№ 8 (108), 2024
Научный журнал «Вопросы политологии». Том 14. № 8 (108), 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
Головецкий Н.Я., Деметрадзе М.Р., Ракитина П.Э. Христианская наука Мэри Бейкер как источник формирования религиозно-феминистического направления
Каргин Е.А. Теоретические основания религиозно-политической взаимосвязи в концепциях цивилизации Й. Арнасона и А.С. Панарина
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Волков В.В., Астафьев Н.В. С.Ю. Витте как идеолог буржуазного развития России
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Кабыткина И.Б., Яшкова Т.А. Механизм социализации личности и его роль в патриотическом воспитании студентов
Леньков Д.А. Использование потенциала институтов гражданского общества современной России при реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей
Булыгин Ф.В. Традиционные ценности как составляющая политической культуры современной России
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Вяткина Е.О., Гладышев Д.Ю. Вооруженные силы – опора и гарант стабильности политической власти и общественного строя
Морозов И.Л. Терроризм и иные формы негосударственного политически мотивированного насилия – проблема демаркации по тактическим и идеологическим компонентам
Лавренчук А.А. Взаимодействие политических институтов для обеспечения национальной безопасности
Пастернак С.В. К вопросу о содержании понятия «военная организация государства»
Арабов Б.И. Угроза и влияние коррупции на общество и государственную безопасность
Комар И.В., Макаров А.В. Математическое моделирование мобилизации сторонников в ходе избирательной кампании
Мамаев Э. Сравнительная характеристика программ по социальному вопросу политических партий: КПРФ, «Новые люди» «Справедливая Россия», ЛДПР
Саадулаева П.И. Гражданский контроль формирования общественного мнения в политике на платформах интернет-СМИ
Стаценко И.М. Партийная конкуренция в современной демократии: общие характерные тренды и некоторые частные партийные проекты
Нуров Б.А. Миграционный фактор в участии Таджикистана в развитии китайской стратегии «Один пояс – Один Путь»
Пещеров Ю.Г. Международное сотрудничество в области экологической безопасности и его политические аспекты
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
Алиев Ш.О. Особенности и этапы формирования миграционной политики в Российской Федерации
Погорельский Д.М. Государственная политика противодействия этнополитическому экстремизму: основные принципы и направления реализации
Жирнов П.Л., Григорян Д.К. К вопросу об антироссийской санкционной политике
Чувикин С.Г., Пачина Н.Н. Подходы к исследованию обеспечения общественной безопасности органами исполнительной власти
Уматов А.К. Особенности развития эффективного государственного управления в новом Узбекистане
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Михайленко А.Н. Частные военные и охранные компании в современном мире
Рубан Л.С. Миграционный кризис в глобальном мире и его последствия
Дубровина О.В., Быков И.А. «Мягкая сила» и брендинг: методы и возможности
Скворцов Я.Л., Казарян Г.И., Курилкина Е.А. Гибридная война: информационные стратегии НАТО и вызовы для России
Рамич М.С. Методология анализа глобальной конкуренции США и КНР
Ким Чжуёнг. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Корея по освоению Арктического региона
Кочетков А.П. О стратегии обеспечения геополитической безопасности России в условиях противостояния с коллективным Западом
Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. Новый курс Японии на кардинальное обновление своей военной политики впервые с времен окончания Второй мировой войны (Часть II)
Григорян С.С. Интересы Ирана и Саудовской Аравии в сирийском конфликте
Лапшаков Г.С. Историческая политика Японии в период Мэйдзи: пример банкнот образца 1873 года
Данелян Т.О. История изучения внешней политики США в начале XXI века: российская школа
Семенов Н.С. О геополитических и геоэкономических аспектах реализации инициативы «Один пояс, один путь» в постковидную эпоху
Турганбек Назым. Климатическое сотрудничество и низкоуглеродное развитие в рамках Евразийского экономического союза
Чжоу Янань. Внешняя политика Китая в странах Центральной Азии в XXI веке: обзор основных научно-исследовательских работ
Сибиркин П.Д., Медведко С.Л. Влияние присутствия США в Афганистане на безопасность Республики Узбекистан с 2001 по 2021 гг.
НАУЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Медведев Н.П. Международные конфликты и многополярность мирового порядка
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.001
УДК 32
Н.Я. ГОЛОВЕЦКИЙ кандидат экономических наук, профессор факультета экономики и менеджмента Красногорского филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
М.Р. ДЕМЕТРАДЗЕ главный научный сотрудник Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, Университета Мировой Цивилизации, Россия, г. Москва
П.Э. РАКИТИНА студентка факультета экономики и менеджмента; Красногорского филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Красногорск
ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА МЭРИ БЕЙКЕР КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФЕМИНИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Работа посвящена деятельности американской создательнице христианской науки – Мэри Бейкер. Тема достаточно оригинальная, но при этом малоизученная в отечественной науке. Прежде всего интерес вызвала суть ее нововведения, так как религия не считается наукой, тогда как ее роль не оспаривается. И действительно, история человечества показывает, что без родины могут быть народы, но без религии нет. Поэтому тема христианской науки Эдди всегда будет в центре внимания разных поколений и народов. Задачей работы является выявление сути христианской науки и тех методов, на которые она опирается, а также уточнение вопроса о том, к какому направлению креационизма она относится. В ходе исследования, нами не были выявлены никакие научные методы, но при этом усиление роли женского феминизма и равенства ее участия в практике религиозной деятельности является неоспоримым фактом. На сегодняшний день, у Мэри Бейкер имеются последователи, однако, они не могут повторить тот эффект, который она имела в своей практике. Феномен ее лечения остается тайным, что вызывает интерес к ее личности. В работе применяется социокультурная методология междисциплинарности, которая раскрывается на основе культурной, правовой, социальной антропологии, выявляющая религиозные подходы христианской науки Мэри Бейкер. Работа представляет интерес для культурологов, политологов, социальных антропологов, религиоведов и для всех тех, кто интересуется данной тематикой. Эдди была автором многочисленных книг и статей, которые оказали значительное влияние на американскую культуру и мышление. Христианская наука стала одним из крупнейших новых религиозных движений в американской истории. Учения Эдди о силе разума и духовной исцеления бросили вызов традиционным представлениям о религии и медицине.
Ключевые слова: христианская наука, христианский феминизм, креационизм, эволюционизм, Мэри Бейкер, христианская медицина, магнетизм, гормоны счастья, DUF120, Дух Святой.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.002
УДК 32
Е.А. КАРГИН аспирант кафедры философии политики и права философского факультета Московского государственного университета им. Ломоносова, Россия, г. Москва
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ В КОНЦЕПЦИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИИ Й. АРНАСОНА И А.С. ПАНАРИНА
В статье сопоставляются представления о религиозно-политической взаимосвязи в трудах Й. Арнасона и А.С. Панарина. Предпринимается попытка включения работ отечественного мыслителя в контекст современного цивилизационного анализа, для которого взаимосвязь религии и политики является ключевой темой. С помощью логического и сравнительного анализа работ двух ученых, в которых наиболее полно раскрываются взгляды на данную взаимосвязь, выделяются общие и особенные моменты. Имея различные теоретические предпосылки, указанные авторы уделяют внимание схожей проблематике и имеют ряд схожих положений. А.С. Панарин непосредственно не работал с понятием «цивилизационного измерения», однако уделял внимание изменениям «осевого времени», породившим проблематику религиозно-политической взаимосвязи, «большой» и «малой» традиций, ортодоксии и гетеродоксии. Оба рассматриваемых автора считают формы взаимосвязи религии и политики отличительными особенностями цивилизаций, расширяя тем самым поле для сравнительных исследований, включая также и современные общества, так как по мнению обоих авторов религиозно-политическая взаимосвязь сохраняет актуальность и в условиях модерна. А.С. Панарин отмечал кроме духовной и политической власти также власть экономическую. Тем не менее, говоря об «осевых» цивилизациях, ученый придавал решающее значение взаимосвязи между первыми двумя. В сравнительных исследованиях Й. Арнасон сосредотачивается на различных вариациях сакрализации власти, в то время как А.С. Панарин выявлял соотношение присущих каждому типу власти этик в разных цивилизационных контекстах. Также А.С. Панарин существенно большее внимание уделял изучению ареала восточного христианства.
Ключевые слова: цивилизационный анализ, «осевое время», религиозно-политическая взаимосвязь, духовная и политическая власть, сакральная власть.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.003
УДК 32.323
Ф.В. БУЛЫГИН аспирант кафедры политологии МПГУ, Россия, г. Москва
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Автор, исследуя проблему формирования новой ценностно-целевой модели, как одного из компонентов модернизации российского общества, пришел к следующему выводу: Российская Федерация в последние годы испытывает колоссальное давление со стороны разного рода наднациональных структур, придерживающихся либеральной парадигмы развития общества и транслирующих свои нарративы на большую часть мирового населения.
В данной связи перед Россией открывается окно возможностей, позволяющее модернизировать подход к образованию и воспитанию, а также заложить базис для формирования дорожной карты по реализации основ, означенных в законодательных и подзаконных актах, учитывающих духовно-нравственные начала и принимающие во внимание традиционные ценности, истоки которых находятся в консервативной политической мысли, противостоящей западному либеральному стандарту.
Ключевые слова: Россия, традиционные ценности, национальная безопасность, институт государства, политическая идеология, духовно-нравственные установки, социум.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.004
УДК 32
В.В. ВОЛКОВ доктор экономических наук, кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, Россия, г. Санкт-Петербург
Н.В. АСТАФЬЕВ независимый эксперт, курсант Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева, Россия, г. Санкт-Петербург
С.Ю. ВИТТЕ КАК ИДЕОЛОГ БУРЖУАЗНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В статье рассматривается идеологическая концепция С.Ю. Витте, которая являлась органичным звеном в цепи развития государственной идеологии буржуазной модернизации России. Эту модель можно охарактеризовать как систему либерального национализма, в которой такие либеральные ценности как свобода, частная собственность, рыночные отношения, право, конституционное представительство и самоуправление, реализуются через механизмы промышленного национализма. Программа С.Ю. Витте ориентировалась на ускоренное развитие, что, в свою очередь, неизбежно приводило к значительным межсекторным разрывам между сельским хозяйством и промышленностью, а также между экономикой и политической сферой. Все это выражалось в политической борьбе С.Ю. Витте против представителей помещичьих кругов. В период нарастания революционной ситуации меры, которые правительство С.Ю. Витте предприняло для формирования благоприятного общественного мнения в поддержку правительства с помощью официальной прессы, не принесли значительных результатов.
Ключевые слова: С.Ю. Витте, государственная идеология буржуазной модернизации России.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.005
УДК 32
И.Б. КАБЫТКИНА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Российского государственного университета правосудия, Россия, г. Москва
Т.А. ЯШКОВА доктор политических наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии, Академии труда и социальных отношений, Россия, г. Москва
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена проблеме функционирования механизма социализации личности и его роли в патриотическом воспитании студентов. Рассматривается понятие патриотизм и определяется его место в системе духовно-нравственных ценностей в современной России. Анализируются теоретические основы механизма социализации личности, его основные структурные элементы и условия реализации. Формулируются практические рекомендации, направленные на совершенствование этого механизма. Авторы приходят к выводу о том, что позиция настоящего патриота формируется в процессе сложного воздействия механизма социализации личности, в котором образовательно-воспитательные средства, способы и приемы занимают важную роль.
Ключевые слова: патриотизм, механизм социализации личности, духовные ценности, идентичность, образование, студенты, гражданин.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.006
УДК 32.323
Д.А. ЛЕНЬКОВ заместитель директора Центра научно-методического обеспечения государственной культурной политики и традиционных духовно-нравственных ценностей ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Данная статья посвящена участию институтов гражданского общества в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, определению основных направлений деятельности, а также оценке места и роли общественных институтов в процессе сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей.
Рассмотрены актуальность и необходимость формирования уникальной, отечественной модели гражданского общества, а также многообразие форм совместной работы власти и гражданского общества в решении одной из основных задач российской политической системы – обеспечения свободного гармоничного развития личности, предоставления каждому гражданину возможностей для творческого развития и самореализации на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, институты гражданского общества, культура, социально ориентированные некоммерческие организации.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.007
УДК 35.354
Е.О. ВЯТКИНА кандидат экономических наук Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», заместитель директора по учебной и методической работе Института открытого образования, Россия, г. Москва
Д.Ю. ГЛАДЫШЕВ студент Института открытого образования Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ – ОПОРА И ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
В статье проанализированы сущность и содержание вооруженных сил, их значение в государственной и политической власти, и обеспечении стабильности общественной жизни. Актуальность исследования исходит из необходимости всестороннего изучения практических аспектов взаимодействия системы политической власти и вооруженных сил, которые находятся в центре социальных, экономических и политических взаимоотношений. Не выступая автономным субъектом политического взаимодействия, вооруженные силы имеют статус социального института, на который опирается государственная и политическая власть. Вооруженные силы и власть неделимы, так как функционирование армейских подразделений невозможно без государственного управления, а реализация властных полномочий не представляется возможным без силового института. История древнейших времен показывает, что многочисленные войны, воспринимаются обществом в качестве естественного и необходимого процесса изменяющий общественный строй.
Ключевые слова: власть, политическая власть, политические конфликты, армия, вооруженные силы, общественный строй.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.008
УДК 32.323
И.Л. МОРОЗОВ доктор политических наук, профессор кафедры государственного управления Волгоградского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, член экспертного совета по противодействию идеологии терроризма при Антитеррористической комиссии Волгоградской области, Роcсия, г. Волгоград
ТЕРРОРИЗМ И ИНЫЕ ФОРМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКИ МОТИВИРОВАННОГО НАСИЛИЯ – ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ ПО ТАКТИЧЕСКИМ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТАМ
Вошедший в стадию активизации, международный терроризм в настоящее время является одной из наиболее актуальных угроз безопасности личности, общества и государства в любой точке планеты, что ставит научную проблему поиска эффективных мер противодействия ему. Терроризм – наиболее агрессивное, но не единственное социально-опасное явление. Целью статьи является определение тактических и идеологических особенностей современного терроризма, позволяющих демаркировать его от таких категорий, как экстремизм, радикализм, повстанческие народно-освободительные движения – для выработки более адресных программ борьбы с ним. Методологической базой исследования является системный подход к оценке изучаемого явления, структурно-функциональный анализ современной террористической деятельности как взаимосвязанных элементов тактического и идеологического характера, лингвистический семантический анализ эмпирических материалов. Автор приходит к выводу, что среди характерных черт террористической идеологии, выделяющих ее среди иных радикальных воззрений, доминирует образ врага, готовность к неограниченным человеческим жертвам, отказ от любых форм компромисса с политическими оппонентами, понимание победы над которыми сводится к физическому уничтожению, но при этом у террористов нет ясности относительно будущего мироустройства, эклектичность и логическая противоречивость в политических взглядах. Автор указывает, что для эффективного противодействия террористической угрозе в России необходима национальная идея, способная заполнить идеологический вакуум, каркасом корой могут стать такие компоненты, как евразийство, патриотизм, традиционализм. Однако утверждение в общественном сознании подобной объединительной идеи невозможно без решения актуальных проблем более общего рода – социально-экономическое неравенство, правовой нигилизм, пассивный патернализм, характерные для заметной части российского общества.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, радикализм, диверсия, повстанческое движение, национально-освободительная борьба, идеология, национальная безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.009
УДК [323.396+316.66] (470+571)
А.А. ЛАВРЕНЧУК аспирант факультета политологии кафедры истории и теории политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья посвящена исследованию проблемы обеспечения национальной безопасности в ходе взаимодействия разного рода политических институтов. Проведен анализ особенностей содержания и эволюции понятий «политический институт» и «национальная безопасность» в свете западного и отечественного исторического опыта. Выявлены актуальные аспекты изучения обозначенной темы в российской и зарубежной науке в условиях кризиса существующей системы международных отношений и ее широкой трансформации. Сделан вывод о том, что посредством консолидации государственных и гражданских органов, политических партий и общественных движений создаются благоприятные внутренние и внешние условия для реализации национальных интересов и стратегических приоритетов Российской Федерации, выраженных в достижении достойного качества и уровня жизни ее граждан, суверенитета, государственной и территориальной целостности, устойчивого социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: национальная безопасность, Россия, политические институты, XX век, XXI век, государство, политические партии, общественные движения.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.010
УДК 315/354
С.В. ПАСТЕРНАК главный специалист Центра противодействия идеологии терроризма и профилактики девиантного поведения в образовательной сфере, Россия, г. Севастополь
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА»
Статья посвящена теме содержания понятия «военная организация государства». Исследование феномена «военной организации государства» представляет собой актуальную тему в контексте современного мира, где геополитические факторы и военные конфликты оказывают значительное влияние на ход исторических событий.
Управление государством в период военных действий представляет собой сложную задачу, требующую от институтов гибкости, эффективности и способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Высокая эффективность государственных структур в данных условиях играет определяющую роль в обеспечении национальной безопасности и обеспечении благосостояния граждан. В свете современных вызовов и угроз, изучение военной организации государства становится крайне важным для понимания и обеспечения стабильности в глобальном масштабе.
Переход от мирной организации государства к военной организации государства предусматривает совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
Ключевые слова: война, военный конфликт, военная доктрина, вооруженный конфликт, военная организация государства, государственное управление.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.011
УДК 32
Б.И. АРАБОВ Первый проректор по работе с молодежью и духовно-просветительским вопросам Oriental университета, Республика Узбекистан, г. Ташкент
УГРОЗА И ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Коррупция оказывает негативное влияние на все основные институты государства. Системная коррупция подрывает авторитет, доверие и поддержку демократических институтов и законов. Приводятся научные подходы о том, что коррупция является опасным фактором, оказывающим негативное влияние на развитие любого государства и общества, сложным социально-политическим, экономическим явлением, угрожающим всем странам, и что любое проявление этой негативной ситуации ставит общество на грань. разрушения. Проанализировано влияние коррупции на государство в экономической, правовой, институциональной и социальной сферах, а также то, что в результате коррупции серьезно пострадал международный авторитет и престиж государства, и как следствие, реализация также была затруднена реализация ряда запланированных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: коррупция, политическое решение, общественные решения, демократическая культура, демократические законы, социальное поведение, моральные ценности, система управления, национальная безопасность, насилие, политический экстремизм.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.012
УДК 32
И.В. КОМАР специалист Центра информационных технологий Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
А.В. МАКАРОВ администратор программы «Внутренняя политика и лидерство» Факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МОБИЛИЗАЦИИ СТОРОННИКОВ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
Мобилизация сторонников является одной из важнейших технологий любой избирательной кампании. Именно от того, насколько эффективно кандидату удастся привлечь и активизировать своих сторонников, во многом зависят итоги выборов. В условиях постоянно усиливающейся политической конкуренции и насыщенной информационной среды, умение организовать и осуществить мобилизацию избирателей становится ключевым фактором победы в избирательной гонке.
В данной работе осуществляется рассмотрение технологии мобилизации в ходе избирательной кампании, а также ее дополнение за счет прогностической модели.
Ключевые слова: внутренняя политика, мобилизация избирателей, моделирование.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.013
УДК 32.327
Э. МАМАЕВ аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ВОПРОСУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: КПРФ, «НОВЫЕ ЛЮДИ» «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», ЛДПР
В статье дан анализ решения социального вопроса в программах российских парламентских политических партий. Проведено сравнение предвыборных социальных программ (2021 г.) и сделан вывод, что не все партии власти имеют социальную программу. Проведен анализ содержательности предвыборных программ партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди». Самой содержательной является программа партии «Единая Россия», второй по содержательности является программа новой парламентской партии «Новые люди». При сравнении решения вопроса по пенсионному обеспечению парламентскими партиями было выявлено, что конкретные предложения имеются в программах также двух партий «Единая Россия» и «Новые люди». Программа ЛДПР не имеет социального раздела и конкретных предложений. Самая большая социальная программа зафиксирована у партии «Справедливая Россия», но также как и партия КПРФ, справедливороссы предлагали оторванные от реальности предложения решения пенсионного обеспечения и в целом социальной политики. Сделан вывод о важной роли программ социальной политики для политического будущего партий и необходимости корректировать программу в соответствии с запросами общества и социально-экономическими и политическими реальностями.
Ключевые слова: социальные программы, КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Единая Россия», «Новые люди», пенсионное обеспечение.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.014
УДК 32
П.И. СААДУЛАЕВА аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ НА ПЛАТФОРМАХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
Цель статьи заключается в анализе необходимости гражданского контроля в сфере формирования общественного мнения в отношении политических процессов на платформах интернет-СМИ. В рамках исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция. Результаты исследования показывают, что сегодня наибольшее значение для общества приобретает именно разноплановость, многогранность и объективность транслируемой информации. Это обусловливает необходимость гражданского контроля над тем, какое именно мнение СМИ формируют у общественности в отношении происходящих политических процессов, который не позволит манипулировать общественным мнением и будет способствовать правдивой и непредвзятой передаче информации со стороны интернет-СМИ. Выводы заключаются в том, что в последние годы граждане стали чаще обращать внимание на попытки интернет-СМИ сформировать у них определенное мнение по острым проблемам, но как правило, такими гражданами являются известные люди или лидеры общественного мнения. Благодаря им можно сказать, что определенный базис для гражданского контроля в рассматриваемой сфере в нашей стране уже сформировался, хоть пока он еще далеко не совершенен. При этом отмечается, что такая система может принести эффект лишь при условии, когда ее активно поддерживают широкие массы. Чем более высокий уровень гражданской активности будут проявлять граждане страны, тем меньше возможностей останется у власти, СМИ и политических акторов для манипуляций общественным мнением.
Ключевые слова: общественное мнение, политика, политические процессы, интернет-СМИ, гражданский контроль.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.015
УДК 329
И.М. СТАЦЕНКО аспирант Института подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» по специальности «Политические институты, процессы, технологии»; депутат Думы города-курорта Железноводска, Россия, г. Железноводск
ПАРТИЙНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ТРЕНДЫ И НЕКОТОРЫЕ ЧАСТНЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ
Статья содержит политический анализ политической и партийной конкуренции в условиях современной демократии, которая создает наилучшие условия для состязании партий, и которая в то же время, является порождением политико-партийной конкуренции. На основе сочетания акционистского и структурного подходов к конкуренции в контексте демократического процесса выявляются общие характерные сущностные и процессные тренды конкуренции, а также факторы, которые стимулируют ее в современных условиях. В качестве частных конкурентных практик исследуется акционизм общероссийской парламентской партии «Новые люди», которая нарастила свои позиции в президентских выборах марта 2024 г. Обобщается конкурентный смысл ряда программ и мероприятий партии как реализации ответственной публичной политики в общем пространстве партийной конкуренции в современной РФ.
Ключевые слова: демократия, партия, партийная конкуренция, мультипликация конкурентных ресурсов, партия «Новые люди», социальные проекты, ответственная политика.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.016
УДК 32.327
Б.А. НУРОВ соискатель кафедры демографической и миграционной политики МГИМО, Россия, г. Москва
МИГРАЦИОННЫЙ ФАКТОР В УЧАСТИИ ТАДЖИКИСТАНА В РАЗВИТИИ КИТАЙСКОЙ СТРАТЕГИИ «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»
В статье рассматривается сотрудничество Таджикистана и Китая в рамках проекта «Один Пояс – Один Путь» через призму миграционной политики Таджикистана. Для Душанбе экономическое сотрудничество с Пекином оказывается важно еще и по политическим причинам. Статья демонстрирует важность укрепление таджикско-китайских связей и демонстрирует негативное влияние миграционной политики, создающей препятствия для укрепления партнерских связей и более активного участия Таджикистана в китайских проектах. Делается вывод о том, что реформирование миграционной политики и задействование рабочей силы внутри страны принесет стране гораздо больше политической и экономической прибыли, чем активная миграция в соседние страны.
Ключевые слова: Китай, Таджикистан, миграция, политика, экономика, партнерство, «Один Пояс – Один Путь».
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.017
УДК 32
Ю.Г. ПЕЩЕРОВ аспирант кафедры политологии и права Государственного университета просвещения, Россия, г. Москва
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье рассматривается международное взаимодействие в сфере экологической безопасности с учетом его политической составляющей. Детально рассмотрены стратегии и подходы разных стран к защите окружающей среды, уделяя особое внимание Арктике как региону, где экологические риски тесно переплетаются с геополитическими интересами. Изучены экономические механизмы экологического регулирования, включая страхование экологических рисков, экологические налоги и сборы, а также системы экологической сертификации. Проведен анализ роли международных организаций, в частности Арктического совета, в решении глобальных экологических проблем и координации усилий различных стран. Акцентируется внимание на экологических вызовах, связанных с объектами военно-промышленного комплекса, доступ к которым для проведения экологического мониторинга часто оказывается ограниченным. Рассмотрены критические экологические вопросы, в том числе проблемы загрязнения вод и деградации естественных ландшафтов. Особое внимание уделено анализу неэффективности существующих подходов к рекультивации поврежденных земель. Определены перспективы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, подчеркивая необходимость формирования национальных стратегий для экологически безопасных производственных процессов. Выявлены различия в подходах арктических стран к вопросам экологической безопасности, которые нашли отражение в национальных доктринах и стратегиях государств региона. Отмечено отсутствие единого определения экологической безопасности Арктики, что создает препятствия для формирования согласованной политики в этой области. Рассмотрены политические аспекты международного экологического сотрудничества, включая использование экологических вопросов как инструмента политического влияния. Изучены вопросы адаптации к изменениям климата и их влияние на экологическую безопасность Арктического региона. Представлены инновационные подходы к мониторингу окружающей среды, включая использование спутниковых технологий и искусственного интеллекта для оценки экологических рисков. Определена значимость коренных народов Арктики в поддержании экологического равновесия региона и необходимости активного вовлечения представителей коренных общин в разработку стратегий экологической безопасности.
Ключевые слова: экологическая безопасность, международное сотрудничество, Арктика, устойчивое развитие, экологическое регулирование, глобальные экологические проблемы.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.018
УДК 32
Ш.О. АЛИЕВ аспирант Управления аспирантуры и докторантуры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель исследования состоит в анализе специфики формирования миграционной политики в Российской Федерации и этапов ее становления. Методы: анализ, обобщение, формализация, конкретизация. По результатам исследования было выявлено, что современная миграционная политика Российской Федерации сформировалась под влиянием исторических предпосылок, в частности таких, как распад СССР и появление новых границ на территории страны, которая раньше была единой, а также обострение различных конфликтов. Кроме того, было выделено три основных этапа формирования миграционной политики в России. Выводы: современный этап развития отечественной миграционной политики характеризуется тем, что государство взяло курс на модернизацию экономики, в связи с чем первоочередное внимание уделяется привлечению высококвалифицированных работников. Кроме того, впервые стало акцентироваться внимание на таком аспекте, как необходимость адаптировать и интегрировать мигрантов.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, формирование миграционной политики, миграционные процессы, трудовая миграция.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.019
УДК 32.323
Д.М. ПОГОРЕЛЬСКИЙ аспирант факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Россия, г. Москва
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
В условиях глобальной турбулентности и нарастания социально-экономических вызовов увеличилось количество угроз национальной безопасности и внутренней стабильности российского общества. В статье рассматривается государственная политика противодействия этнополитическому экстремизму, который является угрозой межнациональному согласию и устойчивости этноконфессиональных отношений. На основании анализа действующего законодательства автор приходит к выводу, что в России сформирован собственный политико-правовой подход к противодействию экстремистским проявлениям, в том числе этнополитического характера. В рамках этого подхода делается особый акцент на защите государственного суверенитета и общественной безопасности, что оказывает влияние на все направления государственной политики. Автор уделяет особое внимание статусу субъектов, реализующих государственную политику, после чего предлагает расширить список субъектов противодействия за счет институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.
Ключевые слова: этнополитический экстремизм, радикализм, государственная политика, национальная политика.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.020
УДК 32
П.Л. ЖИРНОВ аспирант факультета управления и психологии Кубанского государственного университета, Россия, г. Краснодар
Д.К. ГРИГОРЯН кандидат политических наук, профессор кафедры политологии и этнополитики РАНХ и ГС при Президенте РФ, Россия, г. Ростов-на-Дону
К ВОПРОСУ ОБ АНТИРОССИЙСКОЙ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
В статье анализируется антироссийская санкционная политика, которая наблюдается с 2014 года, а также санкционная политика в связи с проведением специальной операции на Украине. Также подробно рассмотрено теоретическое составляющее определения санкции. В статьях изучены страны, которые применили пакеты санкций против России. В заключение рассматриваются последствия вводимых санкций, а также шаги по укреплению финансово-экономического положения РФ на мировой арене и внутренних рынках.
Ключевые слова: санкции, виды санкций, международно-правовые санкции, санкции ЕС, пакеты санкций ЕС, пакет санкции США, последствия, методы контрсанкций.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.021
УДК 329
С.Г. ЧУВИКИН аспирант кафедры социологии ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»; начальник отдела антитеррористической защищенности ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Россия, г. Липецк
Н.Н. ПАЧИНА доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Россия, г. Липецк
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Цель статьи заключается в рассмотрении основных научных подходов к исследованию обеспечения общественной безопасности органами исполнительной власти.
При изучении системного, интегративного и политико-правового подходов использовались теоретический анализ научной литературы, описательный, сравнительный методы и метод сопоставительного анализа.
Проведен анализ деятельности как силовых, так и гражданских органов исполнительной власти, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность; выявлены основные принципы системного подхода к изучению обеспечения общественной безопасности органами исполнительной власти в рамках политического процесса; исследованы основные принципы интегративного подхода к изучению обеспечения общественной безопасности органами исполнительной власти в рамках политического процесса; определены основные политико-правовые детерминанты к исследованию обеспечения общественной безопасности органами исполнительной власти в рамках политического процесса; рассмотрены приоритетные направления государственной политики в сфере общественной безопасности, осуществляемой органами исполнительной власти.
Научная новизна исследования состоит в том, что в структуре общественной безопасности были выделены и проанализированы следующие элементы: субъект, объект, «антиобъект», объективная сторона и субъективная сторона.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в качестве методических разработок, применяемых при составлении учебных программ, в процессе преподавания курса теории права и государства, особенно в разделах, посвященных органам исполнительной власти.
Ключевые слова: системный подход, интегративный подход, политико-правовой подход, органы исполнительной власти, общественная безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.022
УДК 32
А.К. УМАТОВ независимый исследователь Института социальных и духовных исследований Республиканского центра духовности и просветительства, Республика Узбекистан, г. Ташкент
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ
В статье рассматриваются вопросы новых подходов к совершенствованию системы государственного управления Республики Узбекистан, тенденции, используемые в системе государственного управления в опыте зарубежных стран, уникальные модели, способные привести к положительным результатам в этой сфере, опыт передовых зарубежных стран, совершенствование системы государственного управления.
Ключевые слова: государственная управления, органы власти, реформа, гражданская общества, эффективность реформ, концепция, опыт.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.023
УДК 32.327
А.Н. МИХАЙЛЕНКО доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности России Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ И ОХРАННЫЕ КОМПАНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В условиях становления нового мирового порядка происходит обострение международной обстановки. Это приводит к возрастанию потребности в обеспечении безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях. Эффективным инструментом в этом плане могут выступать частные военные и охранные компании, которые действуют в сложных условиях, в том числе в зонах вооруженных конфликтов. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что при должной организации их деятельности ЧВОК могут способствовать реализации национальных интересов страны. России целесообразно законодательно урегулировать статус частных военных и охранных компаний, а также участвовать в развитии профильной международной организации ICoCA, которая испытывает потребность в реформировании.
Ключевые слова: новый мировой порядок, частная военная и охранная компания, зона вооруженных конфликтов, мягкое и жесткое правовое регулирование, строго государственные функции, ЧВК «Вагнер», ICoCA.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.025
УДК 32
Л.С. РУБАН доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономических стратегий и университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Россия, г. Москва
МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Автор статьи подробно проводит анализ миграционной ситуации в современном глобальном мире, как по количественной структуре, так и по направлениям ее потоков и принимающих сторон, рассматривает причины исхода населения из одних стран в другие с учетом исторических и социально-экономических причин, проблемы безопасности, рисков и угроз и возникновения военных и вооруженных конфликтов и их разрешения, прохождения через ситуацию постконфликта и восстановления мирной жизни. Этот анализ автор предпринимает в сопоставлении с ситуацией, сложившейся 30 лет назад в 1993 году. Для анализа используется компаративистика – метод сравнительно-сопоставительного анализа, историзма, контент-анализа опубликованных научных и официальных статистических материалов и публикаций в средствах массовой информации. Методологией данной исследовательской работы является системный подход, позволяющий комплексно и с учетом всех действующих факторов и нюансов произвести изучение актуальной миграционной проблемы. В хронологическом порядке рассматриваются события длительного временного периода (в течение тридцати лет) с 1993 по 2023 год с выделением крупнейших миграционных потоков на различных континентах (африканском, европейском, азиатском и американском). Также рассматривается, как приток мигрантов влияет на развитие Российской Федерации, как он может быть оптимизирован для улучшения его воздействия на нашу страну, и как можно сделать более комфортной и быстрой адаптацию мигрантов в России с учетом реализации всех гражданских прав мигрантов и беженцев и членов их семей, а влияние трудовых мигрантов более продуктивным и позитивно влияющим на нашу производственную сферу с учетом ее потребностей, целей и задач.
Ключевые слова: беженцы, мигранты, Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН, Международная организация по миграции.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.031
УДК 32.327
О.В. ДУБРОВИНА доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
И.А. БЫКОВ аспирант кафедры политологии и политического управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Москва
«МЯГКАЯ СИЛА» И БРЕНДИНГ: МЕТОДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
В настоящее время, когда процессы глобализации набирают обороты, а конкуренция между странами и компаниями становится все более ожесточенной, концепции «мягкой силы» и «брендинга» приобретают все большую значимость. Данное исследование ставит своей целью проанализировать потенциальную взаимосвязь между этими феноменами и выявить возможные пути усиления «мягкой силы» посредством использования элементов брендинга. В работе даны рекомендации по возможному включению отдельных элементов брендинга в систему методов реализации «мягкой силы».
Ключевые слова: мягкая сила, брендинг, национальный бренд, корпоративный бренд, международное влияние, привлекательность имиджа, маркетинговые инструменты, публичная дипломатия.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.026
УДК 327.2
Я.Л. СКВОРЦОВ кандидат социологических наук, декан факультета международной журналистики МГИМО МИД России, Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва
Г.И. КАЗАРЯН бакалавр Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва
Е.А. КУРИЛКИНА бакалавр Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, г. Москва
ГИБРИДНАЯ ВОЙНА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ НАТО И ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИИ
В статье рассматриваются информационные стратегии НАТО и их влияние на Россию в условиях гибридной войны. Актуальность исследования обусловлена необходимостью защиты национального суверенитета и информационной безопасности России. Основная цель работы – анализ информационных операций НАТО и разработка мер противодействия. Авторы исследовали официальные документы НАТО, в том числе доктрину «НАТО 2030», и выявили методы дезинформации и пропаганды. Основные задачи включают изучение методов информационного воздействия, оценку текущих мер защиты и разработку рекомендаций по их усилению. В ходе работы использованы методы сравнительного анализа и мониторинга информационного пространства. Результаты исследования подчеркивают необходимость консолидации усилий государства и гражданского общества для противодействия внешним информационным угрозам и повышения информационной грамотности населения. Рекомендации авторов направлены на развитие национальных информационных платформ и укрепление международного сотрудничества в области информационной безопасности.
Ключевые слова: глобальная политика, НАТО 2030, гибридная война, информационная война, стратегическая концепция, пропаганда, дезинформация.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.027
УДК 32.327
М.С. РАМИЧ ассистент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумба (РУДН), сотрудник центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН, Россия, г. Москва
МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ США И КНР
Статья посвящена особенностям методологии анализа глобальной конкуренции США и КНР. Рассматриваются теоретические и прикладные методы анализа современной международной ситуации, включая теории международной политической науки и оценку количественных показателей и композитных индексов. В статье продемонстрированы возможности использования теорий международных отношений для анализа американо-китайской конкуренции, в том числе, отдельное внимание уделяется теории неореализма, теории «властного транзита», теории комплексной взаимозависимости, мир-системной теории и конструктивистским подходам. В статье проанализированы различные подходы к оценке материальных потенциалов США и КНР, включая отдельные экономические показатели и композитные индексы для оценки материальных потенциалов, военной мощи и комплексного влияния. Автор делает вывод о необходимости использования комплексной методологии для анализа американо-китайской конкуренции на современном этапе, сочетающей различные теоретические и прикладные подходы.
Ключевые слова: США, КНР, теория властного транзита, теория комплексной взаимозависимости, глобальное управление.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.028
УДК 32.327
КИМ ЧЖУЁНГ аспирант факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ПО ОСВОЕНИЮ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА
В статье рассматривается развитие сотрудничества России с Республикой Корея в областях, связанных с освоением Арктики, и анализируется влияние на двустороннее арктическое сотрудничество таких факторов как пандемия COVID-19, а также введение западными странами экономических санкций после 2022 г. Россия определила Арктику ключевым для национальных интересов и объявила национальную программу, задачи которой – модернизация арктических морских путей, сотрудничество в судостроении, разведке ресурсов, научных исследованиях. Соучастие в данной программе отвечает национальным интересам Республики Корея, и ее правительство в рамках своей арктической политики сотрудничает с Россией.
Но ограничения во время пандемии COVID-19 сузили арктическое сотрудничество по обмену, как специалистами, так и ресурсами. Тем не менее, в 2020 г. по случаю 30-летия российско-южнокорейских дипломатических отношений обсуждалось расширение сотрудничества в Арктическом регионе. После начала специальной военной операции России (СВО) на Украине правительство Южной Кореи присоединилось к экономическим санкциям западных стран, в связи с чем двусторонние отношения ухудшились, что поставило арктическое сотрудничество под угрозу. Санкции напрямую затронули крупные проекты российско-южнокорейского сотрудничества, требующие больших капиталовложений (судостроение и разработка ресурсов в Арктике). Но дипломатические представители обеих стран заявили, что удается предотвратить крах отношений и что они рассчитывают на их восстановление в будущем. Автор анализирует тенденции арктического сотрудничества в контексте геополитического и санкционного осложнения российско-южнокорейских отношений и намечает пути их преодоления.
Ключевые слова: Республика Корея, Российская Федерация, международное сотрудничество в Арктике, Северный морской путь (СМП), освоение арктических ресурсов.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.029
УДК 32.327
А.П. КОЧЕТКОВ доктор философских наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
О СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ С КОЛЛЕКТИВНЫМ ЗАПАДОМ
На основе анализа развития и особенностей сложившейся в современных условиях геополитической ситуации, рассматриваются стратегические подходы к обеспечению геополитической безопасности России в условиях противостояния с коллективным Западом. Акцентируется внимание на геополитических интересах и геополитических угрозах современной России, механизмах обеспечения ее геополитической безопасности в современном мире.
Для написания данной статьи использован системный метод исследования, позволяющий рассматривать геополитическую безопасность, как целостный, сложно организованный организм, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающим пространством. Применение критико-диалектического метода позволило проанализировать геополитические изменения, необходимые для осуществления геополитической безопасности в новых политических условиях. Нормативно-ценностный метод помог определить наиболее значимые факторы и ценности современного российского общества, на основе которых необходимо сегодня формировать систему геополитической безопасности России.
Как показывает настоящее исследование, для восстановления своего статуса ведущей мировой державы России достаточно считать приоритетной зоной своих геополитических интересов собственную территорию, а также территории сопредельных, постсоветских государств, что даст возможность России сформировать под своей эгидой макрорегион и в перспективе остаться одним из ведущих игроков на мировой арене.
Ключевые слова: Россия, геополитическая безопасность, геополитические интересы, геополитическое угрозы, геополитическая стратегия.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.024
УДК 32.327
М.И. КРУПЯНКО доктор политических наук, в.н.н. Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва
Л.Г. АРЕШИДЗЕ доктор исторических наук, профессор ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
НОВЫЙ КУРС ЯПОНИИ НА КАРДИНАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ СВОЕЙ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВПЕРВЫЕ С ВРЕМЕН ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЧАСТЬ II
В статье авторы проанализировали логические последствия завершения эпохи сотрудничества России с Западом после окончания первой «холодной войны» в начале ХХI-го века и признание того факта, что возвращения к ситуации до 24 февраля 2022 года, т.е. до начала Специальной военной операции России на Украине – в ее отношениях с США, НАТО и Японией – больше не будет. Тридцатилетняя эпоха в целом конструктивного, хотя и не без проблем, сотрудничества России с Западом окончательно завершена. Капитулировавшая после окончания Второй мировой войны Япония сегодня, в начале ХХI-го века, оказалась полностью подчиненной американским стратегическим интересам по построению нового мирового порядка на Дальнем Востоке, а стало быть, – ее правящие круги сегодня принимают самое активное участие в действиях по сдерживанию влияния России в мире, в целом, и на Дальнем Востоке, – в частности, препятствуя ее сближению с Китаем и содействуя в укреплении в дальневосточном регионе блоков недружественных России стран в интересах США и их союзников в этой части земного шара.
Ключевые слова: «холодная война 2.0», гонка вооружений в космосе, политика «сдерживания», «новый оборонный бюджет Японии».
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.030
УДК 32.327
С.С. ГРИГОРЯН аспирант факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ИНТЕРЕСЫ ИРАНА И САУДОВСКОЙ АРАВИИ В СИРИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ
Данная статья освещает проблему вовлеченности Ирана и Саудовской Аравии в сирийский конфликт. Сирийский конфликт не теряет свою актуальность с момента начала арабской весны. Цель научной статьи – проанализировать причины вовлеченности Исламской Республики и Королевства в гражданскую войны в Сирии.
В статье проведен анализ событий, начиная с американского вторжения в Ирак в 2003 году, рассмотрены также негосударственные акторы, которые поддерживаются Ираном и Саудовской Аравией в целях удовлетворения своих интересов. Также подчеркнута роль геополитического фактора, а именно расширения влияния в регионе Леванта. Автор также рассматривает возможные варианты событий в случае успеха той или иной стороны в рамках сирийского кризиса, что может привести к изменению баланса сил в регионе Ближнего Востока.
Ключевые слова: Иран, Саудовская Аравия, Сирия, ХАМАС, «Хезболла», Ирак.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.032
УДК 32
Г.С. ЛАПШАКОВ ассистент кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Россия, г. Санкт-Петербург
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ В ПЕРИОД МЭЙДЗИ: ПРИМЕР БАНКНОТ ОБРАЗЦА 1873 ГОДА
Период Мэйдзи, на который пришлась модернизация Японии, стал не только началом ее экономических успехов, но и временем серьезных вызовов. Радикальный слом прежнего социального уклада и стремительная вестернизация требовали от новой власти значительных усилий по поддержанию собственной легитимности. Исторические нарративы играли в этих усилиях ключевую роль. В статье рассматривается один из инструментов исторической политики Японии в период Мэйдзи: изображения на банкнотах образца 1873 года, дизайн которых отличался изобилием исторических и мифологических сюжетов. Поскольку количество изображений, которые могут быть нанесены на купюры, ограничено числом их номиналов, выбор для этих целей конкретных исторических сюжетов дает ценную информацию о идеологии утвердившего этот выбор государства.
Ключевые слова: Политика памяти, историческая политика, национальная идентичность, Япония, Реставрация Мэйдзи.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.033
УДК 32.327
Т.О. ДАНЕЛЯН аспирант факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: РОССИЙСКАЯ ШКОЛА
В данной статье автором анализируется история изучения внешней политики США российскими экспертами начиная с двадцать первого века, изменение внешней политики США после развала советского союза и влияние США на формирование нового облика мирового порядка. Геополитические области, которые впоследствии стали элементами новой стратегии США в евразийском пространстве, и которые предопределили дальнейшую экспансию США в Евразии.
Предпосылки и задачи, которые способствовали возникновению российской школы изучения внешней политики США и их главные направления изучения, с учетом внешнеполитических задач США и их корреляция с интересами России. Цели, которые интересуют российских авторов, и достижение, которых раскрывает видение внешней политики США.
Отдельно изучается смена администраций Белого дома и их влияние на общую концепцию внешней политики США в начале XXI века. Их идеи, взгляды и инструменты, и их раскрытое применение разными президентами США в разных регионах мира. В статье также учитывается постепенное формирование новых очертаний мировой политической системы.
В статье, через труды разных российских авторов также проанализирована область интересов российских экспертов с учетом интересов самой России, как одной из держав Евразии, которая также влияет на формирование политико-экономических отношений на континенте, и через этот анализ проявляются области столкновения интересов США и России.
Ключевые слова: внешняя политика США, российская школа изучения.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.034
УДК 32.327
Н.С. СЕМЕНОВ аспирант кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М.Ю. Ломоносова, Россия, г. Москва
О ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» В ПОСТКОВИДНУЮ ЭПОХУ
Несмотря на то, что в настоящее время глобальный охват проектов «Одного пояса, одного пути» дает значительные потенциальные преимущества, некоторые западные державы с большим подозрением наблюдают за его тенденцией к установлению пространственного контроля над новой, ориентированной на Китай, мировой экономической структурой и альтернативной политической системой. В статье отмечается, что в современных международных отношениях западные державы и даже такие экономические блоки, как Европейский союз, не имеют сопоставимых средств и возможностей для того, чтобы экономически нейтрализовать усиление Китая и даже «сдержать» его в военном отношении. В этой статье рассматривается динамика отношений между Китаем и странами Южной Азией, Китаем и ЕС в пост-атлантическом мире. В этом контексте Китай обладает меньшим сходством с СССР времен холодной войны, поскольку он не стремится противостоять Западу ни в военном, ни даже в идеологическом плане. Нынешняя напряженность в отношениях с Китаем проистекает скорее из нехватки у Запада возможностей эффективно конкурировать с постепенно доминирующей китайской экономикой. Таким образом, западная оценка «Одного пояса, одного пути» обычно или неявно исходит из позиции ощущаемой экономической и структурной слабости, а не реальных угроз, исходящих от «Одного пояса, одного пути».
Ключевые слова: геополитика, инициатива «Один пояс, один путь», Китай, США, Европейский Союз, Африка.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.035
УДК 32.327
ТУРГАНБЕК НАЗЫМ аспирантка кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
КЛИМАТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И НИЗКОУГЛЕРОДНОЕ РАЗВИТИЕ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Климатическая повестка и низкоуглеродное развитие сегодня выступают в качестве важных тематических направлений межгосударственного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Однако развитие взаимоотношений по климатической проблематике между странами-членами интеграционного объединения стало наблюдаться относительно недавно, начиная с 2021 г. Цель статьи – оценить актуальное состояние климатического сотрудничества и низкоуглеродного развития в ЕАЭС по состоянию на 2024 г. Автором проанализирован процесс институализации климатической тематики в ЕАЭС. Рассмотрены соответствующие документы, утвержденные на уровне регионального объединения, а также ключевые практические меры, предпринятые по исследуемому направлению. Особое внимание уделяется анализу перспектив формирования общего рынка углеродных единиц на пространстве ЕАЭС. Кроме этого, отмечается, что при выборе тех или иных климатических и низкоуглеродных мер, страны-члены ЕАЭС придерживаются прагматического подхода, который отвечает социально-экономическим интересам государств.
Ключевые слова: ЕАЭС, климатические изменения, низкоуглеродное развитие, устойчивое развитие, углеродная нейтральность.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.036
УДК 32.327
ЧЖОУ ЯНАНЬ аспирантка кафедры сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Китай
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В XXI ВЕКЕ: ОБЗОР ОСНОВНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Центральная Азия расположена в центральной части Евразийского континента и имеет богатые природные ресурсы, что определяет ее важное положение на международной арене. Новые вызовы XXI века, связанные с кардинальными изменениями в мировой политике, изменение геополитической ситуации в центральноазиатском регионе поставили Китай перед необходимостью проводить более активную внешнюю политику в Центральной Азии. Вместе с этим, центральноазиатский вектор внешней политики Китая привлекает внимание ученых из разных стран. Цель данной статьи заключается в обзоре основных научно-исследовательских работ китайских, российских, центральноазиатских и западных ученых, посвященных внешней политике Китая в странах Центральной Азии. В статье показаны исследовательские приоритеты ученых, занимающихся анализом внешней политики Китая в Центральной Азии.
Ключевые слова: внешняя политика Китая, Центральная Азия, международные отношения.
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.037
УДК 32.327
П.Д. СИБИРКИН аспирант Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва
С.Л. МЕДВЕДКО старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, Российского государственного гуманитарного университета, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ ПРИСУТСТВИЯ США В АФГАНИСТАНЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН С 2001 ПО 2021 ГГ.
После распада Советского Союза США стали рассматривать Узбекистан как потенциально главного партнера в Центральной Азии. Среди пограничных с Афганистаном государств это была крупнейшая в экономическом и политическом плане страна. После терактов в США 11 сентября 2001 г. произошло активное сближение Вашингтона с Ташкентом, когда последний предоставил свою территорию для проведения американской операции «Несокрушимая свобода». США ставили задачу расширения своего влияния на регион и посредством мягкой силы. Это предполагало оказание определенной помощи в области управления, образования, здравоохранения. Однако эти процессы сопровождались внедрением прозападных СМИ, НПО, политических партий, что привело в конечном итоге к охлаждению американо-узбекских отношений и выводу из Узбекистана войск США.
Цель: проанализировать эволюцию отношений США с Узбекистаном, в период присутствия там американских войск, рассмотреть факторы, влиявшие на безопасность в Центральной Азии, а также причины, приведшие к выводу войск и снижению уровня взаимодействия двух государств.
Задачи: выявить причины установления дружеских отношений США и Узбекистана во время операции «Несокрушимая свобода», их охлаждения после 2005 г. и затем снова восстановления при президенте Б. Обаме; рассмотреть специфику взаимодействия Вашингтона и Ташкента при Д. Трампе, заканчивая периодом вывода американских войск из Афганистана.
Методы: хронологический, компаративный, эмпирический и аналитический.
Выводы: Несмотря на попытки США установить с Узбекистаном тесные связи и дружеские дипломатические отношения, интересы обеих сторон оказались совершенно разными. Ташкент рассчитывал на техническую помощь США в модернизации узбекской экономики. Вашингтон же требовал от Узбекистана проведения реформ и демократизации политической системы. Кроме того, Ташкент не смог должным образом решить проблему, связанную с наличием в стране террористических организаций, экстремизма, наркоторговли. При этом в Узбекистане в период правления в США президентов Б. Обамы и Д. Трампа наблюдались периоды ослабления этих явлений, однако после вывода американских войск в стране был отмечен новый виток нестабильности.
Ключевые слова: США, Россия, Узбекистан, Центральная Азия, НАТО, ШОС, терроризм, региональная безопасность.
НАУЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
DOI 10.35775/PSI.2024.108.8.038
УДК 32
Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор, главный редактор издательства «Наука сегодня», Россия, г. Москва
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МНОГОПОЛЯРНОСТЬ МИРОВОГО ПОРЯДКА
В статье, подготовленной на основе научно-практических размышлений автора в социальных сетях, делается попытка дать прогнозную характеристику процессу глобализации в условиях борьбы большинства государств мира за укрепления своего суверенитета и формирования на этой основе нового многополярного мира. Делаются предположения о возникновении новых источников международных конфликтов.
Ключевые слова: однополярный мир, многополярный мировой порядок, международные отношения, глобализация, суверенизация, международные конфликты.