Меню  

   

elibrary1

   

ulrichsweb

   

№ 3 (31), 2018

Научный журнал «Вопросы политологии». № 3 (31), 2018.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

  • Медведев Н.П., Ивайна Мохаммед Политические проблемы развития палестинской государственности
  • Пыж В.В., Фролов А.Е. Политическая безопасность государства и политическая стабильность общества как объект политологического анализа
  • Попов С.И., Ершов Н.А. Политические коммуникации в интернете
  • Амиантов А.А., Масляный А.А. Представительные и законодательные функции парламентов субъектов Российской Федерации на примере Московской областной думы
  • Парамохина А.С. Ориентации малого бизнеса и проблема реализации социально-политических функций среднего класса в 1990-е гг.
  • Сабирьянов Р.Ф. Протофедерализм как фактор территориального развития древнерусского государства: политологический аспект

ЭТНОПОЛИТИКА И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  • Гаджиев М.М. Межнациональная семья как фактор консолидации социума
  • Шовканов Д.А. Коллективная ответственность как внешний и внутренний регулятор локализации этнополитических напряжений и конфликтогенности

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

  • Форет И.В. The EU migration policy: Visegrad group policy review/Миграционная политика Европейского Союза: позиция стран Вышеградской группы
  • Ханалиев Н.У. Россия как альтернативный США актор на Ближнем Востоке
  • Черемин Г.Д. Зарубежный опыт государственной политики в отношении железнодорожного транспорта
  • Темирханова А.Е. Взаимодействие стран Центральной Азии и России в борьбе с международным терроризмом
  • Тодорова Р.В. Возобновляемые источники энергии как движущая сила энергетической политики Республики Болгария
  • Ширгазина Э.Р. Геополитические детерминанты сотрудничества стран БРИКС
  • Ли Дань Китайская политика научно-исследовательских и образовательных институтов по изучению России
  • Пусурманова А.А. Перспективы евразийской интеграции
  • Вернер Н.В. Соотечественники как элемент политики «мягкой силы»
  • Шелест Д.А. Политика Нарасимха Рао «Смотри на Восток» как инструмент формирования будущего Индии

РЕЦЕНЗИИ

  • Медведев Н.П., Слизовский Д.Е. Рецензия на статью Пыжа В.В., Фролова А.Е. «Политическая безопасность государства и политическая стабильность общества как объект политологического анализа»
  • Пряхин В.Ф. Рецензия на статью Медведева Н.П., Ивайны Мохаммеда «Политические проблемы развития палестинской государственности»

Наши авторы № 3-2018

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 32.327

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ИВАЙНА МОХАММЕД аспирант Российского университета дружбы народов, Палестина

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАЛЕСТИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Статья посвящена анализу развития Палестины как суверенного государства, с учетом внутренних противоречий в политической системе палестинского общества, к которым относятся проблемы взаимодействия и внутренние разногласия между ПНА, ФАТХ, ХАМАС, которые вместе с тем все находятся под военной оккупацией и управлением различными израильскими властями и зависят от внешних факторов.

Ключевые слова: палестинская государственность, ФАТХ, ХАМАС, ПНА, Палестина.

УДК 32:001.12/18

В.В. ПЫЖ доктор политических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО НГУ им. П.Ф. Лесгафта, эксперт комиссии по вопросам обороны и безопасности Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, Россия, г. Санкт-Петербург

А.Е. ФРОЛОВ кандидат философских наук, доцент кафедры МПО ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова», Россия, г. Санкт-Петербург

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Статья раскрывает содержание понятия безопасности как базовой потребности человека и общества. В ней рассматриваются основные составляющие национальной безопасности государства – политическая безопасность государства и политическая стабильность общества, пути их обеспечения в современных условиях.

Ключевые слова: национальная безопасность, политическая безопасность государства, политическая стабильность общества, жизненно важные интересы личности, общества и государства.

УДК 32.323

С.И. ПОПОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов (RUDN University), Россия, г. Москва

Н.А. ЕРШОВ магистрант кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов (RUDN University), Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

В статье рассмотрены ключевые моменты политической избирательной кампании в интернете, главные особенности современного политического консалтинга в интернете. Показаны различные способы и методы ведения политической коммуникации в интернете на примере конкретных политических практик, как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: политическая коммуникация, избирательная кампания, «реальная политика», политика в интернете, интернет коммуникация, краудсорсинг, краудфандинг.

УДК 32.328

А.А. АМИАНТОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, доцент кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

А.А. МАСЛЯНЫЙ нотариус города Москвы, юрист, Россия, г. Москва

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

В статье рассматриваются полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Московской областной Думы. Раскрываются особенности участия парламента Московской области в федеральном законодательном процессе, а также некоторые формы взаимодействия Московской областной Думы с органами исполнительной власти данного субъекта.

Ключевые слова: парламент, субъект Российской Федерации, Московская областная Дума, полномочия и функции регионального парламента, законодательный процесс.

УДК 32.323

А.С. ПАРАМОХИНА аспирантка кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

ОРИЕНТАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СРЕДНЕГО КЛАССА В 1990-е гг.

В данной статье анализируются политические ориентации представителей среднего класса 1990-х годов в лице малых предпринимателей, ставится вопрос о том, какое влияние данные ориентации могли оказывать на способность среднего класса выполнять основные социально-политические функции. В качестве источниковой базы автор использовала материалы социологических опросов, проводившихся с 1996 по 2000 гг., опубликованные в рамках базы данных «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)» а также материалы социологических опросов населения, проводившихся Фондом «Общественное мнение» в 1998 и 2000 годах. Автор приходит к выводу, что в 1990-е гг. малые предприниматели, даже будучи в меньшинстве, в большей степени, нежели наемные работники, были сторонниками новой общественной системы, ценностей рыночной экономики и демократического политического устройства. Однако в силу немногочисленности выполнение функции поддержания социально-политической стабильности было для малого бизнеса существенно ограничено. Кроме того, вынужденное использование помощи криминальных структур, распространение иных противоправных действий в предпринимательской среде негативно сказывались на способности малого бизнеса транслировать в общество либерально-демократические ценности, отношение к предпринимателям было неоднозначным. Таким образом, демонстрируя при опросах адекватные ориентации, малый бизнес на практике не мог выполнять функции, характерные для среднего класса демократических систем.

Ключевые слова: малый бизнес, средний класс, политические ориентации, социально-политические функции, политическая стабильность, либерально-демократические ценности.

УДК 32.323

Р.Ф. САБИРЬЯНОВ аспирант кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета Россия, г. Уфа

ПРОТОФЕДЕРАЛИЗМ КАК ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Территориальное развитие России, начатое еще с древнейшего времени, имеет федеративные особенности своего конструирования. Выступая территориально-пространственным маркером властвования, федерализм еще и является тенденций единения различных общностей и народов. В данной статье проводится политологический анализ протофедерализма, обусловленного всем ходом исторического развития российской государственности, как фактора территориального развития и роста Древней Руси.

Ключевые слова: политология, протофедерализм, политическое регулирование, территория, Древняя Русь, территориальное развитие, трансформация, рост.

ЭТНОПОЛИТИКА И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 32.323

М.М. ГАДЖИЕВ кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета, Россия, г. Махачкала

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР КОНСОЛИДАЦИИ СОЦИУМА

Статья посвящена роли семьи, в частности межнациональной, консолидации общества к обеспечению стабильности и межнационального согласия в социуме, а также показана взаимосвязь между семейными и межнациональными отношениями.

Ключевые слова: межнациональная семья, единство, консолидация, семейные отношения, воспитание, культура, гуманизм, традиция.

УДК 32.323

Д.А. ШОВКАНОВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заместитель генерального директора АО «Государственная страховая компания «Югория»», Россия, г. Ханты-Мансийск

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ РЕГУЛЯТОР ЛОКАЛИЗАЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ И КОНФЛИКТОГЕННОСТИ

В статье рассмотрены вопросы необходимости распределения межгосударственной и межрегиональной (горизонтальной) ответственности за межнациональные и этнополитические конфликты, происходящие в регионах страны. По мнению автора, национальные общественные объединения не в полной мере оправдывают тех ожиданий органов исполнительной и муниципальной власти, которые возлагаются на данные субъекты в сфере укрепления межнациональных отношений, адаптации соотечественников, их интеграции в гражданское общество, что, в том числе, связано с отсутствием конструктивного диалога и должного взаимодействия лидеров национальных объединений с органами государственной и муниципальной власти, правоохранительными службами, что также обусловлено отсутствием понимания в их легитимности, авторитете и уважении как у соотечественников, проживающих в субъектах федерации, так и со стороны представителей органов власти своих национальных республик. Автором предлагается внедрить понятие коллективной ответственности, которую закрепить на межгосударственном уровне с участием уполномоченных представителей дипломатических представительств в РФ государств Кавказа, Закавказья и Средней Азии, национально-культурных автономий (национальных объединений) путем заключения трехсторонних соглашений по гармонизации межнациональных отношений. Межрегиональная (горизонтальная) ответственность органов исполнительной власти должно стать эффективным регулятором в межэтнических отношениях, так как порой только официальные должностные лица региона способны оказать действенное воздействие на своих соотечественников (соплеменников) путем внешнего контроля и установления у индивида внутренней саморегуляции.

Ключевые слова: национальные общественные объединения, гармонизация межнациональных отношений, межэтнические и этнополитические конфликты, межнациональные напряжения, межэтническая толерантность.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 32.327

И.В. ФОРЕТ кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений Воронежского государственного университета, Россия, г. Воронеж

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПОЗИЦИЯ СТРАН ВЫШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ

В данной статье автор анализирует развитие миграционного кризиса Европейского Союза на современном этапе, систему Дублинского регулирования и проблему распределения квот на мигрантов в странах ЕС. Предметом исследования является миграционная политика Польши, Венгрии, Чехии, Словакии в масштабе Европейского Союза и влияние различных факторов на ее трансформацию. Цель исследования – изучить основные составляющие позиции стран Вышеградской группы по вопросам кризисных явлений в политике ЕС по миграции. В итоге автор делает вывод относительно причин жесткой позиции стран Центральной Европы по вопросу распределения квот на мигрантов и дальнейшего развития взаимоотношений Брюсселя, с одной стороны, и Польши, Венгрии, Чехии и Словакии – с другой.

Ключевые слова: миграция, Европейский Союз, кризис, убежище, беженец, право Европейского Союза, Дублинская система, Вышеградская группа.

УДК 32.327

Н.У. ХАНАЛИЕВ кандидат политических наук, сотрудник Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва

РОССИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ США АКТОР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

В статье предпринята попытка выявления и анализа важнейших факторов и условий возвращения Российской Федерации в Регион Большого Ближнего Востока в качестве альтернативного США геополитического актора. Учитывая масштабность и сложность темы, главное внимание концентрируется на некоторых, на взгляд автора, значимых проблемах, взяв за основу политику России в отношении с США, с одной стороны, и ведущими региональными государствами, такими как Турция, Иран, Саудовская Аравия. Разумеется, автор не мог не затронуть также вопрос палестино-израильского конфликта, серьезно обострившийся с приходом к власти в США президента Д. Трампа. Естественно, существенное внимание уделено проблеме развязки сирийского узла.

Ключевые слова: Россия, Ближний Восток, США, политика, геополитика, регион, великая держава, война, сирийский узел, терроризм, ИГИЛ.

УДК 32.327

Г.Д. ЧЕРЕМИН соискатель Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В статье анализируется зарубежный опыт государственной политики в области железнодорожного транспорта, рассматривается типология на основе формы собственности. Рассмотрена государственная политика США, стран Европы, политика руководства Евросоюза в отношении железнодорожного транспорта. В статье отмечены как преимущества, так и недостатки проводимой в странах Запада государственной политики. Отдельно показана шведская модель как пример сбалансированного подхода государства к развитию железных дорог. Отмечены общие черты в политике стран Европы: 1) осуществление поддержки железнодорожного транспорта как одной из ключевых отраслей экономики; 2) сохранение государственной собственности на инфраструктуру; 3) сохранение организационных и контрольно-регулятивных функций; 4) финансирование инфраструктурных проектов; 5) поддержка социально значимых пассажирских перевозок. В статье также рассмотрен опыт ряда азиатских стран – Японии, Китая, Северной Кореи, Индии. Отмечено сходство японской и европейской моделей государственной политики. Показана специфика условий развития японского железнодорожного транспорта обусловленная особенностями топологии сети и усиленной социальной направленностью в политике. В статье отмечено также, что в Китае и КНДР применялась советская модель политики в отношении железных дорог. В обеих странах сохраняется жесткий государственный контроль над железными дорогами. Вместе с тем, в Китае и Индии начали применяться некоторые элементы европейских моделей. В Бразилии, Мексике и Аргентине эволюция государственной политики в отношении железных дорог происходила по одной схеме: сначала национализация частных дорог, затем их приватизация как неэффективных, с одновременным резким сокращением пассажирских перевозок, в основном пригородных, и, наконец, новое усиление государственного контроля или даже ренационализация. Сделан вывод, что во всех странах конечной целью является создание достаточно гибкой схемы, сочетающей в себе преимущества разных типов собственности.

Ключевые слова: государственная политика, железнодорожный транспорт, естественные монополии.

УДК 32.327

А.Е. ТЕМИРХАНОВА Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РОССИИ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Статья посвящена актуальной и современной проблеме – проблеме борьбы с международным терроризмом. После завершения операции Вооруженных сил России в Сирии и разгрома основных сил международных террористов «Исламского государства», многие боевики – выходцы из Центральной Азии стали возвращаться в свои страны. Отмечается, что различные бандформирования прикрываясь религиозными лозунгами, бросают вызов государствам региона и ставят задачу – создание Халифата на всех мусульманских землях Евразии. Подчеркивается, что нестабильность на севере Афганистана, и активизация боевиков представляет угрозу безопасности не только странам Центральной Азии, но Китаю и России. Делается вывод о том, что главным гарантом безопасности всего региона остается Россия, а также международные организации в лице ОДКБ и ШОС.

Ключевые слова: международный терроризм, Центральная Азия, «Исламское государство», Афганистан, безопасность, ислам.

УДК 32.323; 327

Р.В. ТОДОРОВА аспирантка кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов (RUDN University), Россия, г. Москва

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ

В начале XXI века человечество все чаще сталкивается с тем, что потребность в электроэнергии быстро увеличивается. Данная тенденция может привести к тому, что объем производства увеличится и в последствии будет происходить стремительное сжигание ископаемых видов топлива. Это, в свою очередь, может привести к усугублению одной из глобальных экологических проблем – проблемы глобального потепления. Мировые запасы топлива приближаются к моменту естественного истощения. Европейскому союзу, как и в Болгарии известны выгоды от использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Европа ориентируется на новую общую энергетическую политику, которая представляет собой пакет комплексных мер по переориентации экономики государств-членов на эффективное использование энергии низкоуглеродных источников, а также повышение энергоэффективности. В последние годы изменения климата принимают все более угрожающий характер, в связи с чем, появляется новая энергетическая политика на территории Европейского союза и в частности на национальном уровне в Болгарии.

Ключевые слова: Болгария, энергия, политика, закон, национальный план, источники энергии, Европейский союз, энергоэффективность, электроэнергия.

УДК 32.327

Э.Р. ШИРГАЗИНА аспирант кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета Российская Федерация, г. Уфа

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС

Действующие сегодня в мировом политическом пространстве западные акторы, в первую очередь страны-члены НАТО, в основу своих стратегических установок закладывают геополитические императивы, заложенные еще в начале ХХ века, игнорируя, подписанные ими самими положения устава ООН, требующие, чтобы в основе деятельности субъектов международной политики должен быть принцип мирного сосуществования государств. Соблюдение его наравне с принципом суверенного равенства государств обеспечит истинную многополярность меняющегося мира как характеристику мирового политического процесса, что показано на примере стран БРИКС.

Ключевые слова: устав ООН, принципы международного права, мировой политический процесс, геополитика, БРИКС, геостратегия.

УДК 32.327

ЛИ ДАНЬ аспирант Восточного института – Школа региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОССИИ

Активный интерес к изучению Советского Союза в КНР начался на рубеже 1980-х годов, когда партийные власти взяли курс на преодоление последствий советско-китайского раскола. Изучение советского опыта продолжалось и после распада Советского Союза в 1991 году. После распада Советского Союза КНР и Российская Федерация приступили к формированию двусторонних связей в новых условиях. В 1990-ые годы в Китае появились новые стимулы и возможности для изучения СССР и России. С одной стороны, исследования, проводимые китайскими учеными, по некоторым темам достигли высокого теоретического уровня. С другой стороны, активизация исследовательской деятельности сопровождалась ошибками в практической методологии. Стратегическое партнерство России и Китая стало одним из приоритетных направлений внешнеполитического курса КНР с начала 2000-х годов и успешно продолжается. По мере улучшения двусторонних отношений увеличивается изучение советского прошлого и России на современном этапе в политической, исторической, экономической и других сферах. В настоящее время в Китае функционирует 26 научных института при академиях и университетах, в которых в той или иной мере ведутся исследования России. В статье рассматриваются научно-исследовательские и образовательные организации изучения России КНР в XXI веке, из которых институты при университетах в основном разделяются на 2 группы: институты изучения русского языка и институты изучения России, также их конкретные направления исследования и функции. Целью данной работы является анализ научно-исследовательских образовательных учреждений КНР, в которых преподают различные курсы по русскому языку, российской истории, а также занимаются изучением китайско-российских отношений, представление их деятельностей, способствующих образовательному сотрудничество между двумя странами.

Ключевые слова: КНР, научно-исследовательские институты, образовательные институты, русский язык, сотрудничество между Китаем и Россией, институты изучения России, академия, университет.

УДК 32.327

А.А. ПУСУРМАНОВА аспирант кафедры политологии и политической философии Дипломатической Академии Министерства Иностранных дел России, Россия, г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В статье рассматриваются перспективы евразийской интеграции, раскрываются основные подходы к оценке тенденций интеграции, ее результатов. Определяются основные цели и направления развития политического и экономического сотрудничества на евразийском пространстве. Вкратце охарактеризованы ключевые проблемы и вызовы евразийской интеграции, пути развития интеграционного взаимодействия на постсоветском пространстве и за его пределами.

Ключевые слова: евразийская интеграция, национальные интересы, экономическое развитие, евразийское пространство, перспективы, общество, зона свободной торговли, независимость.

УДК 32.327

Н.В. ВЕРНЕР аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

В статье рассматриваются такие вопросы, как противоречия соотечественников, проживающих в Германии в вопросе идентификации, проблемы русскоязычной диаспоры в Германии, анализ присутствующей составляющей мягкой силы России за рубежом. Также в статье на примере Германии, которая активно формирует свой привлекательный образ на международной арене, показывается, к каким отрицательным последствиям это может вести. В частности, отмечается, что необходимо формировать не отдельные положительные черты государства, а целостный его образ, предусматривать побочные негативные последствия использования мягкой силы, координировать действия негосударственных акторов по реализации мягкой силы.

Ключевые слова: мягкая сила, публичная дипломатия, Германия, Россия, мигранты, негосударственные акторы, негативные аспекты мягкой силы.

УДК 32.327

Д.А. ШЕЛЕСТ магистр философии, заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Владивосток

ПОЛИТИКА НАРАСИМХА РАО «СМОТРИ НА ВОСТОК» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ИНДИИ

После того, как Индия обрела независимость в 1947 году, страна прошла сложный путь по построению государственности. Многие решения клана Неру-Ганди имели положительный эффект для своего времени, однако к концу 80-хх годов прошлого столетия стало очевидно, что Индии необходим новый курс. Инициатором реформ как внутри страны, так и во внешней политике стал – IX премьер-министр страны, глава Индийского национального конгресса Нарасимхо Рао. Помимо экономических реформ внутри страны глава кабинета министров объявил вовнешней политики курс «Смотри на Восток». В статье выдвигается гипотеза о том, что упомянутый курс был не только попыткой Нью-Дели решить текущие вопросы, но и следованием Рао определенному образу будущего, по которому должна развиваться страна.

Ключевые слова: «Смотри на Восток», Нарасимха Рао, реформы Индии, будущее Индии.

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на статью Пыжа В.В., Фролова А.Е. «Политическая безопасность государства и политическая стабильность общества как объект политологического анализа»

Рецензенты:

Н.П. Медведев доктор политических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

Д.Е. Слизовский доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

Рецензия на статью Медведева Н.П., Ивайны Мохаммеда «Политические проблемы развития палестинской государственности»

Рецензент:

В.Ф. Пряхин доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва

   
© 2012 ВОПРОСЫ ПОЛИТОЛОГИИ