Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 11 (87), 2022

Научный журнал «Вопросы политологии». Том 12. № 11 (87), 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

Каменская Г.В. Либерализм: классика и постмодерн

Аношкин П.П. Государство и война в философии политики Н.А. Бердяева

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Великая Н.М. Идеологические и институциональные доминанты консолидации российского общества и государства

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Петров А.П.Ч., Прончев Г.Б. Гибридная война против России в контексте Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины (анализ и математическое моделирование)

Юнусов Ф.А. Факторы социального неблагополучия и их связь с государственной политикой в регионе (на примере Удмуртской Республики)

Бродская Н.П. Искусственный интеллект – проблемы безопасности личности

Адамс О.Ю. Изучение коррупции в КНР: теории и подходы

Галиева С.И. Роль негосударственных акторов в реализации государственной политики по профилактике преступности

Магадиев М.Ф. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в структуре электронного правительства Российской Федерации

Будаева Д.Ц., Донирова Г.А. Межнациональное (межэтническое) согласие народов Дальневосточного Федерального округа: историко-политологический аспект

Уроков Б.А. Формирование имиджа руководителя на государственной службе в условиях нового Узбекистана

Давыдов В.Н., Нгуен Туан Ань, Зоткина А.Л. Социальные сети как фактор обеспечения политической стабильности Социалистической Республики Вьетнам

Самосюк А.А. Тенденции развития современного мирового порядка как фактор изменения военной политики государства

Герасименко А.А. Основные каналы распространения информации в СМИ, оказывающие влияние на политические преобразования в современной России

Моругина И.Н. Особенности формирования политической повестки дня в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2021 г.

Потапов Д.В. Изменение трактовок моделей политических режимов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

Каратуева Е.Н. Модели взаимодействия государственного и муниципального управления в странах Латинской Америки

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Арешидзе Л.Г., Крупянко М.И. Япония: искусство сплачивать нацию путем обмена подарками

Сурма И.В. Государственный суверенитет vs политики цифрового и технологического неоколониализма

Гриняев С.Н., Медведев Д.А. Трансформация институтов многостороннего сотрудничества в Арктике в новых геополитических условиях

Карачин И.О. Политический статус русского языка в странах Евразийского экономического союза

Чаевич А.В. Роль новой Морской доктрины Российской Федерации в обеспечении ее национальной безопасности

Тушков А.А., Ворон-Ковальская А.О. Сценарий «интеграции интеграций» Большой Азии: путь от евразийской хорды к формированию всеобъемлющей паневразийской платформы

Чимирис Е.С. Стратегии «мягкой силы» России и Запада. Имплицитное vs. эксплицитное знание

Бычкова Н.С. Международное гуманитарное сотрудничество и безопасность человека в условиях пандемии COVID-19

Шангараев Р.Н., Гришкина А.В. Вызовы и угрозы национальной платежной системы России в контексте деглобализации

Тянь Мяо. Направление международной политики Си Цзиньпина: сущность и основные проблемы

Мусаев М.Т. Факторы развития духовно-идеологической угрозы миссионерства в условиях глобализации

Аман Cерик. Роль ОДКБ и ШОС в обеспечении безопасности стран Центральной Азии

Аршад Гулам Кадер. Этническая политика в Афганистане

Ермилов Н.С. Роль Генерального секретаря ООН в урегулировании конфликтов

Кузякин А.Г. Европейское региональное бюро как главный субъект ВОЗ в евразийском регионе (программа работы и актуальная деятельность)

Чэнь Ханьчжи. ХХ съезд КПК и кадровая политика в контексте новой центральной руководящей группы

Чжан Чэньи. Политический холод и экономическая жара: исследование китайско-австралийских отношений

Язан Хирбейк. Особенности геоэкономических стратегий Китая на африканском континенте

Абдрахимов Л.Г. Процессы разработки стратегии национальной безопасности в РФ и КНР

Цахилова Л.М. Трансформация понятия международная безопасность в современных геополитических условиях

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

Литвиненко Д.В., Волжанин Д.А., Файзулина А.А. Избирательные системы Великобритании и Франции: маркеры эффективности и репрезентативности

Радионова Е.А. Роль Тайного Совета в колониальной политике Великобритании

Сметанин М.С. К вопросу о национальных интересах России в условиях формирующегося миропорядка

Баканина Д.А., Баранова Ю.В., Леонова А.А. Перспективы и вызовы экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь

Ноздрин А.А., Кражан А.С., Шелест А.А., Танцура М.С. Политика антикоррупционного комплаенса в представлении американского и западноевропейского права

Цзян Шиван. Языковая политика Республики Беларусь

Наши авторы № 11-2022

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.001

УДК 32

Г.В. КАМЕНСКАЯ доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, Россия, г. Москва

ЛИБЕРАЛИЗМ: КЛАССИКА И ПОСТМОДЕРН

Современные теории гендерного многообразия и права индивида свободно определять свою гендерную принадлежность, а также имевшее широкий резонанс в США и за его пределами движение BLM заявляют о себе как о наследниках и продолжателях либеральной традиции борьбы за свободу. Однако по своей сути они выступают радикальным отрицанием наследия классического Модерна в его понимании свободы, цели и смысла истории. На смену общества Модерна с верой в единство исторической судьбы человечества приходит общество постмодерна, отказавшееся от метанарративов, выдвигающее в качестве основной политической темы борьбу за права различного рода меньшинств, отказ от понятия нормы в культуре и искусстве, от универсализации как таковой и в конечном счете от истории, т.е. от гуманистического содержания Модерна.

Ключевые слова: либерализм, свобода, нравственная автономия, модерн, постмодерн, сакральная вертикаль, «общество риска».

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.002

УДК 32.321

П.П. АНОШКИН старший преподаватель кафедры философии РНИМУ имени Н.И. Пирогова, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВО И ВОЙНА В ФИЛОСОФИИ ПОЛИТИКИ Н.А. БЕРДЯЕВА

В настоящей статье изложены взгляды известного русского мыслителя Н.А. Бердяева на развитие и функционирование государства в условиях подготовки и ведения войны.

Цель статьи – осуществить систематизацию и реконструкцию взглядов Н.А. Бердяева на проблему соотношения государства и войны, показать ее актуальность и значимость для современной политической науки и философии. В связи с этим автором работы показана военная сфера жизни государства, ее смысл и назначение, изложена классификация войн, предложенная Н.А. Бердяевым, рассмотрена взаимосвязь характера войны с общественно-политическим строем государства, война показана как бытийственная основа, способ реализации государственных интересов и целей, проанализированы выдвинутые Н.А. Бердяевым основные направления государственной политики по подготовке к войне.

Для написания статьи автором изучены работы Н.А. Бердяева, представителей зарубежной и отечественной политической мысли, и современных авторов, посвященные проблемам государства и войны. Проведен анализ различных подходов к пониманию проблемы. В ходе работы над статьей использовались философские методы, исторический и логический методы, герменевтический, нормативно-ценностный, социологический, антропологический и другие.

В настоящей статье автор показал, что подходы Н.А. Бердяева к пониманию взаимосвязи государства и войны, во многом, идентичны с марксистской и рационалистической методологией.

Кроме того, в статье показаны важнейшие стороны жизнедеятельности государства по подготовке и ведению войны, которые, практически, не обсуждались ранее в публичной печати.

Проведенная автором статьи работа по систематизации и реконструкции подходов Н.А. Бердяева к пониманию проблемы позволяет использовать ее результаты в дальнейших исследованиях государства и войны.

Ключевые слова: государство и война, военная политика государства, война, мир, капитализм, мировой порядок, мораль и справедливость.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.003

УДК 32

Н.М. ВЕЛИКАЯ доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского Социологического центра Российской академии наук, Россия, г. Москва

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

На основе результатов социологического мониторинга «Как живешь, Россия?» (1995-2022 гг.) выявляются актуальные основания политической консолидации российского общества, которое рассматривается как обеспечение консенсуса по поводу установок политического поведения и политических целей государства.

Анализ идеологических приоритетов российского общества позволяет сделать вывод с одной стороны, об эклектичности мировоззренческих установок современных россиян, а с другой, о воспроизводстве системы политических ценностей.

Показано, что предпринимаемые государством усилия по конструированию концепта русского мира, повлияли на оценку действий и доверие к различным государственным и социально-политическим институтам. При этом максимальное доверие, которое демонстрирует общество по отношению к президентской властью сопряжено с персонализацией власти и не когерентно уровню доверия к другим политическим институтам.

Ключевые слова: консолидация, идеология, ценности, политические институты, президент, политические партии.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.004

УДК 32

А.П. ПЕТРОВ доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Россия, г. Москва

Г.Б. ПРОНЧЕВ кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ДЕНАЦИФИКАЦИИ И ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ УКРАИНЫ (АНАЛИЗ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ)

Статья посвящена проблемам, связанным с проведением со стороны коллективного Запада гибридной войны в контексте Специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Помимо чисто военных боестолкновений, коллективным Западом задействованы все невоенные («скрытые») формы ведения противоборства: скрытое привлечение сторонних вооруженных группировок, экономическое и социально-гуманитарное противоборство, медийное сопровождение, применение деструктивных социально-политических технологий, использование национального вопроса.

В работе предложена математическая модель гибридной войны, сочетающая военные и невоенные («скрытые») формы противоборства двух государств. Рассмотрены три типовых сценария гибридной войны: 1) вооруженный конфликт с полноценной победой одной из сторон, 2) вооруженный конфликт с пирровой победой, 3) холодная война. На базе предложенной модели проведены численные эксперименты, показывающие, что в случае военного противостояния ключевой переменной в гибридной войне является военный ресурс, а в случае невоенного – государственная стабильность. В последнем случае низкая государственная стабильность приводит к уменьшению как экономического, так и военного ресурсов.

Статья представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами гибридных войн, математического моделирования социально-политических процессов.

Ключевые слова: гибридная война, математическое моделирование, сценарии гибридной войны, информационная война, экономическая составляющая гибридной войны, социально-гуманитарная составляющая гибридной войны.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.005

УДК 32.323

Ф.А. ЮНУСОВ доктор медицинских наук, профессор Негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования Российской академии медико-социальной реабилитации, Россия, г. Москва

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ИХ СВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКОЙ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

В статье представлены основные направления государственной политики в Удмуртской Республике в контексте анализа факторов социального неблагополучия региона. Определена сущность понятия «социальное неблагополучие». Описаны факторы социального неблагополучия в Удмуртской Республике. Проведен анализ региональных программ социально-экономического развития региона в сфере здравоохранения и демографии, семейной политики, профилактики негативных социальных явлений в детско-подростковой и молодежной среде. Дана характеристика региональной специфики социального неблагополучия в Удмуртской Республике. Выявлены проблемы рассогласования индикаторов социального развития, недостаточного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, социально-политических институтов и гражданского общества по решению проблем социального развития региона. Предложен комплекс мер по совершенствованию законодательства в сфере охраны здоровья населения, по внедрению межведомственных программ социального развития региона, направленных на снижение факторов социального неблагополучия в регионе.

Ключевые слова: социальное неблагополучие, социальные проблемы, бедность, безработица, семейное неблагополучие, государственная политика, социальные программы, межведомственное взаимодействие.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.006

УДК 32

Н.П. БРОДСКАЯ кандидат политических наук, с.н.с. ИМЭМО РАН, Россия, г. Москва

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Исследование посвящено актуальному явлению современного мира – искусственному интеллекту. В статье рассматриваются проблемы формирования и применения технологий ИИ в современном социальном пространстве и возможные риски их применения. Особое внимание уделяется вопросам влияния технологий ИИ на вопросы формирования общественного мнения и политических предпочтений на базе известных социальных платформ. Затрагивается актуальный вопрос корректного использования большого массива личных данных в контексте применения современных практик ИИ. Проанализированы некоторые аспекты концепция безусловного базового дохода и перспективы ее реализации на фоне внедрения ИИ технологий.

Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии ИИ, глубокое обучение, цифровой след, персональные данные, безусловный базовый доход.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.007

УДК 32

О.Ю. АДАМС кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ИЗУЧЕНИЕ КОРРУПЦИИ В КНР: ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ

Изучение проблемы коррупции и оценки эффективности антикоррупционной работы остается важным пунктом политической и исследовательской повестки дня в КНР. Западная традиция предлагает множество разнообразных теоретических подходов к изучению девиантного политического поведения: от теории рационального выбора до подхода коррумпирующего влияния новых экономических акторов. В китайском контексте исследовательские подходы дополняются изучением роли политической культуры Китая, однопартийной системы и проблемы ее контроля, воспитания и поддержания партийной морали, построения «неподкупного правительства». Среди наиболее известных – организационная теория политической культуры, подход «коммунистического неотрадиционализма».

Ключевые слова: коррупция, международная проблема, политическая культура, организационный подход, КНР, КПК, «неподкупное правительство», теории коррупции, «коммунистический неотрадиционализм».

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.008

УДК 343.851: 343.97: 323.212

С.И. ГАЛИЕВА кандидат политических наук, доцент кафедры инновационного предпринимательства, права и финансового менеджмента Казанского национального исследовательского технологического университета, Россия, г. Казань

РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТОРОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Тенденцией последних десятилетий является более активное участие негосударственных акторов в реализации различных направлений внутренней политики государства. В статье рассматривается роль негосударственных акторов в реализации государственной политики по профилактике преступности. В качестве основных негосударственных акторов, занимающихся реализацией указанной государственной политики, выделены некоммерческие организации, экспертное сообщество, средства массовой коммуникации, религиозные структуры, народные дружины и частные охранные предприятия, и рассмотрена специфика их деятельности в сфере предупреждения преступности.

Ключевые слова: профилактика преступности, государственная политика по профилактике преступности, реализация государственной политики по профилактике преступности, негосударственные акторы.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.009

УДК 32.323

М.Ф. МАГАДИЕВ кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН, Россия, г. Москва

СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СМЭВ) В СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящее время Правительство Российской Федерации работает на государственной информационной платформе «Электронное правительство», которая создана с целью обеспечения оперативности обработки данных и организации системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом данная платформа постоянно трансформируется и переходит на уровень, соответствующий требованиям времени. Используется искусственный интеллект в построении цепочек межведомственного взаимодействия, а также выстраиваются новые элементы сотрудничества между ведомствами.

Статья направлена на оценку системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в структуре электронного правительства Российской Федерации, а также выявление ее недостатков, тормозящих работу госаппарата России.

Ключевые слова: электронное правительство, межведомственное электронное взаимодействие, цифровизация, управленческая информация, информационная система, биометрия, перспективы развития.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.010

УДК 32.323

Д.Ц. БУДАЕВА кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, Россия, г. Улан-Удэ

Г.А. ДОНИРОВА кандидат философских наук, доцент кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС, Россия, г. Москва

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ (МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ) СОГЛАСИЕ НАРОДОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ИСТОРИКО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрыты факторы, оказавшие значительное влияние на формирование межнационального (межэтнического) согласия народов Забайкалья и Бурятии на этапе первых встреч европейских первопроходцев и автохтонного населения. Подчеркнуто, что умения устойчивого взаимодействия народов исследуемых регионов, заложенные во время их первоначальных контактов, превратились в навыки стабильности межнациональных отношений.

В работе говорится, что нормы и стандарты спокойного восприятия дихотомии «Мы» и «Они», заложенные первоначально в Бурятии и Забайкалье, были перенесены на южную часть Дальнего Востока. Основными проводниками данного процесса были казаки, пашенное крестьянство и староверы, жившие в течение ряда веков в Забайкалье и Бурятии, и переселенные на Восток страны в рамках миграционной политики Российского государства во второй половине XIX века.

В статье делается вывод о том, что основы межнационального (межэтнического) согласия, сформированные в начале в Забайкалье и Бурятии и затем трансформированные на южные регионы Дальнего Востока, играют в настоящее время большую роль в сохранении этнополитической стабильности Дальневосточного Федерального округа, находящегося в ареале геополитических интересов пяти зарубежных стран.

Ключевые слова: межнациональное (межэтническое) согласие, межэтнические отношения, Дальний Восток, Дальневосточный Федеральный округ, Забайкалье, Бурятия.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.011

УДК 32

Б.А. УРОКОВ начальник управления Республиканского духовно-просветительского центра Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В УСЛОВИЯХ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

В статье рассматривается имидж руководителя государственной службы не как механическая совокупность неповторимых черт индивида, а как стереотипизированный образ руководителя, т.е. сплав его социально-типических свойств. Когда речь идет об имидже, подразумевается обязательное наличие людей, воспринимающих данное качество. Имидж – это активно-создаваемое представление о себе у окружающих. При этом процесс восприятия зависит от характеристик как носителя образа, так и социальных групп, на которых направлено это воздействие. Их отношения есть определенное взаимодействие, проявляемое в оценивании друг друга и изменении каких-либо характеристик.

Ключевые слова: имидж, лидер, руководитель, функция, общество, демократия.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.012

УДК 32

В.Н. ДАВЫДОВ кандидат политических наук, доцент, заместитель директора Института современной политики Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

НГУЕН ТУАН АНЬ аспирант Российского университета дружбы народов (РУДН), Россия, г. Москва

А.Л. ЗОТКИНА магистр Российского университета дружбы народов (РУДН), Россия, г. Москва

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Предметом исследования является анализ роли социальных сетей как фактора обеспечения политической стабильности Социалистической Республики Вьетнам. Авторы статьи доказывают важность изучения политической стабильности во Вьетнаме. Выяснено, что социальные медиа представляют собой коммуникативно-информационную технологию и проанализированы ключевые тенденции функционирования социальных медиа как механизма политической стабильности в современном вьетнамском обществе. Определив понятие и важность данного феномена, показан пример включенности общества в дестабилизационные политические процессы из-за использования социальных сетей. На основе анализа степени вовлеченности пользователей социальных сетей доказана центральная дилемма политической стабильности в современном вьетнамском обществе.

Новизна исследования состоит в обобщении политологических, социологических и психологических концепций политической стабильности, характеризующих воздействие СМИ на стабильность политической системы. Сквозь призму анализа информационно-коммуникативной подсистемы вьетнамской политической системы доказана необходимость систематического информирования населения о деятельности органов государственной власти, политических сил и всестороннего объективного освещения проблем общества и их решений. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности государственных и муниципальных структур по работе со СМИ, а также могут служить основанием для корректировки информационной политики как государственных, так и общественных структур.

Ключевые слова: Вьетнам, пользователи Интернета, социальные сети, политическая стабильность, вовлеченность респондентов, стабильность политической системы, вовлеченность пользователей социальных сетей, политические процессы, роль социальных сетей в политических процессах, информационно-коммуникативная подсистема вьетнамской политической системы, вьетнамское общество.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.013

УДК 32

А.А. САМОСЮК научный сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Россия, г. Москва

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрены актуальные аспекты трансформации современного мирового порядка с позиции изменения баланса сил между ключевыми геополитическими игроками. Целью статьи является анализ значения процесса геополитических изменений и эволюции миропорядка для дальнейшего развития военной политики российского государства. В соответствии с данной целью в статье решаются задачи по конкретизации ключевых тенденций развития текущей военно-политической обстановки мира, анализируются факторы трансформации мирового порядка, определяется их значение для эволюции военной политики государства. На основании аппарата общенаучных методов (анализ, системный метод, индуктивно-дедуктивный подход), а также метода ивент-анализа в статье рассмотрены характеристики текущей военно-политической обстановки в мире, являющейся отправной точкой для конструирования военной политики государства. В результате сделаны выводы о том, что о высоком рискогенном значении современных геополитических процессов для обеспечения национальной безопасности российского государства. Развитие мирового сообщества претерпевает качественные изменения. Со значительной степенью уверенности можно предположить, что человечество находится на пороге нового цикла геополитической трансформации мирового порядка. Это может привести к хаотизации устоявшейся ранее системы международных отношений. Концептуализация военной политики Российской Федерации в настоящее время должна осуществляться с учетом актуальных тенденции трансформации современного мирового порядка, находящегося в состоянии транзита от моноцентрической модели (однополярность) к полицентрической (многополярность).

Ключевые слова: геополитика, военная мощь, национальная безопасность, военно-политическая обстановка, баланс сил.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.014

УДК 32.019.51

А.А. ГЕРАСИМЕНКО аспирант Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Россия, г. Омск

ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СМИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Стремительные процессы цифровизации распространяются во все сферы жизни человека, политические процессы современной России также подвержены данным изменениям, поэтому вопрос актуальности влияния СМИ посредством различных каналов распространения информации в условиях цифровизации стоит достаточно остро. Особый интерес вызывают вопросы влияния Интернет-СМИ на политические преобразования в стране, в настоящее время данная сфера находится в процессе развития, но уже сложилась определенная практика использования Интернет-СМИ в политике. Однако, данный вопрос остается малоизученным, в частности, мало работ посвящено теме влияния Интернет-СМИ на политические процессы. Цель исследования – анализ влияния каналов распространения информации в СМИ на политические преобразования в стране. Задачами исследования являются: анализ каналов распределения информации в СМИ и определение их степени их влияния на политические преобразования современной России. Методы исследования, используемые в решении поставленных задач исследования, следующие: анализ и синтез, сопоставление и систематизация, наблюдение. По результатам исследования установлено, что значительное влияние на политические преобразования современной России оказывают телевидение и интернет, однако, несмотря на то, что телевидение всегда было ведущим каналом распределения информации в политической сфере, в последние годы приоритеты меняются в пользу Интернет-СМИ. Полученные выводы по исследованиям независимых информационных агентств, интернет-порталов, сообществ и мессенджеров, позволили установить высокую степень влияния на политические процессы в стране.

Ключевые слова: СМИ, функции СМИ, традиционные СМИ, Интернет-СМИ, каналы распределения информации, политические преобразования.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.015

УДК 32

И.Н. МОРУГИНА аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 2021 Г.

В настоящей статье рассмотрены особенности формирования политической повестки дня в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2021 г. Отмечено, что особое влияние на данный процесс, как и на всю предвыборную компанию 2021 г. оказало изменение Конституции РФ в части сроков полномочий Президента РФ. Кроме того, существовавшее в этот период доминирование официальной точки зрения в публичном дискурсе не способствовало появлению взвешенных и альтернативных вариантов решения сложных проблем как приоритетных политических вопросов. Сделан вывод, что к основным особенностям формирования политической повестки дня в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2021 г. следует отнести: во-первых, монопольную роль института президентства в ее формировании; во-вторых, неспособность политических партий самостоятельно влиять на процесс ее формирования, в-третьих, зависимость политической повестки от ситуативных факторов ее формирования и точки зрения исполнительной власти на данные факторы.

Ключевые слова: политика, политическая повестка, предвыборная компания, Президент РФ, Государственная дума, политические партии, исполнительная власть, политический дискурс.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.016

УДК 32

Д.В. ПОТАПОВ аспирант Института социально-политических исследований РАН, Россия, г. Москва

ИЗМЕНЕНИЕ ТРАКТОВОК МОДЕЛЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

В статье раскрывается терминологический смысл понятий и моделей политических режимов. Цель статьи – способствовать лучшему пониманию моделей и типов политических режимов в зависимости от времени, страны и расстановки политических сил. Разнообразие трактовок политических режимов раскрывает их существенную трансформацию, политические отношения, политическое сотрудничество, сложные и конфликтные стратегии. Термины «республика», «демократия», «диктатура» и «авторитаризм» появлялись в литературе в середине XVIII века, однако, зачастую эти термины имели совершенно иной смысл. Поэтому сравнение меняющихся интерпретаций и научный дискурс в оценке политических режимов должны способствовать выработке более точных представлений о направлениях политических процессов в различных регионах мира.

Ключевые слова: политический режим, автократия, тоталитаризм, демократия, власть, управление.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.017

УДК 352/354

Е.Н. КАРАТУЕВА кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, Россия, г. Санкт-Петербург

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Местное самоуправление в странах Латинской Америки демонстрирует специфические особенности взаимодействия руководящих структур местной политической бюрократии с органами государственной власти. Сформировавшаяся в странах региона континентальная и иберийская системы местного самоуправления выражаются в выстраивании централизованной вертикали властных отношений на всех административных уровнях.

Статья посвящена исследованию процесса эволюции демократических изменений в системе местного самоуправления стран латиноамериканского континента и складывающейся иерархии в государственно-муниципальных отношениях.

Ключевые слова: Латинская Америка, государственное управление, местное самоуправление, муниципальная власть, мэр, алькальд.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.018

УДК 32

Л.Г. АРЕШИДЗЕ доктор исторических наук, профессор ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

М.И. КРУПЯНКО доктор политических наук, в.н.с. Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва

ЯПОНИЯ: ИСКУССТВО СПЛАЧИВАТЬ НАЦИЮ ПУТЕМ ОБМЕНА ПОДАРКАМИ

На примере традиционного национального японского обычая обмениваться друг с другом подарками в статье рассматриваются особенности реализации социального феномена сплочения нации. Такая традиция, уходящая корнями в основы межличностных отношений в обществе, соткана из идеалов конфуцианства, синтоизма, буддизма и в известной мере – христианства. Во многих странах мира после природных катаклизм, землетрясений, пожаров, наводнений начинают активно действовать разного рода мародеры, идут повальные грабежи того, что еще осталось у жителей в разрушенных домах, наступает хаос и беззаконие. Ничего подобного нет в Японии – в СМИ нет ни одного сообщения о мародерстве или грабежах.

Более того, где-то владельцы продуктовых магазинов даже снижают цены на продовольственные товары, а собственники торговых аппаратов, продающих еду и воду, вообще открывают их для общего пользования. Японцы помогают друг другу, вместе греются у костров, справедливо делят между собой продукты питания, уступают друг другу место в очереди.

Такое поведение можно объяснить особым характером межличностных отношений в японском обществе. Во-первых, японцы чувствуют себя «в одной лодке», каждый японец знает, что он является частью единой социальной системы, определенной социальной группы, которой соответствует определенный стиль поведения в ней. В Японии не принято, например, демонстрировать свое состояние или привлекать внимание к своим чувствам – когда тебе плохо, держись и не подавай виду. Во-вторых, в стране низкий уровень преступности, эффективная полиция и гуманная система наказаний, которая старается вернуть оступившегося человека назад в нормальное общество, а не причинять ему зло путем наказания.

И главное, конечно, в том, что японцы ощущает себя единым народом – не на словах, не в лозунгах, а на деле. Единая, сплоченная японская нация психологически привыкла защищать себя изнутри, с помощью своих традиционных методов, стремясь в трудную минуту подставить ближнему плечо, выразить сочувствия, доставить, в том числе, радость от дарения подарков. Механизм дарения подробно описывается в данной статье.

Ключевые слова: сплочение нации, формирование межличностных отношений, традиция бережно относиться друг к другу, ритуал обмена подарками, долг выразить свою признательность, новогодние открытки «нэнгадзе», устойчивые выражения при написании «нэнгадзе», правила обмена подарками в особых траурных случаях.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.019

УДК 32

И.В. СУРМА кандидат экономических наук, заведующий кафедрой государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД РФ, член-корреспондент РАЕН, профессор Академии Военных Наук, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ VS ПОЛИТИКИ ЦИФРОВОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НЕОКОЛОНИАЛИЗМА

Подчеркивается особенность определения государственного и цифрового суверенитета. Отмечается специфика государственного противостояния на международной арене, которая проявляется в его гибридном характере, причем в условиях финансовой, технологической и цифровой неоколонизации значительного числа стран мира, на более технологически-ориентированных международных площадках разворачивается борьба за признание создаваемых отдельными государствами и крупными корпорациями технических стандартов, что усугубляет проблему обеспечения цифрового суверенитета современного государства. Отдельного рассмотрения заслуживает интенсивное внедрение в международную и общественно-политическую практику технологий искусственного интеллекта, а также технологических решений, основанных на алгоритмах самообучаемых нейронных сетей.

Ключевые слова: цифровой суверенитет, кибербезопасность, НАТО, искусственный интеллект, технологический суверенитет, Интернет, Россия, государственный суверенитет, Китай, США.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.020

УДК 327.7

С.Н. ГРИНЯЕВ доктор технических наук, декан факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Россия, г. Москва

Д.А. МЕДВЕДЕВ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии МГЛУ, Россия, г. Москва

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ МНОГОСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы влияния усиливающегося геополитического противоборства на трансформацию институтов многостороннего сотрудничества в Арктическом регионе. Авторами предпринимается попытка выявить и систематизировать основные тенденции институциональных изменений в регионе, а также определить роль и место Арктического совета в новых геополитических условиях. Также описываются стратегии ключевых держав в Арктике и их стратегические устремления в отношении международных институтов в регионе, проводится анализ влияния геополитической повестки на характер международного сотрудничества в регионе. Помимо этого, авторами прогнозируются последствия институционального кризиса Арктического совета и других ключевых региональных организаций, в их числе – усиление роли неарктических государств и политизация международных институтов. В статье упоминаются в том числе правовые положения, регламентирующие деятельность Арктического совета и их ориентированность на исключение влияния политической повестки на функционирование института. Несмотря на это, отмечается активизация деятельности Североатлантического альянса (НАТО) и, в связи с этим, угроза милитаризации Арктического региона, а также изолирование крупнейшей арктической державы от представления своих интересов на международной арене, без реализации права голоса которой принятие решений в рамках Арктического совета и иных региональных организаций не представляется возможным.

Ключевые слова: Арктика, международные институты, региональное сотрудничество, геополитика.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.021

УДК 32.327

И.О. КАРАЧИН руководитель аппарата – директор по коммуникациям АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»; соискатель Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС РУССКОГО ЯЗЫКА В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В данной статье анализируется политический статус русского языка в странах Евразийского экономического союза. Речь идет о русском языке как об основном способе межнационального общения внутри Евразийского экономического союза. На основе подробного изучения цели создания ЕАЭС были выявлены основные сферы межнационального общения, как официального, так и неофициального взаимодействия. В ходе анализа нормативно-правовых актов ЕАЭС, установлен порядок употребления языка и языковых формальностей в представленной сфере. Автор уделяет особое внимание историческим и политико-социальным фактам в процессе развития ЕАЭС, в качестве основы формирующей языковую среду.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, русский язык, межнациональное общение, Российская Федерация, ЕАЭС.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.022

УДК 327.8

А.В. ЧАЕВИЧ доктор политических наук, доцент, профессор кафедры морского права и международного права Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Россия, г. Москва

РОЛЬ НОВОЙ МОРСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В данной статье анализируется роль Морской доктрины Российской Федерации 2022 г., как документа стратегического планирования, определяющего государственную политику в области морской деятельности, в обеспечении ее национальной безопасности. В новой Морской доктрине были учтены важные изменения и новые тенденции международной обстановки, которые затрагивают интересы Российской Федерации в Мировом океане. Ключевым положением Доктрины стало определение и классификация национальных интересов России, а также выделение основных угроз и вызовов для ее обеспечения. Для защиты национальных интересов в морской деятельности Морская доктрина предполагает наращивание экономического, научно-исследовательского и военно-морского присутствия России в различных районах Мирового океана, укрепление и развитие ВМФ. Для России в современных условиях важна успешная реализация ключевых направлений Морской доктрины в условиях сохраняющихся угроз, что позволит обеспечить национальную безопасность России в морской деятельности.

Ключевые слова: Морская доктрина Российской Федерации, национальные интересы, жизненно важные интересы, угрозы и риски национальной безопасности в морской деятельности, военная сила, военно-морской флот.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.023

УДК 327

А.А. ТУШКОВ доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета, Россия, г. Владивосток

А.О. ВОРОН-КОВАЛЬСКАЯ бакалавр кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток

СЦЕНАРИЙ «ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕГРАЦИЙ» БОЛЬШОЙ АЗИИ: ПУТЬ ОТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ХОРДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ПАНЕВРАЗИЙСКОЙ ПЛАТФОРМЫ

В данной статье авторы обратились к актуальной проблеме – политике формирования в евразийском пространстве Большой Азии – всеобъемлющей паневразийской платформы. Все чаще внимание политиков и ученых притягивает Индо-Тихоокеанский регион, который считается более перспективным, по сравнению с Азиатско-Тихоокеанским. Индо-Тихоокеанский регион обозначает обширное морское пространство, включающее Индийский и Тихий океаны, а также окаймляющие их берега. Активное внимание обусловлено несколькими факторами: растущее влияние Индии на мировую экономику и необходимость ее внедрения в процессы АТР, увеличение морских торговых потоков и востребованность транспортных путей Индийского океана, взаимопроникновение сфер влияния Китая и Индии. Концепция «Индо-Пацифика» отражает возросшую геополитическую роль Индийского океана в мировой политике. Сегодня Индо-Тихоокеанский регион, особенно, привлекает внимание трех стран, борющихся за лидерство в нем: США, Китай, Индия. Заинтересованность Индии в этом регионе обусловленная географическими и экономическими причинами, однако, существует ряд факторов, мешающих государству добиться успеха в вопросе доминировния. Один из таких факторов – необходимость конкуренции с более сильными экономиками США и Китая, которые также заинтересованы в своем присутствии и контроле над основными процессами.

Ключевые слова: АТР, концепция «Индо-Тихоокеанского региона», Индо-Тихоокеанская экономическая рамочная стратегия, США, КНР, Индия, ШОС, АСЕАН.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.024

УДК 32.019.51

Е.С. ЧИМИРИС кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела глобальных проблем ИНИОН РАН; руководитель Центра социально-политических исследований Института развития интеграционных процессов ВАВТ при Минэкономиразвития РФ, Россия, г. Москва

СТРАТЕГИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ И ЗАПАДА. ИМПЛИЦИТНОЕ VS. ЭКСПЛИЦИТНОЕ ЗНАНИЕ

В статье предпринимается попытка применить типологию процессов получения знания к анализу особенностей применения методов «мягкой силы» Россией и странами Запада. Учитывая тот факт, что инструменты «мягкой силы» связаны в том числе с попыткой повлиять на формирование определенной модели политической культуры в другой стране, авторы приходят к выводу, что причина различий в подходах к использованию «мягкой силы» кроется в первую очередь в особенностях применяемых методов социального моделирования. В качестве теоретической основы взята концепция политической культуры В.М. Сергеева и Н.И. Бирюкова, которая выделяет онтологию, ценности и практики. Она также дополнена концептуальным разграничением на имплицитное и эксплицитное обучение (знание), что позволяет предложить вариант типологии по типу передачи политической культуры в рамках применения политики «мягкой силы». Авторы приходят к выводу, что российская «мягкая сила» ориентирована в первую очередь на имплицитную передачу ценностей, тогда как западный мир делает акцент на эксплицитную передачу практик. В первом случае оценка конкретных результатов затруднительна в силу невозможности операционализировать процесс передачи знаний, а также достоверно выявить факт получения знания простыми методами. Возможным выходом из этой ситуации может стать переориентация российского подхода к «мягкой силе» в сторону эксплицитной трансляции практик.

Ключевые слова: «мягкая сила», постсоветское пространство, политическая культура, имплицитное знание, оценка эффективности, Россия, США, Европейский союз.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.025

УДК 32.327

Н.С. БЫЧКОВА преподаватель факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние на все сферы жизни человека и общества, в том числе на сферу безопасности. Поскольку пандемия COVID-19 является биогенным вызовом глобального масштаба, целью статьи является выявление возможных инструментов для обеспечения безопасности человека в условиях кризиса, порожденного пандемией COVID-19. Задачами статьи является анализ сущности концепции безопасности человека, ее места в современных международных отношениях; определение инструментов, которые способствовали бы уменьшению негативных последствий пандемии для безопасности человека на международном уровне. Анализ источников и научной литературы позволил проследить становление и эволюцию концепции безопасности человека, прийти к выводу о том, возможным инструментом для обеспечения безопасности человека является дальнейшее развитие международного гуманитарного сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе. В статье отмечаются наиболее существенные барьеры и негативные факторы, препятствующие развитию международного гуманитарного сотрудничества для обеспечения безопасности человека в условиях пандемии COVID-19. Наиболее существенным негативным фактором представляется недостаточная координация усилий отдельных государств в глобальном масштабе.

Ключевые слова: безопасность человека, международное гуманитарное сотрудничество, COVID-19, пандемия.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.026

УДК 32.327

Р.Н. ШАНГАРАЕВ кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва

А.В. ГРИШКИНА магистр Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ

В настоящее время происходит переформатирование мировой экономики. После окончания Второй мировой войны по мере развития мировой торговли в рамках активизации международных отношений, происходившей главным образом за счет обусловленного научно-техническим прогрессом расширения транспортно-логистических возможностей, мировая экономика становилась все более глобальной.

Ключевые слова: Россия, НПС, Мир, деглобализация, платежные системы, санкции, SWIFT.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.027

УДК 32.327

ТЯНЬ МЯО кандидат политических наук, аспирант факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ СИ ЦЗИНЬПИНА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Международная политика, выстроенная Си Цзиньпином, имеет сильную культурную основу развития китайской нации. Начиная с 2013 г., государство активно берет вектор своего развития на международной арене в сторону оптимизации экономических, политических, социальных и иных отношений. Одновременное направление развитие всего мира необходимо коррелировать с общим процветанием государства, сохраняя ценности и наращивая собственную мощь за счет приверженности социализма с китайской спецификой.

В статье представлен краткий анализ истоков современной международной политики с акцентом на ее реформацию в ХХI в. Рассмотренные действующие принципы международной политики Китая позволяют сформировать заключение касаемо выбранного направления международной политики Си Цзиньпина, которая ведет к развитию государства.

Ключевые слова: Китай, Си Цзиньпин, политика, развитие, международное развитие, проблемы, перспективы.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.028

УДК 32

М.Т. МУСАЕВ независимый исследователь Института социальных и духовных исследований при Республиканском центре духовности и просвещения, Республика Узбекистан, г. Ташкент

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ МИССИОНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В данной статье анализируются идеи глобализации миссионерской классификации. В статье также рассматривается классификация принципов классификации миссионерских механизмов в условиях глобализации на основе соответствующих областей государства и общества, особенности исторического генезиса основных понятий миссиологии актуализируются в современных дискуссиях, посвященных миссионерскому служению В статье также отмечается, что миссионерство и прозелитизм в настоящее время проявляются как форма экспансии в соответствии с геополитической теорией. Растущее число идеологических площадок, где миссионерские и прозелитизированные движения стали более активными в XXI веке, ясно дает понять, что предотвращение и ликвидация этих движений является одной из наиболее острых проблем в ряде стран мира.

Ключевые слова: глобализация, духовность, идея, идеология, миссионерство, безопасность, стабильность.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.029

УДК 32.327

АМАН CЕРИК аспирант Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва

РОЛЬ ОДКБ И ШОС В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В статье показано, что повышение кооперации между такими региональными структурами как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) могло бы задать новые стандарты военно-политического взаимодействия и сыграло бы стабилизирующую роль в развитии ситуации в Центральной Азии, а также помогло бы сформировать эффективное партнерство для реагирования на новые вызовы и угрозы в этом регионе. Подчеркивается, что наиболее важным приоритетом для России остается сохранение суверенитета государств-союзников по ОДКБ, ЕАЭС и СНГ, а также их способности к самостоятельному принятию внешнеполитических решений на основе учета всех геополитических факторов. Автор констатирует тот факт, что на Евразийском пространстве фактически начался процесс создания социально-экономических отношений по формуле «процветание в единстве разнообразия», основанных на принципах целесообразности, взаимопомощи и взаимоуважения.

Ключевые слова: международная безопасность, ШОС, Центральная Азия, ШОС, международные отношения, СНГ, Россия, региональная безопасность.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.030

УДК 32.327

АРШАД ГУЛАМ КАДЕР аспирант кафедры истории государства и права Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В АФГАНИСТАНЕ

Учитывая продолжающуюся войну в Афганистане, всякий раз, когда поднимается вопрос «этнической принадлежности», на ум приходят разные мнения и идеи. С одной стороны, есть много журналистов, таких как Ахмед Рашид, а также политиков, таких как Колин Пауэлл и Юшка Фишер, которые описывают конфликт в Афганистане как этнический. С другой стороны, большинство афганских политиков всегда отрицают этот важный вопрос из-за своего происхождения и этнических связей. На этом фоне в этой статье обсуждается концепция этничности и ее последствий для структуры будущей системы Афганистана.

Исходя из гипотезы о том, что этническая принадлежность является доминирующей тенденцией в афганском конфликте, можно сказать, что мирный и государственный процесс, возникший на конференции Петербург-Бен в ноябре 2001 г., основывался на этническом подходе. Поэтому невозможно игнорировать этническую принадлежность каждого политического актора. В отличие от этого подхода, я настоятельно рекомендую предпринять усилия по восстановлению политических институтов, чтобы избежать разжигания этнической принадлежности на политической арене. Практика этноцентризма и этнических квот в будущем правительстве Афганистана усугубит хрупкую и критическую ситуацию в Афганистане вместо того, чтобы способствовать устойчивому миру. В этой статье мой главный аргумент заключается в том, что этнические группы нельзя рассматривать как эффективные и полезные источники единства и солидарности в Афганистане. Нельзя забывать, что этнизация происходила во время войн в Афганистане, но национальное строительство масс всегда было неудачным. Еще не поздно обуздать злоупотребление этнической принадлежностью в политической реконструкции Афганистана, а не продвигать этническую принадлежность как «решение».

Ключевые слова: национальность, политика, религия, правительство, война, афганец.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.031

УДК 32.327

Н.С. ЕРМИЛОВ аспирант кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

РОЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ

Конфликты, возникающие на мировом уровне, часто носят международный характер и сопровождаются возникновением разногласий, которые, согласно Уставу ООН, регламентировано может разрешить мирным путем только Генеральный секретарь ООН, руководствующийся исключением возможных мировых угроз, что закреплено целями Устава ООН в части мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Целью исследования является изучение роли Генерального секретаря ООН в урегулировании конфликтов. Задачи исследования включают: рассмотреть функции Генерального секретаря ООН в урегулировании конфликтов, систематизировать основные достижения должностных лиц, занимавших пост Генерального секретаря ООН в разное время. Методами исследования послужили анализ, обобщение, систематизация научных источников по проблеме исследования. В статье раскрываются возможности органов ООН в решении мировых конфликтов, регламентационная составляющая элементов права, ориентированных на разрешение международных споров и поддержании международного мира и безопасности, а также важность работы генеральных секретарей ООН с момента создания этой организации, в том числе, содержание Архива ООН, созданного в конце 1945 г.

Ключевые слова: структура секретариата ООН, Организация Объединенных наций, правительственные делегации, Генеральный секретарь ООН, государства-члены ООН, традиционные концепции.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.032

УДК 32.327

А.Г. КУЗЯКИН аспирант Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Россия, г. Санкт-Петербург

ЕВРОПЕЙСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ БЮРО КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ВОЗ В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ (ПРОГРАММА РАБОТЫ И АКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Цели: Изучение актуальной деятельности Европейского регионального бюро, в качестве главного субъекта Всемирной организации здравоохранения в евразийском регионе.

Задачи: 1) обозначение приоритетов ВОЗ, ее представительств в евразийском регионе; 2) анализ программы работы Е бюро; 3) рассмотрение актуальной деятельности ВОЗ-Европа.

Методология: Системный подход, анализ деятельности ВОЗ в евразийском регионе в рамках единой организационной структуры.

Методы: анализ, синтез, систематизация, дифференциация и сравнение.

Результаты: Актуальная программа Европейского регионального бюро сформирована с учетом наиболее актуальных вызовов и в контексте общих приоритетов, утвержденных ранее самим ВОЗ. Практическим выражением обозначенных в ней принципов и задач является работа Европейского бюро, реализуемая на сегодняшний день, непосредственно связанная с обозначенными в программе приоритетами.

В процессе формализованной работы ВОЗ-Европа продолжала работу по установлению мирового и регионального партнерства с широким спектром организаций

Выводы: Европейское региональное бюро ВОЗ охватывает самый обширный регион Евразии и включает в себя 53 государства Европы и Центральной Азии. Его актуальные приоритеты и реальная деятельность ориентированы на обеспечение здоровья. Это дает возможность оказывать воздействие на разные сферы деятельности правительств, и развивать широкий спектр партнерских взаимоотношений. Сопровождаясь хорошей положительной динамикой показателей своей работы в регионе, Европейское региональное бюро может определяться как ведущее среди региональных представительств ВОЗ.

Ключевые слова: Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро, евразийский регион, международные субъекты, программа работы.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.033

УДК 32

ЧЭНЬ ХАНЬЧЖИ стажер Китайского института международных исследований, Китай

ХХ СЪЕЗД КПК И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РУКОВОДЯЩЕЙ ГРУППЫ

Данная статья посвящена анализу кадровых решений 20 съезда КПК Китая, что представляется важным аспектом в контексте расширения политического и экономического влияния КНР. Коммунистическая партия сохраняет свою руководящую роль в китайском обществе, укрепившись за столетний период существования организационно и идеологически. Центральная политическая элита (высший состав руководства) КПК формирует внутренний и внешний курс государства, личности наиболее значимых должностей, их специфика и изменения ключевых характеристик имеют существенное значение, поэтому исследование данного направления важно при анализе политической элиты как субъекта мировой политики.

Ключевые слова: политическая элита, мировая политика, КНР, внешнеполитический курс, ключевые должности, политическая компаративистика.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.034

УДК 32.327

ЧЖАН ЧЭНЬИ аспирант кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХОЛОД И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖАРА: ИССЛЕДОВАНИЕ КИТАЙСКО-АВСТРАЛИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В данной статье исследуются причины «политического холода и экономической жары» в китайско-австралийских отношениях, анализируются отдельные направления двусторонних отношений. Исследование ставит целью определить мотивы расширения влияния КНР в Южном Тихоокеанском регионе. Выявленные проблемы и тенденции внешнеполитического курса Китая в контексте отношений с Австралией и островными странами в условиях текущего политического момента актуализируют данный вопрос с точки зрения глобальной безопасности и внутренней политической стабильности. Полученный результат исследования позволяет определить основные установки в международных курсах островных стран и спрогнозировать тенденцию развития китайско-австралийских отношений на перспективу и после прихода к власти нового лейбористского правительства.

Ключевые слова: международные отношения, китайско-австралийские отношения, политическое взаимодействие, Южный Тихоокеанский регион, безопасность, геополитическое влияние.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.035

УДК 32.327

ЯЗАН ХИРБЕЙК аспирант МПГУ, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ КИТАЯ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

Китай рассматривает Африку как центральный элемент проекта по поддержанию роста и развития экономики Китая в долгосрочной перспективе, поскольку Африка является важным источником снабжения Китая ресурсами с его растущими потребностями в сырье.

В статье представлена характеристика геоэкономических стратегий Китая на Африканском континенте.

Важность Африки состоит в стремлении Китая укрепить свое экономическое влияние в глобализированном мире, который движется к трансформации экономической системы.

Цель: Анализ геоэкономических стратегий Китая в Африке и выявление важнейших инструментов и технологий, которые он использует для расширения своего влияния на африканском континенте.

Ключевые слова: геоэкономические сратегии, Америка, Африка, Китай, минеральные богатства и сырье.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.036

УДК 32.327

Л.Г. АБДРАХИМОВ соискатель Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПРОЦЕССЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ И КНР

В статье рассматриваются особенности процессов разработки стратегии национальной безопасности в РФ и КНР. Автор отмечает, что процессы разработки стратегий национальной безопасности включают такие аспекты, как анализ внешней и внутренней политики, определение целевых ориентиров, изучение основных уязвимых «точек» государств с точки зрения нанесения им ущерба из вне, разработка стратегических целей и векторов движения к ним.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, Россия КНР, процессы разработки.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.037

УДК 32.327

Л.М. ЦАХИЛОВА аспирант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Дестабилизация мирового порядка, обострение борьбы между полюсами силы, эскалация и трансформация международных военных конфликтов, что включает в себя гибридизацию войн, ослабление роли института международного права, появление новых центров силы, привело к кризису системы международной безопасности. В современных геополитических условиях, со всеми вызовами и угрозами, с которыми сталкивается мировое сообщество, факторы обеспечения безопасности, в частности международной безопасности, становятся приоритетными задачами политической повестки государств. Международная безопасность уже давно приобрела всеобъемлющий характер, и конечно, безопасность каждого отдельного государства неразрывно связана с безопасностью международного сообщества в целом. В статье рассматривается историческая составляющая становления понятия безопасность, также уделяется внимание факторам, влияющим на его трансформацию в нынешних политических условиях.

Ключевые слова: международная безопасность, глобализация, международное право.

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.038

УДК 32.327

Д.В. ЛИТВИНЕНКО студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

Д.А. ВОЛЖАНИН студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

А.А. ФАЙЗУЛИНА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ: МАРКЕРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ

В статье проведено исследование избирательных систем Великобритании и Франции с позиции эффективности и репрезентативности. Цель исследования – на основании проведенного анализа избирательных систем, используемых в ходе парламентских выборов в Великобритании и Франции, определить возможность использования зарубежного опыта в российской практике. Разработаны концептуальные основы проведения исследования. Проведен анализ избирательных систем, используемых в ходе парламентских выборов в Великобритании и Франции. Осуществлена интерпретация полученных результатов проведенного анализа избирательных систем. Практическая значимость выбранной темы заключается в том, что результаты проведенного анализа могут быть применимы в российской практике для проведения выборов на федеральном уровне. Отмечено, что для эффективности народного представительства в законодательном органе должен соблюдаться принцип представления разных политических интересов, социальных групп; основные факторы, способствующие формированию двухпартийной системы: феномен поляризации и феномен заниженного представительства. Выявлено, что в Великобритании наиболее важное место занимает мажоритарная система относительного большинства, которая является одной из самых простых в Европе; при парламентских выборах во Франции действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, которая в длительной перспективе содействует политической поляризации общества и формированию двух крупных партийных коалиций. Сделан вывод о том, что двухпартийность, достигнутая свободным и демократическим путем при помощи мажоритарной избирательной системы, позволяет достичь эффективного народного представительства и повысить уровень политической конкуренции. Данный подход может применяться и в России, что повысит эффективность федеральных выборов.

Ключевые слова: мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, Великобритания, Франция, Россия, парламентские выборы, сменяемость власти, народное представительство.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.039

УДК 32.327

Е.А. РАДИОНОВА студент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

РОЛЬ ТАЙНОГО СОВЕТА В КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Настоящая статья посвящена определению влияния деятельности Тайного Совета на колониальную политику Великобритании. Исследование ставит целью комплексный анализ функций Тайного Совета и его места в структуре британской политики. Актуальность исследования обусловлена тем, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания как в зарубежных, так и отечественных изданиях, хотя степень влияния Тайного Совета вряд ли можно преуменьшить как в современной политике Великобритании, так и в ретроспективе развития ее колониальной системы. В работе рассматривается контекст колониальной политики Великобритании на рубеже XVIII-XX веков. Отдельное внимание уделяется Судебному комитету Тайного Совета, его полномочиям и, в частности, апелляционной юрисдикции как во времена расцвета колониальной империи, так и во времена становления Содружества наций. Анализируются перспективы Тайного Совета в эпоху формирования тенденций неоколониализма. Для достижения поставленных задач были использованы методы анализа теоретических исследований, а также системный анализ официальных источников правительства Великобритании. Научная новизна работы состоит в определении степени влияния Тайного Совета на колониальную политику Великобритании и обозначении возможности использования британского наследия для укрепления культуры неоколониализма. Проведенный анализ показал, что, начиная с конца XVII века, Тайный Совет имел огромное влияние на заморских территориях Британской империи. Однако уже сейчас наблюдается кризис исполнительной власти Тайного Совета, который тем не менее не умаляет его институционального влияния на внешнюю политику Великобритании. Представленный анализ может быть полезен широкому кругу читателей, в том числе заинтересованных в исследовании колониальной политики Великобритании.

Ключевые слова: Тайный Совет, Великобритания, колониальная политика, Судебный комитет, Содружество наций, неоколониализм.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.040

УДК 32.327

М.С. СМЕТАНИН магистрант Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ МИРОПОРЯДКА

В предложенной публикации автор определяет актуальные национальные интересы Российской Федерации в условиях перехода международных отношений к режиму многополярности и утраты США и стран Запада положения мирового военно-политического и культурно-идеологического гегемона. Ставя перед собой целью четкое обозначение национальных интересов Российской Федерации в условиях укрепления суверенитета, территориальной целостности и восстановления «Русского мира» по языковому, этническому и религиозному признакам, автор определяет национальные интересы в наиболее общем виде как совокупность обусловленных потребностей и неотъемлемых ценностей исторически сложившейся, объединенной социокультурными связями и организованной в государство социальной общности, удовлетворение и защита которых объективно необходимы для будущего существования и развития государства. В качестве практических мер, необходимых для реализации указанных в статье интересов на глобальном уровне, обозначаются проведение полностью независимой и самостоятельной политики, более активное участие страны в международных объединениях и организациях, достижение экономического суверенитета. В заключении делается вывод о том, что национальные интересы России должны основываться на сохранении и приумножении демографического потенциала, укреплении внутренней и внешней безопасности и обороноспособности государства, устойчивом экономическом и научно-технологическом развитии.

Ключевые слова: национальные интересы, однополярность, мнопополярность, суверенитет, демократизация, специальная военная операция.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.041

УДК 32.327

Д.А. БАКАНИНА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

Ю.В. БАРАНОВА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

А.А. ЛЕОНОВА студент Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Российская Федерация и Республика Беларусь исторически имели достаточно предпосылок для успешного осуществления интеграции. Этому способствовали как культурно-историческая близость двух народов, так и схожесть подходов к ведению экономики. 2022 год особенно ярко продемонстрировал важность укрепления экономического сотрудничества двух стран на базисе Союзного Государства в условиях жесткого санкционного давления со стороны коллективного Запада. В данной работе описана и проанализирована история формирования и развития Союзного Государства России и Белоруссии после распада СССР, а также рассмотрены дальнейшие перспективы динамики российско-белорусской интеграции.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Беларусь, Союзное государство, Восточное партнерство, коллективный Запад, экономическое сотрудничество, российско-белорусская интеграция.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.042

УДК 32

А.А. НОЗДРИН студент кафедры политологии Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

А.С. КРАЖАН студент кафедры политологии Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

А.А. ШЕЛЕСТ студент кафедры политологии Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

М.С. ТАНЦУРА научный руководитель, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ПОЛИТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ АМЕРИКАНСКОГО И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА

Поиск способа защиты от рисков российских компаний всегда будет актуален. В частности, достаточно новым методом защиты от коррупционных рисков является комплаенс, который в России еще не полностью внедрился в систему внутреннего контроля многих крупных компаний. Для более корректного его внедрения в антикоррупционное законодательство России следует точно понимать, что представляет собой комплаенс как система в американской и западноевропейской правовой теории, где комплаенс закрепился как метод борьбы с коррупцией еще в конце прошлого века.

Ключевые слова: комплаенс, антикоррупционный комплаенс, комплаенс-система, антикоррупционное законодательство, Специальная военная операция, комплаенс-контроль.

DOI 10.35775/PSI.2022.87.11.043

УДК 314

ЦЗЯН ШИВАН магистрант Даляньского университета иностранных языков, Китай

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье автор исследует современные тенденции языковой политики в республике Беларусь в контексте становления международных отношений и развития жизни общества внутри страны. Языковая политика государства рассматривается с учетом реализации национальных и международных проектов на примере белорусско-российского и белорусско- китайского сотрудничества, а также организации взаимодействия с рядом других стран.

В работе анализируется не только содержание языковой политики в Беларуси, но и определяются перспективы трансформации различных сфер общественной жизни с учетом национальных приоритетов и участия в них языкового компонента.

Ключевые слова: языковая политика, национальная идентичность, международное сотрудничество, языковая ситуация, билингвизм, языковой барьер.

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ