадью) есть действия субъекта по пути к сингулярному событию из ситуации с неопределенностью. Выявлены этапы такого перерастания (предполитическая ситуация, начало формирования субъекта, процедура и событие), связанные с функциями по Алмонду для политической системы. Показано их новое содержание для двух групп: «внутреннего состояния» (социализация, рекрутирование, коммуникация) и основных (артикуляция, агрегирование, выработка курса, вынесение судебных решений). В ходе исследования проведен теоретический и методологический анализ, применены системный подход и теория множеств, обозначена роль субъекта. По необходимости употреблены термины Бадью в его диалектической онтологии. Использованы работы Ж.-М. Денкэна, Ж. Рансьера и др. зарубежных и российских исследователей. Отмечена практическая значимость совмещения методологий, и как ее иллюстрация использован «феномена Навального». В конце сделаны выводы о расширении границ методологий и инструментов управления процессом, что повышает качество прогноза события.

Ключевые слова: Г. Алмонд, А. Бадью, методология, ситуация, событие, функции, система, процесс, нелинейная динамика.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.002

УДК 32

И.В. ЛЕСКОВА доктор социологических наук, кандидат политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии и прикладной политической работы Российского государственного социального университета, Россия, г. Москва

ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОПУЛИЗМА

В статье авторы анализируют проблемы политического популизма, экономические, социальные и культурные причины популизма. Актуальность рассматриваемой темы обусловлено необходимостью рассматривать популизма, левый и/или правый популизм в комплексном ракурсе, как в общетеоретическом спектре исследовательских задач, так и на конкретных уровнях тех или иных казусов.

Целью является анализ причин и истоков востребованности политического популизма, сформулировать существующие тенденции популизма как политического феномена.

Методами исследования являлись общенаучные методы, в том числе логико-интуитивный подход исследования популизма, метод сравнительного анализа позволяющий сравнить признаки и основы концепций популизма и существующих политических культур.

Научная новизна исследования заключается в формулировании причины и истоков политического популизма, признаков популизма и взаимосвязи правового популизма партий стран ЕС и евроскептицизма.

Выводы. В статье констатируется, что причинами роста политического популизма является разочарование граждан проводимой государством социально-экономической политикой, следствием чего является снижение доверия органам власти. В статье приводятся результаты социологических исследований в странах ЕС, которые констатируют нарастающий тренд политического популизма, рост политического предложения правых партий в странах Европы. Исследователи популизма пишут о парадоксах категории популизма, поскольку с одной стороны популизм выступает как непосредственное проявление демократии и политического участия граждан, с одной стороны, с другой стороны популизм может оказывать деструктивное воздействие на демократические институты и процессы.

В статье авторы заключают, что популизм набирает тенденцию востребованности обществом, в условиях, когда существующие политические партии не могут предложить избирателям четкие альтернативы по важным, волнующим общество вопросам, формируются коалиции размывающие различия между партиями, что способствует востребованности популизма.

Ключевые слова: популизм, политика, политические партии, коалиции, публичная сфера.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.003

УДК 93/94

Е.А. СВИРИДЕНКО аспирант кафедры философии политики и права философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СИМФОНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ ГЛАЗАМИ ИОСИФЛЯН И НЕСТЯЖАТЕЛЕЙ

Статья посвящена изучению взглядов двух внутрицерковных групп внутри Русской Церкви в XV-XVI веках на взаимоотношения церкви и государства и границы взаимного проникновения в сферы друг друга. Задачей статьи является выяснение различий воззрений иосифлян и нестяжателей, их идеологическая борьба друг с другом у престола государей за первенство их духовно-политических концепций. В качестве исторических источников взяты духовные послания лидеров церковных течений своим ученикам и светским властителям, а также многочисленные «Послания» и «Жития». Основными методами исследования являются сравнительно-исторический метод и причинно-следственный анализ связей между историческими событиями. По результатам исследования, можно заключить, что лидер иосифлян Иосиф Волоцкий и людер нестяжателей Нил Сорский по-разному смотрели на задачи самой Церкви, и отсюда выходили споры о допустимых контактах со светским миром. Если Нил Сорский глядел на Церковь как на собрание одиночек, которые, следовательно, не должны иметь сильных контактов с внешним миром, Иосиф полагал симфонию и духовное наставничество Церкви над государем, и фигуру Государя как защитника православия, оптимальным вариантом будущего развития. Нельзя не отметить, что западные исследователи считают борьбу иосифлян и нестяжателей одним из первых этапов борьбы между либерализмом и консерватизмом.

Ключевые слова: государь, царская власть, политическая философия, история, политика, религия, иосифляне, нестяжатели, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.004

УДК 93/94

О.Е. АЩЕУЛОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и экономической теории Академии ГПС МЧС России, РФ, г. Москва

К ВОПРОСУ О ПОМОЩИ КИТАЮ СО СТОРОНЫ СССР В ВОЙНЕ ПРОТИВ ЯПОНИИ (1943-1945)

В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия в рамках оказания помощи Китаю Советским Союзом в борьбе против общего врага – Японии, в годы Второй мировой войны. Ведь изучение советско-китайских отношений имеет большое значение для понимания современных международных отношений в Азии и мире в целом. Цель статьи заключается в обобщении исторического материала по вопросу взаимопомощи СССР и Китая во время войны против Японии за период с 1943 по 1945 гг., а также в понимании, какие именно факторы и в какой степени сдерживали сотрудничество СССР и Китайской Республики в деле совместного противодействия японской агрессии в Дальневосточном регионе. Выбор объекта исследования обусловлен его актуальностью и недостаточной изученностью взаимодействия двух великих держав в период японской агрессии и Второй мировой войны с точки зрения дипломатических отношений. Методология статьи основана на общенаучных методах познания, общих для гуманитарных и иных наук, а также специальных научных принципах (историзм, объективность, системность). В заключении автор статьи пришел к следующим выводам: этапы оказания помощи осуществлялись в рамках трех этапов. Первый этап – 1932-1937 гг. – это период налаживания связей между странами, а также восстановления разорванных ранее дипломатических отношений; второй – 1937-1941 гг. – период активной помощи КНР со стороны СССР; третий – 1943-1945 гг., характеризующийся тем, что страны готовятся к вступлению СССР в войну с Японией.

Ключевые слова: история, Советский Союз, японская агрессия, Вторая мировая война, Китайская Республика, внешняя политика, дипломатия, Азия.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.005

УДК 32

Н.П. БРОДСКАЯ кандидат политических наук, с.н.с. ИМЭМО РАН, Россия, г. Москва

БОЛЬШИЕ ЯЗЫКОВЫЕ МОДЕЛИ: ГЕНЕРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В наши дни развитие ИИ-технологий, основанные на принципах машинного обучения, привели к серьезным изменениям во многих областях общественной жизни. При этом генеративные модели искусственного интеллекта, большие языковые модели, являются одной из самых инновационных технологий последних лет. В исследовании рассматриваются актуальные проблемы применения генеративного ИИ в современном социальном пространстве и возможные риски его адаптации к реалиям современного мира. Особое внимание уделяется вопросам влияния технологий ИИ на распространения дезинформации и манипуляции общественным мнением.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии ИИ, генеративные технологии, большие языковые модели, ChatGPT.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.006

УДК 32.323

С.И. ПОПОВ кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры публичной политики и истории государства и права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

О.Е. ГРИШИН кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры публичной политики и истории государства и права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

О.А. НЕСТЕРЧУК доктор политических наук, профессор, профессор кафедры публичной политики и истории государства и права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы; профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва

ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье анализируются развивающиеся направления модификации средств и методов проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Продемонстрирован прогресс в развитии избирательных технологий в контексте появления технических новшеств. Обозначено дискуссионное проблемное поле, возникающее при реализации новых технологий в избирательных кампаниях. Показаны векторы дальнейшего развития технологий дистанционного электронного голосования.

Ключевые слова: выборы, органы государственной власти, местное самоуправление, избирательные технологии, избирательный процесс, избирательные кампании, дистанционное электронное голосование.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.007

УДК 328.3

С.А. БИГУЛОВ аспирант, младший научный сотрудник СОИГСИ ВНЦ РАН, Россия, г. Владикавказ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРЛАМЕНТА РСО-АЛАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ ГЕРМАНИИ, КАНАДЫ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Парламент Республики Северная Осетия-Алания не является уникальной единицей формирования региональной политики ни в Российской Федерации, ни в мировой практике. Возможность взглянуть на региональные парламенты в других государствах позволяет нам выявить схожие черты и различия в системе публичной власти регионов. Подобный анализ дает возможность оценить сложившуюся практику функционирования парламентов регионов в различных зарубежных странах и рассмотреть потенциальные пути дальнейшего развития Парламента РСО-Алания. Для подобного сравнения нами были выбраны ФРГ, Канада и Великобритания. Федеративная Республика Германия является одной из наиболее развитых и богатых федераций в мире. RAI (Индекс Регионального Влияния) ФРГ также является одним из самых высоких в мире. Канада является вторым по площади после Российской Федерации федеративным государством. Даже находясь под формальной властью Британской Короны, Канада использует мандат короны в региональной политике для укрепления влияния Законодательного Собрания. Объединенное Королевство, являясь унитарным государством, в конце XX в. пошло на регионализацию, и возродило парламенты входящих в ее состав королевств Шотландии и Уэльса. Процесс регионализации унитарного государства и повышения значимости региональных парламентов позволяет убедиться в возможности подобных преобразований. Парламент Республики Северная Осетия-Алания не представляет собой нечто, разительно отличающееся от рассмотренных в данной статье региональных парламентов. Таким образом, можно утверждать, что в потенциальном будущем вероятно дальнейшее движение на сближение парламента РСО-Алания и парламентов зарубежных государств. Однако подобные изменения возможны только лишь по итогу наличия консенсуса в обществе по вопросу дальнейшей модернизации политической системы республики в общефедеральной структуре Российской Федерации.

Ключевые слова: парламент Республики Северная Осетия-Алания, Индекс Регионального Влияния, Баварский Ландтаг, Законодательное Собрание Саскачевана, Парламент Шотландии, Сенедд.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.008

УДК 32

ВАН СЯОЦЮНЬ аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

А.Е. КОНЬКОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Проекты развития в рамках культурной политики государства позволяют привлекать альтернативные ресурсы, производить децентрализованные культурные действия, поддерживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. В этой связи важно рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются крупные проекты развития. В статье анализируются такие проблемы, как политическая и правовая система страны, нематериальный характер проектов развития, неясная роль спонсоров и руководителей проектов развития.

Ключевые слова: культурная политика, проектная деятельность, проекты развития, организационная гибкость.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.009

УДК 32

В.А. ПРИВАЛОВ аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА

Целью статьи является определение этнокультурных предпосылок возникновения конфликта в Нагорном Карабахе. В рамках статьи были проанализированы как теоретические, так и эмпирические исследования, нацеленные на изучение этнокультурных предпосылок конфликта в Нагорном Карабахе. Были выделены три базовые концепции этнической идентичности, которые объясняют возникновение этнополитических конфликтов: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. В отношении Нагорно-карабахского конфликта мнения исследователей разделилось – некоторые из исследователей (например, Т. Де Ваал, А. Тоноян) придерживаются примордиалистской концепции возникновения конфликта, объясняя его важностью сохранения исторически сложившихся этнокультурных ценностей населения Нагорного Карабаха, другие исследователи (например, О.Ю. Кузнецов, М. Кубурас, Л. Папазян) склоняются к конструктивистской концепции, делая акцент на том, что этнокультурные факторы конфликта являются следствием политических процессов, а не исторической «памяти». Однако, как показало эмпирическое исследование, проведенное Н. Нароманян в 2022 году, население Нагорного Карабаха в большей степени придерживаются примордиалистской концепции – важность исторической памяти и многовековых этнокультурных ценностей – религии, культуры и языка. В целом, проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что этнокультурный фактор, включая религиозную и культурно-языковую идентичность армянского населения Нагорного Карабаха, наряду с территориальным является одной из наиболее весомых предпосылок данного этнополитического конфликта в независимости от их исторического или приобретенного в следствии политических изменений базиса.

Ключевые слова: этнополитические конфликты, Нагорно-Карабахский конфликт, предпосылки конфликта, этнокультурные предпосылки конфликта, примордиализм, конструктивизм.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.010

УДК 32.327

Д.А. МОРОЗОВ аспирант кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Россия, г. Москва

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕОПОЛИТИКИ И ГЕОЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Статья посвящена воопросам выявления особенностей, взимосвязей и взаимовлияний между геополитикой и геоэкономикой в рамках существующих научных концепций. Автор обосновывает перспективы использования междисциплинарного и синергетического подходов при их анализе и применении в политологических исследованиях. Автор приходит к выводу о том, что в рамках динамики научного объяснения терминов «геоэкономика» и «геополитика» прослеживается неразрывная связь геоэкономики и геоэкономических стратегий с геополитикой, как сложных частей единого целого, что свидетельствует о перспективах расширения научного понимания современной геоэкономики в рамках политической науки. Междисциплинарный подход диктует необходимость дополнения геополитических стратегий не только экономическими аспектами, но и другими составными частями: информационной, экологической, научной (интеллектуальной) и культурной.

Ключевые слова: геоэкономика, геополитика, геоэкономическая стратегия, методология геоэкономики.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.011

УДК 304.4

А.Н. СТОЛЯРОВА доктор экономических наук, профессор, профессор базовой кафедры «Торговой политики» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия, г. Москва

И.А. ГЛЕБОВА кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующая кафедрой «Экологии и природопользования», ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Россия, г. Москва

Т.П. ХАЙРУЛИНА кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экологии и природопользования» ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Россия, г. Москва

О.В. КНЯЗЕВА кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории и экономики таможенного дела» ГКОУ ВО «Российская Таможенная Академия», Россия, г. Москва

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ КОРПОРАЦИЙ

Введение: в статье рассматриваются теоретические и практические аспекты корпоративной экологической политики, которая реализуется в фарватере социально-ответственного поведения бизнеса. Экологическая повестка занимает важное место в механизме корпоративной социальной ответственности. Масштабы природоохранных инвестиций компании зависят в первую очередь от специфики хозяйственно-экономической деятельности и от уровня антропогенной нагрузки на окружающую среды. Необходимость интеграции экологической составляющей в пространство КСО обусловлена следующими причинами: во-первых, совокупная актуальность снижения антропогенного влияния на окружающую среду независимо от формы извлечения прибыли, во-вторых, государственное лоббирование экологических проектов, в-третьих, пристальное внимание общественности к решению экологических проблем, что важно для повышения социального статуса компании, в-четвертых, наглядность достижения желаемого результата, который может быть оперативно тиражирован в информационном пространстве.

Цель и задачи: цель работы заключается в рассмотрении особенностей реализации экологической политики в пространстве социально-ответственного поведения корпораций. В статье поставлены и решены следующие задачи:

– обосновать актуальность расширения емкости экологической повестки в структуре корпоративной социальной ответственности;

– выполнить динамический и структурный анализ расходов корпораций на экологические мероприятия и проекты в социально-экономической системе РФ;

– рассмотреть региональное и отраслевое распределение корпоративной активности в фокусе решения экологических проблем.

Результаты исследования: авторским коллективом уточнены теоретические аспекты содержательной сущности корпоративной экологической ответственности, а также выполнена диагностика ключевых показателей, отражающих экологическую активность корпоративных структур, в том числе в региональном и отраслевом разрезе.

Ключевые слова: экологическая политика, социально-ответственное поведение, корпоративная социальная ответственность, экологические расходы, природоохранные мероприятия.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.012

УДК 32

Ю.Ю. ГРЯДУНОВ аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусского института управления – филиал, Россия, г. Орел

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

На сегодняшний день традиционные ценности, характерные для российского общества, испытывают давление со стороны американского и европейского сообществ и транснациональных компаний, что указывает на актуальность настоящего исследования. Цель работы: проанализировать нормативную базу государственной политики защиты традиционных ценностей (ТЦ). Гипотеза: категория «традиционные ценности» в России представляет собой не умозрительную концепцию, существующую исключительно в сознании руководства и граждан страны, а одно из важнейших направлений государственной политики, находящее отражение в положениях Конституции РФ и иных законодательных актах. Результаты работы: были проанализированы положения российских законодательных актов и сделан вывод о том, что традиционные ценности в России являются одним из важнейших направлений государственной политики, так как они, во-первых, закреплены в Конституции РФ (статьи 2 и 44). Во-вторых, задача по их сохранению и защите формирует деятельность следующих органов исполнительной власти: Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности, Министерством культуры РФ, Министерство образования РФ.

Ключевые слова: нормативная база, традиционные ценности, социум, общество, патриотизм, транснациональные корпорации, стратегия.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.013

УДК 338.1

К.М. КСЕНОФОНТОВА старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва

Н.В. ФАДЕЕВА кандидат технических наук, доцент кафедры управления персоналом Красноярского института железнодорожного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия, г. Красноярск

М.Н. ИГНАТОВА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Международных отношений и государственного управления», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва

А.Л. ЗОЛКИН кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ПГУТИ), Россия, г. Самара

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ КАК ИНСТРУМЕНТОМ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Введение: в статье рассмотрены основные аспекты управления молодежным предпринимательством как инструментом трансформации экономики. Авторским коллективом отмечается актуальность использования потенциала молодых стартаперов для осуществления наукоемких преобразований и построения трека по достижению технологического суверенитета. Исследуемая в работе демографическая группа населения обладает высоким уровнем предпринимательской активности, приемлемости риска и нестандартности мышления. Набор обозначенных критериев создает условия для использования молодежных бизнес-инициатив в векторе трансформации национальной экономики. В рамках существующей геополитической конъюнктуры государство должно обеспечить максимально благоприятные условия для интенсификации деловых процессов в молодежной среде на основе административно-экономического и образовательно-консультационного инструментария.

Цель и задачи: цель работы заключается в проведении ретроспективной оценки развития рынка молодежных стартов и обоснования возможностей использования его потенциала для трансформации экономики. В работе решаются следующие задачи:

– обосновать актуальность молодежного предпринимательства как инструмента трансформации экономики в условиях низкого технологического суверенитета;

– провести анализ динамики и сегментарных приоритетов молодежных стартапов;

– сфокусировать общие тенденции развития отечественного рынка молодежных стартапов при существующей деловой конъюнктуре.

Результаты исследования: авторским коллективом в фокусе исследования интенсивности молодежного предпринимательства дана оценка вариативности отечественной бизнес-среды, выполнен анализ динамики численности и сегментирования молодежных стартапов, а также обоснованы точки роста данного рынка в существующем деловом пространстве. Результаты авторских обобщений могут стать актуальной информационной базой для поиска оптимального инструментария стимулирования предпринимательской активности в молодежной среде в теоретической и практической плоскости.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, деловая активность, государственная политика, технологическое развитие, стартап.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.014

УДК 339.138

К.М. КСЕНОФОНТОВА старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Россия, г. Москва

А.А. ЧУНИХИНА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Международных отношений и государственного управления», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

М.В. ДАНИЛОВ магистр кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

Е.Е. ПОНОМАРЕВ магистр кафедры менеджмента и государственного муниципального управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» (ПКУ)», Россия, г. Москва

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ

Введение: в работе представлена экономическая оценка политики социально-ответственного поведения корпораций. Информационной базой для аналитической диагностики и оценочных суждений выступили данные корпоративной социальной отчетности ПАО Сбербанк, ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл». Объектами анализа стали направления, целевые ориентиры и объемы финансирования социальных инвестиций системообразующих отечественных корпоративных структур. Выполненный динамический анализ базовых экономических показателей реализации политики корпоративной социальной ответственности (КСО) показал присутствие устойчивого трека увеличения емкости социально-ответственного поведения. Использованный эмпирический инструментарий позволяет говорить о существовании растущей тенденции принятых на себя социальных обязательств компаниями, которые носят добровольный характер и являются формой стратегического развития. В статье обосновывается актуальность интенсификации процессов в фокусе КСО для решения фундаментальных социально-экономических задач при существующей турбулентной конъюнктуре. Важность КСО вызвана необходимостью снятия общественной напряженности, минимизации экологических рисков, устранения социальных дефектов и повышения качества инвестиционного климата.

Цель и задачи: цель работы заключается в проведении экономической оценки политики социально-ответственного поведения корпораций. Задачи исследования включают в себя следующие положения:

– обосновать актуальность интенсификации процессов в фарватере социально-ответственного поведения корпораций при существующей турбулентной конъюнктуре;

– сфокусировать ключевые приоритеты и базовые достигнутые результаты социально-ответственного поведения ведущих отечественных компаний;

– провести экономическую оценку социальной инвестиционной активности российских корпоративных структур.

Результаты исследования: авторским коллективом выполнена диагностика экономической составляющей социальной инвестиционной политики ПАО Сбербанк, ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл», которая позволяет объективно оценки интенсивность и масштабы социально-ответственного поведения. Итоги исследования могут быть использованы для формирования общей картины существующего потенциала КСО отечественных компаний и выработки действенного инструментария для его расширения.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, благотворительность, социальные инвестиции, социальные эффекты, долгосрочное развитие, социальные трансформации.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.015

УДК 369.032

А.Г. КОВАЛЬЧУК аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Среднерусского института управления – филиал, Россия, г. Орел

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

В статье рассматривается актуальная проблема участия взаимодействия в процессах управления в современной России в рамках специальных программ федерального и регионального уровней. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности основных программ государственно-гражданского взаимодействия в сфере государственного управления на региональном и местном уровнях. В рамках исследования были решены следующие задачи: рассмотрены концептуальные основы изучения государственно-гражданского взаимодействия в отечественной и зарубежной политической науке; рассмотрены федеральные и региональные программы, в рамках которых возможно осуществление взаимодействия между государством и гражданами в современной России. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, индукция, дедукция); а также ряд специальных методов: историографический анализ изучаемой темы; методы политического анализа (системно-исторический, структурный, системно-функциональный). По итогу исследования автор статьи пришел к следующим выводам: на современном этапе программы государственно-гражданского взаимодействия акцентированы на активизацию гражданской позиции россиян, особенно в сфере местного и регионального управления.

Ключевые слова: государственное управление, программы государственно-гражданского управления, политическое участие, механизмы государственно-гражданского взаимодействия, политический анализ.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.016

УДК 338.2

Н.В. ГОНЧАРОВА кандидат юридических наук, доцент кафедры автоматизированных систем управления и кибернетики ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», Россия, г. Орел

М.Н. ИГНАТОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Международных отношений и государственного управления», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

С.О. НОВОСЕЛЬСКИЙ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций АНО ВО «Университет Мировых Цивилизаций им. В.В. Жириновского», Россия, г. Москва

И.А. БИРЮКОВ студент кафедры «Международных отношений и государственного управления», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

А.И. ПАНОВА студентка кафедры «Международных отношений и государственного управления», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, г. Курск

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО РЫНКА ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ

Введение: в статье нашли отражение результаты экономической оценки развития мирового рынка телемедицины, которые стали следствием реализации политики цифровизации здравоохранения в зарубежных странах. Инструментарий использования телекоммуникаций и цифровых технологий для оказания медицинской помощи активно развивается в зарубежных странах. Формирование прогрессивного трека развития телемедицины в большинстве зарубежных стран происходит при наличии емкой нормативной правовой базы, которая соответствует текущим условиям и особенностям применения телекоммуникаций и цифровых технологий для оказания медицинской помощи. Присутствие релевантной организационно-правовой основы способствует расширению потенциала применения разного рода инструментов телемедицины, а также устанавливает четкие и прозрачные рамка функционирования медицинских организаций в указанной сфере. Развитие телемедицины происходит при активном участии государственных структур. Формы государственной поддержки носят различный характер, что обусловлено спецификой существующей социально-экономической формации и особенностями применяемых методов государственного регулирования экономики. Важной формой государственного участия выступает активизация процессов цифровой трансформации национальной системы здравоохранения.

Цель и задачи: цель работы заключается в рассмотрении результатов реализации политики цифровизации здравоохранения в зарубежных странах через призму экономической оценки мирового рынка телемедицины. В статье поставлены и решены следующие задачи:

– выделить актуальность осуществления цифровых преобразований в здравоохранении при существующей социально-экономической конъюнктуре;

– провести анализ ключевых динамических и структурных показателей функционирования мирового рынка телемедицины;

– сгруппировать региональные особенности развития мирового рынка телемедицины.

Результаты исследования: авторским коллективом проведена емкая диагностика функционирования мирового рынка телемедицины в фокусе анализа динамики его стоимостного объема и сегментационной структуры, а также выполнено исследование инвестиционной активности и региональных особенностей интенсификации цифровой трансформации здравоохранения. Сделанные обобщения позволяют сформировать объективную картину текущего состояния и тенденций развития цифровизации здравоохранения в фарватере применения телекоммуникационных технологий.

Ключевые слова: цифровая трансформация, здравоохранение, телемедицина, мировой рынок, зарубежный опыт.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.017

УДК 32.323

Р.А. ПОЯРКОВ аспирант Среднерусского института управления – филиал (г. Орел), Россия, г. Орел; учредитель ООО «Р групп», Россия, г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ БОЛЬШИХ ДАННЫХ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В условиях цифровой трансформации государственной службы, в статье рассмотрены особенности и проблемы применения массивов информации (Big Data), анализ которых позволяет повысить обоснованность важных решений в государственном управлении, а также актуальность использования технологий искусственного интеллекта в целях совершенствования рассматриваемого вида службы и его механизма в нашем государстве. В заключении приходим к выводу, что в современной развивающейся в сторону интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь, России, общественные отношения в сфере госрегулирования, выдвигают на первый план новые требования к одной из форм государственной деятельности. Именно поэтому она претерпевает изменения, которые в полной мере, в дальнейшем, будут отвечать цифровой трансформации. В связи с этим на территории нашей страны претворяется в жизнь один из многих долгосрочных стратегических проектов – «Цифровая экономика Российской Федерации», начавшийся в 2018, реализация которого должна завершиться в 2024 году. Однако, как бы удивительно не выглядело, но не все граждане освоили или приобрели современные средства цифрового общения, что влечет за собой перспективы выживания в условиях искусственного интеллекта и конкуренции с ним.

Ключевые слова: государственное управление, цифровизация, долгосрочный стратегический проект, искусственный интеллект, Big Data, Интернет, цифровая экономика, трансформация, Российская Федерация, нейросеть, национальная программа, информационное общество.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.018

УДК 32.327

Е.В. ЛИНЬКОВА доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

Е.В. КРЯЖЕВА-КАРЦЕВА кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

Н.Г. ГЕОРГИЕВА доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва

В.В. ЗВЕРЕВ доктор исторических наук, профессор Центра «История России в XIX – начале ХХ в.» Института российской истории РАН, Россия, г. Москва

Т.В. ЧЕРНИКОВА доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО-Университета, Россия, г. Москва

ОБРАЗ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ

В статье раскрывается многогранный образ Латинской Америки, сформированный в российском общественном сознании XIX в. Притом основным предметом исследования выступает картина представлений о латиноамериканском континенте, ставшая частью внешнеполитических построений российских мыслителей. Именно в их концепциях, отражающих всю специфику международного курса России, ее положения на мировой арене, взаимоотношений с отдельными европейскими странами, можно выявить основные черты того образа далекого материка, который одновременно и манил русских путешественников своей необычностью, и рассматривался как возможная новая сила, которая может влиять на общеевропейскую ситуацию.

Авторы делают вывод о многогранности представлений о Латинской Америке в российском обществе, сложившихся под воздействием записок путешественников и дипломатов, а также тех суждений, которые транслировались представителями общественно-политической мысли России на страницах журналов и газет. Сложно однозначно сказать, насколько объективным был данный образ. Однако уже к середине XIX в. для российских мыслителей становится очевидным, что Латинская Америка постепенно превратилась в тот регион, который оказывает существенное влияние на европейскую повестку, определенным образом меняя внешнеполитический курс таких стран, как, например, Франция и Великобритания. Кроме того, многие события на американском континенте (в частности, мексиканский поход Наполеона III) происходили параллельно с трансформацией той системы, которая сложилась после Крымской войны 1853-1856 гг., а это не могло не затрагивать интересы России, желавшей как можно скорее отменить ограничительные статьи Парижского мира 1856 г. По этой причине и официальный Петербург, и российские общественно-политические деятели внимательно следили за происходящим в странах Латинской Америке, давали оценки текущей ситуации, предпринимали попытки прогнозирования того, как латиноамериканские вопросы скажутся на риторике европейских стран, их политике на европейском континенте. Наконец, авторы отмечают, что ко второй половине XIX в. процессы и события, происходившие в Латинской Америке, рассматривались в российском дискурсивном поле не только как часть общемировой системы. Российских мыслителей данный аспект привлекал в контексте развития теории культурно-исторических типов, своеобразного цивилизационного подхода второй половины XIX в.

Ключевые слова: Латинская Америка, имагология, общественно-политическая мысль, внешняя политика, история идей, Мексика, Бразилия, теория «культурно-исторических типов».

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.019

УДК 32.327

В.Л. АБРАМОВ доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений; профессор департамента мировой экономики и мировых финансов (ДМЭ и МФ) Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва

КОНТРМЕРЫ ИРАНА И ВЕНЕСУЭЛЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Актуальность, научная и практическая значимость статьи обусловлена тем, что российская экономика подверглась беспрецедентным санкциям со стороны ряда других недружественных стран. Цель статьи заключается в анализе долговременных санкционных ограничений, которые налагались на Иран и Венесуэлы, как на суверенные государства, отстаивающие свои политические и экономические интересы, национальную идентичность. Актуальной задачей стало обобщение лучших практик и контрсанкционных мер, которые они использовали для преодоления санкционных ограничений, оценка возможностей их использования в российских условиях.

Показано, что за последние десятилетия санкционные ограничения стали системно использоваться в качестве инструмента политического экономического давления со стороны США и стран ЕС на государства, не разделяющие идеологию монополярного мироустройства. Анализируются контрмеры, которые страны-мишени используют, чтобы уменьшить влияние санкций на свою экономику, обойти их или возложить издержки их введения против самих стран-инициаторов. В фокусе анализа контрсанкционных меры, которые использовали Иран и Венесуэла для преодоления санкций на экспорт нефтяных ресурсов, как важного источника социально-экономического развития.

Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности государственных и муниципальных органов, российских компаний для преодоления санкционных ограничений.

Ключевые слова: санкционные ограничения, Иран, Венесуэла, контрсанкции, монополярное мироустройство.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.020

УДК 32.327

АГОННУДЕ БИДОЛЕЙ ВИАННЕЙ ФРЕДДИ кандидат политических наук, ассистент кафедры публичной политики и истории государства и права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), Россия, г. Москва

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ОПЫТ СТРАН АФРИКИ К ЮГУ ОТ САХАРЫ

Статья посвящена вопросу цифровой трансформации в африканском регионе. Автор анализирует цифровые инструменты и принятые меры руководствами стран Африки к югу от Сахары для смягчения последствий пандемии Covid-19. Пандемия Covid-19 обозначена автором как основной драйвер цифровой трансформации в странах Африки в 2020-2022 гг.

Ключевые слова: цифровая трансформация, Африка к югу от Сахары, пандемия Covid-19, цифровые инструменты, государственные услуги.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.021

УДК 32.327

С.С. ПИСАРЕНКО аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РАСШИРЕНИЕ ВОЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ США В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

В данной статье рассматривается использование возможностей стран, поддерживающих «Концепцию Свободного и открытого Тихоокеанского региона», в обеспечении участников-членов современным вооружением, направленным на противостояние, в связи с растущей угрозой от Китая и Северной Кореи. В статье были проанализированы официальные заявления глав государств, представителей министерств иностранных дел, министерств обороны. Исследование выявило, что передача современного вооружения происходит через программы по укреплению береговой охраны и контролю судоходных линий, а также на регулярной основе по программам обороны, заключенными между союзниками. За несколько последних месяцев в отчетах, саммитах, заявлениях Министерств обороны США и союзных государств прослеживается повестка наращивания военного потенциала в Индо-Тихоокеанском регионе против «ниспровергателей международного порядка» в лице Китая и КНДР. Главы внешнеполитических ведомств США, совместно с союзниками выстраивают определенную риторику в ходе игры за господство в Индо-Тихоокеанском регионе, осуждая авторитарные действия Китайской народной республики, комбинируя методы активной пропаганды и использование открытых каналов по переговорам с Китаем. Несмотря на то, что концепция «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» предусматривает обеспечение свободы морей и воздушного пространства в Индо-Тихоокеанском пространстве, главным остается – обеспечение планомерного развития экономик, решение проблем климата и окружающей среды, развитый коридор гуманитарной помощи и современная система здравоохранения. США, в свою очередь, видят возможность получения выгоды от непрямого столкновения со своим противником – Китаем, вооружая и обучая своих союзников под разными предлогами, а иногда и напрямую.

Ключевые слова: Индо-Тихоокеанский регион, внешняя политика США, внешняя политика Китая, ИТР, милитаризация ИТР, трехстороннее сотрудничество Японии, Южной Кореи и США.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.022

УДК 32.327

А.А. СПАСОВ кандидат политических наук, ассистент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ США НА БАЛКАНСКОМ ТРЕКЕ КАК УГРОЗА РОССИЙСКО-СЕРБСКИМ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ

В настоящей статье рассматривается современная военно-политическая операция США, направленная на контролируемую эскалацию косово-сербского конфликта посредствам частичной транспортной блокады сербских муниципалитетов, находящихся в Косово и Метохии. Политическое и военное давление на правительство Сербии было оказано с целью переориентирования Белграда от межгосударственного взаимодействия с Москвой к выстраиванию сотрудничества с Вашингтоном. Автор фиксирует два этапа военно-политической операции, в которых были задействованы KFOR («Силы для Косова») и политическое руководство Косово и Метохии. Операция началась после неудачных попыток Вашингтона повлиять на позицию Сербии в отношении России посредствам шантажа введения санкций. Автор отмечает, что военно-политическая операция не привела к должным результатам для Вашингтона, поскольку межгосударственные отношения между Россией и Сербией сохраняют положительную динамику развития двухстороннего сотрудничества. В конце статьи обозначаются направления сотрудничества Белграда с Москвой в вопросах безопасности от внешних угроз и военно-политических операций.

Ключевые слова: военно-политическая операция, косово-сербский конфликт, США, межгосударственные отношения, Россия, Сербия.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.023

УДК 32.327

С.Д. ДАВЫДОВ преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, Россия, г. Москва

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В СЕРЕДИНЕ 2010-Х-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2020-Х ГГ.

Важной частью современных международных отношений является информационная политика, которую осуществляют различные акторы. Условия, существующие на данный момент в информационном пространстве, предоставляют новые возможности для ее реализации и усовершенствования взаимодействия между элементами, так или иначе участвующими в мировой политике. Характер подобного взаимодействия может быть различным: от сотрудничества до информационной конфронтации. Это зачастую связано со стремлением актора расширить собственное влияние на других акторов, включая культурное, политическое, ценностное, технологическое. Цель статьи заключается в анализе особенностей информационной политики США в Юго-Восточной Азии (ряде государств региона) в период середины 2010-х-первой половины 2020-х гг. Рассматриваются основные документы BBG/USAGM (американские организации, осуществляющие информационную политику), касающиеся стран Юго-Восточной Азии, тех шагов, которые предпринимались данными организациями в регионе в указанный период с целью информационного воздействия. В качестве итога в статье приводится характеристика информационной политики Соединенных Штатов в регионе, включая основной фактор, определяющий ее свойства и изменения.

Ключевые слова: США, Юго-Восточная Азия, Бирма, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Филиппины, информационная деятельность, информационная политика, BBG, USAGM.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.024

УДК 32.327

И.А. КОПЫЛОВ кандидат политических наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук, Россия, г. Москва

УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы функционирования системы государственного управления России в условиях современного межгосударственного противоборства, анализируются основные ее подсистемы, функцией которых является обеспечение обороны и безопасности страны. Акцентируется внимание на необходимости дальнейших научных исследований подсистемы государственного управления – управления национальной обороной, значение которой в настоящее время неуклонно возрастает.

Ключевые слова: система государственного управления, межгосударственное противоборство, теоретико-методологические основы, управление обороной: управление национальной обороной Российской Федерации, обеспечение безопасности.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.025

УДК 327

ЛЮЙ ВАНЬЦИН аспирант кафедры глобалистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СЮЙ МЭНЧЖУ аспирант кафедра глобалистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ЕВРАЗИИ

Для России Азия была и занимает второе место среди стратегических приоритетов России. Партнерство России с Китаем и Индией началось только в середине 90-х г. по инициативе Примакова Е.М., который в то время был министром иностранных дел России. Но взять курс на Восток, Россию поспособствовало ухудшение отношений с западом в 2014 годы.

Для России одним из наиболее важных аспектов были два:

– тесные связи с Китаем;

– двусторонний подход в отношениях с другими странами.

Целью современного партнерства России и Азии является создание и построение «Большой Евразии», которая будет включать одновременно геополитический, военный, информационный и культурный аспекты.

Ключевые слова: международные отношения, российско-китайское сотрудничество, региональные связи, внешнеполитический курс России, стратегия развития экономики Китая.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.026

УДК 32.019.51

А.А. ТУШКОВ доктор исторических наук, доцент Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Россия, г. Москва

Т.Д. МАКСИМОВА аспирант кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета, Россия, г. Владивосток

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛЕГИТИМАЦИИ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРУКТУР СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Предлагаемая статья посвящена актуальной теме, которая исследует международные аспекты легитимации и позиционирования в деятельности политического руководства современного Китая. Автор рассматривает некоторые аспекты в деятельности ряда государств в той или иной степени влияющие на формирование внутриполитического ландшафта Китайской Народной Республики. Это такие форматы политической трансформации, как «от транслатеральной формы взаимоотношений поствестфальского миропорядка к формату по правилам в эпоху хаотического колебания осыпающегося мира», «практика в период геополитической прокрастинации» и «асинхронная многополярность».

Ключевые слова: КНР, БРИКС, G7, геополитическая прокрастинация, асинхронная многополярность, Юго-Восточная Азия.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.027

УДК 327

К.Э. ХАСАНОВА аспирант кафедры международной и национальной безопасности, Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва

ПОДХОДЫ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МИРОВОЙ НАРКОТИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОЙ ТОПОЛОГИИ Д. ЛО

Введение. Настоящая статья посвящена изучению диапазона применения акторно-сетевой теории (далее – АСТ) в политической науке. Концепция Д. Ло, делая особый акцент на изменчивых формах социальной координации, открывает широкое поле для исследования актуальных проблем международных отношений через призму социальной топологии. Место одной из наиболее острых дилемм мировой политики на протяжении более чем полувека занимает вопрос эффективности решений государств, принимаемых в области антинаркотических стратегий.

Цели и задачи. Целью данной статьи стал компаративный анализ репрессивной и некарательной антинаркотической политики в терминах АСТ, который позволил выявить механизм выстраивания каждой из стратегий и те особые условия, при которых они сохраняют свою целостность. Для достижения цели работы был выделен следующий ряд задач: 1) определение компонентов «сетевой формы» двух типов антинаркотических моделей; 2) описание физического уровня пространственности наркополитики; 3) выявление устойчивых и неустойчивых связей объектов.

Методы. В работе были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез и наблюдение, а также структурно-функциональный метод.

Результаты исследования. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что ядро значимых отношений того или иного режима наркоконтроля достаточно восприимчиво к изменениям настроений внутри общества, а оттого подвержено разрыву формы. В свою очередь, широкие возможности социальной топологии Д. Ло позволяют теории стать важным инструментом в прогнозировании морфогенетических трансформаций тех или иных регионов в сфере принятия новых мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств.

Ключевые слова: наркотические средства, антинаркотическая политика, акторно-сетевая теория, социальная топология, наркотизация общества.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.028

УДК 32.327

ШЕНЬ ЛИХУА профессор центра изучения русского языка, литературы и культуры, директор центра украинских исследований Хэйлунцзянского университета, Китай, г. Харбин

ДУ ИЛИНЬ аспирант центра изучения русского языка, литературы и культуры Хэйлунцзянского университета, Китай, г. Харбин

СУО ЛИНФЭН аспирант центра изучения русского языка, литературы и культуры Хэйлунцзянского университета, Китай, г. Харбин

ВЕКТОРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОЛДОВЫ НА ФОНЕ РОССИЙСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Будучи небольшой восточноевропейской страной, соседствующей с Украиной, Молдова привлекла к себе пристальное внимание международной общественности с начала российско-украинского конфликта. Побочные эффекты конфликта оказали значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Молдовы. В области внешней политики Молдова продолжает процесс интеграции в Европейский Союз, укрепляет сотрудничество с НАТО, но в то же время демонстрирует более сильный антироссийский крен на международной арене. Конкуренция между Россией и ЕС, НАТО вокруг Молдовы будет становиться более напряженной, Молдова окажется перед еще более сложным выбором.

Ключевые слова: внешняя политика, Молдова, российско-украинский конфликт, геополитическая конкуренция.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.029

УДК 32.327

В.Д. ПОТУРУХИН аспирант факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗМА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Современные условия процесса международного взаимодействия, характеризуясь нарастающей геополитической и геоэкономической напряженностью между гегемоном утвержденной в последнем десятилетии двадцатого века конфигурации мирового порядка и вновь формирующимися полюсами силы международных отношений, сопровождается поляризационными процессами в торгово-экономической, военно-политической, информационно-идеологической сферах жизни общества, демонстрируя ярко выраженные деглобализационные тенденции. В то же время, утверждать о необратимости современных дезинтеграционных процессов представляется необоснованным по причине фундаментальной объективности феномена глобализации, в настоящий момент переживающей лишь очередную понижательную волну собственного цикла, долгосрочная тенденция которого остается неизменной – рост взаимосвязи и взаимозависимости всех народов мира. Одновременно преждевременным выглядит утверждение о «смерти» феномена глобализма, в настоящий момент переживающего стадию сжатия и концентрации сил в преддверии новой повышательной волны с принципиально новыми участниками и глобализационными проектами.

Ключевые слова: глобализация, глобализм, глобализационные проекты, мировой порядок, международные отношения.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.030

УДК 32

Я.Д. РОГОВА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

С.А. ТОКАРЕВА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

А.Д. КОСТИНА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ОДНОСТОРОННИЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ

Тема односторонних ограничительных мер как инструмента принуждения среди международных акторов становится все более и более актуальной. Данный инструмент широко используется в современном мировом сообществе и может иметь серьезные последствия для экономических, политических и социальных отношений между государствами и компаниями.

В статье авторы определяют и формулируют понятие односторонних ограничительных мер и их классификации, изучают основные принципы и механизмы их применения.

Ключевые слова: международные отношения, безопасность, ограничительные меры, правовое регулирование, санкции.

DOI 10.35775/PSI.2023.98-1.10-1.031

УДК 32.327

ЧЖАН ЧЖАНЬ бакалавр факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

МЯГКАЯ СИЛА И СТАТУС-КВО МЯГКОЙ СИЛЫ КИТАЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с «мягкой силой» статус-кво «мягкой силы» Китая. Цель исследования – изучить мягкую силу и статус-кво мягкой силы Китая. Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие. Рассмотрено текущее состояние «мягкой силы» Китая. Далее изучим систему общественного культурного обслуживания. Рассмотрена система реформирования образования в Китае. Автором статьи отмечено, что право на международный голос охватывает широкий спектр областей таких, как политику, так и экономику и придает большее значение международному общественному мнению. Подчеркивается важность усиления «мягкой силы» Китая в 21 веке. Кроме того, изучены основные характеристики «мягкой силы» Китая. Усиление культурной мягкой силы является неизбежным требованием для укрепления всеобъемлющей национальной мощи. Усиление культурной мягкой силы является важным средством защиты национальной безопасности и интересов. Усиление культурной мягкой силы является важным способом формирования имиджа страны. Изучено понятие «национальный имидж». Рассмотрен процесс развития «мягкой силы» Китая. Изучены основные проблемы в развитии культурной «мягкой силы» Китая, среди которых отмечены: недостаточная способность трансформировать культурные ресурсы «мягкой силы», основная часть культурной конструкции «мягкой силы» имеет определенные дефекты, развитие культурной индустрии отсталое, а мотивация для культурных начинаний недостаточная. Изучены направления для усиления культурной мягкой силы Китая.

Цель: Цель исследования – изучить мягкую силу и статус-кво мягкой силы Китая.

Методы: Основные методы исследования: метод анализа, сравнения, принятия решений, логического рассуждения и многие другие.

Результаты: Сегодняшний мир находится в историческом периоде великих потрясений, крупных корректировок, крупных изменений и крупного развития, дифференциации и сочетания международных сил и непрерывной эволюции структуры интересов в международных отношениях. Наметившаяся с конца ХХ века тенденция развития многополярности мира отвечает объективным требованиям культурного разнообразия и демократизации международных отношений. На этом фоне непреодолимой исторической тенденцией стало стремление к миру, стабильности, сотрудничеству и развитию. Таким образом, приверженность продвижению многополярности мировой структуры и формированию образа ответственной большой страны способствует совершенствованию национальной мягкой силы Китая. Относительно мягкой силы Китая многие эксперты неоднократно подчеркивали в интервью, что у них должно быть четкое понимание. Путь экономического развития Китая и концепция построения гармоничного общества также были подтверждены миром, а его мягкая сила улучшилась.

Выводы: В нынешней международной ситуации цель внешней политики Китая должна заключаться не только в создании мирной обстановки, способствующей экономическому строительству, но и в том, чтобы обратить внимание на то, как улучшить международный имидж моей страны и расширить дружеские отношения, а также на то, сможет ли она эффективно реализовать внешнеполитические политика гармоничного мира. Китай должен уважать существующий международный порядок, защищать свои национальные интересы в существующем международном порядке, международной системе и международном механизме, знать и эффективно применять существующие международные правила и практику, а также активно участвовать в консультациях, формулировании и многосторонней разработке соответствующих международные дела и международные правила. Дипломатическая деятельность, правильно поддерживать дипломатические отношения с крупными державами, соседними странами и развивающимися странами, жить в дружеских отношениях и сотрудничать со всеми странами мира в соответствии с Пятью принципами мирного сосуществования и другими признанными международными отношениями норм.

Ключевые слова: статус-кво, мягкая сила Китая, внешняя политика.

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ